Самообразование как инструмент профессионального роста




С А М О О Б Р А З О В А Н И Е П Е Д А Г О Г А

Методический семинар

«Мастерство учителя –

это специальность, которой надо учиться»

А.С. Макаренко

ПЛАН:

1. Обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога.

2. Самообразование как инструмент профессионального роста.

3. Формы организации самообразования.

4. Диагностика и планирование процесса самообразования.

4.1. Практикум "Оценка уровня готовности педагога к раз­витию".

Выбор темы самообразования и этапы работы над ней.

Обоснование необходимости постоянного повышения профессиональной компетентности педагога

 

Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, – одна из важных задач образования.

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога, в том числе и всех педагогов учреждений дополнительного образования детей.

Педагогическая деятельность предполагает не только знание учителем своего предмета и владение методикой его преподавания, но и способность ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.

Самообразование как инструмент профессионального роста

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства всё чаще выступает самообразование.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятель­ность человека, которая:

• осуществляется добровольно;

• управляется самим человеком;

• необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Таким образом, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Как процесс овладения знаниями, самообразование тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Самообразование педагога учреждения дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов УДО могут быть:

· ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дополнительного воспитания;

· изучение учебной и научно-методической литературы;

· ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

· изучение новых программ и педагогических технологий;

· ознакомление с передовой практикой учреждений дополнительного образования;

· повышение общекультурного уровня.

Способность к самообразованию не формируется у педагога одновре­менно с получением диплома педагогического вуза, а развивается в процес­се работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть на любом этапе профессионального роста педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя, занять достой­ное место в обществе через профессию. Например, в классификации Р. Фуллера представлены три стадии профессионального становления педагога, каждая из которых обязательно сопровождается процессом самообразова­ния:

• "выживание" (первый год работы, который отмечен личными профессиональными затруднениями);

• "адаптация" (от 2 до 5 лет работы, характеризуется особым внима­нием педагога к своей профессиональной деятельности);

• "зрелость" (от 6 до 8 лет работы, характеризуется стремлением пе­реосмыслить свой опыт и желанием самостоятельного педагогиче­ского исследования).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: