Риск открытия внутреннего рынка




Этот аспект присоединения России к ВТО вызывает у отечественного бизнеса наибольшую тревогу. ВТО, безусловно, усилит импортную конкуренцию на российском рынке. Однако представляется, что подобная тревога во многом вызвана, во-первых, отсутствием у промышленности достаточной информации о ходе и результатах переговоров (что трансформируется в оценку присоединения к ВТО как еще одного чисто политического решения в духе скомпрометировавшей себя шоковой терапии), а во-вторых, оценкой существующего механизма защиты нашего внутреннего рынка, хотя именно в рамках ВТО он претерпит самые существенные изменения.

Так, в нашей импортной политике ныне правит не разумный протекционизм, а фиск, то есть государство лишь косвенно защищает отечественного производителя, ставя во главу угла таможенные доходы своего бюджета. Поэтому, во-первых, главным инструментом такой защиты оказывается таможенный тариф, то есть самое негибкое ее орудие, тогда как другие страны мира применяют здесь в основном меры оперативной нетарифной защиты (работающие не на бюджет, а на местный бизнес). Во-вторых, ставки наших таможенных пошлин до сих пор автоматически росли там, где рос импорт, а во главу угла была положена их собираемость, а не нужды промышленной политики страны.

Так, за всю историю России мы лишь восемь раз применили против агрессивно растущего импорта специальные защитные меры и всего три раза – антидемпинговые процедуры. Тариф был сведен до четырех уровней защиты (5; 10; 15 и 20%), что делало его непригодным для целей избирательного протекционизма или торговых переговоров. В тех же фискальных целях адвалорные ставки тарифа дополнялись специфическими (в виде твердых сборов с единицы товара), имелись и свои пики обложения. Такая политика первоначально объяснялась неспособностью наших налоговиков собирать свое мыто внутри страны (таможенные доходы по импорту формировали до 20% бюджета). Но ситуация не изменилась и тогда, когда они более или менее научились это делать.

Для сравнения: современные, гибкие и селективные меры защиты внутреннего рынка в 1995-2005 гг. применялись в Индии 427 раз (412 антидемпинговых и 15 специальных защитных), США – 411 (358 и 53), ЕС – 343 (318 и 25) и т.д.

Новый тариф уходит от доминирования фиска и приобретает многие черты инструмента промышленной политики страны и формирования ее новой хозяйственной специализации. Через семь лет после вступления, средний уровень таможенного обложения при импорте в Россию составит 7% по промышленным и 18-19% по аграрным товарам (с индивидуальными колебаниями ставок в 5-20% от этих средних уровней), что на 1/4-1/3 ниже заявленного первоначального уровня, и эта разница как раз и формирует ту торгово-политическую цену, которую реально платит Россия за присоединение к ВТО. По своим масштабам она примерно та же, что и у недавно присоединившихся к Организации КНР, Эквадора, Молдавии, Грузии и Эстонии и завершающих переговоры с ней Саудовской Аравии и Украины.

В целом же в рамках ВТО новый российский протекционизм становится цивилизованным, избирательным и дозированным, совмещая меры
защиты внутреннего рынка страны и поощрения на нем разумной конкуренции. Именно так строили свою промышленную политику и большинство стран, лидирующих в мире по темпам роста, в том числе КНР, Индия, Республика Корея, Малайзия, а ранее Франция, Италия, Япония и Испания.

Отраслевой анализ

Присоединение к ВТО почти не повлияет на российский топливно-энергетический комплекс, чья продукция и без того допускается повсеместно беспошлинно, а имеющийся импорт из Средней Азии выступает как экспортзамещение внешних контрактных обязательств «Газпрома». При нынешних ценах на исходное сырье конкурентоспособны и экспортабельны наши основные нефтепродукты и нефтехимикаты, и угроза отрасли идет, скорее, по линии их качества и роста внутренних цен на энергоносители. Тоже относится к большинству руд и концентратов, хотя их круг сужается из-за недостаточной геологоразведки последних лет.

В целом конкурентоспособна наша черная и цветная металлургия, выигрывающая на издержках производства, и ВТО может даже снизить антидемпинговое давление на них за рубежом. Россия выступает лидером на мировом рынке никеля, титана и палладия. Однако из-за износа основных фондов отрасль сдает свои позиции по продукции высоких переделов, заменяя ее заготовкой и полуфабрикатами. Промышленность стройматериалов конкурентоспособна на местах, но теряет рынок отделочной продукции. Международную конкурентоспособность сохраняют цемент, стекло, линолеум, асбест. Наиболее ценным призом в конкурентной борьбе является отечественный рынок сантехники, где, похоже, сможет выжить лишь завод «Кировский фарфор». ВТО мало чем угрожает и нашей лесобумажной промышленности, но из-за бесхозяйственности ее продукция идет на экспорт нередко по ценам ниже мировых, а в классе конечной лесной продукции (бумага, канцтовары) российский экспорт в последние годы сравнялся с импортом.

Химию выручает конкурентоспособное производство и экспорт минеральных удобрений иизделий основной химии. Однако отрасль проигрывает в сфере малотоннажных и специализированных химикатов, а также в производстве шин, где она теряет отечественного потребителя из-за их качества и предпочтения к импорту у зарубежной автосборки. Фармацевтика уже потеряла 80% отечественного спроса, а часть ее заводов лишь подрабатывают импортные лекарства на пути к потребителю. С другой стороны, население получило доступ к современной мировой фармакопее и главным злом в отрасли остается массовая подделка лекарств.

Российское тяжелое и энергетическое машиностроение остается конкурентоспособным дома и за рубежом по котлам, турбинам, буровому и атомному оборудованию, но проигрывает, не имея при сбыте такого кредитного финансирования, как зарубежные фирмы. Отечественное станкостроение за годы реформ практически распалось: при годовом производстве в 2006 г. в 20 раз меньше внутренних потребностей импорт превысил его в 36 раз. Гражданское судостроение, за отсутствием внутренних заказов, работает в основном на экспорт и ремонт малых и средних судов (в том числе типа «река-море»), но освоило производство морских буровых платформ. В выпуске железнодорожного оборудования конкурентоспособными остаются лишь подвижной состав «Уралвагонзавода» и электровозы Синарского завода. Оживить эти отрасли может только обильная кредитная поддержка при сбыте, в том числе экспорте, и госзаказ.

Длинный модельный ряд, множество соперничающих КБ и заводов, исчезновение госзаказа и «атомизация» потребителей (вместо одного «Аэрофлота» работает до 400 перевозчиков, которые не в состоянии приобретать новую авиатехнику) привели к кризису гражданского авиастроения (в 2004 и в 2005 гг. выпущено всего по 12 машин) и оснащению международных перевозок в стране по преимуществу зарубежной авиатехникой. Из двух вариантов – переход на статус субпоставщиков Boeing и Airbus или концентрация всех усилий на отечественном производстве ограниченного ряда машин – правительство избрало второй, с акцентом на региональные авиалайнеры.

В автостроении на базе проведенной реконструкции вернул свои позиции на местном рынке и в экспорте «КАМАЗ». Удачно специализируется на производстве микроавтобусов «ГАЗ», внедорожников – «УАЗ», но в легковом автостроении все более доминирует промышленная автосборка иномарок из импортных деталей, и сохранить здесь свое собственное производство на обозримый период сможет, пожалуй, только «ВАЗ». Три поколения мер госсодействия отрасли не привели к ее реконструкции, и ставки конечного «связывания» в ВТО делают это по возможному максимуму еще раз, хотя и по суженной номенклатуре.

В текстильной промышленности отечественные производители сохраняют свои позиции по трикотажу, льняным, тонкосуконным, камвольным, части шелковых и пенько-джутовым тканям, а также по хлопчатобумажному суровью и толлинговому пошиву, но уже утеряли рынок технической синтетики и качественных изделий. Мебельщики удерживают свою долю рынков дешевой мебели и периферийный спрос, а пищевики – рынки растительного и частично животного масла и маргарина, муки, зерна, крупы, сыра, сгущенного молока, яиц, водки, кондитерских изделий и отвоевывают обратно рынки сахара, солода и птицы. В борьбе за импортозамещение важно учитывать, что пока наш агробизнес не может целиком насытить внутренний рынок, и те же «ножки Буша» остаются основным источником дешевого мясного протеина для значительной массы населения страны. Наряду с защитными мерами ставки «связывания» открывают зеленый свет ввозу комплектующих (фурнитура, нити, клей, качественные древесные плиты, кормовые и пищевые добавки, красители и пр.).

В целом по уровню конкурентоспособности Россия в рейтинге Всемирного экономического форума занимает 70-е место среди 104, и присоединение к ВТО наряду с осознанием рисков побуждает активную часть отечественного бизнеса приспосабливаться к деятельности в новой обстановке – как защитной, так и наступательной.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: