Основы теории спроса и предложения




Спрос (D) ― вынесенная на рынок платежеспособная потребность.

Величина спроса ― количество товара, которое покупатели могут и желают приобрести на рынке по данной цене. («Желают» ― значит, имеют, так называемый «отложенный» спрос (накопления) на отпуск, покупку квартиры и т.п.).

Функция спроса ― функция, определяющая значение величины спроса в зависимости от влияющих на нее ценовых и неценовых факторов.

Цена спросамаксимальная цена, по которой покупатель согласен приобрести данное количество товара («максимальная цена» есть ни что иное, как бюджетное ограничение возможностей покупателя, о чем подробнее будет рассказано в Теме 5 «Экономика потребителя»).

 

NB! Неценовые факторы ― причины, которые заставляют измениться «сам» спрос и «само» предложение независимо от цены.

 

Неценовые факторы спроса:

а) потребительские вкусы (самый динамичный и самый субъективный фактор ― производное от: результата воспитания или образа жизни; воздействия рекламы и/или моды; появления новых продуктов; осознания новых последствий потребления тех или иных товаров или появления новых целей потребления; изменения идеологии потребления; …);

б) число покупателей (следствие продолжительности жизни населения страны в целом и ее активного периода, а также соотношения коэффициентов рождаемости и смертности в конкретном государстве; а также развитости рыночной инфраструктуры и региональных и международных экономических связей…);

в) денежный доход потребителя (товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами; товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода, называются товарами низшей категории);

г) цены на сопряженные товары. Существует следующая закономерность взаимозависимости цены и спроса между данными товарами:

۩при росте цены на потребляемый товар (например, кофе или фрукты) возрастает спрос на товар-субститут, стоимость которого меньше (например, чай или овощи );

۩при росте цены на товар-комплимент (например, фотопленку или батарейки) падает спрос на основные товары (например, фотоаппарат или часы).

NB! В экономической теории данная закономерность иллюстрирует «эффект замещения», которым вместе с «эффектом дохода» объясняется отрицательный наклон кривой спроса;

д) инфляционные ожидания потребителей (ожидания потребителями изменений цен на товары, которые, как правило, приводят к ажиотажному (иррациональному) спросу) и др.

Закон спроса: между ценой на продукт и величиной спроса на него существует обратная, или отрицательная, зависимость при прочих равных условиях. Отрицательная зависимость между ценой спроса на товар и его рыночной ценой в экономической теории объясняется двумя эффектами: «эффектом дохода» и «эффектом замещения», смысл которых подробно прописан при интерпретации рис. 4.1. «Кривая спроса» на С. 183 в Приложении 1.

Кривая спроса ― представленная в графической форме зависимостьмежду величиной спроса на товар и его рыночной ценой при неизменных неценовых факторах, влияющих на спрос. Другими словами, кривая спроса графически отображает закон спроса.

Уравнение кривой спроса выражается формулой QD = a ― b*P. Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры a и b отражают изменение ценовых и неценовых факторов спроса: а) параметр a показывает минимальный объем спроса, независимый от уровня цены, б) b ― показатель изменения спроса в зависимости от изменения цены, который рассчитывается на основе коэффициента эластичности спроса по цене (dQ/dP).

С учетом введенных символов и их смыслов можно прописать следующие закономерности построения кривой спроса:

۩ при изменении величины a, то есть неценовых факторов происходит сдвиг «самой» кривой спроса;

۩ при изменении величины b, то есть ценовых факторов изменяется наклон кривой.

NB! Закон спроса ― это такая модель экономики, в которой цена определяет величину спроса(то есть существует только эта зависимость, а все остальное принимается за стабильное). Поэтому изменение может выражаться только движением по точкам кривой спроса, отражающим изменение величины спроса как ответную реакцию на изменение цены. Однако спрос испытывает влияние не только цены, но и неценовых факторов. В этом случае P = const, ипроисходит изменение уже не величины спроса, а «самого» спроса. На графике при изменении «самого» спроса перемещается уже вся линия спроса: при росте спроса ― вправо вверх, при его падении ― влево вниз (см.. в Приложении 1. Рис. 4.2. «Смещение кривойспроса под воздействием неценовых факторов»). Чем дальше расположены друг от друга «старая» и «новая» кривые «самого» спроса, тем большие изменения произошли в «спросовом» поведении покупателя.

·

Предложение (S) ― совокупность находящихся на рынке товаров или способных быть доставленным на него. («Способных быть доставленными на него» ― означает, что товары произведены и готовы к реализации, но находятся на складе готовой продукции. Из сказанного следует, производитель вправе вести сделки по этому объему товарной продукции).

Величина предложения ― количество товара, которое продавцы могут и желают поставить на рынок по данной цене.

Функция предложения ― функция, определяющая значение величины предложения в зависимости от влияющих на нее ценовых и неценовых факторов.

Формально функция предложения выражается равенством S(P) = a + b*P, где P ― рыночная цена товара; a и b ― параметры, причем b ― показатель чувствительности предложения к изменению цены.

Цена предложения ― минимальная цена, при которой продавец согласен реализовать товар («минимальная цена» для товаропроизводителя есть ни что иное, как нижнее ограничение цены, равное себестоимости произведенной продукции).

Неценовые факторы предложения:

а) цены на ресурсы, или факторы производства (чем они ниже, тем предложение больше);

б) технологии производства (например, безотходные и энергосберегающие технологии (в отличие от фондоемких и энергоемких) позволяют увеличить производительность труда и снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции (то есть средние издержки), что ведет к увеличению предложения);

в) налоги и дотации (снижение налогов и рост субсидий ведут к увеличению предложения, и наоборот);

г) цены на другие товары. Влияние данного фактора, как правило, связано с динамикой нормы и массы прибыли в данной отрасли: более высокие цены сопутствуют большему предложению со стороны производителей, так как обеспечивают им большую норму прибыли. Как следствие, к имеющимся в отрасли производителям «присоединяются» те, кто переориентировался на выпуск этих же продуктов, и наоборот);

д) число продавцов и уровень конкуренции в данной отрасли: если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость спроса, формируется «рынок покупателя», на котором продавцы начинают соревнование за покупателя посредством снижения цен и неценовыми методами;

е) инфляционные ожидания производителей ― ожидания продавцов возможной динамики спроса;

ж) ожидания изменений в системе налогообложения, приоритетов государственной экономической политики и др. Например, введение налога на добавленную стоимость (НДС) стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенного товара;

з) тип организации производства в отрасли (либо монополизм, либо олигополия и т.п.) и др.

Закон предложения: междуценой на продукт и величиной егопредложения существует прямая, или положительная, зависимость при прочих равных условиях.

Кривая предложения ― представленная в графической форме зависимость между величиной предложения товара на рынке и ценой этого товара при неизменных неценовых факторах, влияющих на предложение. Кривая предложения графически отображает закон предложения (см. в Приложении 1. Рис. 4.3. «Кривая предложения»).

Неценовые факторы предложения действуют на стоимость производства единицы продукции, что и вызывает сокращение или расширение «самого» предложения, а не его величины. Графически воздействие неценовых факторов выражается смещением всей кривой предложения S вправо или влево при P = const (см. в Приложении 1. Рис. 4.4. «Смещение кривой предложения под воздействием неценовых факторов»).

Правостороннее смещение кривой предложения S говорит о том, что предложение товара А увеличилось, так как у производителя сократились средние издержки (см. Тему 6).

Смещение кривой предложения S влево говорит о сокращении «самого» предложения, что связано с увеличением издержек на единицу продукции, то есть с ростом средних издержек.

При наложении кривых спроса и предложения наблюдается точка их пересечения Е с координатами: PE ― равновесная цена и QE ― равновесный объем (см. в Приложении 1. Рис. 4.5. «Формирование равновесной цены на товарном рынке»).

Равновесная цена PE ― это цена, уравновешивающая величины спроса и предложения на рынке в результате действия конкурентных сил.

Установление на рынке равновесной цены свидетельствует об определенной сбалансированности производства и потребления. Условием рыночного равновесия и установления равновесных цен является равенство объемов спроса и предложения: QE = QD = QS.

Избыток спроса (D>S)ситуация дефицита, в которой величина спроса (при существующей цене) превышает величину предложения. Такая ситуация возникает тогда, когда существующая цена ниже цены равновесия (см. в Приложении 1. Рис. 4.5.а) «Потолок» цен и образование дефицита»).

Избыток предложения (S>D) ― ситуация перепроизводства, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса. Такая ситуация возникает тогда, когда существующая цена превышает цену равновесия (см. в Приложении 1. Рис. 4.5, б). «Полцены» и образование избытка»).

Излишек (выигрыш) потребителя ― разница между ценами, которые потребитель готов оплатить за разные количества товара, и ценами, которые он в действительности платит. Это происходит в ситуации, когда цена на рынке опускается ниже равновесной, следствием чего является процесс перераспределения ренты производителя в пользу потребителя.

Излишек (выигрыш) производителя ― разница между валовыми доходами и полными затратами производителя. Это происходит в ситуации, когда цена на рынке поднимается выше равновесной, следствием чего является процесс перераспределения ренты потребителя в пользу производителя.

 

Концепция эластичности

В экономической теории для конкретных расчетов экономических показателей важнейшее значение имеет понятии «эластичность».

Под эластичностью понимается реакция экономического показателя на изменение какого-либо фактора или группы факторов.

При изучении спроса очень важно знать, в какой степени или как сильно изменится спрос на повышение или понижение цены на данный товар. Об этом дает представление эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене ― это реакция спроса на изменение цены, которая показывает, в какой мере изменяется спрос в ответ на подорожание или удешевление товара. Измеряется эластичность спроса по цене с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается по формуле: EPD = dQ/Q: dP/P,

где Q ― величина спроса, dQ/Q – процентное изменение величины спроса; P и dP/P ― цена и процентное изменение цены, соответственно.

EPD показывает, на сколько процентов изменился спрос в случае изменения цены на 1%.

Эластичность спроса по цене исследуют производители и продавцы для того, чтобы посмотреть, как изменится их общая выручка, то есть валовой доход от продажи товара, при изменении цены на него и как это скажется на прибыли.

Рассмотрим три типа товара с различной эластичностью спроса по цене.

Первый тип ― товары, имеющие спрос с единичной эластичностью по цене (EPD = 1). Спрос на такие товары изменяется точно так же, как цена, в результате общая выручка остается неизменной. Другими словами, в случае единичной эластичности спроса по цене общая выручка от продажи данного товара при повышении или снижении цены на него не изменяется.

Второй тип ― товары с высокой эластичностью спроса по цене (EPD >1). Для них характерен коэффициент эластичности по модулю больше единицы. Спрос на такие товары изменяется в большей мере, чем цена, поэтому в случае небольшого снижения цены объем продаж и общая выручка серьезно вырастут. И наоборот: при небольшом повышении цены общая выручка будет значительно сокращаться.

Третий тип товаров ― это товары, спрос на которые слабо реагирует на изменение цены (EPD <1). Прежде всего, это товары повседневного спроса, занимающие ведущее место в потреблении. У таких товаров низкая эластичность спроса по цене и коэффициент эластичности меньше единицы. В этом случае при изменении цены на товар общая выручка изменяется в меньшей степени, чем цена (см. Таблицу 4.8.).

 

NB!На коэффициент эластичности спроса по цене влияют главным образом три фактора: а) величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар; б)качество, количество и цена субститутов; в) число конкурирующих продавцов данного товара. Экономический прогресс состоит в росте числа тех товаров, спрос на которые характеризуется высокой эластичностью, так как создаются условия для повышения степени свободы поведения и выбора покупателя.

 

Еще одна характеристика спроса ― эластичность спроса по доходу, которая показывает, как изменяется спрос в зависимости от изменения дохода покупателя. Как правило, спрос на товар увеличивается, если вырос доход покупателя. Однако, если товар низкокачественный, то с ростом дохода потребителя спрос на этот товар уменьшается, а спрос на высококачественный товар растет.

Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитываетсяпо следующей формуле:

EID = dQ/Q: dI/I.

Как видим, данное выражение аналогично формуле эластичности спроса по цене, куда вместо цены подставляется значение дохода ― I (income).

Теперь рассмотрим реакцию производителей на изменение рыночной цены на их товар.

Производители, как и покупатели, тоже реагируют на изменение рыночной цены на свою продукцию. Но если при повышении цены покупатель, как правило, уменьшает величину спроса, то производитель, заметив, что товар раскупается по более высокой цене, чем ожидалось, станет расширять предложение, и наоборот. В экономической теории такая реакция предложения на изменение рыночной цены называется эластичностью предложения по цене.

Почему производитель при повышении цены на свою продукцию стремится расширить объем продаж?

Дело в том, что если растет спрос на продукцию данного производителя и, как следствие, повышается ее рыночная стоимость, то это никак не связано с себестоимостью или с издержками на единицу продукции. Издержки (затраты) производителя на единицу выпуска при изменении цены товара остаются на прежнем уровне. Следовательно, при подорожании товара увеличивается разница между рыночной ценой товара (доходом производителя) и издержками производителя, то есть увеличивается прибыль производителя.

В то же время реакция производителя на изменение рыночной цены (эластичность предложения) зависит от фактора времени. Чем большим периодом времени располагает производитель, тем больше возможность маневрировать объемами производства и изменять величину предложения. Почему? Причина в том, что для расширения предложения фирме необходимо либо распродать накопившиеся товарные запасы, либо выпустить дополнительную продукцию, на что потребуется отрезок времени, равный по продолжительности производственному циклу того или иного товара.

В связи с этим в экономической теории рассматриваются три случая эластичности предложения фирмымгновенная, краткосрочная и долгосрочная реакция на изменение рыночной цены товара:

― при мгновенной реакции величина предложения остается на прежнем уровне;

― в краткосрочном периоде фирмы располагают некоторым временем, чтобы увеличить выпуск, но в рамках своих производственных возможностей, то есть обладают большей эластичностью по цене по сравнению с мгновенной ситуацией;

― в долгосрочном периоде небольшому увеличению спроса соответствует значительное расширение предложения. Хлынувший на рынок товар сбивает цену, чему способствует и расширение производственных возможностей прежних и появление новых производителей.

Выводы:

1) чем выше мобильность ресурсов и легче вхождение новых производителей в отрасль, тем более гибким становится ценовой сигнал, тем быстрее и полнее предложение сможет удовлетворить возросший спрос;

2) на уровне отрасли мобильность ресурсов при прочих равных условиях выше в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном периоде;

3) для продавца более привлекательна ситуация неэластичного предложения, гарантирующая стабильность производства при резкомизменении цены. Поэтому часть предпринимателей озабочена не столько производством, сколько «переводом» эластичного предложения в неэластичное состояние. Для этого имеется лишь один способ ― искусственное ограничение объема производства, а, следовательно, и величины предложения. Однако это удается при двух условиях: а) монополии данного производителя на рынке; б) отсутствии товаров – заменителей (субститутов);

4) покупатели должны помнить: при появлении нового товара на конкурентном рынке не следует хватать его сразу по дорогой цене, и ваше терпение со временем вознаградится ― цена упадет.

 

Материалы к практикумам

Таблица 4.3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: