Объем дисциплины и виды учебной работы




 

Вид учебной работы Объем часов/ зачетных единиц по формам обучения  
  очная заочная  
Максимальная учебная нагрузка (всего) 144 144  
Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего) 44 12  
в том числе:      
лекции с применением мультимедийных технологий и раздаточным материалом для студентов 16 6  
семинарские занятия с использованием элементов дискуссий      
практические занятия с использованием технологий case-study (анализ конкретных, практических ситуаций) 26 4  
практические занятия по использованию современных информационных технологий и справочно-правовых систем      
контрольные работы      
Самостоятельная работа студента (всего) 64 126  
в том числе:      
внеаудиторная самостоятельная работа при подготовке к семинарским и практическим занятиям 56 82  
подготовка учебного проекта 4 6  
подготовка к контрольной работе      
Выполнение заданий для самостоятельной работы в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle      
Подготовка к зачету 4 4  
Промежуточная аттестация в форме: зачета  

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов

очная форма обучения

Наименование темы (раздела) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. Психология лиц с нарушениями речи как отрасль специальной психологии … Определение понятия «логопсихология». Характеристика научного аппарата логопсихологии. Задачи. Принципы. Структурная организация. Логопсихология в системе смежных наук. Концептуальные основы логопсихологии. Этапы исторического становления логопсихологии. Основные положения теории Л.С. Выготского, значимые для логопсихологии. Значение научной концепции Р.Е. Левиной в становлении основ логопсихологии. Вклад В.И. Лубовского в разработку теории логопсихологии. Психолингвистические основы логопсихологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.). Современные теоретические подходы в логопсихологии (А.Н. Корнев В.А. Калягин, Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова и др.) Методы логопсихологии. Определение понятия «методы логопсихологии». Дифференциация методов логопсихологии в зависимости от решаемых задач. Методы психодиагностики в логопсихологии: характеристика основных и дополнительных методов психологической диагностики; особенности использования методов психодиагностики при изучении лиц с недостатками речи. Методы психокоррекции в логопсихологии: дифференциация и характеристика методов психологической коррекции; особенности использования методов психологической коррекции в работе с детьми и взрослыми с нарушениями речи. Общая характеристика речи и речевых нарушений. Анатомо-физиологические механизмы речи. Основные закономерности развития речи в онтогенезе. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов. Определение понятия «нарушения речи». Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений и их значение для логопсихологии.        
Тема 2. Особенности познавательной, сферы детей с нарушениями речи.   Особенности речевого развития детей с ОНР. Особенности формирования и развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями речи. Приемы развития различных видов восприятия при речевой патологии. Особенности внимания у детей с речевыми нарушениями.Внимание и приемы его развития у детей с нарушениями речи. Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи. Память, приемы развития памяти у детей с нарушениями речи. Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях звукопроизношения, системных нарушений речи, при нарушениях письменной речи. Особенности процессов мышления и воображения у детей с нарушениями речи        
Тема 3. Психологические особенности детей с различными нарушениями речи Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при нарушениях звукопроизношения и системных нарушениях речи у детей Психологические особенности детей, страдающих различными формами заикания. Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при заикании. Психические и социальные последствия заикания. Психологические особенности детей с различными формами алалии. Этиология, симптоматика, патогенез нарушения. Характеристика речи и психологические особенности        
Тема 4. Организационно-методические аспекты психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи Определение понятия «психологическая помощь». Цель и задачи психологической помощи детям с недостатками речи. Организационные формы психолого-педагогической помощи лицам с речевой патологией. Дифференцированная характеристика содержания деятельности логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Основные направления психо-лого-педагогической помощи логопатам.        
Тема 5. Психологическая диагностика и психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Определение понятия «психологическая диагностика» и характеристика основных теоретических положений. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в логопсихологии. Особенности изучения коммуникативной и языковой компетентности. Изучение когнитивных процессов. Изучение эмоционально-личностной сферы. Структура и содержание заключения по результатам психологической диагностики детей с недостатками речи Определение понятия «психологическая коррекция» и характеристика основных теоретических положений. Значение логопсихотерапии в становлении психокоррекционного направления логопсихологии. Задачи психокоррекции в психологии. Организационные формы психокоррекционной работы с детьми с недостатками речи. Приемы и методы психокоррекции в логопсихологии.        
Тема 6. Психологическое консультирование в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Особенности воспитания в семье ребенка с речевой патологией. Психологическая готовность детей с речевыми нарушениями к школьному обучению: характеристика мотивационно-волевой готовности ребенка с речевыми нарушениями к школе, речевой готовности, умственного и познавательного развития. Определение понятия «психологическое консультирование» и характеристика основных теоретических положений. Задачи психологического консультирования. Этические принципы психологического консультирования. Психологическое консультирование в логопсихологии. Консультативная работа с родителями. Консультативная работа с персоналом логопедического учреждения.        
Тема 7. Практикум по подготовке и разработке консультаций для родителей и специалистов, работающих с лицами с недостатками речи. Подбор методического материала, последовательность и особенности проведения психолого-педагогического кнсультирования родителей и специалистов, работающий с детьми с недостатками речи. Подбор, составление пакета игр и упражнений для развития мелкой моторики и координации речи с движением. Подбор и проведение упражнений на снятие психологического напряжения. релаксацию, повышение мотивации к преодолению речевого дефекта, повышению самооценки, снятии тревожности, страхов у детей с речевыми нарушениями 2 6   8
           
  ИТОГО: 108 часов        

заочная форма обучения

Наименование темы (раздела) Содержание Количество академических или астрономических часов по видам учебных занятий
Занятия лекционного типа Занятия семинарского типа Консультации Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. Психология лиц с нарушениями речи как отрасль специальной психологии … Определение понятия «логопсихология». Характеристика научного аппарата логопсихологии. Задачи. Принципы. Структурная организация. Логопсихология в системе смежных наук. Концептуальные основы логопсихологии. Этапы исторического становления логопсихологии. Основные положения теории Л.С. Выготского, значимые для логопсихологии. Значение научной концепции Р.Е. Левиной в становлении основ логопсихологии. Вклад В.И. Лубовского в разработку теории логопсихологии. Психолингвистические основы логопсихологии (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев и др.). Современные теоретические подходы в логопсихологии (А.Н. Корнев В.А. Калягин, Ю.Б. Некрасова, Н.Л. Карпова и др.) Методы логопсихологии. Определение понятия «методы логопсихологии». Дифференциация методов логопсихологии в зависимости от решаемых задач. Методы психодиагностики в логопсихологии: характеристика основных и дополнительных методов психологической диагностики; особенности использования методов психодиагностики при изучении лиц с недостатками речи. Методы психокоррекции в логопсихологии: дифференциация и характеристика методов психологической коррекции; особенности использования методов психологической коррекции в работе с детьми и взрослыми с нарушениями речи. Общая характеристика речи и речевых нарушений. Анатомо-физиологические механизмы речи. Основные закономерности развития речи в онтогенезе. Взаимосвязь развития речи и других психических процессов. Определение понятия «нарушения речи». Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений и их значение для логопсихологии.        
Тема 2. Особенности познавательной, сферы детей с нарушениями речи.   Особенности речевого развития детей с ОНР. Особенности формирования и развития ощущения и восприятия у детей с нарушениями речи. Приемы развития различных видов восприятия при речевой патологии. Особенности внимания у детей с речевыми нарушениями.Внимание и приемы его развития у детей с нарушениями речи. Особенности мнестической деятельности при нарушениях речи. Память, приемы развития памяти у детей с нарушениями речи. Характеристика мыслительной деятельности при нарушениях звукопроизношения, системных нарушений речи, при нарушениях письменной речи. Особенности процессов мышления и воображения у детей с нарушениями речи        
Тема 3. Психологические особенности детей с различными нарушениями речи Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при нарушениях звукопроизношения и системных нарушениях речи у детей Психологические особенности детей, страдающих различными формами заикания. Характеристика личности, эмоционально-волевой сферы и межличностных отношений при заикании. Психические и социальные последствия заикания. Психологические особенности детей с различными формами алалии. Этиология, симптоматика, патогенез нарушения. Характеристика речи и психологические особенности 0,5 0,5    
Тема 4. Организационно-методические аспекты психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи Определение понятия «психологическая помощь». Цель и задачи психологической помощи детям с недостатками речи. Организационные формы психолого-педагогической помощи лицам с речевой патологией. Дифференцированная характеристика содержания деятельности логопеда и психолога в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Основные направления психо-лого-педагогической помощи логопатам. 0,5 0,5    
Тема 5. Психологическая диагностика и психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи. Определение понятия «психологическая диагностика» и характеристика основных теоретических положений. Организационно-методические аспекты психодиагностической работы в логопсихологии. Особенности изучения коммуникативной и языковой компетентности. Изучение когнитивных процессов. Изучение эмоционально-личностной сферы. Структура и содержание заключения по результатам психологической диагностики детей с недостатками речи Определение понятия «психологическая коррекция» и характеристика основных теоретических положений. Значение логопсихотерапии в становлении психокоррекционного направления логопсихологии. Задачи психокоррекции в психологии. Организационные формы психокоррекционной работы с детьми с недостатками речи. Приемы и методы психокоррекции в логопсихологии.        
Тема 6. Психологическое консультирование в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи. Особенности воспитания в семье ребенка с речевой патологией. Психологическая готовность детей с речевыми нарушениями к школьному обучению: характеристика мотивационно-волевой готовности ребенка с речевыми нарушениями к школе, речевой готовности, умственного и познавательного развития. Определение понятия «психологическое консультирование» и характеристика основных теоретических положений. Задачи психологического консультирования. Этические принципы психологического консультирования. Психологическое консультирование в логопсихологии. Консультативная работа с родителями. Консультативная работа с персоналом логопедического учреждения.        
Тема 7. Практикум по подготовке и разработке консультаций для родителей и специалистов, работающих с лицами с недостатками речи. Подбор методического материала, последовательность и особенности проведения психолого-педагогического кнсультирования родителей и специалистов, работающий с детьми с недостатками речи. Подбор, составление пакета игр и упражнений для развития мелкой моторики и координации речи с движением. Подбор и проведение упражнений на снятие психологического напряжения. релаксацию, повышение мотивации к преодолению речевого дефекта, повышению самооценки, снятии тревожности, страхов у детей с речевыми нарушениями 1 1   24
           
  ИТОГО: 108 часов        


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: