Требования предъявляемые при подборе подвижных игр




 

Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр, – соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Поезд» и др.).

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.

Второе требование – учитывать, что педагогический эффект подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения воспитатель стремится развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если в младшей группе перед воспитателем стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Солнышко и дождик», «Воробушки и кот». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае более всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др.

Третье требование – подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. В разных детских учреждениях он может быть различным. Часть детей в начале года впервые приходит в детский сад. У таких детей еще нет навыка совместных действий в группе сверстников, некоторые долго не могут привыкнуть к режиму. По своему двигательному опыту эти дети отличаются от детей, ранее посещавших ясельные группы. Поэтому в начале года надо организовывать игровые упражнения для небольшого числа детей, а также подвижные игры, более простые по содержанию и не требующие четкого согласования движений играющих.

Следует учитывать и общее состояние группы. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания. Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с правилами.

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.

При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

 

Ме­тоди­ка про­веде­ния под­вижных игр

Под­вижные иг­ры клас­си­фици­ру­ют­ся по воз­расту, по сте­пени под­вижнос­ти ре­бен­ка в иг­ре (иг­ры с ма­лой, сред­ней, боль­шой под­вижностью), по ви­дам дви­жений (иг­ры с бе­гом, ме­тание и т. д.), по со­дер­жа­нию (под­вижные иг­ры с пра­вила­ми и спор­тивные иг­ры).

В те­ории и ме­тоди­ке фи­зичес­ко­го вос­пи­тания при­нята сле­ду­ющая клас­си­фика­ция игр.

К под­вижным иг­рам с пра­вила­ми от­но­сят­ся сю­жет­ные и не­сюжет­ные иг­ры. К спор­тивным иг­рам – бас­кетбол, го­род­ки, нас­толь­ный тен­нис, хок­кей, фут­бол и др.

Сю­жет­ные под­вижные иг­ры от­ра­жа­ют в ус­ловной фор­ме жиз­ненный или ска­зоч­ный эпи­зод. Ре­бен­ка ув­ле­ка­ют иг­ро­вые об­ра­зы. Он твор­чески воп­ло­ща­ет­ся в них, изоб­ра­жая кош­ку, во­робыш­ка, ав­то­мобиль, вол­ка, гу­ся, обезь­яну и т. д.

Сю­жет­ные под­вижные иг­ры со­дер­жат ин­те­рес­ные де­тям дви­гатель­ные иг­ро­вые за­дания, ве­дущие к дос­ти­жению це­ли. Эти иг­ры де­лят­ся на иг­ры ти­па пе­ребе­жек, «ло­вишек»; иг­ры с эле­мен­та­ми со­рев­но­вания («Кто ско­рее до­бежит к сво­ему флаж­ку?» и т. п.); иг­ры-эс­та­феты («Кто ско­рее пе­редаст мяч?»); иг­ры с пред­ме­тами (мя­чи, об­ру­чи, сер­со, кег­ли и т. п.). В ра­боте с са­мыми ма­лень­ки­ми деть­ми ис­поль­зу­ют иг­ры-за­бавы («Ла­душ­ки», «Ко­за ро­гатая» и др.)

Ме­тоди­ка про­веде­ния под­вижных игр вклю­ча­ет в се­бя не­ог­ра­ничен­ные воз­можнос­ти ком­плексно­го ис­поль­зо­вания раз­но­об­разных при­емов, нап­равлен­ных на фор­ми­рова­ние лич­ности ре­бен­ка, уме­лое ди­дак­ти­чес­кое ру­ководс­тво иг­рой.

Осо­бое зна­чение име­ют про­фес­си­ональ­ная под­го­тов­ка вос­пи­тате­ля, пе­даго­гичес­кая наб­лю­датель­ность и пред­ви­дение. Сти­мули­руя у ре­бен­ка ин­те­рес к иг­ре, ув­ле­кая его иг­ро­вой де­ятель­ностью, пе­дагог за­меча­ет и вы­деля­ет су­щес­твен­ные фак­то­ры в его раз­ви­тии и по­веде­нии; оп­ре­деля­ет (под­час по от­дель­ным штри­хам) ре­аль­ные из­ме­нения в зна­ни­ях, уме­ни­ях и на­выках. Важ­но по­мочь ре­бен­ку зак­ре­пить по­ложи­тель­ные ка­чес­тва и пос­те­пен­но пре­одо­леть от­ри­цатель­ные. Пе­даго­гичес­кая наб­лю­датель­ность, лю­бовь к де­тям поз­во­ля­ют пе­даго­гу вдум­чи­во вы­бирать ме­тоды ру­ководс­тва их де­ятель­ностью, кор­ректи­ровать по­веде­ние ре­бен­ка и свое собс­твен­ное; соз­да­вать ра­дос­тную, доб­ро­жела­тель­ную ат­мосфе­ру в груп­пе. Дет­ская ра­дость, соп­ро­вож­да­ющая иг­ру, спо­собс­тву­ет фор­ми­рова­нию фи­зичес­ких, пси­хичес­ких, ду­хов­ных, эс­те­тичес­ких и нравс­твен­ных ка­честв ре­бен­ка.

Ме­тоди­ка про­веде­ния под­вижной иг­ры нап­равле­на на вос­пи­тание эмо­ци­ональ­но­го, соз­на­тель­но дей­ству­юще­го в ме­ру сво­их воз­можнос­тей и вла­де­юще­го раз­но­об­разны­ми дви­гатель­ны­ми на­выка­ми ре­бен­ка. Под доб­ро­жела­тель­ным, вни­матель­ным ру­ководс­твом вос­пи­тате­ля фор­ми­ру­ет­ся твор­чески мыс­ля­щий че­ловек, уме­ющий ори­ен­ти­ровать­ся в ок­ру­жа­ющей сре­де, ак­тивно пре­одо­левать встре­ча­ющи­еся труд­ности, про­яв­лять доб­ро­жела­тель­ное от­но­шение к то­вари­щам, вы­дер­жку, са­мо­об­ла­дание.

Ме­тоди­ка про­веде­ния под­вижных игр наш­ла от­ра­жение в ра­ботах уче­ных: Е.А. Ар­ки­на, В. В. Го­ринев­ско­го, H.A. Мет­ло­ва, A.B. Ке­неман, М. М. Кон­то­рович, Л. И. Ми­хай­ло­вой, Т.Н. Осо­киной, Е.А. Ти­мофе­евой и др., су­щес­твен­но по­пол­нивших и обо­гатив­ших ме­тоди­ку про­веде­ния под­вижных игр в дош­коль­ном уч­режде­нии.

Ра­боты H. Н. Киль­пио, Н. Г. Ко­жев­ни­ковой, В. И. Ва­сюко­вой и др. под­твер­ди­ли вли­яние иг­ро­вого сю­жета на всес­то­рон­нее раз­ви­тие ре­бен­ка. Обя­затель­ным ус­ло­ви­ем ус­пешно­го про­веде­ния под­вижных игр яв­ля­ет­ся учет ин­ди­виду­аль­ных осо­бен­ностей каж­до­го ре­бен­ка. По­веде­ние в иг­ре во мно­гом за­висит от име­ющих­ся дви­гатель­ных на­выков, ти­поло­гичес­ких осо­бен­ностей нер­вной сис­те­мы. Ак­тивная дви­гатель­ная де­ятель­ность тре­ниру­ет нер­вную сис­те­му ре­бен­ка, спо­собс­тву­ет урав­но­веши­ванию про­цес­сов воз­бужде­ния и тор­мо­жения.

Под­бор под­вижных игр за­висит от ус­ло­вий ра­боты каж­дой воз­рас­тной груп­пы: об­ще­го уров­ня фи­зичес­ко­го, умс­твен­но­го раз­ви­тия де­тей, их дви­гатель­ных уме­ний; сос­то­яния здо­ровья каж­до­го ре­бен­ка, его ин­ди­виду­аль­ных ти­поло­гичес­ких осо­бен­ностей, вре­мени го­да, ре­жима дня, мес­та про­веде­ния игр, ин­те­ресов де­тей.

При под­бо­ре сю­жет­ных под­вижных игр сле­ду­ет при­нимать во вни­мание сфор­ми­рован­ность у де­тей пред­став­ле­ний об обыг­ры­ва­емом сю­жете. Обя­затель­ным ус­ло­ви­ем под­го­тов­ки пе­даго­га к про­веде­нию под­вижных игр яв­ля­ет­ся пред­ва­ритель­ное ра­зучи­вание дви­жений как ими­таци­он­ных, так и фи­зичес­ких уп­ражне­ний, дей­ствий, ко­торые де­ти вы­пол­ня­ют в иг­ре. Пе­дагог об­ра­ща­ет вни­мание на пра­виль­ное, рас­ко­ван­ное, вы­рази­тель­ное вы­пол­не­ние дви­гатель­ных дей­ствий. Для луч­ше­го по­нима­ния иг­ро­вого сю­жета пе­дагог про­водит пред­ва­ритель­ную ра­боту: чи­та­ет ху­дожес­твен­ные про­из­ве­дения, ор­га­низу­ет наб­лю­дения за при­родой, за жи­вот­ны­ми, де­ятель­ностью лю­дей раз­личных про­фес­сий (во­дите­лями, спорт­сме­нами и т. д.), прос­мотр ви­де­офиль­мов, ки­но– и ди­афиль­мов; бе­седы. Зна­читель­ное вни­мание пе­дагог уде­ля­ет под­го­тов­ке ат­ри­бутов иг­ры – из­го­тав­ли­ва­ет ат­ри­буты вмес­те с деть­ми или в их при­сутс­твии (в за­виси­мос­ти от воз­раста).

Важ­но пра­виль­но ор­га­низо­вать иг­ру в от­но­шении со­дер­жа­ния, оче­ред­ности вы­пол­не­ния за­даний. Иг­ра мо­жет быть про­веде­на од­новре­мен­но со все­ми деть­ми или с не­боль­шой груп­пой. Пе­дагог варь­иру­ет спо­собы ор­га­низа­ции игр в за­виси­мос­ти от их струк­ту­ры и ха­рак­те­ра, мес­та про­веде­ния дви­жений. Про­думы­ва­ет спо­собы сбо­ра ре­бят на иг­ру и вне­сение иг­ро­вых ат­ри­бутов.

Оз­на­ком­ле­ние де­тей с но­вой иг­рой про­водит­ся чет­ко, ла­конич­но, об­разно, эмо­ци­ональ­но и про­дол­жа­ет­ся 1,5–2 мин.

Объ­яс­не­ние сю­жет­ной под­вижной иг­ры, как уже от­ме­чалось, да­ет­ся пос­ле пред­ва­ритель­ной ра­боты по фор­ми­рова­нию пред­став­ле­ний об иг­ро­вых об­ра­зах.

Те­мати­ка сю­жет­ных под­вижных игр раз­но­об­разна: это мо­гут быть эпи­зоды из жиз­ни лю­дей, яв­ле­ния при­роды, под­ра­жание по­вад­кам жи­вот­ных. В хо­де объ­яс­не­ния но­вой иг­ры пе­ред деть­ми ста­вит­ся иг­ро­вая цель, спо­собс­тву­ющая ак­ти­виза­ции мыш­ле­ния, осоз­на­нию иг­ро­вых пра­вил, фор­ми­рова­нию и со­вер­шенс­тво­ванию дви­гатель­ных на­выков. При объ­яс­не­нии иг­ры ис­поль­зу­ет­ся крат­кий об­разный сю­жет­ный рас­сказ. Он из­ме­ня­ет­ся в це­лях луч­ше­го пе­ревоп­ло­щения ре­бен­ка в иг­ро­вой об­раз; раз­ви­тия вы­рази­тель­нос­ти, кра­соты, гра­ци­оз­ности дви­жений, фан­та­зии и во­об­ра­жения. Сю­жет­ный рас­сказ ана­логи­чен сказ­ке, вы­зыва­ющей у де­тей вос­созда­ющее во­об­ра­жение – зри­тель­ное вос­при­ятие всех си­ту­аций иг­ры и дей­ствий, сти­мули­ру­ющих их к эмо­ци­ональ­но­му вос­при­ятию.

Сю­жет рас­ска­за, его со­дер­жа­ние дол­жно быть по­нят­но де­тям, по­это­му ис­поль­зо­вание это­го при­ема тре­бу­ет пла­ниро­вания и про­думы­вания пе­даго­гом пред­шес­тву­ющей ра­боты, что­бы у де­тей бы­ло сфор­ми­рова­но пред­став­ле­ние об обыг­ры­ва­емом сю­жете. Вос­пи­татель про­водит наб­лю­дение в при­роде, жи­вом угол­ке за по­веде­ни­ем птиц, жи­вот­ных; чи­та­ет ху­дожес­твен­ную ли­тера­туру, по­казы­ва­ет ди­афиль­мы, ви­де­офиль­мы, ки­нофиль­мы, сос­тавляя пред­став­ле­ния, не­об­хо­димые для ус­пешно­го про­веде­ния иг­ры. Вмес­то си­ту­атив­но­го объ­яс­не­ния иг­ры пе­дагог ис­поль­зу­ет пе­ред про­веде­ни­ем пер­вой иг­ры крош­ку-сказ­ку или сю­жет­ный рас­сказ, в ко­торый вхо дят пра­вила иг­ры и сиг­нал. Их объ­яс­не­ние за­нима­ет те же от­ве­ден­ные ме­тоди­кой 1,5–2 ми­нуты, а иног­да и мень­ше. Вос­пи­татель­ный эф­фект от та­кого объ­яс­не­ния вы­сок – у де­тей раз­ви­ва­ют­ся вос­созда­ющее во­об­ра­жение, фан­та­зия. Сю­жет­ный рас­сказ спо­собс­тву­ет вхож­де­нию в об­раз, раз­ви­тию вы­рази­тель­нос­ти дви­жений. В объ­яс­не­ние иг­ры впле­та­ют­ся пра­вила, сиг­нал.

Сю­жет­ные рас­ска­зы ис­поль­зу­ют­ся во всех воз­рас­тных груп­пах. Не­ред­ко пе­даго­гу бы­ва­ет слож­но при­думать объ­яс­не­ние иг­ры. Для об­легче­ния за­дачи мож­но ис­поль­зо­вать сти­хи. Нап­ри­мер:

Выш­ла ку­роч­ка-хох­латка,

С нею жел­тые цып­лятки.

Квох­чет ку­роч­ка:

«Ко-ко, не хо­дите да­леко».

Де­ти-«цып­лятки» гу­ля­ют по лу­жай­ке, со­бира­ют во­дяще­му зер­нышки, пь­ют во­дич­ку из лу­жицы. Приб­ли­жа­ясь к во­дяще­му-«кош­ке», «ку­роч­ка» (пе­дагог) го­ворит:

На ска­мей­ке, у до­рож­ки.

Улег­лась и дрем­лет кош­ка.

«Цып­лятки» под­хо­дят к «кош­ке» близ­ко, «ку­роч­ка» го­ворит:

Кош­ка глаз­ки от­кры­ва­ет (Мя­учит: «Мяу-мяу».)

И цып­ля­ток до­гоня­ет.

С боль­шим ин­те­ресом обыг­ры­ва­ют де­ти сказ­ку Н. За­болоц­ко­го «Как мы­ши с ко­том во­ева­ли». С са­мого на­чала сказ­ка зах­ва­тыва­ет ре­бят:

Жил-был кот,

Рос­том он был с ко­мод,

Уси­щи – с ар­шин,

Гла­зищи – с кув­шин,

Хвост тру­бой,

Сам ря­бой.

Ай да кот!

Об­разно и кра­сиво опи­сыва­ет­ся иг­ро­вой сю­жет по сказ­ке «Три по­росен­ка»:

Жи­ли-бы­ли по­рося­та,

Очень друж­ные ре­бята.

У них был кра­сивый дом,

И у­ют­но бы­ло в нем.

Воз­ле до­ма был лу­жок,

По­рося­та там гу­ляли,

Ве­сели­лись и иг­ра­ли.

Ве­сели­лись и иг­ра­ли.

Но од­нажды на лу­жок,

Где гу­ляли по­рося­та,

При­бежал сер­ди­тый волк,

Он го­лод­ный и кос­ма­тый.

По­росят он уви­дал,

И сер­ди­то за­рычал: «Р-р-р».

По­рося­та ис­пу­гались

И быс­трей до­мой пом­ча­лись,

Дверь зак­ры­ли на за­мок,

При­та­ились и мол­чок.

Волк нем­но­го по­дож­дал

И в лес тем­ный убе­жал.

Объ­яс­няя не­сюжет­ную иг­ру, пе­дагог рас­кры­ва­ет пос­ле­дова­тель­ность иг­ро­вых дей­ствий, иг­ро­вые пра­вила и сиг­нал. Он ука­зыва­ет мес­то­поло­жение иг­ра­ющих и иг­ро­вые ат­ри­буты, ис­поль­зуя прос­транс­твен­ную тер­ми­ноло­гию (в млад­ших груп­пах с ори­ен­ти­ром на пред­мет, в стар­ших – без не­го). При объ­яс­не­нии иг­ры вос­пи­татель не дол­жен от­вле­кать­ся на за­меча­ния де­тям. С по­мощью воп­ро­сов он про­веря­ет, как де­ти по­няли иг­ру. Ес­ли пра­вила им по­нят­ны, то иг­ра про­ходит ве­село и ув­ле­катель­но.

Объ­яс­няя иг­ры с эле­мен­та­ми со­рев­но­вания, пе­дагог уточ­ня­ет пра­вила, иг­ро­вые при­емы, ус­ло­вия со­рев­но­вания. Вы­ража­ет уве­рен­ность в том, что все де­ти пос­та­ра­ют­ся хо­рошо спра­вить­ся с вы­пол­не­ни­ем иг­ро­вых за­даний, пред­по­лага­ющих не толь­ко ско­рос­тное, но и ка­чес­твен­ное вы­пол­не­ние («Кто быс­трее до­бежит до флаж­ка», «Ка­кая ко­ман­да не уро­нит мяч»). Пра­виль­ное вы­пол­не­ние дви­жений дос­тавля­ет де­тям удо­воль­ствие, вы­зыва­ет чувс­тво уве­рен­ности и стрем­ле­ние к со­вер­шенс­тво­ванию.

Объ­еди­няя иг­ра­ющих в груп­пы, ко­ман­ды, пе­дагог учи­тыва­ет фи­зичес­кое раз­ви­тие и ин­ди­виду­аль­ные осо­бен­ности де­тей. В ко­ман­ды под­би­ра­ет ре­бят, рав­ных по си­лам; для ак­ти­виза­ции не­уве­рен­ных, зас­тенчи­вых ма­лышей объ­еди­ня­ет их со сме­лыми и ак­тивны­ми ре­бята­ми.

Важ­ную роль в под­вижных иг­рах вы­пол­ня­ют счи­тал­ки, с их по­мощью вы­бира­ют во­дящих.

В фи­зичес­ком вос­пи­тании дош­коль­ни­ков ис­поль­зу­ют­ся раз­но­об­разные счи­тал­ки.

Счи­тал­ка­ми (на­род­ные наз­ва­ния: сче­туш­ки, счет, чит­ки, пе­рес­чет, го­воруш­ки и др.) при­нято на­зывать ко­рот­кие риф­мо­ван­ные сти­хи, при­меня­емые деть­ми для оп­ре­деле­ния ве­дуще­го или рас­пре­деле­ния ро­лей в иг­ре. Счи­тал­ка с ран­не­го детс­тва и до вступ­ле­ния в юность ис­поль­зу­ет­ся ре­бята­ми для вы­бора во­дящих в иг­рах. Она не зна­ет сос­ловных барь­еров, пе­реша­гива­ет гра­ницы раз­ных стран и при­сутс­тву­ет в оби­ходе де­тей мно­гих на­родов. Пред­по­ложи­тель­но про­ис­хожде­ние счи­тал­ки свя­зано с осо­бым ее ви­дом – тай­ным сче­том.

В древ­ности су­щес­тво­вал зап­рет на пря­мой пе­рес­чет ди­чи, до­бытой на охо­те, на пря­мое ко­личес­твен­ное оп­ре­деле­ние прип­ло­да в до­маш­нем хо­зяй­стве. Но так как знать ко­личес­тво бы­ло все же не­об­хо­димо, изоб­ре­ли фор­му кос­венно­го пе­рес­че­та, в ко­тором счет­ные еди­ницы за­меня­лись их эк­ви­вален­та­ми. Это бы­ли из­ме­нен­ные до не­уз­на­ва­емос­ти ко­личес­твен­ные и по­ряд­ко­вые чис­ли­тель­ные. Часть из них до­носит счи­тал­ка:

Ази – раз,

Два­зи – два,

Три­зи – три,

Изи – че­тыре,

Пя­там – пять,

Ла­там – шесть,

Шу­ма – семь,

Ру­ма – во­семь,

Ду­ба – де­вять,

Крест – де­сять.

«Пер­вый» мог быть наз­ван пер­вички, пер­венцы, пер­венцы­ки; «вто­рой, дру­гой» – дру­ген­чи­ки, дру­гичи­ки, дру­ген­цы и т. д. Наз­ва­ния пер­вых чи­сел, да­же из­ме­нен­ных, дос­та­точ­но проз­рачны. Обоз­на­чение же чис­ла 10 сло­вом «крест» свя­зано с тем, что, от­счи­тав де­сяток, его от­ме­чали для па­мяти крес­то­об­разной за­руб­кой на до­щеч­ке. Та­ким об­ра­зом, дет­ская счи­тал­ка яв­ля­ет­ся нас­ледни­цей серь­ез­но­го взрос­ло­го де­ла – тай­но­го сче­та, иг­равше­го в свое вре­мя важ­ную ма­гичес­кую роль в жиз­ни лю­дей.

А. П. Усо­ва пи­сала о зна­чении счи­талок: «Они как бы вво­дят в иг­ру, по­мога­ют рас­пре­деле­нию ро­лей, слу­жат са­мо­ор­га­низа­ции де­тей, по­доб­но прис­казке, ко­торая вво­дит в сказ­ку».

Счи­тал­ка спо­собс­тву­ет вы­работ­ке та­ких не­об­хо­димых че­лове­ку ка­честв, как чес­тность, неп­реклон­ность, бла­городс­тво, чувс­тво то­вари­щес­тва (фак­тор эти­чес­кий). Про­из­ве­дение в хо­рошем ис­полне­нии, в ат­мосфе­ре дет­ской ув­ле­чен­ности иг­рой дос­тавля­ет нас­лажде­ние, вы­раба­тыва­ет чувс­тво рит­ма, не­об­хо­димое в пес­не, тан­це, в ра­боте (фак­тор эс­те­тичес­кий). Сле­дова­тель­но, счи­тал­ка не­сет поз­на­ватель­ную, эс­те­тичес­кую и эти­чес­кую фун­кции, и вмес­те с иг­ра­ми, пре­люди­ей к ко­торым она ча­ще все­го выс­ту­па­ет, спо­собс­тву­ет фи­зичес­ко­му раз­ви­тию де­тей.

Де­ти не­ред­ко са­ми при­думы­ва­ют счи­тал­ки. При этом раз­ви­ва­ют­ся их фан­та­зия, твор­чес­тво и наб­лю­датель­ность, так как те­мы для счи­талок бе­рут­ся из жиз­ни лю­дей, жи­вот­ных, наб­лю­дений за яв­ле­ни­ями при­роды.

Рас­смат­ри­вая раз­но­об­разные спо­собы клас­си­фика­ции счи­талок, Г. С. Ви­ног­ра­дов под­разде­ля­ет их на три груп­пы: счи­тал­ки- чис­ловки, за­ум­ные счи­тал­ки и счи­тал­ки-за­мен­ки.

К счи­тал­кам-чис­ловкам он от­но­сит про­из­ве­дения, со­дер­жа­щие счет­ные сло­ва, за­ум­ные счет­ные сло­ва и эк­ви­вален­ты чис­ли­тель­ных. Нап­ри­мер:

Пер­вый, дру­гой,

Под ду­гой;

Три, че­тыре,

Пе­рес­ко­чили;

Пять, шесть,

Бь­ют шерсть;

Семь, во­семь,

Се­но во­зим;

Де­вять, де­сять,

День­ги ве­сить;

Один­надцать, две­над­цать,

На ули­це бра­нят­ся.

К за­ум­ным от­но­сят про­из­ве­дения, це­ликом или час­тично сот­канные из «за­уми». Нап­ри­мер:

Эны-бэ­ны,

Ри­ки-фа­ки,

Тор­ба-ор­ба,

Оды са­ки,

Дэ­ус-дэ­ус,

Кас­ма­тэ­ус,

Бакс.

К счи­тал­кам-за­мен­кам от­но­сят про­из­ве­дения, не со­дер­жа­щие в се­бе ни счет­ных, ни за­ум­ных слов. Нап­ри­мер:

Иван,

По­дай ста­кан,

От­режь ли­мон

И вый­ди вон.

Лю­бопыт­на клас­си­фика­ция счи­талок, дан­ная М. Н. Мель­ни­ковым. По приз­на­ку единс­тва эле­мен­тов по­эти­чес­кой фор­мы, в пер­вую оче­редь ком­по­зиции, бы­ли вы­деле­ны за­ум­ные, сю­жет­ные и ку­муля­тив­ные счи­тал­ки.

В ос­но­ве ком­по­зици­он­но­го пос­тро­ения за­ум­ных счи­талок ле­жит зву­корит­ми­чес­кий прин­цип; в ос­но­ве сю­жет­ных – по­вес­тво­ватель­ное или дра­мати­чес­кое раз­ви­тие сю­жета.

Ку­муля­тив­ные счи­тал­ки – это объ­еди­нение иног­да раз­но­род­ных об­ра­зов без ви­димой ло­гичес­кой не­об­хо­димос­ти.

Нап­ри­мер, счи­тал­ка за­ум­ная:

Авень-пу­сень,

Шинь, пень,

Шир­варвень.

Ав­сень-пу­сень

Дзин!

Сю­жет­ная счи­тал­ка:

Зай­чик-бе­лян­чик

Хо­дил в лес гри­бы есть,

Сор­вал трав­ку,

По­ложил на лав­ку,

Кто ее под­ни­мет,

Тот вон вый­дет.

Ку­муля­тив­ная счи­тал­ка:

Ши­шел, мы­шел,

Этот вы­шел.

Де­ти под­став­ля­ют под ла­донь ве­дуще­го ука­затель­ный па­лец од­ной ру­ки. На пос­леднем сло­ве взрос­лый быс­тро сжи­ма­ет ру­ку в ку­лак. Тот, чей па­лец он зах­ва­тил, во­дит, ну а ос­таль­ные де­ти дол­жны быс­тро свои паль­цы уб­рать.

Же­ребь­ев­ка (или же­ребь­ев­ные сго­вор­ки) от­но­сит­ся к иг­ро­вому за­чину и пред­назна­чена ча­ще все­го для то­го, что­бы раз­де­лить­ся на две ко­ман­ды. Дош­коль­ни­ки при­меня­ют же­ребь­ев­ку в ви­де иг­ры. Двое ре­бят, ус­ло­вив­шись, кто из них как бу­дет на­зывать­ся, бе­рут­ся за ру­ки, а ос­таль­ные де­ти по од­но­му про­ходят в об­ра­зован­ные та­ким об­ра­зом во­рот­ца и от­ве­ча­ют на воп­рос, ста­новясь на сто­рону то­го, чье наз­ва­ние выб­рал. Нап­ри­мер:

Конь во­роной

Ос­тался под го­рой.

Ка­кого ко­ня,

Си­вого или зо­лотог­ри­вого?

Или:

На­тив­ное яб­лочко

Или зо­лотое блю­деч­ко?

Са­хару ку­сочек

Или крас­нень­кий пла­точек?

Ана­лизи­руя со­дер­жа­ние тек­стов же­ребь­ев­ных сго­ворок, мы пог­ру­жа­ем­ся в мир раз­но­об­разных дет­ских ин­те­ресов, ув­ле­чений, за­бав. На­иболь­шее ко­личес­тво тра­дици­он­ных тек­стов счи­талок свя­зано с ко­нем (конь во­роной, зла­тог­ри­вый и т. д.). В них пред­лага­ет­ся сде­лать вы­бор меж­ду ко­нем и зо­лотым сед­лом, зо­лотым хо­мутом и да­же меж­ду ко­нем во­роным и ка­заком уда­лым. Кресть­ян­ские де­ти ра­но на­чина­ли по­нимать, что конь – кор­ми­лец, но еще боль­ше их ув­ле­кала стре­митель­ность бе­га и кра­сота ко­ня, это впе­чат­ле­ние уси­лива­лось ле­ген­да­ми о ко­нях, спас­ших жиз­ни.

По­чет­ное мес­то в же­ребь­ев­ных сго­вор­ках за­нима­ет и доб­рый мо­лодец или ка­зак, оли­цет­во­ряв­ший сво­бодо­любие, бес­пре­дель­ную удаль. Же­ребь­ев­ные сго­вор­ки пред­став­ля­ют со­бой син­тез счи­тал­ки и же­ребь­ев­ки. Осо­бен­ностью их яв­ля­ют­ся риф­мо­ван­ный текст и вы­пол­не­ние дви­гатель­ных дей­ствий, ко­торые мо­гут выс­ту­пать са­мос­то­ятель­ны­ми иг­ра­ми. Нап­ри­мер, иг­ра­ющие де­ти ста­новят­ся в круг и кла­дут на пе­нек ли­бо на дру­гую под­став­ку по два паль­ца; один из иг­ра­ющих, по­казы­вая на каж­дый па­лец, при­гова­рива­ет по сло­ву: «Пер­венчи­ки, дру­ген­чи­ки, трин­цы, во­лын­цы, пя­тый ла­дан, шес­той шмак! » Па­лец, на ко­торый упа­дет пос­леднее сло­во, от­ни­ма­ет­ся, а счет пов­то­ря­ет­ся да­лее и про­дол­жа­ет­ся, по­ка не ос­та­ет­ся один па­лец. Иг­рок, па­лец ко­торо­го ос­тался пос­ледним, ло­вит ко­го-ли­бо из то­вари­щей, пой­ман­ный сме­ня­ет во­дяще­го и сам ло­вит ко­го-ни­будь.

Му­зыкаль­ность, рит­мичность, ху­дожес­твен­ность за­чинов, счи­талок, же­ребь­евок вы­зыва­ют у де­тей эмо­ци­ональ­ный от­клик. Они лег­ко за­поми­на­ют­ся и ис­поль­зу­ют­ся в са­мос­то­ятель­ных иг­рах ре­бят.

Ин­те­рес де­тей к иг­рам с эле­мен­та­ми со­рев­но­вания по­выша­ет­ся, ес­ли на них на­дева­ют фор­му, вы­бира­ют ка­пита­нов ко­манд, судью и его по­мощ­ни­ка. За пра­виль­ное и быс­трое вы­пол­не­ние за­даний ко­ман­ды по­луча­ют оч­ки. Ре­зуль­тат под­сче­та оп­ре­деля­ет оцен­ку ка­чес­тва вы­пол­не­ния за­даний и кол­лектив­ных дей­ствий каж­дой ко­ман­ды. Про­веде­ние игр с эле­мен­та­ми со­рев­но­ваний тре­бу­ет боль­шо­го пе­даго­гичес­ко­го так­та, объ­ек­тивнос­ти и спра­вед­ли­вос­ти оцен­ки де­ятель­нос­ти ко­манд, спо­собс­тву­ющих дру­желю­бию и то­вари­щес­тву во вза­имо­от­но­шени­ях де­тей.

Ру­ководс­тво вос­пи­тате­ля под­вижной иг­рой сос­то­ит так­же в рас­пре­деле­нии ро­лей. Во­дяще­го пе­дагог мо­жет наз­на­чить, выб­рать с по­мощью счи­тал­ки или пред­ло­жить де­тям са­мим выб­рать во­дяще­го и за­тем поп­ро­сить их объ­яс­нить, по­чему они по­руча­ют роль имен­но это­му ре­бен­ку; мо­жет взять ве­дущую роль на се­бя или выб­рать то­го, кто же­ла­ет быть во­дящим. В млад­ших груп­пах роль во­дяще­го вы­пол­ня­ет по­нача­лу вос­пи­татель, де­лая это эмо­ци­ональ­но, об­разно. Пос­те­пен­но роль ве­дуще­го на­чина­ют по­ручать де­тям.

В хо­де иг­ры пе­дагог об­ра­ща­ет вни­мание на вы­пол­не­ние деть­ми пра­вил, тща­тель­но ана­лизи­ру­ет при­чины их на­руше­ния. Ре­бенок мо­жет на­рушить пра­вила иг­ры, ес­ли не­дос­та­точ­но точ­но по­нял объ­яс­не­ние пе­даго­га, очень хо­тел вы­иг­рать, был нев­ни­мате­лен и т. д. Пе­дагог дол­жен сле­дить за дви­жени­ями, вза­имо­от­но­шени­ями, наг­рузкой, эмо­ци­ональ­ным сос­то­яни­ем де­тей в иг­ре.

 

Зна­читель­ное вни­мание сле­ду­ет уде­ля­ет ва­ри­ан­там под­вижных игр, поз­во­ля­ющим не толь­ко по­высить ин­те­рес к иг­ре, но и ус­ложнить умс­твен­ные и фи­зичес­кие за­дачи; со­вер­шенс­тво­вать дви­жения, по­вышать пси­хофи­зичес­кие ка­чес­тва ре­бен­ка.

Пер­во­началь­но ва­ри­ан­ты иг­ры пе­дагог при­думы­ва­ет сам или под­би­ра­ет из сбор­ни­ков под­вижных игр; учи­тывая пос­те­пен­но ус­ложне­ние пра­вил, по­вышая тре­бова­ние к их ис­полне­нию. Вос­пи­татель ин­то­наци­он­но варь­иру­ет ин­тервал по­дачи сиг­на­ла: «Раз, два, три, ло­ви!», «Раз – два – три – ло­ви » и т. д. Он мо­жет из­ме­нить рас­по­ложе­ние де­тей и физ­куль­тур­ных по­собий в иг­ре; выб­рать нес­коль­ких во­дящих; вклю­чить в иг­ру пра­вила, тре­бу­ющие от ре­бен­ка вы­дер­жки, са­мо­об­ла­дания и т. д.

Пос­те­пен­но к сос­тавле­нию ва­ри­ан­тов под­клю­ча­ют­ся и де­ти, что спо­собс­тву­ет раз­ви­тию дет­ско­го твор­чес­тва.

Ру­ково­дя иг­рой, пе­дагог фор­ми­ру­ет пра­виль­ную са­мо­оцен­ку, доб­ро­жела­тель­ные вза­имо­от­но­шения, друж­бу и вза­имо­выруч­ку, учит де­тей пре­одо­левать труд­ности. Пре­одо­ление труд­ностей П.Ф. Кап­те­рев на­зывал нравс­твен­ным за­кали­вани­ем, свя­зывая его с фор­ми­рова­ни­ем вы­соко­го ду­хов­но­го по­тен­ци­ала. Пра­виль­ное пе­даго­гичес­кое ру­ководс­тво иг­рой по­мога­ет ре­бен­ку по­нять се­бя, сво­их то­вари­щей, обес­пе­чива­ет раз­ви­тие и ре­али­зацию его твор­ческих сил, ока­зыва­ет пси­хокор­рекци­он­ное, пси­хоте­рапев­ти­чес­кое воз­дей­ствие.

Под­во­дя итог иг­ры, вос­пи­татель от­ме­ча­ет ре­бят, хо­рошо вы­пол­нявших свои ро­ли, про­явив­ших сме­кал­ку, вы­дер­жку, вза­имо­помощь, твор­чес­тво.

От­ме­чая дей­ствия де­тей, на­рушав­ших ус­ло­вия и пра­вила иг­ры, пе­дагог выс­ка­зыва­ет уве­рен­ность в том, что в сле­ду­ющий раз ре­бята пос­та­ра­ют­ся и бу­дут иг­рать луч­ше.

 

­

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: