1. Развитие
2. Воспитание
3. Образование
4. Обучение
Развитие человека – это процесс становления его личности и индивидуальности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
Воспитание – это целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил человека, подготовка к его активному участию в дальнейшей трудовой деятельности и к жизни.
Образование – это процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Образование включает в себя и воспитание и обучение.
Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний.
2. Назовите приоритетные принципы модернизации образования согласно Закону об Образовании.
1. Демократизация образования (ликвидация монополии государства на образование и переход к общественно-государственной основе)
2. Принцип непрерывности образования (создание единой, с учетом разных вариантов, школы)
Две системы:
· Школа - среднепроф. учебное заведение – ВУЗ
· Школа – ВУЗ
3. Вариативность образования (возможность выбора форм получения образования)
4. Открытость образования (деполитизация образования)
5. Гуманизация образования (очеловечивание – уважение личности воспитуемого и т.д. + создание условий для развития его способностей)
6. Гуманитаризация образования (связан с познанием мира, человеческих ценностей – доброта, толерантность…)
7. Регионализация образования (наделение регионов правом выбора форм развития образования)
8. Принцип национального самоутверждения школ
9. Дифференциация образования (уклон на какой-либо предмет)
10. Введение нового базисного учебного плана и ГОСТов (необходимых для сохранения единого образовательного пространства в РФ)
11. Развивающий характер образования
3. Раскройте формы организации процесса обучения.
Формы организации процесса обучения:
- то, как мы организуем общение в процессе обучения
1. Непосредственное общение
· Парная форма (ученики работают в паре или ученик с учителем)
· Групповая форма (один выступает, другие слушают)
· Коллективная форма (это общение в парах сменного состава, т. е. общение с каждым и по очереди)
2. Опосредованное общение
· Индивидуальная форма (когда ученик выполняет любые задания)
4. Приведите классификацию методов обучения.
1. Классификация по источнику знаний:
по источникам передачи и восприятия материала (Авторы Классификации Е.И. Перовский, Е.Я. Голанд и др.)
а) словесные методы;
б) группа наглядных методов;
в) группа практических методов.
2. Классификация по нарастанию исследовательского элемента (авторы: И.Я. Лернер и Скаткин):
· объяснительно-иллюстративные методы
· репродуктивные методы (когда учитель просит пересказать что-л.)
· методы проблемного изложения (когда учитель озадачивает учеников, ставит проблему)
· эгоистический - ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (метод с большей самостоятельностью ученика)
· исследовательские методы (когда ученик самостоятельно формулирует проблему, ставит цель, решает эту проблему – рефераты, курсовые работы).
3. Классификация методов обучения Ю.К. Бабанского:
(необходимо организовать, стимулировать, проконтролировать образовательный процесс)
Методы обучения – упорядоченные способы взаимодействия учителя и учащихся, направленные на реализацию целей обучения (цели - развивающая, образовательная, воспитательная).
Активные методы обучения:
1. Имитационные
а) игровые (ролевые игры, деловые игры)
б) неигровые (анализ конкретной ситуации, ситуационные задачи)
2. Неимитационные
· проблемная лекция
· беседа на заданную тему
· дискуссия на тему (+выводы по теме)
5. В чём заключаются преимущества и недостатки классно-урочной системы образования?
+: экономические выгоды, формирование коммуникативных умений, взаимоотношения с коллективом
-: нет обратной связи, фиксированная продолжительность, большое количество учеников....
6. Дайте характеристику выполняемых функций процесса проверки и оценки знаний учащихся.
Функции:
· Контролирующая
· Воспитывающая
· Развивающая
7. Перечислите и раскройте виды воспитания по институальному признаку.
· семейное воспитание
· школьное воспитание
· внешкольное воспитание
· конфессиональное воспитание (посредством различных религиозных традиций)
· воспитание по месту жительства (различные кружки).
8. Назовите принципы, на основе которых должен строиться процесс воспитания.
По П.И. Пидкосистому принципы:
1) ориентация воспитания на ценности воспитанника;
2) зависимость воспитания от воспитателя;
3) принцип субъективности;
4) принцип целостности.
9. Приведите правила взаимоотношений учителя и учащихся на уроках.
Правила отношений между учеником и учителем (личность учителя):
1. Совмещение интересов учителя и ученика (Путь к взаимопониманию и достижению результата обучения)
2. Контролируемое доверие
3. Тактичность оценки (Оценивается результат деятельности)
4. Обеспечение минимального успеха
5. Исключение принуждений
6. Развитие интереса учащихся
7. Соблюдение норм межличностных отношений (Благожелательное отношение с учеником или учениками)
8. Защита прав учащихся
9. Предварительное уважение
10. Раскройте одну из образовательных технологий.(технологии обучения)
КУБИКИ ЗАЙЦЕВА
Можно ли научить ребёнка читать уже в 3 года? Оказывается можно! Для этого необходимо регулярно заниматься с малышом, поддерживать интерес к этим занятиям и возможно применить особенную методику. Одной из таких методик являются кубики Зайцева. Эти кубики имеют различную величину, вес, цвет и наполнение и в зависимости от этих качеств разделяются на 12 групп. Всего кубиков 52 штуки. На грани этих кубиков нанесены как буквы отдельно, так и слоги, а вернее склады.
В чём заключается методика кубиков Зайцева
За счёт своих особенностей кубики легко различать на ощупь, а также по звучанию, что актуально для маленьких детей, в том числе, если они страдают какими-либо заболеваниями, связанными с отставанием в развитии, а также со снижением слуха и зрения. Все буквы написаны таким образом, что они хорошо видны, даже со значительного расстояния. В наборе имеются сами кубики, и специальные таблицы.
Разделение кубиков по своим признакам имеет своё важное значение. Например золотые (жёлтые) кубики - это гласные, большие - это твёрдые звуки, а маленькие кубики – это мягкие звуки. Железные – это звонкое сочетание согласной и гласной, а деревянные – глухое. Таким образом, ребёнок знакомится с различными звуками и видами букв, ещё до того, как познакомится с соответствующими терминами русского языка.
Как заниматься
В специальных таблицах, которые прилагаются к набору, есть перечень складов. Эти склады очень хорошо можно петь. Именно когда склады поются и глазами при этом вся «песенка» из складов прослеживается за указкой (которую ведёт взрослый) происходит лучшее их запоминание. Это упражнение и на проговаривание частей слова и на внимательность даже способствует развитию мышц глаз (характерное движение во время чтения). Уже после этого ребёнку легче воспроизводить самые простые слова из кубиков: своё имя, мама, папа и др. Кубики Зайцева имеют специальные учебные пособия, которые легко помогут разобраться в занятиях родителям.
Если Вы не хотите покупать кубики, можете попытаться сделать их самостоятельно, сделав и соединив развёртки кубиков или обклеив складами другие обычные кубики, но в этом случае сложно добиться необходимых характеристик и различий кубиков должным образом. Не забывайте, что в этом случае необходимо также сделать и таблицы, без которых полноценного занятия провести нельзя.
2 вариант