Гигиена органов пищеварения и мочевыделения




Нормальное развитие ребенка во многом зависит от деятельности его органов пищеварения. Расстройство пищеварения приводит к расстройству питания, нарушению обмена, которое нередко соп­ровождается нарушением функций многих органов и систем.

Стул у детей на первом году жизни часто бывает неустой­чив. У одних он наблюдается раз в 2 – 3 дня, у других 4– 5 раз в сутки. Это может быть связано с индивидуальными особен­ностями желудочно-кишечного тракта ребенка, а также с ха­рактером его вскармливания, качеством грудного молока матери. Если в состоянии ребенка не обнаруживается каких-либо бо­лезненных симптомов, он спокоен, весел, нормально ест, при­бавляет в весе и росте, частота его стула может не вызывать беспокойства.

Акт дефекации у здоровых детей устанавливается к 2 – 3 годам и в норме колеблется у разных индивидуумов от 1 раза в 2 дня, до 1 – 2 раз в день. К этому возрасту важно вы­работать у ребенка привычку опорожнять кишечник всегда в одно и то же время. Наиболее удобными для этого являются утренние часы, после первого завтрака. Ночью, в связи с общей заторможенностью организма, перистальтика кишечника мини­мальна, а после первого приема пищи она усиливается и спо­собствует возникновению позывов на стул. В это время и сле­дует высаживать детей на горшок, вырабатывая условный рефлекс, значительно облегчающий акт дефекации.

Повторяющиеся задержки стула снижают чувствитель­ность прямой кишки, приводят к хроническим запорам, прино­сящим большой вред здоровью ребенка. Воспитателям и родителям при склонности ребенка к запо­рам не следует злоупотреблять клизмами и лекарствами. Луч­шими послабляющими средствами являются тертые овощи и фрукты, ягодные соки, кефир. Если, несмотря на это, у ребенка запор продолжается, его обязательно надо показать врачу, поскольку причиной длительного запора могут быть серьезные желудочно-кишечные и эндокринные заболевания.

Зубы и уход за ними. Первые молочные зубы про­резаются у детей в 5,5 – 6 мес. Отсутствие зубов в 7 – 8 мес. или неправильный их рост (клыки прорезаются раньше резцов) указывают на недостаток в организме ребенка солей кальция и фосфора, витаминов и в. первую очередь витамина Д, наличие какого-то заболевания, чаще всего рахита.

Молочные зубы, по сравнению с постоянными, отличаются большой нежностью и хрупкостью, легко подвергаются порче, особенно у больных, физически слабых детей. Испорченные зу­бы могут вызвать заболевание соседних зубов, а также повли­ять на развитие постоянных зубов, которые еще не появились, но уже заложены в деснах. Испорченные зубы являются также местом скопления различных микробов, в том числе и тех, ко­торые вызывают ангины, острые респираторные и желудочно-кишечные заболевания. Поэтому с раннего детства следует при­учать детей беречь свои зубы, регулярно и правильно ухажи­вать за полостью рта. С 3 лет дети должны уметь после каждого приема пищи тщательно полоскать рот теплой водой, утром и на ночь чистить зубы щеткой, соответствующей по размеру полос­ти их рта, со сравнительно мягкой щетиной. Для детей рекомен­дуются специальные зубные пасты. Взрослые должны следить за тем, чтобы дети не ели много конфет, сахара, других сладостей, не употребля­ли слишком холодную или горячую пищу, жидкости, быстро сле­дующие друг за другом (после горячего второго блюда – мо­роженое или холодный сок), не разгрызали зубами косточки от ягод, орехи. Не реже 2 раз в год необходимо санировать полость рта и лечить боль­ные зубы.

У грудных детей акт мочеиспускания непроизвольный, и только с возрастом он начинает регулироваться сознанием и волевыми уси­лиями. Детей 8 – 9 мес. уже сажают на горшок (через 10 – 15 мин после очередного приема пищи и сразу же после сна). Своевре­менная смена мокрых пеленок приучает детей к чистоплотности, ускоряет выработку у них условных рефлексов на мочеиспус­кание. При правильном воспитании здоровые дети к концу пер­вого – началу второго года жизни просятся на горшок.

Гигиена кожи

В первые месяцы жизни ребенка лицо и руки его протира­ют ватными тампонами, смоченными в кипяченой воде; каждый глаз протирают своим тампоном. С 5 – 6 мес. ребенка можно умывать без помощи тампонов, водой комнатной температуры.

Необходимо следить за тем, чтобы малыш все время нахо­дился в чистой и сухой одежде и пеленках. После дефекации ребенка следует подмыть теплой проточной водой (температу­ра 36 – 37°С), обсушить, осторожно прикладывая мягкое поло­тенце или простынку, и завернуть в чистое, сухое белье.

Ребенка можно начинать купать после отпадения пуповины. В первую половину года, когда кожа малыша особенно нежна и ранима, гигиеническую ванну надо делать ежедневно, с 6 месяцев его можно купать через день, после года – 2 раза в не­делю, а после 3 лет – 1 раз в неделю и обязательно ежедневно мыть ноги.

В первые 2 мес. жизни ребенка купают в кипяченой воде или в слабом растворе марганцовокислого калия, в дальнейшем его можно купать в сырой воде.

Перед купанием надо чистыми руками промыть детскую ван­ночку горячей водой с мылом, на дно ее положить чистую пеленку и налить воду, температура которой 36 – 37°С. Темпера­тура воздуха в помещении, где купают ребенка, в первые месяцы его жизни равна 22°С, а затем 20°С. Ребенка осторожно по­гружают в воду, головку кладут на предплечье.

В первые дни взрослый сначала рукой, а затем мягкой губкой или варежкой, специально сшитой из мягкой ткани, моет тело ребенка водой (с мылом малыша купают не каждый день, а 2 – 3 раза в неделю). Во время купания (оно продолжается не более 5 – 7 мин) надо следить, чтобы вода не попадала в глаза, уши и нос. После того как тело ребенка будет вы­мыто, чистой кипяченой водой ему моют голову и лицо, а затем, повернув вниз лицом, его обливают водой, температура которой на 1 – 2°С ниже температуры воды в ванной.

После купания тело ребенка осторожно обсушивают мягкой простыней, а кожные складки смазывают жиром. Ногти на паль­цах рук и ног обрезают ножницами, предварительно протертыми спиртом. Нос и уши прочищают ватными жгутиками, смоченными растительным или вазелиновым маслом. После купания ванночку следует тщательно промыть и просушить.

С 2 – 2,5 лет детям начинают прививать гигиенические навыки по уходу за своим телом: правильно умываться, мыть руки перед едой и при всяком их загрязнении (после игры с песком, общения с животными, после уборной и т. д.).

 

III.2. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Физкультурные занятия. Подвижные игры

Систематические физические упражнения содействуют развитию всех органов и систем, и в первую очередь двигательного аппарата де­тей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость ребенка. Интен­сивная активность мышц влечет за собой усиление сердечной дея­тельности, иными словами, тренировку сердца – органа, от работы которого зависит обеспечение всего организма кислородом и пита­тельными веществами.

С первых месяцев жизни над кроваткой ребенка подвешивают яркие игрушки, которые он может захватывать руками, на полу ма­нежа раскладывают различные интересные предметы. Стремясь до­тянуться до этих предметов, ребенок быстрее приобретает умение переворачиваться со спинки на живот и обратно, ползать, садиться. Большое значение для правильного развития мускулатуры и двига­тельного аппарата грудного ребенка имеет массаж, пассивная и ак­тивная гимнастика.

С детьми до года занятия по развитию движений проводят еже­дневно в течение 5 – 8 мин. С 3 месяцев, когда физиологическая ги­пертония сгибателей рук и ног проходит, включаются пассивные упражнения – сгибание и разгибание в локтевом, коленном, тазо­бедренном и других суставах, повороты со спины на бок и живот. В возрасте до 9 месяцев рекомендуются упражнения, подготавли­вающие ребенка к самостоятельному сидению, вставанию, хожде­нию с опорой, а на втором году жизни – упражнения, совершен­ствующие ходьбу, бег, лазание. Дня этого в помещениях, где находятся дети первого и второго года жизни, необходимо иметь соответствующее оборудование.

С детьми 2 – 3-го года жизни занятия по развитию движений проводят не только индивидуально, но и небольшими группами (к 2 годам – 8 –10 детей, на третьем году жизни – 10 – 14 детей). Продолжительность занятий постепенно увеличивается с 12 – 15 до 18 – 20 мин.

С детьми второй младшей группы (четвертый год жизни) про­водят физкультурные занятия, а также утреннюю гимнастику. Физкультурные занятия состоят из трех частей: непродолжитель­ной вводной, подготавливающей организм; основной, включающей подвижные игры и упражнения в основных движениях; заключи­тельной, в результате которой организм возвращается в исходное состояние. Упражнения и подвижные игры подбирают с учетом воздействия на группы мышц, участвующих в сохранении правиль­ного положения туловища, головы, плечевого пояса.

Нагрузка в подвижных играх и упражнениях должна строго дозироваться. Детям не рекомендуется давать упражнения с дли­тельным статическим напряжением мышц, а также силовые уп­ражнения, требующие задержки или напряжения дыхания. Надо следить за тем, чтобы во время физических упражнений дети ды­шали через нос. Общая продолжительность физкультурных заня­тий для детей 3 – 5 лет 20 – 25 мин, 6 – 7 лет – 30 – 35 мин.

Для большего эмоционального подъема детей, выработки у них чувства ритма и темпа физические упражнения желательно проводить под музыку.

Разнообразное спортивное оборудование: гимнастические стен­ки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и др. – позволяет детям быстрее усвоить нужные движения, делает занятия более увлекательными и менее утомительными.

В теплое время года занятия по развитию движений следует проводить на воздухе. Одежда во время занятий должна быть лег­кой, не стесняющей движений: дети занимаются в майках, трусах, носках и тапочках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: