Лекция 9.
1. Сущность эффективности управления персоналом.
2. Принципы и факторы эффективного управления персоналом.
3. Показатели и методика расчета эффективности управления персоналом.
1. Возросшая роль управления персоналом в условиях рыночной экономики, предполагающих экономическую свободу и полную ответственность за результаты, ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов на управление, но и то, как управление создает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия.
Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта.
Проблема эффективности управления — составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:
управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления; управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;
затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
характера управленческого труда;
эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, достижении определенных целей.
Эффективность управления — это результат функционирования системы и процесса управления в виде взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Она показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть ее. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, и есть содержание эффективности как управленческой категории.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Эти факторы действуют совместно, в единстве.
Таким образом, эффективность управления персоналом — один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления персоналом и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не совсем корректна, так как результат управления не всегда заключается в прибыли. Он может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим. Такой критерий эффективности управления приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении (прибыль часто выступает как опосредованный результат). Кроме того, не всегда возможно достаточно четко выделить затраты на управление.
2. Для того чтобы оценить любую деятельность, в том числе и процесс управления, необходимо придерживаться определённых принципов.
Признаками, определяющими эффективность управления, являются следующие:
приоритетов:
- человеческие факторы
- факторы мотивирования
- факторы профессионализма
критических факторов:
- фактор времени
- информационные технологии
- корпоративность (объединённые группы на основе общих интересов)
ориентированности:
- миссия и стратегия
- фактор качества
На факторе качества нужно остановится особо: качество имеет как внутренний, так и внешний аспект. Внутренний – срок службы, отсутствие дефектов, технические характеристики, уровень исполнения, дизайн – это для товара; для услуг – это надёжность, высокие стандарты и быстрота обслуживания, доступность, низкая цена. Но качество в значительной степени зависит от факторов, находящихся за пределами организации – то в какой степени этот продукт или услуга соответствуют потребностям потребителей, то каким они пользуются спросом. Другими словами, потребителей интересует не степень совершенства, а ценность.
Ценность применительно к качеству, является понятием относительным. Потребитель сравнивает продукцию организации с продукцией её конкурентов удовлетворяющей такие же потребности или с продукцией этой же организации в прошлом. Это сравнение отнюдь не объективно. На объективность влияет характер восприятия, репутация (автомобиль «Мерседес» и наш автомобиль), ещё одно условие бездефектность (аппаратура Японии).
Но, как и все другие параметры подверженные воздействию внешней среды, качество, как воспринимаемая ценность, тоже зависит от происходящих изменений. То, что считалось высококачественным, может быстро стать низкокачественным (Пример – импортные продукты).
Таким образом, чтобы сохранить качество, а тем самым повысить производительность, а соответственно эффективностью, менеджер должен идти в ногу с переменами внешней среды.
Отсюда ещё один фактор, относящийся к принципам ориентированности – это фактор креативности (или так называемая система «думай»).
3. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает самое выгодное значение.
В качестве критерия эффективности производства и управления используют обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов (труда, основных фондов, инвестиций).
Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности, соответственно и эффективность управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характеризуют эффективность и качество управления трудовыми ресурсами. Для этого используют частные показатели. Так, для оценки повышения эффективности использования трудовых ресурсов применяется показатель темпа роста производительности труда, материальных — материалоемкость продукции, основных фондов — фондоотдача. При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность деятельности применительно к управлению персоналом может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными (социальная эффективность) показателями.
Количественные показатели деятельности системы управления персоналом включают: трудовые показатели — экономию живого труда в сфере управления (численность работников, сокращение трудоемкости процессов управления); финансовые показатели — сокращение расходов на управление; показатели экономии времени — сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, прогрессивных организационных процедур.
Особо важное значение имеют качественные показатели (социальная эффективность): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; рост квалификации менеджеров; возрастание уровня обоснованности принимаемых решений; организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; текучесть кадров; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
Разработка и внедрение организационных проектов совершенствования системы управления персоналом требует определенных инвестиций, поэтому при расчете экономической эффективности данных проектов следует пользоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утвержденными Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ от 31 марта 1994 года № 7-12/47). Данный документ предусматривает три направления оценки эффективности проектов;
коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовую сторону реализации проекта для его непосредственных участников;
бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджетов;
народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты за пределами прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта, в том числе и в стоимостном измерении.
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать народнохозяйственную экономическую эффективность.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вклада на том или ином шаге. При этом в качестве эффекта на t-м шаге (3t) выступает поток реальных денег.
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект (Bt) для t-ro шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Dt) над расходами (Pt) в связи с осуществлением данного проекта: Bt = Dt - Pt.
Интегральный бюджетный эффект Bt рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Оиш) над интегральными бюджетными расходами (Рит).
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются (в стоимостном выражении):
конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями - участниками проекта). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право пользования изобретением, ноу-хау, программ для ЭВМ и т. п.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;
социальные и экологические результаты, рассчитанные на основе определения совместного воздействия всех участников
проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
прямые финансовые результаты;
кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты, сопровождающие реализацию проекта, к которым относятся изменение доходов сторонних организаций и граждан, рыночная стоимость земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.