Субъекты экономических отношений и их функции




Субъект экономических отношений Функции субъекта экономических отношений
Домашнее хозяйство ― 1) основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики; 2) экономическая единица (субъект, агент) в составе одного или нескольких лиц (обычно ― семья); она владеет факторами производства, самостоятельно принимает хозяйственные решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. Совокупность всех домашних хозяйств в стране составляет потребительский сектор экономики. 1) потребление благ и тем самым обеспечение необходимого для экономики в целом потребительского спроса; 2) участие в формировании доходной части бюджета государства через уплату налогов; 3) обеспечение экономики ресурсами/факторами производства, в первую очередь трудовыми; 4) трудовые функции ―4.1.личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и фермерство, в котором домашнее хозяйство и фирма объединены в одном субъекте, так же как в случае индивидуальной трудовой деятельности (ИТД); 4.2. самообслуживание (уборка, готовка пищи и др.). Сфера интересов ― максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы.
Фирма (предприятие) ―экономическая единица, которая, используя факторы производства для создания и последующей продажи благ остальным субъектам экономики, самостоятельно принимает хозяйственные решения, отвечая на три вопроса экономики ― что производить, как производить, для кого производить. Бизнес― деловое предприятие (фирма), функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Ведение бизнеса предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве. Основной мотив деятельности коммерческой фирмы (предприятия) – стремление к получению максимальных доходов от осуществления производства. Совокупность фирм, реализующих такую цель, называется предпринимательским сектором экономики. 1) производство и распределение продукта и получение доходов; 2) покупка ресурсов (факторов производства); 3) создание рабочих мест; 4) распределение доходов на налоги, производственное и непроизводственное потребление, сбережения; 5) обеспечение функционирования предпринимательского сектора экономики. Сфера интересов ― максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (то есть на экспансию и укрепление экономической власти).  
Государство (в широком смысле) ― набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество» (см. Отчет о мировом развитии 1997 г. Государство в меняющемся мире. Публикация Всемирного банка. – М., «Прайм-ТАСС», 1998. С. 25). Правительство как субъект рыночных отношений представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики. Государство, его предприятия и учреждения, созданные на основе государственной собственности, составляют государственный сектор экономики. Государственная экономическая политика ― комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов (потребителей и производителей), или последствий деятельности этих агентов для эффективного достижения поставленных экономических целей: экономического роста, научно-технического прогресса, более справедливого распределения доходов, полной занятости и др. В экономической литературе выделяют следующие направления экономической политики государства, которые актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России: 1) конъюнктурная политика ― совокупность мер по обеспечению динамичного и одновременно равновесного состояния рыночной экономики; 2) политика экономического роста; 3) структурная политика; 4) региональная политика; 5) политика занятости; 6) антиинфляционная политика; 7) инвестиционная политика; 8) социальная политика. 1) производство общественных благ ― финансирование производства или непосредственное производство общественных товаров и услуг; финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды. 2) минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий (внешних эффектов); 3) пресечение ассиметричной информации. Ассиметрия информации― положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая ― нет; 4) защита конкуренции; 5) сглаживание макроэкономических колебаний ― косвенное регулирование изменения структуры производства, контроль и регулирование уровня занятости, цен и темпов экономического роста; 6) политика поддержания доходов ― перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и др.); 7) правовое обеспечение функционирования рыночного механизма через экономию у потребителей и производителей трансакционных издержек. Сфера интересов ― регулирующая деятельность, координация взаимодействия всех субъектов для реализации целей экономической политики. PS. Подробнее о функциях государства в экономике и методах их реализации речь пойдет в Теме 10 «Роль государства в экономике».

 

Взаимоотношения между субъектами рыночной экономики описываются с помощью модели круговых потоков их расходов и доходов, представленных как в вещественной, так и в денежной форме (см. Рис. 2.1.).

Товары и услуги, поступая в распоряжение домохозяйств в обмен на принадлежащие им факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности), превращаются в доходы фирм, создающих и предложивших товары и услуги домохозяйствам. Часть средств аккумулируются в виде сбережений (у домохозяйств) и накоплений (у фирм). Свою долю через налоги получает и государство, однако они носят нерыночный характер, поскольку не являются денежной оценкой его деятельности.

Первоначально они распределяются между собственниками факторов производства. Это функциональное распределение доходов. В результате него формируются доходы собственников факторов труда (зарплата наемных работников), собственников капитала (прибыль крупных предпринимателей, владельцев компаний), доходы мелких собственников (сочетание заработной платы, прибыли, процента, дивидендов, ренты). Размеры этих доходов носят рыночный характер, поскольку в значительной степени зависят от соотношения спроса и предложения на товары и услуги, факторы производства.

Функциональное распределение доходов дифференцировано множеством обстоятельств, в том числе уровнем квалификации участников рыночных отношений, размерами доставшегося наследства.

 

 

                   
   
 
       
         
 
 
 

 

 


 

 

           
   
   
Государство
 
 

 

 


Предприятия

                   
 
   
     
     
 
 
 


       
 
 
   

 


Рынок продуктов

           
   
   

 

 


Рис. 2.1. Кругооборот товаров и услуг, ресурсов и платежей в экономике.

В распределении доходов рынком действует жесткий принцип. Именно поэтому некоторые группы населения, не имеющие доступа к распоряжению факторами производства (дети, престарелые, безработные), в соответствии с рыночным принципом распределения доходов, остались бы без средств существования. Вот почему государство перераспределяет доходы непосредственных участников рыночных отношений, следуя другому принципу: все не могут быть богатыми, но никто не должен быть бедным. Результатом вмешательства государства в распределение доходов между всеми группами населения становится вертикальное распределение доходов.

Главное отличие функционального распределения доходов от вертикального состоит в том, что функциональное распределение доходов обусловлено собственностью на факторы производства, а вертикальное распределение доходов порождается вмешательством государства в сферу распределения и перераспределения доходов, в результате чего и складывается имущественная иерархия в обществе.

Анализ рисунка 2.1. позволяет наилучшим образом проследить логическое обоснование двух методологических выводов:

1. расходы одного субъекта являются доходами другого субъекта. Расходы домашних хозяйств, произведенные на рынке продуктов, становятся для фирм доходами. Расходы же фирм на покупку факторов производства, собственниками которых являются члены домашних хозяйств, являются доходами для их владельцев. Таким образом, строится один кругооборот ― денежный, или стоимостной, который можно назвать «доходы ― расходы»;

2. при этом имеется и встречный ― материально-вещественный ― кругооборот «ресурсы ― продукция». Потребительские товары производятся фирмами, но потребляются домохозяйствами. Они являются основой физического существования людей, составляющих домохозяйства. Однако возможность произвести эти товары возникает лишь потому, что домохозяйства предоставляют фирмам находящиеся в их собственности факторы производства ― рабочую силу, ссудный капитал и землю.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: