В теле человека насчитывается более 600 скелетных мышц, которые называют поперечно-полосатыми.




У новорожденного скелетные мышцы развиты сравнительно хорошо и составляют 20 – 22 %от общей массы тела. В возрасте 1–2 лет масса мышц уменьшается до 16,6 %. В 6 лет в связи с высокой двигательной активностью ребенка масса скелетных мышц достигает 21,7 % и в дальнейшем продолжает увеличи­ваться. У женщин масса мышц равна 33 % от общей массы тела, а у мужчин – 36 %.

У новорожденного рост мышц происходит неравномерно в зависимости от функциональной активности мышцы или группы мышц. В первые годы жизни ребенка быстро растут мышцы верхней и нижней конечностей. В период от 2 до 4 лет отмечается усиленный рост длинных мышц спины и большой ягодичной мышцы. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела (в статике и пере­движении), интенсивно растут после 7 лет, особенно у подростков 12 – 16 лет.

Мышцы головы, в том числе мимические, у новорожденного тонкие, слабые. Слабо развиты жевательные мышцы. В период прорезывания молочных зубов (особенно ко­ренных) они становятся толще и сильнее.

Мышцы шеи у новорожденного тонкие. Окончательного развития достигают к 20 – 25 годам.

Из мышц груди наиболее ярко выражены возрастные особенности диафрагмы. У новорожденного и детей до 5 лет она распо­ложена высоко, что связано с горизонтальным положением ре­бер. По мере расправления легких в процессе дыхания выпуклость диафрагмы уменьшается.

Мышцы живота у новорожденного развиты слабо, но они от­носительно длиннее, чем у взрослого.

Раз­витие мышц верхней конечности опережает развитие мышц ниж­ней конечности. Масса мышц верхней конечности по отношению к массе всей мускулатуры составляет 27 %(у взрослого 28 %), а нижней конечности – 38% (у взрослого 54 %).

Развитие движений у детей. У новорожденного ребенка на­блюдаются беспорядочные движения конечностей, туловища и головы. Координированные ритмические сгибания, разгибания, приведение и отведение сменяются аритмичными, нескоординированными изолированными движениями.

Нарастание тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5 – 2 месяцев, положенному на живот, поднимать голову. В 2,5 – 3 месяца развиваются движения рук в направлении к видимому предмету. В 4 месяца ребенок поворачивается со спины на бок, а в 5 месяцев перевертывается на живот и с жи­вота на спину. В возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок готовится к ползанию: лежа на животе все выше поднимает голову и верхнюю часть туловища и к 8 месяцам он способен пропол­зать довольно большие расстояния.

В возрасте от 6 до 8 месяцев благодаря развитию мышц ту­ловища и таза ребенок начинает садиться, вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за опору.

К концу первого года ребенок свободно стоит и, как прави­ло, начинает ходить. Но в этот период шаги ребенка короткие, неравномерные, положение тела неустойчивое. Стараясь сохра­нить равновесие, ребенок балансирует руками, широко ставит ноги. Постепенно длина шага увеличивается. К четырем годам она достигает 40 см, но шаги все еще неравномерные. От 8 до 15 лет длина шага продолжает увеличиваться, а темп ходьбы снижаться.

В возрасте 4 – 5 лет в связи с развитием мышечных групп и совершенствованием координации движений детям доступны более сложные двигательные акты: бег, прыганье, катание на коньках, гимнастические упражнения. В этом возрасте дети мо­гут рисовать, играть на музыкальных инструментах.

С возрастом увеличивается скорость бега, вплоть до 13-лет­него возраста. Снижение выносливости в скоростном беге у 14 – 15-летних подростков, видимо, связано с периодом поло­вого созревания.

По мере роста ребенка развивается и такое движение, как прыжок. Дети раннего возраста при подпрыгивании не отрыва­ют ног от почвы, и их движения сводятся к приседаниям и вы­прямлениям тела. С трех лет ребенок начинает подпрыгивать на мес. те, слегка отрывая ноги от почвы. Лишь начиная с 6 – 7 лет наблюдается координация движений при прыж­ке, растет его дальность.

Наиболее интенсивный период прироста мышечной силы у мальчиков приходится на 14 – 17 лет, а у девочек несколько раньше. Различия в показателях мышечной силы у мальчиков и девочек более выражено проявляются с 11 – 12 лет.

Максимальный прирост относительной силы, т. е. силы на килограмм массы, отмечается до 13 – 14 лет.

Что касается другого двигательного качества – выносливо­сти, то наблюдения говорят о еще невысокой выносливости де­тей 7–11 лет к динамической работе. С 11–12 лет мальчики и девочки становятся более выносливыми.

К 14 годам мышечная выносливость составляет 50 – 70%, а к 16 годам – около 80% выносливости взрослого человека.

В подростковом возрасте школьники очень хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам. В свою очередь, у младших школьников имеются все морфофункциональные предпосылки для развития такого качества, как гиб­кость. Большая подвижность позвоночного столба, высокая эластичность связочного аппарата обусловливают высокий при­рост гибкости в 7 –10 лет. К 13 – 15 годам этот показатель до­стигает максимума.

В 7 – 10 лет высокими темпами развивается ловкость движений, которая достигает сравнительно высокого уров­ня развития к подростковому возрасту.

Развитие моторики варьирует в весьма широких границах у детей одного и того же возраста. Вот почему ребенка следует обучать умениям и навыкам, которых он еще не достиг, но для достижения которых уже имеются морфофункциональные пред­посылки.

II.2. СИСТЕМА КРОВИ

К системе крови относятся периферическая кровь, органы кроветворения и кроверазрушения (красный костный мозг, печень, селезенка, лимфатические узлы и другие лимфоидные образования).

В эмбриональный период жизни кроветворными органами являются печень, селезенка, костный мозг и лимфоидная ткань. После рождения ребенка кроветворение сосредоточи­вается главным образом в костном мозге и происходит у де­тей раннего возраста во всех костях. Начиная с 1-го года жизни появляются признаки превращения красного костного мозга в желтый (жировой). К периоду полового созревания кроветворение происходит в плоских костях (грудине, ребрах, телах позвонков), эпифизах трубчатых костей, а также в лим­фатических узлах и селезенке.

Лимфоузлы. У новорож­денных по сравнению со взрослыми они более богаты лимфа­тическими сосудами и лимфоидными элементами с множест­вом молодых форм, количество которых после 4 – 5 лет жиз­ни постепенно уменьшается. Морфологическая и связанная с ней функциональная незрелость лимфатических узлов приво­дит к их недостаточной барьерной функции, в связи с чем у детей первых месяцев жизни инфекционные агенты легко проникают в кровяное русло. В возрасте 1 – 3 лет лимфатические узлы начинают отвечать на внедрение возбудителя. С 7 – 8 лет, в связи с завершением развития лим­фатических узлов, появляется возможность местной защиты от возбудителей инфекции.

Вилочковая железа. Центральный орган иммунитета. К моменту рождения ребенка она хорошо развита. В возрасте от 1 до 3 лет происходит увеличение ее массы. С началом пе­риода полового созревания начинается возрастная инволю­ция вилочковой железы.

Селезенка. Один из периферических органов иммунитета. В ней происходит образование лимфоцитов, разрушение эритро­цитов и тромбоцитов, накопление железа, синтез иммуноглобу­линов. В функции селезенки входит депонирование крови.

Миндалины. Основные лимфоидные образования. У ново­рожденного ребенка они расположены глубоко и имеют не­большие размеры. В связи со структурой и функциональной незрелостью лимфоидной ткани миндалин дети первого года жизни редко болеют ангинами. С 5 – 10 лет нередко наблюда­ется увеличение небных миндалин, часто сочетающееся с уве­личением носоглоточной миндалины и другими лимфоидными образованиями глотки. С периода полового созревания начинается их обратное развитие. Лимфоидная ткань заме­щается соединительной, миндалины уменьшаются в размере, становятся более плотными.

Количество крови. У взрослого человека количество крови составляет примерно 7 – 8% массы его тела. У детей крови относительно массы тела больше, чем у взрослых (табл.1). У но­ворожденных кровь составляет 14,7% массы, у детей одного года – 10,9%, у детей 14 лет – 7%. Это связано с более интенсив­ным протеканием обмена веществ в детском организме.

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: