Формы организации самообразования




Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самооб­разования педагогов УДО, отметив их преимущества и недостатки.

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а так же возможность обмена опытом между коллегами.

Недостатки:

• эпизодичность прохождения курсов;

• недостаточность курсов по разным направленностям дополнительного образования;

• время проведения - в учебный период, что влечет проблемы с выполнением образовательной программы;

• качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов дополнительного образования и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

2. Получение педагогического образования; получение высшего образования либо второго высшего или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

• возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

• система "ученый-педагог", при которой обучение ведут ученые-спе­циалисты.

Недостатки:

• нехватка у педагогов свободного времени;

• занятость педагогов-совместителей по основному месту работы;

• дороговизна обучения.

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

• возможность пройти их в удобное для педагогов время;

• возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

Недостатки:

• дистанционные курсы проводятся на платной основе;

• документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учи­тывают при проведении очередной аттестации;

• не все педагоги владеют в достаточной степени ИКТ и интернет-технологиями.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

• научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

• посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

• участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

• посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организация занятий, содержания обучения, методов преподавания;

• теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, воспитательных мероприятий и учебных материалов.

Однако, как бы ни был высок уровень способностей педагога к самооб­разованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, - отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.

5. Сетевые педагогические сообщества - новая форма организации самообразования педагогов.

Сетевое педагогическое сообщество - это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей стра­ны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

• освоение информационных концепций, знаний и навыков;

• наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:

• обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;

• методическая помощь является персональной и адресной;

• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

В настоящее время успешно действуют различные виртуальные объединения и сетевые сообщества педагогов:

Интернет-государство учителей (intergu.ru) своими основными задачами считает оказание поддержки учителю в его профессио­нальной деятельности, предоставление возможности самореали­зации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность, создание и поддержку новых образовательных инициатив. Педагоги имеют возможность размещения материа­лов, оценки уже опубликованных ресурсов, участия в форуме.

Педсовет.оrg (pedsovet.org) целями своей работы указывает:
популяризацию в сети деятельности работников образования, активизацию и формирование профессиональной педагогиче­ской аудитории. Педагоги могут размещать на сайте свои мате­риалы, участвовать в форумах и конкурсах, вести блог.

Завуч.Инфо (zavuch.info) организует практические акции и кон­курсы, инициирует обращения к Президенту, учителям и школам, публикует разработки уроков и внеклассных занятий.

Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru)
основными своими задачами считает содействие повышению доступности и качества российского образования, обеспечение информацией обо всех видах образовательной продукции и услуг дошкольного, школьного и педагогического образования, про­ведение консультаций специалистов.

Открытый класс (www.openclass.ru) целью своей деятельности
называет поддержку процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования, модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Сеть творческих учителей (it-n.ru). Портал создан при поддерж­ке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность педагогам внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и об­мениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в об­разовании. На портале активно проводятся дистанционные конкурсы и обучающие мастер-классы, собрана одна из круп­нейших в Интернете библиотек авторских методических разра­боток (свыше 25 тыс.).

4. Диагностика и планирование процесса самообразования

Несмотря на такой широкий спектр форм организации процес­са самообразования, ведущую в нем роль играют администрация и методическая служба УДО. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу. Организация наставничества, работа с молодыми специалистами, обсуждение актуальных тем, привлечение педагогов к участию в тематических педсоветах, методических семинарах, проведение консультаций для педагогов, оказание помощи в обобщении своего опыта, пополнение библиотечного и медиатечного фонда - это лишь неполный пе­речень форм работы методического аппарата центра детского творчества.

Каждый педагог, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние морально-психологиче­ского климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, должен определить свою траекторию самосовершен­ствования и саморазвития.

 

4.1. Практикум " Выявление способности педагога к раз­витию"

Самообразование педагога начинается с создания опреде­ленного настроя на самостоятельную работу, анализа затруднений, постанов­ки проблемы, изучения психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирования и прогнозирования результатов.

На этом этапе может помочь анкета "Выявление способности педагога к раз­витию" - для оценки уровня готовности педагога к саморазвитию (приложение 1).

Педагогам предлагается заполнить, обработать анкету, обсудить полученные данные и сделать соответствующие выводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: