Творческое задание (работа в группах)




Ход урока

I. Организационный этап

II. Проверка домашнего задания

Исторический диктант

1. К вещественным источникам относятся...

2. Наука, изучающая прошлое по вещественным источникам, называется...

3. Работе археологической экспедиции предшествует изучение ее участниками...

4. Археологическим раскопкам предшествует..., целью которой является обследование места будущей работы.

5. Для того чтобы раскопки были более успешными, археологи разбивают раскапываемый участок на небольшие участки, которые имеют название...

6. Собранные во время археологических раскопок находки исследователи после изучения отправляют в..., чтобы с ними могли ознакомиться все желающие.

7. Учреждение, в котором хранят и изучают разнообразные памятники прошлых времен, - это....

8. Поселения срубной культуры у с. Ильичевка проводились…

9. Д.С. Цвейбель открыла ряд новых памятников… века.

10. Территория, на которой располагается комплекс памятников истории и культуры, охраняемый государством, называется....

III. Актуализация опорных знаний

Задание

Объясните происхождение названия города Донецк.

IV. Мотивация учебной деятельности

Работа с эпиграфом

Задание. Прочитайте эпиграф к уроку, записанный на доске. Как вы понимаете слова Григория Сковороды?

V. Изучение нового материала

1. Историческая топонимика

Задание. Поставьте вопросы, на которые должны найти ответ, рассмотрев пункт плана.

Работа со словарем

Топонимы - географические названия.

Топонимика - наука, которая исследует географические названия.

Учитель

Топонимику называют «языком земли». Ей доверили хранить память о себе прошлые эпохи, исчезнувшие народы и культуры.

Любое географическое название имеет свое значение. Разгадать некоторые названия совсем не сложно. Так, город Львов основал в XIII в. князь Даниил Галицкий и назвал именем своего сына Льва.

Работа в парах (работа с картой)

Задание. Объяснить происхождение названий городов, сел и поселков Донецкой области и найти их на карте.

Карточка 1 Горняк (в поселке проживает много горняков, работающих на шахте) Кодема (в переводе с молдавского «топкое место», «болото»; название селу дали молдаване, проживающие здесь с 18 в.)

 

Карточка 2 Шевченко (поселок назван в честь поэта Т. Шевченко) Землянки (когда в поселке вместо домов были землянки)

 

Карточка 3 Соледар (рядом с городом были найдены залежи соли) Прелестное (происходит от слова «прелесть», поселенцы считали, что такие названия будут способствовать улучшению их жизни)

 

Карточка 4 Балаган (происходит от слова «балаган» - так называли длинные бараки, принадлежавшие заводам) Доброполье (название произошло от словосочетания «доброе поле»)

 

Карточка 5 Гродовка (в первые годы существования 70-80-е гг. 18 в. среди населения преобладали городовики, т.е. горожане) Ровеньки (город построен на берегу реки Ровенек)

Учитель

Однако много топонимов разгадать не так легко. Чтобы ответить на эти вопросы, ученые-топонимисты проводят многолетние кропотливые исследования, обращаясь к достижениям истории, языка, географии, археологии и других наук. Но некоторые топонимы, которые дошли до нас из глубины веков, и до сих пор не удалось расшифровать.

Дидактическая игра «Кто больше?»

Условия игры. Учащиеся объединяются в малые группы, каждый участник которой должен устно составить к новому материалу вопросы. Побеждает та группа, которая составит всего вопросов.

3. Происхождение названий улиц

Метод «Микрофон». Подумайте, каким образом возникают названия тех или иных улиц.

Учитель

Названия улиц формировались постепенно, некоторые из них неоднократно меняли свое наименование.

В древности названия улиц давали в зависимости от вида деятельности ее жителей. Так, например, возникли улицы Гончарная и Кожемяцкая.

Кроме того немало названий улиц обязаны своим появлением народам, которые на ней проживали. Благодаря этим названиям историки могут выяснить, какие народы жили некогда на территории того или иного города. Так, в Одессе и до сих пор существуют улицы Еврейская, Болгарская, Польская и Греческая.

Также названия улицам давали в честь выдающихся педагогов, писателей, ученых, композиторов, художников и государственных деятелей. Город Симферополь гордится тем, что некоторое время в нем жил всемирно известный ученый Владимир Вернадский. Поэтому закономерно, что в Симферополе есть улица Вернадского. В Феодосии существует переулок Айвазовского, ведь именно в этом городе жил художник Иван Айвазовский, который прославился своими морскими пейзажами.

Метод «Три предложения»

Задание. Передайте тремя предложениями содержание рассказа учителя.

VІ. Обобщение и систематизация знаний

Творческое задание (работа в группах)

Задание. Нужно с помощью художественных средств (рисунок, графика) на листе формата А4 отразить ключевые моменты темы, которая изучалась. Группы по очереди у доски представляют выполненные работы. В презентации принимают участие все члены группы, которые работали над рисунком.

VII. Коррекция и рефлексия. Итоги урока

Проверка выполнения заданий, анализ типичных ошибок.

Выводы:

§ топонимы - географические названия;

§ топонимика - наука, которая исследует географические названия;

§ в основе названий поселений лежат названия растений, животных, рек и профессий, а также наименования племен и народов, которые некогда жили на наших землях;

§ на возникновение названий улиц повлияли ее расположение, занятия ее жителей, связи с историческим событием и лицом.

VIII. Домашнее задание

1. Выучить новые термины и понятия.

2. Предварительное задание. Подготовьте рассказ о происхождении названия улицы (биография исторического деятеля или описание исторического события), на которой вы живете, подготовьте фотографии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: