И еще раз о Днях Мехмата




Петр Степанович Кабалянц – пожалуй, самый музыкальный и самый общительный преподаватель Мехмата. Поэтому брать у него интервью было очень приятно и познавательно. Я узнала много нового о преподавателе, который не один год ведет у нас различные предметы, узнала его с другой стороны: как музыканта и человека, разбирающегося в искусстве, и хочу поделиться этим с вами.

Заниматься музыкой Петр Степанович начал с раннего детства: в 5 лет он уже учился в музыкальной школе. С этого, а также с увлечения в 9-летнем возрасте группой «The Beatles» и началось увлечение Петра Степановича музыкой. Уже с 12-ти лет он играл в музыкальных группах различных направлений на разных инструментах: клавиши, бас-гитара. Потом уже сам стал писать песни. В 1990-1991 он участвовал в группах музыкального объединения "Новая сцена", ездил по Русскому Северу, слушал народные песни, с 1994 года пел в церковном хоре и вот уже много лет является регентом харьковского православного хора.

Будучи аспирантом, Петр Степанович окончил музыкальную школу по классу вокала. Там он занимался в основном русской музыкой, репертуар подбирал себе сам: произведения Мусоргского, Римского-Корсакова. На выпускном экзамене исполнял арию Трепака из сборника «Песни и пляски смерти» Мусоргского. Многие классические исполнители ее поют, но на уровне музыкальной школы такие произведения редко исполняют. Также Петр Степанович, обладающий баритоном, пел арию Мизгиря из оперы «Снегурочка», исполнял романс «Благословляю вас, леса» Чайковского на стихи А.К. Толстого, с которым выступал на конкурсах. Стал победителем харьковского городского конкурса. Председатель жюри Наталья Дербенюк тогда лично приглашала Петра Степановича поступить в консерваторию. Несмотря на то, что он два раза удачно прошел прослушивания, Петр Степанович не решился туда поступать:

- Все-таки академический вокал это специфическая область… Ну какая карьера академического вокалиста? Это, в основном, оперный театр, а театр меня не прельщал. Мне был не интересен такой формат. А для музыки, которой я занимался, мне академическое пение даже мешало.

Первой группой, в которой Петр Степанович стал петь свои песни, была группа Серебряный голубь (1994-1997, 2001-2002), с которой он выступал на фестивале "New generation" (1995), на областном телевидении, на Днях Мехмата (1996). С ней записали альбом "Новгород" (2002). В 1997 году группа распалась, и образовалась группа "Мельница" (1997-2004). С «Мельницей» Петр Степанович участвовал в записи харьковских рок-групп "Второе дыхание" (2000), победил в интернет-голосовании на Новом радио (2004). В 2004 году группа распалась, и образовался сольный проект "Петр Степанов сын", который вскоре стал называться "Против течения". Сегодня - это семейный ансамбль, хотя участвовать в нем могут все желающие. Что примечательно, в составе групп "Мельница" и "Против течения" почти всегда были студенты Мехмата и ФКН.

Петр Степанович о создании группы «Против течения»:

- С давнего момента я чувствовал сопротивление эпохи, у меня всегда было ощущение, что я иду против течения, что я – неформат. Я понимал, что то, чем я занимаюсь, расходится с тем, что, во всяком случае, в Харькове является мейнстримом. Всегда есть основное течение – мейнстрим, и есть так называемое андеграундное, к которому я и относил себя. Я ощущал, что я иду все время против течения. Хотя иногда я сочинял и блюзы. И это легко получалось, и людям нравилось. Кстати, одна из причин успеха «Девочки с Мехмата» в том, что она блюзовая – она простая, форматная, и текст, и музыка. Еще была песня «Бункер». Я толком не исполнял ее, но она тоже была более форматная, более роковая. Я мог бы пойти по этому пути. Но когда я попал на стихотворение А.К. Толстого «Против течения», мне показалось, что это в точку. Я написал песню на эти стихи, и это стало девизом на какой-то период жизни. Идти против многие из нас готовы, особенно в молодом возрасте, когда чувствуется ощущение несправедливости.

 

О музыкальных предпочтениях:

 

В искусстве Петр Степанович предпочитает определенные направления, называемые символизмом. В современной музыке Петр Степанович из символизма выделяет психоделическую музыку конца 60-х годов, его любимая группа – «The Doors» с лидером Джимом Моррисоном. Это одна из классических рок-групп, которая ассоциируется с понятием РОК. Эта группа из Калифорнии, у них было 7 платиновых альбомов. Благодаря фильму Оливера Стоуна (The Doors) они стали снова популярными в 90-е.

Также Петр Степанович слушал и другие направления: он много лет увлекался фолком, ему нравилась английская группа «Fairport Convention» с вокалисткой Сэнди Денни:

- Мне нравилось то, что они смогли продолжить фолковую традицию. Ведь часто группы, которые исполняют фолковую музыку или фолк-рок, в самом лучшем случае просто записывают народные песни. Fairport Convention тоже выпустили альбом (1969), который полностью состоял из народных песен, точнее из обработок народных песен. Это потрясающий альбом, он считается одним из лучших их альбомов и вообще английских альбомов того времени. Но мне не этим они дороги, а тем, что сама Сэнди Денни писала песни, продолжающие фолковую традицию, и делала это на высоком уровне, что очень редко бывало.

 

Из отечественных групп, Петр Степанович особо выделяет сибирскую группу Калинов Мост (лидер – Дмитрий Ревякин):

- Эта группа очень на меня повлияла. Я был на их концерте, когда они приезжали в Харьков в конце 80-х. Мне было интересно то, что они не играли чистый фолк, народные песни, а пели свои песни, которые продолжали многовековые традиции, соответствовавшие русской музыке, в частности.

 

Петр Степанович о влиянии этих групп на свое творчество:

- Меня вдохновляли две вещи: с одной стороны – психоделическая музыка конца 60-х годов, но это не только «The Doors», но и «Pink Floyd», и «Emerson, Lake & Palmer», а с другой стороны – я искал возможность сочинять современную музыку, которая бы основывалась не на рок-н-ролльнных, а на европейских, русских традициях. Используя при этом инструменты, характерные для рок-музыки: не балалайку, а гитару, не баян - а клавиши. Я вырос на этой фактуре – я с детства играл в группах, которые играли рок-музыку, поэтому мне было это близко. С другой стороны, мне хотелось, чтобы само построение мелодии и гармонизации было несколько иным, чем характерное для рок-н-ролла в традиционном варианте.

 

Любимые песни Петра Степановича: «The Crystal Ship» группы «The Doors» и «Я хочу домой» группы «Калинов мост».

 

- Какое место занимает музыка в Вашей жизни?

- В различные периоды жизни музыка имела различное значение для меня. Когда-то музыка была моим основным занятием в жизни – я этим жил, и у меня были такие взгляды, что искусство, музыка, в частности, могут оказывать большое влияние на людей, на жизнь. Я думал, что один из смыслов жизни людей – это заниматься творчеством, искусством. Со временем мои взгляды менялись. Было время, когда музыка играла для меня роль просто переключения занятия. Сейчас мне трудно сказать, какое место она занимает. Если говорить о моей музыке, я знаю, что без этого не могу жить. Что касается музыки вообще, то музыку я очень люблю и на чужие концерты достаточно часто хожу и слушаю всегда музыку. Последний концерт, на котором я был, – группа «Ива Нова» из Питера в «Корове». Но дело даже не в музыке, а вообще в искусстве. И читаю я, по-прежнему, много. Я просто без этого не могу существовать. Но, к сожалению, в моей жизни музыка не стала профессией, я не стал профессиональным музыкантом. Студентом для меня этот вопрос стоял ребром. Я сомневался: заниматься музыкой профессионально или заниматься математикой? Но сейчас каждый день этим занимаюсь, последнее время, конечно меньше. Когда была группа, мы три раза в неделю репетировали. А сейчас каждый день для себя. Такого, чтоб я не брал в руки гитару, не бывает.

 

О студенчестве

Дни Мехмата всегда были серьезным мероприятием, весь факультет старался в этом участвовать, так же как и сейчас. За последние годы организация выросла в сторону профессионализма: больше внимания уделяется декорациям, поставлена работа с командой. Раньше это было более импровизированно, менее продуманно. Петр Степанович и в студенческие годы занимался музыкой: у него были длинные волосы, он всегда ходил с бас-гитарой. Но не всем преподавателям это нравилось:

- Был один преподаватель по физике, который все время меня выгонял. Я был старостой, мне только удавалось подать журнал – и сразу за дверь. Чувствовалось не всегда нормальное отношение.

Студенты слушали в основном рок-музыку в то время (в конце 80-х). Это удивительно, потому что рок-музыка не предполагает, что столько людей будут ее слушать. Просто тогда это был подъем рок-движения:

- На первом курсе мы ездили в колхоз на арбузы в Херсон. Вообще на помидоры, но там и арбузы были рядом. В деревню Чаплынка. Это было весело. Там у нас был магнитофон и всего одна кассета. На одной стороне была «Группа крови» «Кино», а на другой – какой-то альбом «Наутилуса». И вот весь колхоз слушал эту кассету. Конечно, заслушали до дыр. И я очень долго потом не мог воспринимать эти два альбома. Это показывает степень популярности таких групп. Но я отечественные группы меньше слушал – больше западную музыку. Просто такие группы, как «Аквариум» или «Алиса» настолько подражательно выглядели по сравнению с западными группами: цитаты из песен и по тексту, и по музыке брались. Я видел эту вторичность, и мне было не интересно. Западные образцы, на мой взгляд, были лучше. Я любил русскую музыку всегда, и тогда тоже. Но то, что у нас называлось русским роком, – это был не русский рок, а перевод на русский английских вещей. А в таких группах, как «Калинов мост», «Седьмая вода», я видел зачатки, но их мало кто слушал. В колхоз с собой не брали такие кассеты.

 

И еще раз о Днях Мехмата

Уже став преподавателем, Петр Степанович принимает активное участие в Днях Мехмата, и не только как исполнитель. Однажды он даже был ведущим Дней Мехмата вместе с Сашей Полковниковой. Его выступления стали неотъемлемой частью нашего ежегодного праздника. Согласитесь, не многие преподаватели готовы выступить на сцене перед целым залом своих коллег и студентов. А Петр Степанович всегда рад поделиться с нами своим творчеством.

Поэтому и в этом году мы с нетерпением ждем от Петра Степановича новых песен на главном празднике факультета!

 

С Петром Степановичем Кабалянцем

беседовала и культурно просвещалась

Торчинская Катя

гр. МП-42

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: