Представление статистических данных в виде графиков




 

Результаты статистической сводки и группировки, могут представляться в виде графиков, представляющих собой наглядное отображение статистических показателей. Представление статистической информации в виде графиков так же относится к четвертому элементу статистической сводки и группировки. Графики обладают большей наглядностью по сравнению с таблицами, они позволяют выявлять важнейшие тенденции и закономерности изучаемого явления.

Графиком в статистике называют наглядное изображение стати­стических величин при помощи геометрических линий и фигур (диа­грамм) или географических картосхем (картограмм).

Геометрические знаки (точки, линии, фигуры) составляют основу любого графика, с их помощью изображаются статистические величи­ны.

Пространственные ориентиры - элементы графика,определяющие размещение геометрических знаков на графике. Про­странственные ориентиры задаются в виде координатных сеток. В ста­тистических графиках обычно применяется система прямоугольных координат в двумерном или трехмерном изображении.

Масштабные ориентиры тесно связаны с пространственными и дают графическим изображениям количественную опреде­ленность. Масштабные ориентиры определяются шкалами графика. В этом случае масштаб выполняет роль условной меры перевода коли­чественных величин в графические. В статистических графиках, как правило, применяются прямолинейные масштабные шкалы. В связи с этим на осях абсцисс и ординат в условных масштабах откладываются соответствующие единицы измерения.

Поле графика – место, где расположе­ны геометрические знаки. Форма поля может быть в виде квадрата или прямоугольника.

График должен иметь заголовки и словесные поясне­ния. Название графика чаще всего соответствует названию таблицы, на основе которой он построен. Он обязательно должен содержать на­именования масштабных шкал: название отложенных на них единиц измерения (преступность в абсолютных и относительных числах – в миллионах, тысячах, коэффициентах, процентах и т.д.) и другие необ­ходимые пояснения.

В зависимости от целей графика, его количественной базы и при­меняемых геометрических знаков графики могут быть точечными (со­вокупность точек), линейными, столбиковыми, полосовыми, квадратными, круговыми и т.д. Иногда в юридических графиках используются ри­сунки отдельных предметов (пистолеты, автомашины) или силуэтов (например, полицейских) для обозначения соответствующей стати­стической картины. Такие графики называют фигурными.

Линейные графики (рис. 5) имеют самое широкое распространение в уголовно-правовой статистике для обозначения динамики преступности, выявленных правонарушителей, осужден­ных, заключенных, оправданных и т.д.

 

 

Рис. 5. Примеры линейных графиков.

 

Одно из преимуществ таких графиков – непрерывность изображе­ния явления во времени (в динамике). Для построения этих графиков используется система прямоугольных координат. На оси абсцисс, как правило, откладываются годы, а на оси ординат - показатели уровня преступности или судимости. И на одной, и на другой оси соблюдается определенный масштаб.

Столбиковые диаграммы – это наглядные графические изображе­ния для сравнения значений статистических показателей, характери­зующих разные объекты или одни и те же объекты в разные годы. Стол­биковые диаграммы строятся в системе прямоугольных координат. Основания столбиков обычно берутся одинакового размера, разме­щенных на оси абсцисс, а высота столбика отражает значение показа­теля. Каждый столбик посвящается одному показателю, поэтому их столько, сколько показателей. Столбики могут располагаться между собой через какое-то равное расстояние или вплотную друг к другу. Кроме шкалы ординат, которая градуируется в соответствующем масштабе, значение показателя может отмечаться на самом столбике (рис. 6).

 

Рис. 6. Пример столбиковой диаграммы.

 

В полосовых диаграммах столбцы в них расположены не вертикально, а горизонтально. Поэтому их возможно­сти практически те же, что и у столбиковых диаграмм, но они более на­глядны при сопоставлении большого количества показателей (рис. 7).

 

Рис. 7. Пример полосовой диаграммы.

 

С точки зрения статистической наглядно­сти график является информационно емким и показательным.

Полосовые диаграммы могут иметь не только многоуровневый, но и сопоставительный характер (рис. 8).

 

Рис. 8. Пример полосовой диаграммы для сопоставления данных.

 

Секторные диаграммы наглядно раскрывают структуру явления и структурные сдвиги в нем в зависимости от территории, времени и других обстоятельств. Данные диаграммы строятся в виде круга, разде­ленного на отдельные сектора, каждый из которых характеризует какую-то часть целого явления и занимает площадь круга пропорцио­нально удельному весу этой части, которая принимается за 100% (рис. 9).

 

 

Рис. 9. Структура уличной преступности в виде секторной диаграммы.

 

Иногда в системе круговых (секторных) диаграмм показываются не только изменения структуры явления во времени, но и изменения объема самого явления (рис. 10).

Рис. 10. Структура поступления налогов в бюджет России.

 

В ряде случаев есть необходимость представить одну из частей сек­торной диаграммы в виде самостоятельной секторной диаграммы с раскрытием ее собственной структуры.

Картограммы – это средства наглядного изображения фактических данных, которыми характеризуются отдельные районы, города, облас­ти и субъекты Федерации. Это может быть картограмма интенсивно­сти преступности, где ее уровень в каждом регионе имеет свою окраску или штриховку.

Картограммы нередко сочетаются с фигурными диаграммами, ко­гда те или иные преступления на той или иной территории обознача­ются фигурами: убийство из огнестрельного оружия (пистолет), угон автомашины (автомашина) и т.д. Такие диаграммы именуются пикто­граммами.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

 

Задание 1. Разработайте макет статистической таблицы на основе статистических данных, указанных в вариантах заданий. Для этого воспользуйтесь персональным компьютером и офисным приложением Word.

 

Вариант 1

За 2001-2003 годы совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 1644242, в 2002 г. – 1257700, в 2003 г. – 1236733; их них мужчинами в 2001 г. – 1365371, в 2002 г. – 1034387, в 2003 г. – 1030849; женщинами в 2001 г. – 278871, в 2002 г. – 223313, в 2003 г. – 205884; в возрасте 14-17 лет в 2001 г. – 172811, в 2002 г. – 140392, в 2003 г. – 145577; в возрасте 18-29 лет в 2001 г. – 713313, в 2002 г. – 547291, в 2003 г. – 558959; в возрасте 30 лет и старше в 2001 г. – 758118, в 2002 г. – 570017, в 2003 г. – 532197.

 

Вариант 2

За 2004-2006 годы совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 1222504, в 2005 г. – 1297123, в 2006 г. – 1360860; их них мужчинами в 2004 г. – 1059245, в 2005 г. – 1118677, в 2006 г. – 1155933; женщинами в 2004 г. – 163259, в 2005 г. – 178446, в 2006 г. – 204927; в возрасте 14-17 лет в 2004 г. – 151890, в 2005 г. – 149981, в 2006 г. – 148595; в возрасте 18-29 лет в 2004 г. – 549353, в 2005 г. – 588061, в 2006 г. – 619423; в возрасте 30 лет и старше в 2004 г. – 521261, в 2005 г. – 559081, в 2006 г. – 592842.

 

Вариант 3

За 2001-2003 годы совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 1644242, в 2002 г. – 1257700, в 2003 г. – 1236733; их них рабочими в 2001 г. – 426423, в 2002 г. – 335099, в 2003 г. – 321990; служащими в 2001 г. – 61252, в 2002 г. – 65083, в 2003 г. – 57223; работниками сельского хозяйства в 2001 г. – 24617, в 2002 г. – 13924, в 2003 г. – 12425; учащимися в 2001 г. – 94282, в 2002 г. – 77728, в 2003 г. – 81976; студентами в 2001 г. – 19072, в 2002 г. – 17659, в 2003 г. – 20253.

 

Вариант 4

За 2004-2006 годы совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 1222504, в 2005 г. – 1297123, в 2006 г. – 1360860; их них рабочими в 2004 г. – 258343, в 2005 г. – 261649, в 2006 г. – 276636; служащими в 2004 г. – 53478, в 2005 г. – 57681, в 2006 г. – 63534; работниками сельского хозяйства в 2004 г. – 11266, в 2005 г. – 9559, в 2006 г. – 8085; учащимися в 2004 г. – 85753, в 2005 г. – 87086, в 2006 г. – 90126; студентами в 2004 г. – 19384, в 2005 г. – 20793, в 2006 г. – 22968.

 

Вариант 5

За 2001-2003 годы совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 1644242, в 2002 г. – 1257700, в 2003 г. – 1236733; их них лицами без постоянного источника дохода в 2001 г. – 905889, в 2002 г. – 658476, в 2003 г. – 663747; безработными в 2001 г. – 85828, в 2002 г. – 63250, в 2003 г. – 65870; ранее совершавшими преступления в 2001 г. – 429421, в 2002 г. – 306747, в 2003 г. – 301998. Совершили преступления: в группе в 2001 г. – 456598, в 2002 г. – 317160, в 2003 г. – 312999; в том числе в организованной группе в 2001 г. – 16482, в 2002 г. – 11553, в 2003 г. – 10321.

 

Вариант 6

За 2004-2006 годы совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 1222504, в 2005 г. – 1297123, в 2006 г. – 1360860; их них лицами без постоянного источника дохода в 2004 г. – 718594, в 2005 г. – 781751, в 2006 г. – 811281; безработными в 2004 г. – 73118, в 2005 г. – 82039, в 2006 г. – 84143; ранее совершавшими преступления в 2004 г. – 316227, в 2005 г. – 373837, в 2006 г. – 392275. Совершили преступления: в группе в 2004 г. – 324822, в 2005 г. – 321294, в 2006 г. – 302947; в том числе в организованной группе в 2004 г. – 10893, в 2005 г. – 11199, в 2006 г. – 11715.

 

Вариант 7

За 2001-2003 годы несовершеннолетними совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 172811, в 2002 г. – 140392, в 2003 г. – 145599; их них мужчинами в 2001 г. – 158701, в 2002 г. – 129285, в 2003 г. – 134373; женщинами в 2001 г. – 14110, в 2002 г. – 11107, в 2003 г. – 11226; в возрасте 14-15 лет в 2001 г. – 51892, в 2002 г. – 40098, в 2003 г. – 43241; в возрасте 16-17 лет в 2001 г. – 120919, в 2002 г. – 100294, в 2003 г. – 102336.

 

Вариант 8

За 2004-2006 годы несовершеннолетними совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 151890, в 2005 г. – 149981, в 2006 г. – 148595; их них мужчинами в 2004 г. – 139909, в 2005 г. – 137122, в 2006 г. – 134719; женщинами в 2004 г. – 11981, в 2005 г. – 12859, в 2006 г. – 13876; в возрасте 14-15 лет в 2004 г. – 46004, в 2005 г. – 44559, в 2006 г. – 44124; в возрасте 16-17 лет в 2004 г. – 105886, в 2005 г. – 105422, в 2006 г. – 104471.

 

Вариант 9

За 2001-2003 годы несовершеннолетними совершено преступлений в России: всего в 2001 г. – 172811, в 2002 г. – 140392, в 2003 г. – 145599; их них рабочими в 2001 г. – 9148, в 2002 г. – 7238, в 2003 г. – 6800; служащими в 2001 г. – 233, в 2002 г. – 221, в 2003 г. – 165; работниками сельского хозяйства в 2001 г. – 640, в 2002 г. – 364, в 2003 г. – 377; учащимися в 2001 г. – 79457, в 2002 г. – 64458, в 2003 г. – 68236; студентами в 2001 г. – 5441, в 2002 г. – 4926, в 2003 г. – 5885.

 

Вариант 10

За 2004-2006 годы совершено преступлений в России: всего в 2004 г. – 151890, в 2005 г. – 149981, в 2006 г. – 148595; их них рабочими в 2004 г. – 5981, в 2005 г. – 5196, в 2006 г. – 4332; служащими в 2004 г. – 132, в 2005 г. – 127, в 2006 г. – 117; работниками сельского хозяйства в 2004 г. – 293, в 2005 г. – 229, в 2006 г. – 131; учащимися в 2004 г. – 72590, в 2005 г. – 72948, в 2006 г. – 75260; студентами в 2004 г. – 6110, в 2005 г. – 6738, в 2006 г. – 7573.

Задание 2. Постройте столбиковую и секторную диаграммы на основании данных, указанных в вариантах заданий. Для этого воспользуйтесь персональным компьютером и офисным приложением Excel.

Вариант 1

Преступления в сфере экономики

Преступления против собственности Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Кража      
Мошенничество      
Присвоение или растрата      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2005 г.

Вариант 2

Преступления в сфере экономики

Преступления против собственности Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Грабеж      
Разбой      
Вымогательство      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2006 г.

Вариант 3

Преступления в сфере экономики

Преступления в сфере экономической деятельности Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Незаконное предпринимательство      
Контрабанда      
Фиктивное банкротство      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2007 г.

Вариант 4

Преступления против личности

Преступления против жизни и здоровья Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Убийство      
Причинение смерти по неосторожности      
Доведение до самоубийства      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2005 г.

Вариант 5

Преступления против личности

Преступления против жизни и здоровья Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Побои      
Истязание      
Оставление в опасности      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2006 г.

 

Вариант 6

Преступления против личности

Преступления против свободы Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Похищение человека      
Незаконное лишение свободы      
Торговля людьми      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2007 г.

Вариант 7

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Преступления против общественной безопасности Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Террористический акт      
Захват заложника      
бандитизм      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2005 г.

Вариант 8

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Преступления против общественной безопасности Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Массовые беспорядки      
Хулиганство      
Вандализм      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2006 г.

 

Вариант 9

Преступления против государственной власти

Преступления против основ конституционного строя Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Государственная измена      
Шпионаж      
Диверсия      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2007 г.

Вариант 10

Преступления против государственной власти

Преступления против основ конституционного строя Выявлено преступлений
2005 г. 2006 г. 2007 г.
Возбуждение ненависти и вражды      
Организация экстремистского сообщества      
Разглашение государственной тайны      

Построение секторной диаграммы выполните, используя данные за 2005 г.

Задание на самостоятельную подготовку.

К следующему практическому занятию повторите материал по теме «Статистическая сводка и группировка», для закрепления и углубления полученных знаний воспользоваться предложенной литературой.

 

Литература:

 

основная:

1. Савюк Л.К. Правовая статистика [Текст]: учебник / Л.К. Савюк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – 637 с.

2. Лунеев В.В. Юридическая статистика [Текст]: учебник / В.В. Лунеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 392 с.

дополнительная:

3. Лялин В.С. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.С. Лялин. – М.: ИВЭСЭП, 2006. – 235 с.

4. Правовая статистика [Текст]: учебник / В.Н. Демидов и др.; под ред. С.Я. Казанцева, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 255 с.

5. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики [Текст]: учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румянцев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 416 с.

6. Горемыкина Т.К. Общая и правовая статистика [Текст]: учебное пособие / Т.К. Горемыкина. – М.: МГИУ, 2001. – 175 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: