MODERN PROBLEMS OF ARCHITECTURE IN OUR TIME




СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫАРХИТЕКТУРЫВ НАШЕ ВРЕМЯ

Бегунова Ю. Г.,Саньков П.Н.

Приднепровская государственная академия строительства и

архитектуры, Днепропетровск, Украина

MODERN PROBLEMS OF ARCHITECTURE IN OUR TIME

Bihunova Y.G., Sankov P.N.

Prydniprovs’ka State Academy of Civil Engineering and Architecture

Dnipropetrovsk, Ukraine

Актуальность. В работе рассматриваются современные проблемы архитектуры, появление которых связано c повышением уровня информативности окружающей нас среды и в это же время понижением способности человека прочитывать эту информацию, в силу его отстраненности от истоков. Подчеркнута роль семиотического подхода к архитектуре, как наиболее актуального направления в архитектурной науке.

Проблема. Понимания основных современных проблем архитектуры в наше время.

Цель. Выявить современные проблемы архитектуры в наше время.

Объект исследования. Архитектура

Задания работы. Изучить и упорядочить информацию о современных проблемах архитектуры в наше время.

Основная часть. Архитектура по природе своей — объемно-пространственное искусство создающее материальную и духовную среду (вторую природу) для обитания человека. Композиционно-пространственная сущность архитектуры – мощный поток идеологического, психологического и эстетического воздействия на человека. Актуальными проблемами в архитектуре сегодня становятся проблемы «смысла», «интересного», «игры», «информативности», знаковые, семантические и коммуникативные проблемы, сменившие и продолжившие проблемы формообразования, актуальные в XX веке. Смыслообразующие проблемы актуализировались в связи с переориентацией общей культуры на постклассические методологии, опирающиеся как на общую теорию систем и законы термодинамики; так и на обращение к новейшим достижениям психоанализа, методы феноменологии, герменевтики и др. [1, с. 168-183].

 

Современная философия исходит из отказа от «готовых» логических конструкций как основы мыследеятельности; фундаментальные научные категории видятся логически переживаемыми событиями. Менее сложно организованные системы полагаются равноценными более сложно организованным; рассматривается их совместное развитие с позиций взаимовыгодного сосуществования и взаимной обусловленности.

 

Архитектура, как выразитель философско-идеологических кредо эпохи и социума, всегда была синтезатором и передатчиком новых идей. Формируя пространство для жизнедеятельности человека, архитектура наделяет это пространство смыслом, языком и возможностью коммуникации. Бессмысленной архитектуры не может быть. Однако процессы смыслообразования многократно усложнились и, зачастую, смысловые конструкции уже не прочитываются потребителем однозначно. В силу многих причин, в числе которых: незнание языка архитектуры, неподготовленность к «считыванию информации» и распознаванию знаков, удаленность от архетипических и отстраненность от мифологических истоков, форма начинает доминировать над смыслом, становясь «вещью в себе». Многие исследователи выделяют актуальность работ в области смысловых и эмоционально- эстетических аспектов композиции города. Так, А. Г. Раппапорт отмечает: «главные проблемы архитектуры сегодня касаются именно смысла человеческого существования, ибо любая интерпретация архитектурных форм есть, в конечном счете, их перевод на язык экзистенции, в противном случае занятие архитектурой становится культурно и человечески бессмысленным, и может быть спокойно обеспечено автоматами». Причем на первое место он ставит аспекты мифа и феноменологию, «которую нельзя ни измерить, ни назвать, но в сфере которой мы интуитивно переживаем связь с материалами, светом, поверхностью, массой и т. п.» [2].

В качестве наиболее актуальных направлений перспективных исследований, О. А. Фоменко отмечает «исследования эстетических качеств информационных признаков архитектурной формы, таких, как … изобразительные и знаково-символические, в которых закодирована семантическая, «содержательная» информация» [3, с 363]. Возрастающий интерес к таким исследованиям способствует поиску базовых основ архитектурно-семиотических исследований в зодчестве и их вариаций в современной архитектурной науке. Генезис архитектурной семиотики иллюстрирует путь от формальной школы, рассматривающей форму как эстетический фактор в архитектуре и искусстве, акцентируя зримый облик формы и пространства, упуская из виду смысловые аспекты, до структурализма, рассматривающего произведение как текст, совокупность знаков, определяющих структуру произведения, а также символы и систему их отношений, структурные оппозиции, определяющие форму.

Семиотика находит свои объекты повсюду, ее непосредственным предметом является информационная система, основой — система знаковая. Как наука семиотика не изменилась за последние 20 лет, изменился информационный мир вокруг, она лишь фиксирует это изменение, предсказав его, — создается единый информационный смыслов архитектуры определяется семиотической трактовкой архитектуры, основные из которых – архитектура как текст, где терминология касается «чтения», и архитектура как среда, где терминология касается интерпретации.

Проблема художественности архитектурных текстов городской структуры обычно рассматривается в оппозиции к функциональности, особенно в ситуациях, когда речь идет о реконструкции городских пространств. Сложные для понимания неорганизованные, а зачастую и дробные пространства, воспринимающиеся как хаотические и выпадающие из общего, понятного для современного сознания контекста, претерпевают изменения первыми. А ведь именно эти сложные, непонятные, загадочные и странные пространства заключают в себе ценность всего объекта. Проблема понимания и расшифровки, а затем цитирования этих архитектурных «текстов», с сохранением их первоначального смысла, в наше время настолько же важна как знание и сохранение истории своей семьи, понимание и осознание себя частью мироздания.

Архитектурный объект, рассмотренный как условие и форма бытия человека в мире – является феноменом, порождающим значения и смыслы. «Вторичная моделирующая структура» его художественной составляющей служат, по Ю. М. Лотману, продуцированию все новых смыслов, создавая свойственную произведению искусства глубину. Оценить глубину смысловых структур архитектурно-средового «текста» возможно через его основные категории – пространство и время. Работа с пространством и понимание пространства как художественного феномена – важнейшая составляющая поэтики архитектуры, а пространство, по мнению Ю. М. Лотмана, — «древнейший архаический язык» [4, с. 50]. Архитектура не рассказывает о мире: она – мир и его устройство, идея, «облаченная» в материальную форму, механизм перевода в физическое измерение мифов и вымыслов, вызванных современными условиями, где вымыслы становятся реальностью благодаря архитектурной игре. Однако, создавая эту реальность, архитектура становится мир, подобный единому миру природы вокруг нас. О семиотике в архитектуре следует говорить как об исследовательском подходе. Семиотический подход к процессу нахождения привычной и уводит в тень собственную мифическую природу, разрывая видимые связи вымыслом.

Воплощая архитектурные замыслы, многие современные авторы руководствуются сущностными качествами архитектуры – «польза, прочность, красота», сформулированными Витрувием в трактате об архитектуре в I веке до н. э., воспринимая эту триаду «иерархично», располагая «красоту» в конце цепочки. Витрувий же, предлагал триаду, как геометрическую модель в форме равностороннего треугольника, вершина которого – «красота», а углы основания – «польза» и «прочность». Такую же модель имеет архитектурная семиотика, где вершина – семантика, а синтактика и прагматика – углы в основании. Синтактика определяет «грамматику и на синтаксис» архитектуры, отвечая за архитектуру как «ремесло». Семантика – это смысл архитектуры, определяющий образные, знаковые и символические возможности архитектуры, в плане образования и выражения смысла, превращая «речь» архитектуры в «поэзию».

ЛИТЕРАТУРА

1. ПерсТ 16, вып. 24, с. 6 (2009).

2. https://www.freedoniagroup.com/Nanotechnology-In-Construction.html

3. J.Lee et al., ACS Nano 4, 3580 (2010).

4. ПерсТ 16, вып. 23, с.3 (2009).

5. P.T Anastas et al., Environ. Sci. Technol. 37, 94A (2003).

6. Малылиг, А. А. Химия поверхности и нанотехнология: взаимосвязь и перспективы [Текст] / А. А. Малыгин // Соровский образовательный журнал.- Т.8 — № 2. — С.32–37.

7. Материалы сайта www.nanonews.net

8. Фолимагина О. В., Гарькин И. Н. Нанотехнологии в производстве строительных материалов // Региональная архитектура и строительство- Пенза: ПГУАС.- № 1(6).2009- С.111–112.

9. Фадеева Г. Д. Рентабельное использование нанотехнологий в строительных материалах / Г. Д. Фадеева, К. С. Паршина, И. В. Маркелова // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 187-18

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: