Документация,
Регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся
В образовательном процессе
Методические рекомендации по формам учета деятельности и отчетности составлены по рабочим материалам Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы», 6-7 июня 2002 г., Москва; инструктивному письму Минобразования РФ № 3 от 01.03.1999 г. и приложений к нему.
Принципы
В основу всей документации заложены следующие принципы.
Документация педагога-психолога должна:
– основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ;
– охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности;
– отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения;
– быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности;
– отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки;
– ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье;
– обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии;
— быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Виды документации,
Обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога-психолога
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы:
— законодательно-правовые акты и нормативные документы;
— специальная документация;
— организационно-методическая документация.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы
Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Международные:
· Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные:
· Конституция РФ;
· Закон РФ «Об образовании» 1992г.;
· Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
· Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.);
· Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждениях народного образования»;
· Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»;
· Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;
· Письмо МО РФот 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
· Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
· Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
· Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;
· Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.».
· Решение коллегии Министерства Образования Российской Федерации от 08.02.2000 № 3/2 «О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000-2001 гг.»
· Письмо Министерства образования Российской Федерацииот 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»;
· Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
· Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»;
· Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»;
· Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»;
· Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва);
· Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.).
· Выписка из Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 13 января 2001 г.) Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года.
Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года
· Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации, 8 апреля 1997 г. № 4/2.
Региональные:
· Приказ Главного управления образования Администрации
Самарской области от 12.07.96 № 446-к «О психологической службе в системе Главного Управления образования Администрации Самарской области»
· Приказ Главного управления образования Самарской области
от 07.05.1997 г. № 235-к «О внесении изменений в Положение о
психологической службе Главного управления
образования Администрации Самарской области»
· Письмо Главного Управления образования Администрации Самарской области № 15-15 от 28.07.98 «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении»
· Решение коллегии Министерства образования и науки Самарской области от 15.03.07 № 1/2 «О состоянии и перспективах развития системы психологического обеспечения образования в Самарской области»
· Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 24.08.07 № 97 – од «Об утверждении Положения о службе психологического обеспечения образования в системе министерства образования и науки Самарской области»
Городские:
· Приложение № 1 к приказу Департамента образования от 16.01.2001 г. № 28 «Положение о «Единой муниципальной психологической службе» в системе образования г. Тольятти
Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.
Распределение
Документы федерального уровня | Составитель аннотации |
Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»; | |
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»; | |
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.) | |
Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением; | |
Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; | |
Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 8.02.2000 г. № 3/2 «О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000-2001 гг.». | |
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования; | |
Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»; | |
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» | |
Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»; | |
Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»; | |
Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации, 8 апреля 1997 г. № 4/2. | |
Решение коллегии Министерства Образования Российской Федерации от 08.02.2000 № 3/2 О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000-2001 гг. |
Документы регионального и городского уровня | Составитель аннотации |
Приказ Главного управления образования Администрации Самарской области от 12.07.96 № 446-к «О психологической службе в системе Главного Управления образования Администрации Самарской области» | |
Приказ Главного управления образования Самарской области от 07.05.1997 г. № 235-к «О внесении изменений в Положение о психологической службе Главного управления образования Администрации Самарской области» | |
Письмо Главного Управления образования Администрации Самарской области № 15-15 от 28.07.98 «О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении» | |
Решение коллегии Министерства образования и науки Самарской области от 15.03.07 № 1/2 «О состоянии и перспективах развития системы психологического обеспечения образования в Самарской области» | |
Приложение № 1 к приказу Департамента образования от 16.01.2001 г. № 28 «Положение о «Единой муниципальной психологической службе» в системе образования г. Тольятти | |
Приказ Министерства образования и науки Самарской области от 24.08.07 № 97 – од «Об утверждении Положения о службе психологического обеспечения образования в системе министерства образования и науки Самарской области» |