Государственное регулирование в сфере охраны труда




Управление и надзор за исполнением законодательства о труде и охране труда   Нормативными правовыми документами законодательно установлено прямое управление, контроль и надзор со стороны государства за состоянием условий и организацией охраны труда. В Конституции РФ, концепциях национальной безопасности и демографического развития России обеспечение безопасной жизнедеятельности граждан, право на труд в достойных условиях были поставлены в число государственных приоритетов. Правовой основой государственного управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда и промышленной безопасности являются: 1. В области охраны труда – Трудовой Кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). В Статье 210 ТК РФ указаны 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда, в том числе, государственное управление охраной труда и государственный контроль и надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда. 2. Охрана труда получила свою конкретную цену, т.к. после принятия Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125 осуществляется дифференцированный подход к определению величины страхового взноса на этот вид страхования. Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда. Государственный контроль и надзор – осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами обязательных правил поведения. Контроль – важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. В зависимости от объема контроля различают: · собственно контроль, в процессе которого проверяются законность и целесообразность деятельности, · надзор, который заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Надзор– это суженный контроль. Различаются три типа надзора: судебный, прокурорский и административный. Единого правового акта, закрепляющего хотя бы основы административного надзора, в России нет. Существует множество федеральных нормативных актов (законов, указов), которые регулируют разные виды надзора, отдельные аспекты надзорной деятельности. Поэтому у административных надзоров есть элементы контроля.   Структура государственного управления, контроля и надзора за соблюдением требований охраны труда   Уровни разграничения функций федеральных органов В связи с Указами Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 и от 20.05.04 г. № 649 произошла реорганизация органов исполнительной власти, в т. ч. органов управления охраной труда (ОТ), органов контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и промышленной безопасности (ПБ). Новая структура федеральных органов исполнительной власти предусматривает в основном 3-уровневое разграничение функций: 1. Федеральное министерство вырабатывает государственную политику и нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности; 2. Федеральная служба осуществляет контроль и надзор в установленной сфере деятельности; 3. Федеральное агентство осуществляет оказание услуг в установленной сфере деятельности, кроме контроля и надзора. Структура федеральных органов управления охраной труда, контроля и надзора за охраной труда В сфере охраны труда и промышленной безопасности полномочия между контрольными и надзорными органами РФ распределяются следующим образом: 1. Государственное управление охраной труда и промышленной безопасностью осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. №724. Контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляет Федеральная инспекция труда, входящая в состав Федеральной службы по труду и занятости. Принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия федеральной инспекции труда определены статьями 355 и 356 ТК РФ. 2. Контроль и надзор за пожарной безопасностью осуществляет Противопожарная служба, входящая в состав Федерального Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС); 3. Постоянный корпоративный (производственный) контроль соблюдения требований охраны труда в организации осуществляют: 1. Служба (отдел) охраны труда организации Основными нормативными правовыми документами, регламентирующими структуру, обязанности, права и функционирование данной службы являются: · Трудовой кодекс РФ (ст. 217); · ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования"; · ГОСТ Р 12.0.009-2009. ССБТ. «Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению»; · Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Утв. постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14; · Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Утв. постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10; · Типовые отраслевые положения о системе управления охраной труда.
 
 

 

Основные понятия и положения охраны труда

Цель и задачи охраны труда в организации: Из определения системы охраны труда вытекает, что она имеет двуединую цель: сохранение жизни и здоровья работников + предупреждение (локализация) аварий на опасных объектах организации. Для достижения указанной цели должно быть решено пять основных задач: 1. Обеспечение безопасных условий труда. 2. Обеспечение безвредных условий труда. 3. Поддержание работоспособности работников. 4. Предупреждение аварий. 5. Готовность организации к локализации аварий и их последствий.   Задачи управления охраной труда: Основные задачи управления охраной труда в организации можно выразить тремя вопросами: 1. Что делать? То есть, какие нужно решать проблемы, какие выполнять мероприятия, работы для обеспечения безопасности в данной организации с учетом характера производства, его опасности и вредности, условий труда и т.д. 2. Кто делает?Какие службы, подразделения, руководители, специалисты обязаны принимать решения, разрабатывать мероприятия, требования, обеспечивать выполнение этих мероприятий и требований, контролировать, нести ответственность за конечный результат. 3. Как делать?То есть, какими методами, способами, приемами следует проводить работы, технологические процессы, специальные мероприятия и требования охраны труда; в какие сроки, в какой последовательности и с какой периодичностью; какие необходимы для этого финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

 

 

Ведомственный контроль за ОТ ведут службы ОТ министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют такие же службы, а при их отсутствии - инженеры по охране труда, либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков, а также лица, на которые возложено проведение производственного контроля за выполнением санитарных правил.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и по охране труда осуществляют профсоюзы и специальные комиссии профсоюзных комитетов организаций. Кроме того, выбираются уполномоченные по охране труда профсоюза. Виды контроля условий и охраны труда на предприятии многообразны. Контроль может быть выборочным, сплошным, аттестационным, плановым, внеплановым.

Важнейшими критериями состояния ОТ являются статистические показатели травматизма, Кч, Кт и Кл. Анализ динамики изменения приведенных коэффициентов позволяет прогнозировать их значение на ближайший период. Критерии, позволяющие квалифицировать травму как производственную (несчастный случай), приведены в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России в 2002 г.

На предприятиях РФ могут быть созданы системы управления охраной труда. Координацию деятельности звеньев этой системы осуществляет специальное лицо (по ГОСТ 12. 0. 006-03). В соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» службы охраны труда, в значительной мере повышающие эффективность системы управления по сравнению с предприятиями, где эти службы могут отсутствовать, должны организовываться, если численность работающих составляет более 100 чел.

Обучение работающих безопасности труда ведется при профессиональной подготовке независимо от ее формы (институт, колледж, обеспечение непосредственно на производстве), в рамках системы инструктажей и при повышении квалификации.

Министерствами, государственными комитетами и ведомствами по согласованию с соответствующими профсоюзными органами, а в необходимых случаях и с соответствующими органами государственного надзора могут утверждаться типовые инструкции по ОТ для рабочих основных профессий.

Из других задач системы управления ОТ следует отметить обеспечение режимов труда и отдыха, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания, ответственность за решение которых возложена Федеральным законом «Об основах охраны труда в РФ» на работодателя. Режимы труда и отдыха должны быть зафиксированы в правилах внутреннего распорядка. Требования к санитарно-бытовому обслуживанию определены СНиП 2. 09. 04-87, устанавливающими требования к устройству гардеробных, помещений для спецодежды, душевых, умывальников, курительных и т. п.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: