Примерные темы докладов и рефератов




ФГКОУ ВПО

УФИМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

КАФЕДРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

предварительного расследования

подполковник полиции

_______________ А.В. Кудрявцев

«__» ______ 2013 г.

 

ПЛАН - СЦЕНАРИЙ

Проведения семинарского занятия

По учебной дисциплине

«Предварительное следствие в органах внутренних дел»

По теме № 2

«Нравственные и правовые начала в деятельности следователя. Следственная этика»

по направлению подготовки (специальности)

030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности

 

 

План-сценарий подготовлен преподавателем кафедры,

майором полиции С. М. Куценко

 

 

Обсужден и одобрен на заседании кафедры

«25»июня 2013 г., протокол № 22

УФА 2013

Время: 2 часа (90 минут).

Цели занятия:

Дидактическая - закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний курсантов, полученных в результате самостоятельной работы над рекомендуемой основной и дополнительной литературой. Обеспечение усвоения курсантами основных понятий нравственности и следственной этики, нравственных основ деятельности следователя, этики производства отдельных следственных действий, закрепление знаний по порядку прохождения службы в должности следователя.

Познавательная цель. Организация творческого, активного изучения теоретических вопросов, закрепление знаний основных положений норм действующего законодательства РФ и ведомственных нормативно-правовых актов. Формирование самоконтроля за правильным пониманием изучаемого материала со стороны курсантов, закрепление и расширение знаний по изучаемой теме.

Воспитательная цель. Осуществление связи теоретических знаний с практикой, усиление обратной связи объекта и субъекта воспитания, формирование принципиальности и смелости в суждениях, самокритичность, выработка у курсантов навыков выступления перед аудиторией.

Учебно-материальное обеспечение: нормативно-правовые акты, учебная и научная литература, маркировочная доска.

 

Метод проведения: групповое занятие по обсуждению вопросов семинарского занятия (в форме контрольного опроса, свободной дискуссии).

Литература:

Основная:

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [Текст]: [принята резолюцией 3452 (XXX) Ген. Ассамблеи ООН от 098.12.75 г.] // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. – М.: Юрид. Лит., 1990. – 672 с.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод [Текст]: [принята Советом Европы 04.11.50 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 20.

Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12 декабря 1993г. всенародным голосованием] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001г. Подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2010. – № 17. – Ст. 1985 (с последними изменениями).

О полиции [Текст]: Закон РФ от 07.02.11 г. № 3- ФЗ [принят Государственной Думой 28 января 2011 г. Одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011г. Подписан Президентом РФ 7 февраля 2011 г.] // Собрание законодательства РФ, – 2011. – № 7. – ст. 900.

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

[Текст]: Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.

О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4595.

Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [Текст]: Приказ МВД РФ от 24.12.2008 № 1138.

Мешков М. В. Предварительное следствие в органах внутренних дел [Текст]: учебник / под ред. М. В. Мешкова. Часть I. – М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 31-47.

Мешков М. В. Предварительное следствие [Текст]: учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России по специальности «Юриспруденция» / под ред. М. В. Мешкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. С. 48-66.

Дополнительная:

Профессиональная этика и служебный этикет [Текст]: учебник / под ред. В. Я. Кикотя.- М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012.- 559 с.

Хафизов Э. Д. Профессиональная этика [Текст]: учеб. пособие / Э. Д. Хафизов, У. А. Кашапов.- Уфа: УЮИ МВД РФ, 2011. - 172 с.

Честь и долг сотрудника органов внутренних дел [Текст]: учебное пособие / Департамент кадрового обеспечения МВД РФ; под общ. ред. В. Я. Кикотя.- М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.- 216 с.

Пидусов Е. А. Уважение чести и достоинства личности на предварительном следствии [Текст]: методические рекомендации. Воронежский институт МВД России. Воронеж - 2011 г. (материалы АИПС «НТИ-ЦА»).

Ковлакас Н. В. Нравственные основания оптимальности и адекватности правоприменительной деятельности / Н. В. Ковлакас // Юристъ-правоведъ. - 2009.- № 5.- С. 26-29.

Петин И. А. Нравственность и справедливость уголовного права / И. А. Петин // Российский следователь. - 2009.- № 14. - С. 15-17.

 

 

План занятия:

Учебные вопросы, подлежащие обсуждению:

1. Понятие нравственности. Нравственные основы деятельности следователя (принципы).

2. Порядок назначения на должность, прохождения службы и увольнения с должности следователя.

3. Понятие и сущность следственной этики. Этика производства отдельных следственных действий.

4. Нормы поведения следователя в отношениях с должностными лицами и гражданами.

 

Примерные темы докладов и рефератов

1.Тактические приемы в деятельности следователя.

2. Борьба с противодействием на стадии предварительного расследования.

3.Коррупция и форма её проявления в работе следователя. Антикоррупционное поведение следователя.

4. Основы правового положения следователя. Правовая и социальная защита сотрудников следственных органов.

5. Общественное мнение о сотрудниках следственных органов.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ХОД ЗАНЯТИЯ:

 

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ: - до 10 мин.

В течение 5 минут решает организационные вопросы:

1. Принимает рапорт командира о готовности учебной группы к занятию, количестве присутствующих курсантов, здоровается с ними;

2. Выясняет причины отсутствия отдельных курсантов на занятии, делает соответствующие записи в учебном журнале группы;

3. Проверяет готовность курсантов к занятию (наличие рабочих тетрадей, учебной литературы, необходимого нормативного материала).

 

Во вступительном слове (5 минут) преподаватель объявляет тему и цели занятия, вопросы выносимые на обсуждение, основную литературу по теме. Отмечает актуальность темы и ее взаимосвязь с ранее изученными темами. Выясняет наличие подготовленных докладов или рефератов по указанной тематики, отмечает междисциплинарную связь и профессионализацию взвода, обозначая значение нравственности, нравственных основ и следственной этики в деятельности следователя. Акцентируя внимание курсантов на практическую значимость рассматриваемых вопросов. Следует обратить внимание обучаемых на современное состояние кадрового обеспечения следственных подразделений ОВД. Можно обозначить проблему нехватки опытных следователей, отсутствия профессионального ядра в следственном аппарате МВД, что, безусловно, отрицательно сказывается на раскрываемости преступлений и качестве досудебного производства по уголовным делам.

В зависимости от конкретных условий вступительное слово может ввести обучающихся в проблему, очертить круг обязательных для выяснения вопросов.

При рассмотрении вопросов семинарского занятия, рекомендуется использовать маркировочную доску.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: учебные вопросы, подлежащие обсуждению (рекомендуется не более 70 мин.).

В основной части занятия преподаватель выслушивает ответы на вопросы, представленные на обсуждение, обращает внимание курсантов на их внимательное восприятие обсуждаемых положений. Для повышения активности группы и стимулирования коллективного обсуждения можно предоставить курсантам возможность задавать отвечающим вопросы, делать дополнения. Ряд вопросов может задать сам преподаватель. Если вопрос сложен и неразрешим для обучающихся, он должен быть разъяснен преподавателем. Ошибки и неточности в ответах фиксируются в рабочей тетради преподавателя для последующей корректировки ответа и его обсуждения.

Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия. Для закрепления материала можно предложить группе решить несколько задач (проблемных ситуаций). Возможно проведение краткого письменного опроса, тестирования.

 

Вопрос 1. Понятие нравственности. Нравственные основы деятельности следователя (принципы) (рекомендуется не более 20 мин). При обсуждении 1-го вопроса рекомендуется задействовать двух курсантов.

Первый курсант в своем ответе обозначает роль нравственных и правовых начал в деятельности следователя, раскрывая её компоненты (нравственное сознание; нравственная деятельность; нравственные отношения), дает характеристику сути и содержанию нравственных начал уголовного судопроизводства.

Нравственность – это философская категория, характеризующая нравы, присущие конкретному человеку, группе людей (социальной группе), отдельной нации, обществу в целом.

Нравы (от слова нрав, норов, то есть – характер) характеризуют состояние индивидуального и общественного сознания, поведение и взаимоотношения людей в обществе с точки зрения категорий добра и зла.

Нравственность имеет три компонента: нравственное сознание, нравственная деятельность и нравственные отношения.

Нравственное сознание (взгляды) – это внутренняя готовность совершать поступки, соответствующие требованиям морали. Для того, чтобы ответить на вопрос, каково нравственное сознание человека, необходимо определить, какова степень принятия им моральных требований как руководства к деятельности.

Нравственная деятельность– это совокупность поступков человека, совершая которые, он соблюдает требования морали.

Нравственные отношения – это отношения, в которые вступают люди, соблюдая при этом требования морали.

Самым высоким уровнем из этой триады являются нравственные отношения, в процессе которых люди должны не только соблюдать моральные нормы, но и уметь понимать и прощать чужие недостатки, неблаговидные поступки.

Общая характеристика нравственных основ уголовного процесса находит свое выражение в тех существующих в обществе представлениях об идеальной модели человеческих взаимоотношений, которые вошли в содержание норм уголовно-процессуального права, регулирующего порядок и правила уголовного судопроизводства.

Нравственные основы деятельности следователя закреплены в нормах Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденном Приказом МВД РФ № 1138 от 24 декабря 2008 года.

Второй курсант раскрывает нравственные основы деятельности следователя, закрепленные в нормах Уголовно-процессуального кодекса РФ, раскрывая принципы уголовного судопроизводства (законности (ст. 7 УПК РФ); уважения чести и достоинства (ст. 9 УПК РФ); неприкосновенности личности (ст. 10 УПК РФ); охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК РФ); неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК РФ); презумпция невиновности (ст. 14 УПК РФ).

Прежде всего, нравственные аспекты уголовного судопроизводстваотражаются в принципах уголовного процесса, направленных на защиту чести и достоинства личности; охрану прав и законных интересов человека и гражданина; обеспечение неприкосновенности личности; предотвращение случаев незаконного и необоснованного ограничения личных конституционных свобод человека; предотвращение случаев незаконного и необоснованного ограничения права собственности; недопустимость проявления в уголовном судопроизводстве случаев произвола, грубости, физического или психического насилия, неуважительного отношения к личности; недопустимость случаев осуждения невиновных и оправдания лиц, совершивших преступления.

Принцип законности. В соответствии с данным принципом, следователь не вправе применять федеральный закон, противоречащий УПК РФ. Следователь также не должен применять противоречащие УПК РФ ведомственные нормативные акты, указания и распоряжения, исходящие от контролирующих и надзирающих органов. Кроме того, принцип законности проявляется и в том, чтобы все постановления следователя были законными, обоснованными и мотивированными.

Принцип уважения чести и достоинства личности. В соответствии с данным принципом, никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Под пыткой понимается как физическое, так и психическое воздействие. Пытки запрещены международными нормами.

Принцип неприкосновенности личности. Когда речь идет о неприкосновенности личности, прежде всего, это касается задержания, содержания под стражей и домашнего ареста. Во-первых, задержание по подозрению в совершении преступления, по общему правилу, возможно на срок не свыше 48 часов. Во-вторых, такие меры пресечения, как содержание под стражей и домашний арест, могут применяться не иначе как по решению суда.

Принцип охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Охрана прав и свобод человека и гражданина заключается, во-первых, в недопустимости нарушения этих прав и свобод следователем, во-вторых, в разъяснении участникам уголовного судопроизводства их прав, обязанностей и ответственности, а также в обеспечении возможности осуществления этих прав.

Принцип неприкосновенности жилища. Неприкосновенность жилища охраняется конституционной нормой (ст. 25 Конституции РФ), которая конкретизируется в уголовно-процессуальном законодательстве. Так, обыск и выемка в жилище, а также осмотр в жилище без согласия проживающих в нем лиц, по общему правилу, производятся только по решению суда (ст. 29, ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

Принцип презумпции невиновности. Данный принцип также имеет конституционную основу (ст. 49 Конституции РФ) и закреплен, кроме того, в ст. 14 Уголовно-процессуального кодекса.

Презумпция невиновности означает, что обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 14 УПК РФ). Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения (ч. 2 ст. 14 УПК РФ). Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в установленном уголовно-процессуальным законом порядке, толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 14 УПК РФ).

Включение норм морально-нравственного характера в указанные выше и иные положения уголовно-процессуального закона, в конечном счете, преследует две основные цели:

- не допустить превращения уголовного процесса в механизм расправы и репрессивного подавления личности;

- способствовать превращению уголовного процесса в близкую к совершенной, достаточно эффективную систему защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.

 

Вопрос 2. Порядок назначения на должность, прохождения службы и увольнения с должности следователя (рекомендуется не более 15 мин).

При обсуждении 2-го вопроса рекомендуется задействовать двух курсантов. При ответах особо обратить внимание на знание правовых основ порядка назначения на должность, прохождения службы и увольнения с должности следователя.

Первый курсант в своем ответе должен осветить требования, которые предъявляются к кандидату на должность следователя и процедуру назначения лица на должность следователя. При этом обозначить, что служебная деятельность следователя регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», а также иными ведомственными нормативными актами. Порядок прохождения службы (глава 5 Закона).

На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет.

Предельный возраст поступления на службу в ОВД:

1) для замещения должностей в органах внутренних дел - 35 лет;

2) для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме - 25 лет.

Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.

На гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников ОВД (ст.17 ФЗ «О службе в ОВД»)

Порядок назначение на должности в органах внутренних дел регламентируется Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Федеральным законом «О полиции» и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Второй курсант в своем ответе акцентирует внимание на служебной дисциплине (глава 7 Закона) и освещает порядок и основания прекращения службы в ОВД (глава 12 Закона).

Служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством РФ, Присягой, дисциплинарным уставом, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Нарушением служебной дисциплины признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником ОВД законодательства РФ, дисциплинарного устава ОВД РФ, должностной инструкции, правил внутреннего служебного распорядка, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в ОВД, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является:

1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством РФ;

2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени;

3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования (обследования) в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации;

8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации;

9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность;

11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя;

12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу;

13) непредставление сотрудником сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений) о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

14) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения;

15) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

На сотрудника органов внутренних дел могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел. В образовательных учреждениях, наряду с дисциплинарными взысканиями, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения); 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения; 3) отчисление из образовательного учреждения.

За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка.

До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Статья 80. Основания прекращения службы в органах внутренних дел

Служба в органах внутренних дел прекращается в случае:

1) увольнения сотрудника органов внутренних дел;

2) гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел, признания сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим и (или) объявления его умершим.

Статья 81. Увольнение со службы в органах внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел увольняется со службы в органах внутренних дел в связи с прекращением или расторжением контракта.

2. Сотрудник органов внутренних дел, приостановивший службу в органах внутренних дел в соответствии со статьей 37 настоящего Федерального закона, вправе уволиться со службы в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным статьей 82 настоящего Федерального закона.

 

Вопрос 3. Понятие и сущность следственной этики. Этика производства отдельных следственных действий (рекомендуется не более 25 мин).

При обсуждении 3-го вопроса целесообразно задействовать двух курсантов.

Первый курсант раскрывает понятие и сущность этики, профессиональной этики, следственной этики. Обозначает цели следственной этики, виды норм и дает их краткую характеристику.

Этика – это совокупность норм морали (нравственности), которыми руководствуются представители той или иной социальной группы, профессии, последователи того или иного политического или религиозно-философского учения.

Если говорить о представителях определенной профессии, то существует специальный раздел этики – профессиональная этика, изучающая:

систему моральных норм и принципов, предназначенных для регулирования специфической деятельности людей в сфере определенной профессии,

нравственность людей определенной профессии.

В свою очередь, профессиональная этика включает в себя профессиональную деонтологию, которая изучает моральные нормы, закрепленные в нормативно-правовых актах и иных документах и регламентирующие поведение личности в определенной профессиональной сфере.

Что касается понятия «следственная этика», то этот термин также принято употреблять в двух значениях:

это раздел профессиональной этики, предметом изучения которого является система моральных норм и принципов, регулирующих деятельность следователя;

это совокупность моральных (нравственных) норм и принципов, которыми должен руководствоваться следователь в процессе своей профессиональной деятельности.

Следственная этика как наука преследует две основные цели:

описать, изучить и объяснить значение, сущность и содержание моральных (нравственных) норм и принципов деятельности следователя;

выработать и предложить следователю идеальную с точки зрения требований морали модель его профессионального поведения.

Следственная этика как совокупность моральных норм, регулирующих профессиональную деятельность следователя, также преследует две основные цели:

предложить следователю как человеку, как личности, как государственному служащему и потребовать от него соответствия моральным (нравственным) императивам;

привести саму процедуру предварительного следствия в соответствие с нормами морали (нравственности).

Следственная этика, в ее втором значении, т.е. как совокупность норм морали, определяющих форму и содержание профессиональной деятельности следователя, включает в себя три вида норм.

К первому виду относятся общепринятые и общеизвестные нормы поведения, соблюдаемые любым культурным, воспитанным, доброжелательным и добропорядочным человеком.

Вторую группу норм образуют нормы морали, которые составляют этику государственного служащего и определяют нравственный характер его профессионального поведения.

К третьему виду норм, входящих в этику следователя, относятся нормы морали, реализуемые в уголовно-процессуальной деятельности следователя.

 

Второй курсант раскрывает тактические приемы в работе следователя «следственная хитрость», «психологическая ловушка», этику производства отдельных следственных действий принудительного характера: осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск, личный обыск и т.д.

Одним из первых в работах по криминалистике систему применения «психологических ловушек» теоретически осмыслил профессор А.Р. Ратинов (см. его работу «Теория рефлексивных игр в приложении к следственной тактике»).

Следователь вправе применить те или иные тактические приемы и тактические комбинации, в том числе, и «следственные хитрости».

Цель применения любой «следственной хитрости» состоит в том, чтобы оказать позитивное психологическое воздействие на участника уголовного процесса, проявившего свои противоправные намерения либо предпринявшего действия, противоречащие интересам правосудия. Это позитивное воздействие призвано побудить его отказаться от скрытого или явного противодействия законной и обоснованной деятельности органов расследования.

Поскольку ситуации, складывающиеся в ходе предварительного следствия, весьма многообразны и далеко не каждая из них становится предметом исследования криминалистики, следователь сам избирает тактические приемы, которые могут дать желаемый результат.

При этом он обязан соблюдать специальные требования. Так, по мнению А.А. Закатова и С.И. Цветкова, при применении следователем тактических приемов и комбинаций должны соблюдаться следующие условия:

соблюдение норм уголовного процесса и норм морали;

исключение возможности самооговора;

недопустимость физического и психического насилия, а также обмана и шантажа;

избирательное действие тактического приема (то есть, тактический прием, который использует следователь, должен быть таким, чтобы воздействовал на лицо, причастное к совершению преступления, и был абсолютно нейтрален, безвреден для лица, не причастного к преступлению);

недопустимость использования невежества допрашиваемого или его слабоумия, дефектов зрения, речи, слуха;

принятие во внимание возрастных особенностей лица.

«Следственные хитрости» должны применяться только для предотвращения или преодоления противоправного противодействия законной и обоснованной деятельности следователя. Особо следует отметить, что они не должны быть основаны на лжи.

Таким образом, «следственные хитрости», не отвечающие требованиям закона и морали, - недопустимы.

Вопрос 4. Вопрос 4. Нормы поведения следователя в отношениях с должностными лицами и гражданами (рекомендуется не более 10 мин.).

При обсуждении 4-го вопроса рекомендуется рассмотреть нормы поведения следователя в отношениях с должностными лицами и гражданами, нравственные критерии организации работы следователя как должностного лица - представителя власти. Особо обратить внимание на ключевые ориентиры МВД РФ, обозначенные в последних выступлениях президент страны и министра МВД РФ, положения «Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД РФ №1138 от 24 декабря 2008 г.

На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Федерального закона «О полиции», Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД РФ №1138 от 24 декабря 2008 г и т. д.

При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен:

1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности;

2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;

3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод;

4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности;

6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие;

7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации.

Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции». Иные



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: