Спортивные виды физических упражнений




Катание на санках, лыжах и коньках способствует развитию мышц и опорно-двигательного упражнений аппарата, но при условии, если инвентарь, ко­торым дети пользуются (коньки, лыжи, велоси­пед), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной пе­дали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3 – 5 лет оно равно 25 см, для детей 6 – 7 лет – 30 см. При втором наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3 – 5 лет 18 см, а 6 – 7 лет – 20 см.

Длина санок для детей рекомендуется двух размеров: 69 и 72 см, ширина и высота тех и других обычно одинаковые.

Длина лыж для каждого ребенка подбирается индивидуально и должна быть равной его росту с вытянутой вверх рукой. Первые занятия на лыжах проводятся без палок, чтобы дети не могли поранить ими себя и товарищей.

Детские коньки для лучшей их устой­чивости должны быть небольшой высоты и иметь широкие лезвия; этим требовани­ям более всего отвечают коньки типа «спорт» или «фигурные». Ботинки для ка­тания на коньках низкие, на тонкой по­дошве, без каблука, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие бо­тинки обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают от подвывихов и вывихов. Шнуруются ботинки у пальцев свободно, а на подъеме туго.

Перед тем как первый раз вывести детей на лед, надо дать им немного привыкнуть к конькам. Для этого в помещении или на утоптанной снеговой дорожке дети должны постоять на коньках, балансируя то на одной, то на другой ноге, осторожно походить. Выходить на лед надо на хорошо отточенных коньках, так как тупые легко разъезжаются и на них трудно овладеть тех­никой бега. Чтобы предохранить коньки от ржавчины, после ка­тания их надо протереть сухой тряпкой или газетой.

При обучении катанию на коньках и лыжах дети могут быть одеты в обычную одежду, в которой они совершают прогулку. Ког­да дети овладеют техникой катания, их следует одевать более лег­ко и удобно: поверх комнатной одежды надеть лыжный костюм и комбинезон из водонепроницаемой ткани на мягкой подкладке, на голову – шерстяную вязаную шапочку, прикрывающую лоб и уши, на руки – шерстяные, а сверху парусиновые рукавички. При катании детей на лыжах и коньках надо следить за тем, чтобы они дышали через нос.

Вначале дети катаются на коньках и лыжах не более 10 мин, в дальнейшем продолжительность катания можно довести для детей 4 – 5 лет до 15 – 20 мин, для детей 6 – 7 лет – до 30 мин. Кататься на коньках детям дошкольного возраста рекомендуется не чаще 3 раз в неделю. После того как дети научатся хорошо передвигать­ся, каждое катание может продолжаться 30 мин. Если при ката­нии на лыжах и коньках ребята чувствуют усталость или боль в ногах, следует в течение 2 – 3 мин отдохнуть (стоя на лыжах на свежем воздухе; при катании на коньках лучше войти в помеще­ние, сесть и расшнуровать ботинки).

 

Воспитание осанки и предупреждение плоскостопия

Укрепление опорно-двигательного аппарата способствует формированию у детей правильной осанки.

Осанка, т.е. привычно положение тела при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться сраннего детства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования какдвигательного аппарата, так ивсего организма. Онахарактеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, расположенными параллельно и сим­метрично (без выпячивания нижнего края) лопатками, разверну­тыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Лю­ди с правильной осанкой отличаются стройностью: голову они дер­жат прямо, их мышцы упруги, живот подтянут, движения собран­ные, четкие, уверенные. Правильная осанка свидетельствует о хо­рошем общем физическом развитии.

Деформации различных отделов скелета, недостаточное или неравномерное развитие мускулатуры, пониженный мышечный тонус, который нередко возникает при подавленном состоянии че­ловека, могут привести к нарушению осанки.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функци­ях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, же­лудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость лег­ких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повы­шенная утомляемость, плохой аппетит; ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естествен­ных изгибов позвоночника в грудной области (кифотическая осан­ка) или поясничной области (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз – боковое искривление позвоночника.

Сутулость возникает при слабом развитии мышечной сис­темы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея на­клонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.

При кифотической осанке все вышеперечисленные симп­томы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается.

Для лордотической осанки характерна сильно выраженная изогнутость позвоночника в поясничном отделе: шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Этот тип нарушения осанки у детей дошкольного возраста встречается довольно часто, так как у них еще слабо развиты мышцы живота.

Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и таза, а также различной величиной так называемых треугольников талии (просветы, образующиеся между внутренней поверхностью опущенных рук и боковыми сторонами туловища).

Различают три степени нарушения осанки. При нарушении первой степени изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Это нарушение легко исправляется при систематических занятиях корригирующей гимнастикой мышечной системы.

При второй степени нарушения осанки изменения появляются в связочном аппарате позвоночника. Эти изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корригирующей гимнастикой под руководством квалифицированных медицинских работников в специальных кабинетах лечебной физкультуры.

Третья степень нарушения осанки характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночник эти нарушения с помощью корригирующей гимнастики не восстанавливаются.

В дошкольном возрасте нарушение осанки чаще наблюдается у детей со слабым физическим развитием, больных рахитом, туберкулезом, имеющих плохое зрение или слух.

Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, следует с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию организма ребенка.

Нельзя укладывать детей спать или отдыхать в очень мягкие кровати или на прогибающиеся под их тяжестью раскладушки, до 6-ти месяцев сажать детей, особенно страдающих рахитом, до 9-ти месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за ручку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным. Лучше пользоваться специальными приспособлениями.

Маленькие дети не должны стоять и сидеть продолжительное время на корточках на одном месте, ходить на большие расстояния (во время прогулок и экскурсий), переносить тяжести. Чтобы малыши, играя в песок, не сидели подолгу на корточках, песочные ящики следует делать со скамейками и столиками. Мебель, которой пользуются дети, должна соответствовать их росту и пропорциям тела. Надо следить за правильной осанкой детей во время занятий и приема пищи, игры, работы на участке. Не следует разрешать детям по­долгу стоять с опорой на одну ногу.

В воспитании правильной осанки играет роль и одежда. Она не должна быть тесной, мешать прямому положению тела (короткие бретели на юбках и штанишках), затруднять свободные движения.

Большое влияние на формирование осанки ребенка оказывает состояние его стоп.

Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наруж­ный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Ес­ли мышцы, поддерживающие нормальный свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплоща­ют стопу. У детей до 3 – 4 лет на подошве стопы хорошо развита гак называемая жировая подушка, поэтому определить у них плос­костопие по отпечатку стопы невозможно.

При плоскостопии нарушается и понижается опорная функция стопы, ухудшается ее кровоснабжение, отчего появляют­ся в ногах боли, а иногда и судороги. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Боли могут возникнуть не только в стопе и икроножных мышцах, но и в коленных суставах, а также в пояс­ничной области. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, походка их напряженная, неуклюжая.

Плоскостопие редко бывает врожденным. Причинами разви­вающегося плоскостопия могут быть рахит, общая слабость, пони­женное физическое развитие, а также излишняя тучность, при ко­торой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка. Плоскостопие особенно легко развивается, если дети преждевре­менно (до 10 – 12 месяцев) начинают много стоять и передвигать­ся. Вредно сказывается на формировании стопы длительное хож­дение детей по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука. Деформация стоп может возникнуть также в результате параличей (полиомиелит) и травм мышц, связок и костей ног.

У детей с сильным плоскостопием при толчках во время прыж­ков и бега наблюдаются головные боли и недомогание в связи с потерей амортизационной роли свода стопы, смягчающей толчки.

При плоской и даже уплощенной стопе обувь снашивается обычно быстрее, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются на то, что ботинки или туфли, которые с утра были им впору, начинают давить на пальцы и как бы становятся тесными. Происходит это оттого, что после длительной нагрузки деформированная стопа еще более уплощается и вследствие этого удлиняется.

В целях предупреждения плоскостопия детская обувь не должна быть тесной, должна плотно облегать ногу, иметь жесткий задник, эластичную подошву и каблучок не выше 8 мм. Не рекомендуется носить обувь с узкими носами или жесткой подошвой, следует также разрешать детям ходить дома в теплой обуви, так как частый перегрев ног ослабляет связочный аппарат стопы, что способствует развитию плоскостопия. Желательно также проводить умеренные упражнения мышц ног и стоп: ходьба на носках, наружных краях стоп, по наклонной плоскости, катание мяча и обруча ногами, приседание стоя па палке. Длительность упражнений – 10 – 20 мин., в зависимости от возраста ребенка.

Хорошо укрепляют стопу ежедневные прохладные ванны с последующим массажем ног, особенно мышц подошвы и внутренней поверхности голени, а также хождение босиком по рыхлой земле, неровной поверхности (свежескошенный луг, галька). При этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы.

При начальной форме плоскостопия и нерезко выраженном уменьшении свода применяют исправляющие форму стопы стельки, так называемые супинаторы. Их должен подобрать по гипсовому слепку, полученному от стопы ребенка, врач-ортопед.

Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием не реже двух раз в сутки проводится специальная лечебная физкультура под наблюдением медицинского персонала.

 

III.3. ЗАКАЛИВАНИЕ

Сущность закаливания

Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав атмосферного воздуха его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Приспосабливаясь к сложному воздействию всех перечис­ленных внешних условий, организм способен уменьшить или увеличить свои теплопотери. Эта способность в основном сво­дится к увеличению или уменьшению количества крови, прите­кающей к кожным покровам. Больший или меньший приток крови к коже в свою очередь обусловлен способностью кожных капилляров сужаться или расширяться в просвете (диаметре).

Сужение и расширение кожных капилляров осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и тепловые раздражения из центральной нервной системы к кожным капиллярам по сосудосуживающим и сосудорасши­ряющим (сосудодвигательным) нервам направляются соответст­вующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается, и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается, и теплоотдача понижается.

Чем моложе ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее, при неблагоприятных условиях среды, он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) больше, кожа, в частности ее роговой слой, тоньше, а просвет кожных капилляров шире, нежели у взрос­лых людей. При этом в связи с малой приспособленностью детей младшего возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают замедленно и не в полную меру. Их организм часто не успевает быстро отреагировать и защитить се­бя от холода или жары. Поэтому маленьких детей приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и ох пе­регревания в целях предупреждения у них различных заболе­ваний.

Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте сле­дует рассматривать как важнейшую составную часть физиче­ского воспитания детей. Лучшими средствами закаливания явля­ются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаж­дение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспа­ление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).

Цель закаливания – выработать способность организма бы­стро изменять работу органов и систем в связи с постоянна меняющейся внешней средой. Способность организма приспо­сабливаться к определенным условиям внешней среды выраба­тывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного повышения его дозировки.

В процессе закаливания в организме ребенка происходят весьма сложные изменения. Клетки покровов тела и слизистых оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных сосудов, протекают экономнее, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под влиянием закаливания кожи слизистые оболочки становятся менее чувствительными и непроницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, способность организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры, к простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Принципы закаливания

Чтобы получить положительные результат от применения закаливающих процедур, обходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними не проведены обливания.

3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.п.) и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потреб­ность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных путей, соприкасающаяся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях усиливается тепло­образование, предупреждающее в прохладную погоду организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздуш­ным ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее время – с купанием.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем
начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое
и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений,
сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

При проведении закаливающих мероприятий всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.

Первая группа – практически здоровые дети, с которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.

Вторая группа – дети, с которыми закаливающие про­цедуры проводятся ограниченно. К ним относятся дети, пред­расположенные к частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным заболеваниям.

Третья группа – дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имею­щие острые или хронические воспалительные процессы – отиты, пиелонефриты и т.д., с пороком сердца, страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят
от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами
и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм. Важно
так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они
вызывали у детей положительные эмоции.

Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое настроение де­тей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.

Закаливание воздухом

Воздух является наиболее доступным средством закаливания для всех детей в любое время года. В атмосфере движение воздуха совершается интенсивнее, чем в помещении. Кожные покровы человека, находящегося в помещении, подвергаются более сильным его влияниям, что вы­зывает непрерывную защитную работу сосудодвигательных ме­ханизмов (сужение или расширение кожных капилляров). В ре­зультате систематического пребывания на воздухе в организме ребенка вырабатывается способность быстро и целесообразно приспосабливаться к новым температурным условиям.

Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Эффект закаливания воздухом тем больше, чем большая поверх­ность кожи подвергается его влиянию, поэтому необходимо стре­миться к тому, чтобы дети приучались ходить в зимнее время в помещении, а в теплую погоду и вне его в облегченной одежде. Облегчать одежду надо постепенно: сначала с ребенка снимают шерстяные кофты, рейтузы, теплые носки и ботинки, затем шерс­тяные, байковые и фланелевые платья и рубашки с длинными рукавами заменяют одеждой, сшитой из бумажных тканей с ко­роткими рукавами, а вместо колготок надевают носки.

Большое влияние на укрепление организма детей оказыва­ют прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда тем­пература воздуха в тени достигает 18 – 20°С, вся жизнь детей (исключая ночной сон) должна переноситься на участок. Толь­ко в очень жаркие дни, при температуре воздуха 30°С и выше, маленьких детей лучше держать в помещениях с открытыми ок­нами, так как в это время температура в помещении несколько ниже, чем на открытом воздухе.

В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе зависит от погоды, но в среднем, включая сон для детей 2 – 3 месяцев, должна продолжаться не менее 2 – 3 ч, для детей 4 – 5 месяцев – 4 ч и для детей от 6 месяцев до 7 лет – 5 – 6 ч (с 2 – 3 перерывами).

Зимой, при температуре воздуха ниже –10°С, детей первых 2 – 3 месяцев жизни на свежий воздух выносить не рекомен­дуется. С детьми от 3 до 6 месяцев можно совершать прогулки при температуре воздуха не ниже –12°С, а с детьми от года до по­лутора лет не ниже –16°С.

Детей 3 – 7 лет не стоит лишать прогулки (до 30 мин) даже при температуре воздуха – 20 – 25°С. В холодную погоду всем де­тям перед прогулкой следует смазывать лицо гусиным жиром или детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

На свежем воздухе дети всех возрастных групп спят во все сезоны года: в теплое время года – весь день, в холодное время малыши спят в безветренную погоду (дети 2 – 3 месяцев при тем­пературе не ниже – 5°С, 4 – 12 месяцев – 10°С, от года до 7 лет –15°С).

Длительность сна на воздухе для детей первого года жизни постепенно увеличивается с 15 – 20 мин. (дети засыпают па воз­духе, а затем их уносят в помещение) до 1 ч 30 мин. Дети от го­да до 7 лет спят на свежем воздухе в течение всего дневного сна, полагающегося им по режиму. Для проведения дневного сна на воздухе можно использовать застекленные и открытые веранды и навесы на участке.

Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного возраста. В теплую погоду их проводят в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей: на открытых верандах, тер­расах, специально оборудованных площадках под навесом пли в тени деревьев, в лесу, на берегу реки или моря. В ненастное время и зимой – на верандах или в комнатах при открытых фрамугах и форточках.

Во время воздушной ванны на тело ребенка действуют тем­пература, влажность и скорость движения воздуха, а в весенне-летний период – еще и отраженные, рассеянные солнечные лучи.

С детьми первого года жизни воздушные ванны можно прово­дить спустя 30 – 40 мин. после приема пищи, а старше года – через 1 – 1,5 ч.

Воздушные ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой (дети первого года жизни), подвижными играми, работой в саду и на огороде (старшие дошкольники). Образующееся в организме ребенка при движениях и трудовой деятельности тепло предохраняет от переохлаждения и простуд­ных заболеваний.

Маленьких детей (первый год жизни) во время воздушной ванны на несколько минут оставляют в одних распашонках, а затем и полностью обнажают. Дети старше года вначале прини­мают воздушные ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания – в трусах и, если позволяют условия, босыми. Минимальная и максимальная продолжительность воздушных ванн, а также минимально допустимая температура воздуха зави­сят от возраста, индивидуальных особенностей и степени зака­ленности ребенка.

Продолжительность воздушных ванн каждые 3 – 4 дня уве­личивают на 2 – 3 мин. и постепенно доводят до максимально допустимой. Дети, относящиеся по состоянию здоровья ко второй группе, в течение всего осенне-зимнего времени принимают воз­душные ванны в майках и трусах или бумажных комбинезонах. Температура воздуха при этом снижается медленно (через 5 – 6 дней на 1°С).

Закаливание солнцем

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, с длиной волны от 390 до 760 ммк, содержат невидимые лучи: инфракрасные (длина волны больше 760 ммк) и ультрафиолетовые (длина волны около 390 ммк). Эти последние лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм.

Под воздействием солнечных лучей химические и биологиче­ские процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. Под влиянием ультрафиолетовых лучей в подкожном жировом слое из провитамина D (дегидрохолестерина) вырабатывается активный витамин D.

Изменяется и общее состояние организма, улучшаются на­строение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.

Однако солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в про­тивном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (ту­беркулез легких, базедова болезнь, желудочно-кишечные рас­стройства). Даже при кратковременном действии солнца на коже детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение (эритема) или ожог первой степени, при более длительном его действии могут образоваться пузыри (ожог второй степени) и да­же омертвение кожи (ожог третьей степени). Солнечные ожоги кожи даже первой степени, особенно если они обширны, сопро­вождаются общей болезненной реакцией: может повыситься тем­пература тела, появиться озноб, вялость, головная боль, тошнота. Поэтому солнечные ванны надо проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, увеличивая каждый день на 1 мин время пребывания их на солнце: с 4 до 20 – 30 мин. детям 2 – 3 лет до 30 – 40 мин. ребенку 3 – 7 лет.

Солнечные ванны детям старше 2 лет проводят в утренние ча­сы (с 9 – 11 ч. в средних широтах, с 8 – 10 ч. на юге) при темпера­туре воздуха в тени не ниже 20 и не выше 32°С на специальных площадках. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме го ловки, обнажают, а на глаза надевают очки с темными стеклами, защищающими от солнца. При приеме солнечных ванн дети ло­жатся на индивидуальные подстилки или топчаны ногами к солн­цу. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сде­лать через одинаковые промежутки времени четыре оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой, а тем, кому можно (первая группа),– обливание или купание в откры­том водоеме. Все дети во время приема солнечных ванн должны находиться под постоянным наблюдением воспитателя и медицинского персонала.

При малейшем ухудшении самочувствия (вялость, беспокой­ство, сильное покраснение лица и тела и т. д.) ребенка перево­дят в тень, в случаях появления сыпи на коже, бессонницы, го­ловной боли солнечные ванны отменяются.

Курс солнечных ванн не должен превышать 25 – 30 за лето, для детей второй группы рекомендуется 20 ванн, с предельной продолжительностью 15 – 20 мин. каждая.

Водные процедуры

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или об­ливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Их начинают с таких температур воды, которые не вызывают большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28 – 36°С), и проводят тогда, когда тело его не переохлаждено и не перегрето.

Водные процедуры имеют перед воздушными и солнечными ваннами то преимущество, что их можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках – еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хоро­ший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а, следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являют­ся возбуждающим и тонизирую­щим средством, их следует про­водить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое еже­дневно проводят по утрам с ги­гиенической целью, при опреде­ленной организации может ока­зать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2 – 3 дня) сни­жают на 1°С и доводят ее для детей от года до 2 лет с 28 до 20°С, для детей от 2 до 3 лет – до 16°С, для детей 3 лет и стар­ше – до 14°С.

Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2 – 3 лет, кроме этого, шею и руки до локтя, от 3 лет и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.

Ножные ванны являют­ся хорошим средством закалива­ния. Как известно, переохлаж­дение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются крове­носные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микробов, всегда находящихся там, активизируется. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обли­вая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3 – 4 дня, снижается на 1°С и доводится с 36 до 20°С для детей от 1,5 до 3 лет и до 18 – 16°С для детей 4 – 7 лет.

Можно проводить и контрастные ножные ванны. При этом ребенку поочередно поливают ноги из двух леек, в одной тем­пература воды все время остается постоянной (36°С), в другой температура воды через каждые 2 – 4 дня понижается на 1 – 2°С и доводится с 35 до 18°С. Обливают стопы и голени ребенка. Продол­жительность процедуры для детей раннего возраста 1 – 3 мин., для детей дошкольного возраста – 3 – 5 мин. Во время ножных ванн ребенок все время производит движения ногами; топтание на месте, сгибание и разгибание пальцев. Ножные ванны оказывают наилуч­ший эффект в тех случаях, когда ноги детей в начале процедуры не холодные, а теплые (например, после утреннего или дневного сна).

Обтирание можно начинать с трехмесячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным детям старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1 – 2 недель следует проводить сухое, растирание кожи чистой мягкой материей до сла­бого покраснения.

Для проведения обтирания следует все приготовить заранее, чтобы дети в обнаженном виде не ждали процедуры. Мальчиков и девочек после 3 лет обтирают отдельно. Обливание из лейки и душа считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, так как при обливании вода попадает сразу на все тело. Обливание проводят только со здоровыми детьми старше года (1,5 – 2). С детьми второй группы (по здоровью) обливание из лейки и душа в условиях дошкольного учреждения проводить не следует. В помещении для детей 1,5 – 2 лет температура воздуха доводится до 20 – 22°С, для детей 3 – 7 лет – до 20 – 18°С. Чтобы избежать сильного давления воды на кожу ребенка, наконечник душа или лейки надо располагать не выше, чем на 40 – 50 см над головой ре­бенка. Летом обливание и душ рекомендуется проводить на воз­духе.

Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озе­ро, море) является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, движение, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно­сосудистой, эндокринной и других систем.

Купание в открытых водоемах вызывает значительное на­пряжение теплорегуляционных механизмов ребёнка и поэтому должно строго контролироваться. В условиях дошкольных уч­реждений к купанию в открытых водоемах допускают только здоровых детей (первая группа по здоровью), которым исполни­лось два года.

Детям можно начинать купаться в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже 25°С и воды 23°С. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 ч после приема пищи.

Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 мин, в дальнейшем ее постепенно можно увеличить: для детей 2 – 5 лет – до 5 мин, 6 – 7 лет – до 8 – 10 мин. Купать детей надо по утрам, после солнечных ванн. В жаркие дни можно разрешить купание и второй раз, через 1,5 – 2 ч после пол­дника.

Морские купания являются наиболее сильным и комп­лексным закаливающим средством. При купании в море на орга­низм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический состав (соли хлористого натрия и др.). Ввиду такого сильного воздействия купание в море детей до двух лет нежелательно. Теплые ванны из морской воды в условиях помещения полезны детям любого возраста, особенно страдающим рахитом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: