В 1983 году в США вышла книга Ховарда Гарднера «Структура разума» (Howard Gardner, Frames of Mind) в которой автор утверждал, что не существует единого интеллекта, так называемого general intelligence или «g», измеряемого известным IQ–тестом. Как раз наоборот, существуют множественные интеллекты, которые независимы друг от друга и не могут измеряться стандартными тестами. В книге он выделил 7 видов интеллекта, к которым впоследствии добавил ещё два: лингвистический, логико-математический, визуально-пространственный, телесно – кинестетический, музыкальный, натуралистический, межличностный, интраперсональный и экзистенциальный интеллекты. Все виды интеллектов равноценны, каждый представляет собой особый способ взаимодействия с окружающей действительностью, и оценивание одних интеллектов выше, чем других - это исключительно культурная традиция.
Наше западное общество высоко ценит лингвистический, логико-математический и интраперсональный интеллекты. Ребёнок, который хорошо говорит и пишет, и/или отлично разбирается в математике, и/или является лидером в классе(школе), скорее всего не будет иметь проблем с учёбой и будет считаться успешным.
А вот в других культурах ценятся другие виды интеллекта. Так, например, в Нигерии в племенах Ананг способность хорошо петь (музыкальный интеллект) и танцевать (телесно-кинестетический) приведут вас к вершине социальной лестницы быстрее, чем умение логически мыслить или хорошо говорить. У северных народов (Чукчи, Эскимосы, Инуиты) визуально-пространственный вид интеллекта всегда ценился очень высоко. Люди с таким интеллектом обладали способностью замечать малейшие изменения в цвете и структуре снега, что помогало не оказаться на отколовшейся льдине или приготовиться загодя к снежной буре.
Психологическое сообщество приняло книгу без особого энтузиазма, зато она была очень позитивно воспринята многими профессионалами от образования. Некоторые школы в США даже стали пересматривать свои программы, чтобы подстраиваться под различные виды интеллекта. К сожалению, реальность такова, что если трудно учить ориентируясь на один-два типа интеллекта, то как учить ориентируясь на девять?
Родителям, обучающим своих детей дома, конечно легче. Зная о различных видах интеллекта, можно подобрать такой подход к обучению, который лучше всего подойдет именно вашему ребенку. К тому же, при обучении дома не стоит задачи научить всех одному и тому же, и вы сможете сосредотачивать своё внимание на сильных интеллектах вашего ребёнка, вместо того, чтобы убиваться по поводу его слабых сторон.
Вид интеллекта | Описание |
Лингвистический (word smart) | Способность оперировать словами как устно (например, как это делает рассказчик, оратор, политик), так и письменно (поэт, писатель, драматург, журналист, редактор). Сложившаяся педагогическая практика сегодня апеллирует к развитию этого вида интеллекта наиболее интенсивно. В школе мы слушаем, пишем, читаем и говорим. |
Логико-математический (number smart) | Способность оперировать числами (математик, бухгалтер, статистик) и мыслить рационально (ученый, компьютерный программист, логик). Этот тип интеллекта также активно задействован в школьных программах. |
Визуально - пространственный (picture smart) | Талант воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию (охотник, скаут, гид), а также трансформировать пространство (архитектор, художник, изобретатель, дизайнер интерьеров). Человек, у которого развит этот тип интеллекта, восприимчив к цвету, форме, линиям, и отношениям между объектами в пространстве. Он может графически выражать свои идеи. |
Телесно – кинестетический (body smart) | Умение использовать тело для самовыражения, передавать эмоции и чувства движениями (атлет, танцор, актер), использовать руки для трансформации разнообразных вещей (ремесленник, скульптор, механик, хирург). |
Музыкальный (music smart) | Речь идет о способности воспринимать музыку, оценивать ее (музыкальный критик), трансформировать, создавать музыку (композитор), исполнять (исполнитель). Обладающий развитым музыкальным интеллектом человек легко запоминает мелодии и способен воспроизвести. Он восприимчив к ритму. |
Натуралистический (nature smart) | Натуралист обладает способностью ориентироваться среди многих живых организмов (ботаник, ветеринар, лесник), а также обладает чувствительностью и внимательностью, интересом к определенным характеристикам окружающего мира (метеоролог, геолог, археолог). |
Межличностный (people smart) | Умение различать настроения, мотивы, намерения и чувства других людей. Способность коммуницировать, т.е. обмениваться информацией с другими людьми вербально и невербально, посредством языка жестов, музыки, речи. |
Интраперсональный (self-smart) | Четкое видение себя, понимание своих сильных и слабых сторон, ограничивающих убеждений, мотивации, настроений, желаний. Высокий уровень самоконтроля, понимания себя, самооценки (психолог, психиатр, философ). Этот вид интеллекта проявляет себя через другие виды, выделенные Гарднером. |
Экзистенциальный (problem solving smart) | Способность и склонность формулировать вопросы о жизни, смерти и прочих экзистенциальных вещах. |
ВИДЫОДАРЕННОСТИ
Штерн различал два вида одаренности – реактивную и спонтанную. Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне, и им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития.
Что мы имеем в виду, когда называем ребенка или подростка одаренным? Этот термин когда-то использовался только по отношению к детям лонгитюдного исследования Термана с IQ, равным 140 или выше. Однако современные определения одаренности более широки, и теперь одаренными считаются не только люди с высоким IQ, но и обладающие исключительным талантом в отдельных областях, таких как музыка, искусство, литература или наука Шэффер.
И. П. Павлов выделял два типа людей – «художников» и «мыслителей». Первые отличаются преобладанием наглядно-образногомышления надсловесно-логическим(преобладание первой сигнальной системы). Вторые, наоборот, имеют преобладаниесловесно-логиче-ского мышления над образным (преобладание второй сигнальной системы); у них ведущую роль в мышлении играют обобщения, понятия. В настоящее время доказано, что эти типы одаренности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга: у «художников» превалирует правое полушарие, а у «мыслителей» – левое полушарие. Отсюда: одни люди более одарены в художественном творчестве, а другие – в науке и изобретательстве.
В настоящее время западные психологи различают несколько видов одаренности:
•общая интеллектуальная;
•специфическая академическая;
•творческая: художественное и исполнительское искусство;
•психомоторная;
•лидерская;
•социальная.
Выделяют также «практическую» одаренность, противопоставляя ее «художественной» одаренности.
ВЫВОД
Много ли вы видите истинно творческих людей? Ведь творчество – это не только живопись, музыка, архитектура, поэзия. Это гораздо большее понятие. Творчество проявляется во всем: в математике, химии, инженерии, приготовлении пищи, приборке дома и даже во всех видах отношений. На самом деле творчество может проявляться во всем, во всех аспектах жизни. И творческим человеком может быть каждый. Творческий потенциал человека безграничен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1)Гарднер Говард. "Структура разума. Теория множественного интеллекта". Вильямс, 2007г.
2)Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности и одаренности». —2012.
3)https://ogrik2.ru/