Этапы и программа социологического исследования.




Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

1. Подготовительный этап. Обсуждение вопросов СИ с заказчиком. Разработка программы СИ – ответ на вопрос «что и как будет изучаться». Разработка организационного плана («кто участвует и за что отвечает»). Подготовка СИ не может быть сведена только к одному ее элементу. Она завершается, если разработаны все ее элементы в отдельности и одновременно выяснены все ее взаимосвязи.

2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Составление графика работ, который осуществляет взаимодействие между исполнителями в пространстве и во времени. Решение организационно-технических проблем (финансы, инструментарий). Инструктаж руководителей опросной сети и интервьюеров. Сбор информации (может осуществляться разными методами). Контроль за работой интервьюеров (логический контроль инструментария и телефонный).

3. Этап обработки информации. Подготовка информации к обсчету (выбраковка, кодировка, ремонт выборки). Ввод информации в ЭВМ. Основные вычислительные работы (одномерное распределение, группировки, классификации, вычисление зависимостей между признаками переменных). Проверка вычислений (для исключения ошибок ввода). Дополнительные вычисления на основе результатов обработки информации (неопределенное количество раз).

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов. Качественный анализ информации. Написание текстов. Техническое оформление итоговых документов (информационная справка – разведывательное исследование, информационная записка – описательное исследование, аналитическая записка и отчет о НИР – аналитическое исследование). В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было
посвящено социальное исследование.

 

После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.

Программы различных СИ не являются трафаретными. Уникальность программы определяется:

  • Специфическим содержанием изучаемой проблемы.
  • Теоретическим и практическим опытом социолога.
  • Приоритетами социолога к методам научного поиска и приверженности к определенным школам.
  • Своеобразным видением проблемы и индивидуальным научным знанием.
  • Изменением объекта во времени.

 

Программа социологического исследования — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки

Программа социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.

  1. Методологический раздел программы имеет ряд важных структурных элементов.

Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или неясны. Случаи появления социальной проблемы:

  1. Недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющиеся знания для регистрирования социальных процессов.
  2. Обнаружение таких явлений и процессов природа которых теоретически неконкретна, а следовательно нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия со стороны общества.
  3. Социальная проблема может существовать и не осознаваться как общественная потребность, поскольку провоцируемые ее последствия не достигли того уровня, на котором они станут очевидными.
  4. Будучи осознанной, социальная проблема не обязана становиться предметом анализа и целенаправленных действий, т.к. для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая заинтересованность и готовность образуют основу социального заказа.

Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект — это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога.

Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования — это определенная сторона или свойство (свойства), особенности объекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании.

Определение целей и задач исследования. Цель — это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования — это совокупность конкретных целевых установок, в которых формулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами. По содержанию предположений относительно изучаемого объ­екта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойст­вах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные). Объяснительные - это такие гипотезы, которые содержат пред­положения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых яв­лениях и процессах. Прогнозные - это такие гипотезы, которые рас­крывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположе­ния широкой общности, гипотезы-следствия - предположения менее широкой общности.

Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация. Интерпретация — логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация — дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (эмпирических индикаторов). Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

  1. Методико-процедурный раздел включает:

Определение общего плана исследования.

Построение требуемого планом типа выборки.

Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:

1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

2. Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических
данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

3. Организационная функция состоит в планировании деятельности
исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов
по каждому из намеченных этапов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: