Одежда и обувь дошкольника




Детское белье, в том числе и постельное (наволочки, простыни, пододеяльники), шьют из бе­лых хлопчатобумажных тканей, которые не линяют при стирке и кипячении. Нижние рубашки для девочек без рукавов, с вырезным воротом, на проймах (бретели плохо держатся на плечах у ребенка); для мальчиков – рубашки с ко­роткими рукавами или майки.

Ткани для комнатной одежды (платьев, юбок, костюмов) под­бирают в соответствии с сезоном и погодой. Для теплого времени года – ситец, майя, полотно, сатин и др.; для зимы – бумазея, бай­ка, трикотаж, вельвет. Шерстяные ткани дороги и от частой: стир­ки теряют внешний вид и качество, поэтому из них лучше шить праздничную одежду, которую ребенок надевает реже. Покрой платьев для каждого дня простой, без лишних украшений (рюши, волан), затрудняющих стирку и глажение, без узких манжет, ме­шающих мытью рук. Верхние штанишки для мальчиков, юбки для девочек делают на бретелях. Поверх платьев и костюмов во время дежурства или работы детей на участке рекомендуется надевать фартучки простого фасона, сшитые из сурового полотна, ситца, пике и других тканей. В жаркое время года лучшая одежда для девочек – сарафаны, для мальчиков – трусы или короткие шта­нишки на лямках. В верхней детской одежде имеется карман для носового платка.

Одежда, предназначенная для прогулок в хо­лодную погоду, обладает хорошими теплоза­щитными свойствами. Конструкция ее должна обеспечивать возможно большую герметичность, исключающую поступление холодного воздуха через застежки, воротники, ру­кава.

Осенью и весной в зависимости от погоды поверх белья детям наде­вают байковые или шерстяные костюмы, фуфайки и рейтузы, ком­бинезоны или куртки из репса с во­доотталкивающей пропиткой на по­лушерстяном ватине (подкладку делают также из одного слоя – 3 – 4 мм – поролона либо синтепона), демисезонные пальто, плащи.

Верхняя зимняя одежда защища­ет детей от холода и атмосферной влаги, поэтому должна состоять не менее чем из двух слоев: нижнего – теплозащитного (высокопористого, упругого материала) и верхнего – ветрозащитного, предохраняющего от проникновения в одежду и под нее наружного воздуха. Если верх­няя ткань этих функций не выполняет, между верхним и теплоза­щитным слоями делают дополнительный ветрозащитный слой. Пол­ностью воздухонепроницаемые ткани для детской одежды не рекомендуются.

Зимнее пальто для ребенка можно сшить из шерсти на шерстяном ватине. Меховые шубы, а также пальто на мехо­вой подкладке, как правило, тяжелы, малогибкие, затрудняют дви­жение ребенка, в них малыш перегревается, поэтому нежела­тельны.

В последнее время для пошива верхней одежды широко применя­ют тонкую плащевую ткань (репс с водоотталкивающей пропит­кой) и синтетические материалы: поролон, синтепон и др. Синтепон толщиной 3 мм греет не хуже, чем шерстяной ватин, а по весу значительно легче. Соединенный с трикотажной, хлопчатобу­мажной, вискозной или другой тканью, он придает им постоянст­во размеров и формы, предотвращая усадку. Изделия из него хо­рошо стираются, а также поддаются химической чистке. Они бы­стро высыхают, не набухают, не имеют, как мех, специфиче­ского запаха, при носке сохраняют эластичность и гибкость, не мнутся, очень прочны, не поражаются молью, грибками и бак­териями.

В детской одежде хорошо сочетать ветрозащитную ткань с другими тканями – натуральными и синтетическими, обладающи­ми высоким тепловым сопротивлением: ватой (хлопчатобумажная, капроновая, шерстяная, лавсановая), ватином (шерстяной, полу­шерстяной), искусственным мехом и т. д.

Головные уборы. С самого раннего возраста головку ребенка в помещении держат открытой, так как под плат­ком и чепчиком она потеет, может покрыться сыпью или плотны­ми корочками из ороговевшего эпителия (себорея). Головной убор малыша должен соответствовать климатическим условиям и вре­мени года. В летние солнечные дни головку прикрывают светлой панамой, соломенной шапочкой или легкой фуражкой с козырьком; весной и осенью, если не очень холодно и ветрено, девочкам на­девают береты, мальчикам – береты и кепи; в прохладную вет­реную погоду, а также зимой при отсутствии сильных моро­зов рекомендуются вязаные или фетровые шапочки, хорошо прикрывающие лоб и уши, в сильные морозы – меховые ша­почки или шапки-ушанки.

Обувь. С 6 месяцев ребенку надевают колготы соответствующего размера и мягкие ботиночки, которые в дальнейшем, когда он начинает ходить, заменяют кожаными туфельками.

Детская обувь должна быть легкой, удобной, иметь эластич­ную подошву, широкий носок и каблучок высотой 8 мм.

Тапочки (чешки) детям надевают только на музыкальные, физ­культурные занятия и занятия утренней гимнастикой.

Тесная, грубо сшитая обувь может привести к изменению фор­мы стопы и ноги ребенка, способствовать врастанию ногтей, об­разованию мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и вызывая застой крови в ногах, тесная обувь в холодное время года ускоря­ет их охлаждение. Слишком свободная обувь также нежелатель­на, так как она затрудняет движение детей, вызывает потертости ног. Для повседневной носки не следует рекомендовать резиновую и лакированную обувь, так как она обладает плохой воздухопро­ницаемостью и гигроскопичностью, способствует образованию опрелости ног. Резиновые сапожки с проложенными в них стель­ками из ткани, хорошо впитывающей влагу, надевают в сравни­тельно теплую погоду на время прогулок по влажной земле и тра­ве. При низких температурах воздуха детям лучше надевать кожаные ботинки.

В теплое время года как в помещениях, так и на прогулках удобна текстильная и вельветовая обувь. Она легка, воздухопро­ницаема и гигроскопична. Зимой на прогулках следует носить утепленные суконные или кожаные ботинки, а в очень сильные морозы – валенки с галошами. По возвращении с прогулок обувь обязательно снимают, очищают от снега и просушивают.

Уход за одеждой и обувью. При загрязнении вес одежды увеличивается (за 10 дней носки на 11%), тепловые и гигроскопические свойства ее снижаются, ткань пропитывается потом и салом, в ней увеличивается коли­чество микробов. Поэтому загрязнившуюся одежду надо вовремя и хорошо чистить, простирывать, а где это возможно – кипятить и гладить. Крахмалить детское белье и одежду не следует, так как после этого они становятся жесткими, снижается их гигроскопич­ность и воздухопроницаемость. Белье и комнатную одежду следу­ет менять при каждом загрязнении и после каждого купания ре­бенка. Грязное белье и пеленки складывают в бак или специаль­ное ведро с крышкой, а затем простирывают, кипятят и прогла­живают горячим утюгом. Чистое белье хранят в специальных шкафах. В зависимости от возраста ребенка частота смены белья может быть различной. У детей первых шести месяцев жизни – не реже одного раза в день; от 6 месяцев до года – через день: от 1 года до 2 лет – 2 раза в неделю и старше 2 лет – раз в 5 – 7 дней. Носки и колготы быстро пропитываются потом и легко за­грязняются, поэтому их надо менять не реже чем через каждые 2 – 3 дня. Постельные принадлежности: матрацы, подушки, одея­ла, спальные мешки – выносят на воздух для проветривания и сушки не реже 2 раз в месяц. Стеганые ватные одеяла, кроме того, 1 – 2 раза в год надо стирать.

С раннего детства ребенку при­вивают навыки бережного отношения к своей одежде. Перед сном ребенок должен аккуратно сложить одежду на стульчик или по­весить на специальные плечики.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: программа курса и планы семинарских занятий: специальность 031300 (050711) – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2007. – 19 с.

2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебно-методическое пособие: специальность 031300 (050711) – Социальная педагогика. ОПД.Ф.04 / Воронеж. гос. ун-т; сост. Ю.А. Гончарова. – Воронеж: ВГУ, 2005. – 39 с.

3. Громова З.П. Гигиена и физическое воспитание школьника в семье / З.П. Громова. – Мн.: Высш. шк., 1973. – 143 с.

4. Ежова Н.В. Педиатрия: учеб. пособие / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн.: Высш. шк., 1999. – 524 с.

5. Жучкова А.И. Тестовые задания по анатомии, физиологии и гигиене: учеб. пособие для школьников по анатомии, физиологии и гигиене / Жучкова А.И., Чурикова В.В., Наквасина М.А.; Воронеж. гос. ун-т, Гимназия им. Н.Г. Басова. – Воронеж: ВГУ, 2001.– 43 с.

6. Матвеев Н.И. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: пособ. для учащ. / Н.И. Матвеев.– М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

7. Матюшонок М.Т. Физиология и гигиена детей и подростков: учеб. пособ. для пед. ин-тов / М.Т. Матюшонок, Г.Г. Турик, А.А. Крюкова; Под ред. М.П. Кравцова. – Изд. 2-е, перер. – Минск: Выш. шк., 1980. – 285 с.

8. Никишов А.И. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене: пособ. для учителей биологии и уч-ся / А.И. Никишов. – М.: РАУБ: Топикал, 1995. – 117 с.

9. Обреимова Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособ. для студ. дефектологических фак. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – М.: Academia, 2000.– 373 с.

10. Попов С.В. Валеология в школе и дома: О физическом благополучии школьников / С.В. Попов. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 253 с.

11. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. – М.: ACADEMIA, 2002. – 453 с.

12. Фарбер Д.А. Физиология школьника / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. – М.: Педагогика, 1990. – 61с.

13. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.

14. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

15. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учебник для студентов пед. институтов / А.П. Чабовская. – М.: Просвещение, 1980. – 222 с.

 


Учебное издание

Гончарова Юлия Адольфовна

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА

Учебное пособие для вузов

 

 

Редактор Е.С. Котлярова

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: