Связь педагогики и других наук – когда знания из других наук обогащают знания педагогики.
Педагогика опирается на результаты исследований других наук. Характер взаимосвязи педагогики с другими науками определяется тем, что требуется самой педагогике из того, что изучает конкретная отрасль знаний.
Психология позволяет педагогике более точно и правильно понять сущность психики, личности и группы и, опираясь на это, добиваться наиболее эффективного изучения педагогических явлений и процессов.
Философия и социология позволяет педагогике учитывать социальные особенности жизни и деятельности людей и принимать во внимание их влияние на обучение, воспитание и педагогическую деятельность.
Физиология позволяет педагогике учитывать особенности строения тела и закономерности работы нервной системы человека показывать их роль и значение в обучении, воспитании и развитии людей.
Науки о трудовой деятельности позволяют педагогике правильно формировать у людей качества, необходимые для различных видов профессиональной деятельности.
Исторические науки показывают педагогам историческое своеобразие развития человека и общества, воспитания и образования в различные периоды развития людей и общества и т. д.
2. Компоненты образовательного стандарта.
1. Федеральный компонент – то, что позволяет обеспечить единое образовательное пространство
2. Национально-региональный
3. Школьный компонент – то есть занятия по углубленной программе
3. Перечислите и раскройте современные дидактические принципы.
1. Принцип развивающего обучения
2. Принцип создания оптимальных условий для обучения
3. Принцип сознательного отношения учащихся к процессу обучения (ученик должен быть сам заинтересован в получении новых знаний)
4. Принцип опережающего обучения
5. Принцип опоры – метод обучения по системе В. Ф. Шаталова
6. Принцип обучения на высшем уровне сложности
4. Определите понятие «процесс обучения».
Процесс обучения – двусторонний процесс взаимной деятельности, направленный на развитие, воспитание, образование ученика. +ЗУН
5. Раскройте формы учебной работы.
Формы учебной работы:
1. Урок (по Я. А. Каменскому)
Признаки урока:
· Постоянный состав учащихся
· Определенная продолжительность занятий
· Твердое расписание
· Управление учителем
2. Лекция
3. Семинар (практическое занятие)
4. Зачет
5. Экзамен
6. Собеседование и т.д.
6. Определите понятие «цели воспитания».
цели воспитания: ожидаемые изменения в человеке, группе людей, осуществляемые под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.
Воспитание направлено на психическое состояние, мировоззрение, сознание, знание, способы деятельности, становление личности
7. Приведите и охарактеризуйте виды воспитания по стилю отношений между воспитанниками и воспитателем.
· вторитарное (педагог единолично принимает все решения: модель «я командующий» и модель «я отец»)
· демократическое воспитание (распределены полномочия между педагогом и воспитанниками; модели: 1) «равный среди равных»; 2) «первый среди равных»
· либеральное воспитание
· попустительское воспитание.
8. В чём состоят задачи нравственного воспитания.
9. Какие особенности учащихся необходимо учитывать учителю в профессиональной деятельности.
Возрастные особенности:
Существуют различные типологии разграничения возрастов. В течение 3-х первых лет жизни человек получает основные навыки.
5. ПЕРИОД (6-7 лет – 10-11 лет) Младший школьник (В это время ученик учится контролировать свою реакцию. Ребенок учится читать книги без картинок, начинает понимать различные логические действия. Происходит процесс формирования способов непроизвольного запоминания)
6. ПЕРИОД (10-11 лет – 14-15 лет) Подростковый возраст (Возраст «Бури и Натиска». Бурный подъем жизнедеятельности организма. Происходит интенсивное формирование личности ребенка. Но ребенок еще психически не созрел в этот период)
7. ПЕРИОД (14-15 лет – 17-18 лет) Ранняя юность (Это период физического расцвета человека. Нервная система совершенствуется. Меняется подход к обучению. Происходит проф. ориентация. Действует закон неравномерности индивидуального психологического развития. Увеличивается объем памяти, мышление становится критичным)
8. ПЕРИОД (17-18 лет – 21-23 года) Возраст студенчества. Возраст ранней взрослости (Происходит формирование профессиональных качеств, проф. ответственности, передача проф. знаний и умений. Процесс воспитания сводится к воспитанию профессионала)
Индивидуально-личностные особенности учащихся – это особенности формирования личностных качеств (особенно в школе). Также это особенности характера (наличие воображения, степень и уровень развития…).
Половые особенности (индивидуальные):
Существуют особенности развития и обучения девочек и мальчиков + сексуальное воспитание (это должно освещаться как в школе, так и дома).
Девочки развиваются на 1,5- 2 года раньше, чем мальчики (как физически, так и интеллектуально).
Пик развития мальчиков 19- 21 год (в это время идет интеллектуальное развитие), следовательно, всплеск интереса и возможностей.
В центре внимания девочек находится человек, забота о нем. Девочки быстрее приспосабливаются к изменениям в окружающем мире. Они более внушаемы.
Мальчиков больше интересует окружающий мир. Они выполняют преобразующую функцию. Они менее внушаемы. Мальчики боле уязвимы, чем девочки как психологически, так и физически.
Существует разница в строении головного мозга мужчин и женщин.
10. Охарактеризуйте одну из известных вам систему воспитания.
Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина — члена военной общины. До семи лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С семи лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.
На первом этапе (7—15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.
На втором этапе воспитания (15—20 лет) к минимальному обучению грамсоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.
В течение третьего этапа (20—30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины.
В результате такого воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI—IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.