Анатолий Репин («Труд», 6 июля 1995 года)




 

Сложившиеся в настоящее время правила, нормы протокола регулируют почти все внешние формы дипломатической практики. Однако очень важно иметь в виду, что в зависимости от состояния отношений с той или иной стороной при практическом применении правил протокола им придается, без нарушения их основ, большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается их размах, количество и уровень участия
официальных лиц и т. д. В этом смысле интересна восточная поговорка: «Церемониал — это фимиам дружбы».

Таким образом, дипломатический протокол отражает состояние отношений между странами и полностью подчинен целям и задачам внешней по­литики. И хотя его основные нормы соблюдаются всеми государствами, его нельзя считать космополитической категорией, одинаково применяемой
в международном общении вне зависимости от целей внешней политики госу­дарства.

Протокол является политическим инструментом дипломатии.

Результаты его применения в определенной мере сказываются на отношениях между странами и на отношениях их официальных представителей. Вот почему необходимо знание норм дипломатического протокола, их правильное и умелое применение в практической деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основополагающие принципы взаимоотношений между государствами.

2. Что называют дипломатическим протоколом и церемониалом?

3. Исторические корни протокола и некоторых церемониалов.

4. Что понимается под принципом «международная вежливость»?

5. В каких сферах международной деятельности применяется дипломатический протокол?

6. Для чего необходимо знать правила дипломатического протокола?

7. Особенности протокола международных организаций.

 

Литература

1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп.). — Мн.: Беларусь, 1997.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведом. Нац. собр. Респ. Беларусь. — 1997. — № 24. — С. 463.

3. Положение о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь: Пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 31 июля 2006 г. №978.

4. Об утверждении Положения о дипломатических представительствах
и консульских учреждениях Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 1996 года № 247 // Собр. Указов Президента и пост. Кабинета Министров Респ. Беларусь. — 1996. — № 20.— C. 487.

5. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

6. Громыко, А. А. Дипломатический словарь: в 3-х т. / А. А. Громыко

7. и группа авторов. — М.:Наука, 1983, 1984, 1985.

8. Зорин, В. А. Основы дипломатической службы / В. А. Зорин – М.: Международные отношения, 1977.

9. Попов, В. И. Современная дипломатия. Теория и практика: курс лекций. — Ч. 1: Дипломатия — наука и искусство / В. И. Попов. — М.: Научная книга, 2000.

10. Семилетников, Н. А. Дипломатический и деловой протокол: учеб. пособие — Ч.1 / Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь / Н. А. Семилетников. — Мн.: 2008. — 169 с.


Лекция 2. Протокол в сфере
внешней политики и дипломатии

Из предыдущей лекции можно сделать вывод, что протокол является политическим инструментом внешней политики дипломатии. Результаты его применения в определенной мере сказываются на отношениях между странами и их официальными представителями: главами государств и правительств, министрами иностранных дел, главами дипломатических представительств, консульских учреждений, других официальных представителей государств. Именно поэтому необходимо знание норм дипломатического протокола, их правильное и умелое применение в практической деятельности.

Термин «дипломатия» как обозначение особой формы деятельности органов внешних сношений стал активно употребляться в Западной Европе
с конца XVIII в. Следует различать понятия «дипломатия» и «внешняя политика».

Внешняя политика — это общий курс государства в международных делах. Она определяет цели и задачи государства, направление его деятельности в международных отношениях, а также способы, формы и мето­ды этой деятельности как в мирное время, так и во время войны.

Дипломатия — это, во-первых, «средство осуществления внешней политики государства, представляю­щее собой совокупность невоенных практических ме­роприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач», и, во-вторых, «официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов го­сударства, его учреждений и граждан за границей». Из приведенного определения видно, что дипломатия — более узкое понятие, чем внешняя политика, так как является одним из способов ее проведения.

Внешняя политика осуществляется государствами не только путем официальных сношений, например, через дипломатические и консульские представитель­ства, но также посредством политических, экономиче­ских, культурных и иных связей не только между государственными, но и общественными, спортивными, научными, религиозными и другими организациями, между корпорациями предпринимателей, промышленными и торговыми фирмами.

Содержание и цели внешней политики и дипломатии как одного из важнейших, ведущих и наиболее распространенных способов осуществления ее, зависят от политических и экономических целей в каждом конкретном государстве.

Основным проводником и исполнителем внешнеполитического курса любого государства является дипломатический аппарат в виде центральных и заграничных органов, в которых постоянно работают специально подготовленные дипломатические кадры. Система работы центральных и заграничных органов внешних сношений составляет дипломатическую службу государства, являющуюся важнейшим звеном государственной службы.

Дипломатическая служба представляет собой определенный вид государственной службы, отличный от других своей спецификой, определить которую невозможно без уяснения того, что представляет собой сама дипломатия.

При рассмотрении явлений международной жизни то и дело употребляются понятия «внешняя политика», «дипломатия», «дипломатическая служба». Нередко они рассматриваются как совершенно идентичные и не имеющие различия. Понятие «дипломатия» часто употребляется в самых различных значениях, порой очень отдаленных от действительного смысла этого слова. Известный английский дипломат и публицист Г. Никольсон указывает, что «в разговорном языке слово «дипломатия» употребляется для обозначения ряда совершенно различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики. В других случаях обозначает переговоры. Это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел. Наконец, это несчастное слово обозначает особую способность, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле —
в коварстве в подобных делах».

Между тем, при всей близости указанных понятий и внутренней связи их друг с другом каждое из них имеет свой особый смысл, определяемый реальным содержанием каждого понятия, отражающим его действительные роль и значение в жизни общества.

Различные представители дипломатической службы и науки международного права XIX и XX вв., определяя понятие «дипломатия» по-разному, сходятся, однако, в некоторых основных моментах. Возьмем несколько наиболее общеизвестных определений понятия «дипломатия». Так, тот же
Г. Никольсон, ссылаясь на Оксфордский словарь английского языка, определяет понятие «дипломатия» следующим образом: «Дипломатия — это ведение международных отношений посредством переговоров». И дальше дается пояснение к этому определению: «Метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками». Наконец, дается еще одно уточнение этого понятия: «Работа или искусство дипломата».

Другой видный деятель английской дипломатии Э. Сатоу, выпустивший известное руководство по дипломатической практике, раскрывает понятие «дипломатия» следующим образом: «Дипломатия есть применение ума
и такта к ведению официальных сношений между правительствами независимых государств, а иногда также между этими государствами и их вассалами».

В изданном еще в начале XIX в. во Франции «Полном курсе дипломатии» Г. Гарден так определяет это понятие: «Дипломатия в широком смысле этого термина есть наука о внешних сношениях или иностранных делах,
в более точном смысле — это наука или искусство переговоров».

При всех отличиях этих определений дипломатии они имеют и нечто общее с определением дипломатии, данным Г. Никольсоном; в определении Сатоу и Гардена также говорится о ведении официальных отношений между правительствами различных государств, о внешних сношениях между ними.

Известный немецкий юрист-международник Г. Мартенс, почти дословно повторяя Г. Гардена, дает следующее определение понятия «дипломатия». Дипломатия, говорит он, есть «наука о внешних сношениях или иностранных делах государства, а в более узком смысле — наука или искусство переговоров».

Это определение страдает некоторыми недостатками: в первой части формулы Мартенса, во-первых, речь идет не только и не столько о дипломатии, сколько о науке, о внешних сношениях государства; дипломатия же, хотя и пользуется определенными научными знаниями, тем не менее, все же является практической государственной деятельностью, где научные данные применяются на практике; во-вторых, в формуле Мартенса речь идет не только о дипломатии, но и о внешней политике вообще, ибо внешние сношения и иностранные дела государства — это уже не способы осуществления внешней политики, а сама внешняя политика.

Подводя итог рассмотрению приведенных выше определений понятия «дипломатия», можно выделить следующие отличительные признаки, которыми их авторы характеризуют дипломатию:

· указание на международные отношения или внешние сношения между государствами; этот признак присутствует во всех формулах;

· упоминание о переговорах как способе поддержания внешних сношений; этот признак также имеется во всех определениях;

· указание на должностных лиц государства, которые непосредственно заняты ведением переговоров (послов и посланников); этот признак дипломатии дается лишь в формуле Г. Никольсона.

Внешняя политика любого государства является продолжением его внутренней политики и определяется ее интересами. Дипломатия, как форма государственной деятельности в осуществлении целей и задач внешней политики, не является единственным средством этой политики, хотя и занимает одно из важнейших мест, т. к. дипломатия является мирным средством осуществления внешней политики и основной ее метод — переговоры.

Вот почему в советском «Дипломатическом словаре» (изд. 1-е, 1948 г.) давалось следующее определение дипломатии: «Дипломатия (от слова «дипломат» в первоначальном его значении — держатель «диплома», как называлась в Древнем Риме, по греческой терминологии, рекомендательная или верительная грамота, выдававшаяся сенатом официальным лицам, отправляемым в провинции или за границу) — деловая, мирная, в отличие от военной, оперативная работа по осуществлению задач внешней политики государства, выполняемая органами правительства (ведомством иностранных дел, нередко главой правительства и главой государства) и их представителями и агентами за границей. Таким образом, дипломатия относится к внешней политике как выполнение плана к самому плану; в известном смысле она является орудием ее».

Представляется, что более правильное определение понятия «дипломатия» изложено в Большой Советской Энциклопедии, где говорится: «Дипломатия — деятельность государственных органов внешних сношений по представительству государства и по защите мирным путем его прав и интересов за границей для достижения целей внешней политики господствующего в государстве класса... В узком смысле дипломатия означает искусство ведения переговоров и заключения договоров между государствами».

Опыт всей дипломатической деятельности последнего времени свидетельствует, однако, о том, что дипломатическую работу не всегда ведут только внешнеполитические органы государства, но и руководящие деятели правящих партий и государства.

В этом духе и сформулировано понятие «дипломатия» во 2-м
и 3-м изданиях советского «Дипломатического словаря». Наш земляк бывший министр иностранных дел СССР А. А. Громыко следующим образом подчеркивал непосредственную связь между внешней политикой
и дипломатией. «Понятие «внешняя политика», — писал он, — охватывает общий курс государства в международных делах. Дипломатия — составная органическая часть внешней политики, международной деятельности государства. Именно внешняя политика определяет цели и задачи дипломатии, которая представляет собой совокупность практических мероприятий, а также форм, средств и методов, используемых для ее осуществления. Хотя примат и на стороне внешней политики, но она (внешняя политика) и дипломатия составляют одно целое, составные части которого неотделимы друг от друга».

Дипломатия — это наука международных отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений — министерствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, это и участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведение в жизнь мирными средствами. Главная ее цель и задача — защита интересов государства и его граждан.

Итак, дипломатия — это наука и искусство. Некоторые западные дипломаты даже считают, что она в большей степени искусство, чем наука. Тем самым они отдают приоритет личным качествам дипломатов как участников переговоров, подчеркивая, что они являются высококвалифицированными исполнителями принятых решений, умными «собирателями информации», благодаря своим контактам с лицами, располагающими такой информацией.

Как отмечал Президент Республики Беларусь на совещании с руководителями загранучреждений (22 июля 2004 г.), «самостоятельность государства в международных отношениях определяется его «внутренним здоровьем». Сильная, работящая страна в любом случае добьется достойного положения в мировом сообществе, как бы ей в этом не мешали». Беларусь расположена на остром геополитическом перекрестке, на сосредоточении торговых и транспортных путей. Наша страна с развитой экономикой, основанной на переработке сырья и производстве готовой продукции; с высокоразвитым научно-техническим потенциалом; с экономикой открытого типа (60% ВВП идет на экспорт) и внушительным военным потенциалом. «Внешняя политика такой страны, — отмечал Президент, — должна быть внешней политикой с позиций достоинства, самоуважения, и реальной оценки своих возможностей. Суверенитет и независимость для Беларуси — не разменная карта,
а святая непреходящая ценность».

В современном мире экономика определяет авторитет, статус и роль государства в мировом сообществе. Именно экономика является фундаментом жизненной силы Беларуси. Поэтому снижение внешней уязвимости экономики и непосредственно вытекающих из этого внешнеполитических рисков являются главной стратегической задачей страны. Высокопрофессиональная и хорошо организованная дипломатическая служба, как неотъемлемая составляющая государственной службы, — важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических
и тактических задач политики Республики Беларусь на международной арене.

Исторический опыт свидетельствует, что государство сильно не только своей экономикой, наукой, военным потенциалом, но и своей гибкой дипломатией, высокопрофессиональными и преданными делу государства кадрами. Именно дипломатическая служба во многом обеспечивает успешное решение внешнеполитических задач, стоящих перед государством, особенно если ее становление идет в ногу с развитием Беларуси как молодого демократического государства. Профессионализм, компетентность сотрудников дипломатических служб особенно важны на тех этапах истории государства, когда изменяются его пра­вовая база и социально-политическая платформа. Это с одной стороны.

С другой — организационные и управленческие изменения дипломатических структур диктуются происходящей модификацией системы международных отношений, глобализацией и интернационализацией международных проблем, внедрением в дипломатический процесс новых информационных технологий. И влияние всех этих факторов будет возрастать.

Безусловно, разумная внешняя политика и дипломатия должны основываться на выводах науки и совершенствоваться в своих методах и приемах, как этого требует искусство всякой политической деятельности. Отсюда понятно, какое огромное значение имеют для успеха дипломатии подбор и подготовка кадров дипломатов, вся система работы дипломатических органов
в центре и за границей, что в целом называется системой дипломатической службы.

Положением о дипломатической службе Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008г. № 276, определяется порядок приема ее граждан на дипломатическую службу, прохождения и прекращения ее дипломатическими работниками,

Дипломатическая служба Республики Беларусь является одним из видов службы в государственном аппарате и осуществляется, как указано выше, в соответствии с Конституцией, Законом Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате», положениями о Министерстве иностранных дел и о дипломатической службе, а также иными законодательными актами Республики Беларусь.

Систему дипломатической службы образуют Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения,
а также постоянные представительства Республики Беларусь при международных организациях, сотрудники которых обязаны хорошо знать и строго соблюдать в своей повседневной работе нормы дипломатического протокола.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте понятие «внешняя политика» и назовите важнейшие источники дипломатического и консульского права.

2. Дипломатия как один из методов внешней политики государства.

3. Почему протокол называют политическим инструментом внешней политики дипломатии?

4. Обоснуйте тезис, что дипломатический аппарат является основным проводником и исполнителем внешнеполитического курса любого государства.

5. В чем отличие дипломатической службы от службы в других структурах государства?

6. Является ли дипломатия наукой или искусством?

7. Какие структуры (органы) входят в систему дипломатической службы?

Литература

1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп.). — Мн.: Беларусь, 1997.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь // Ведом. Нац. собр. Респ. Беларусь. — 1997. — № 24. — С. 463.

3. Положение о Министерстве иностранных дел Республики Беларусь: Пост. Совета Министров Респ. Беларусь от 31 июля 2006 г. №978.

4. Об утверждении Положения о дипломатических представительствах
и консульских учреждениях Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 июля 1996 г. № 247 // Собр. Указов Президента и пост. Кабинета Министров Респ. Беларусь. — 1996. — № 20. — C. 487.

5. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года.

6. Молочков, Ф. Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика / Ф. Ф. Молочков. – М.: Международные отношения, 1977.

7. Парфенцова, Е. Дипломатия в деловом общении // Директор. — 2006. — №11. — С. 80—82. (РБ).

8. Попов, В. И. Современная дипломатия. Теория и практика: курс лекций. — Ч. 1: Дипломатия — наука и искусство / В. И. Попов. — М.: Научная книга, 2000.

9. Семилетников, Н. А. Дипломатический и деловой протокол: учеб. пособие / Н. А. Семилетников — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. — 169 с.


ЛЕКЦИЯ 3. Применение дипломатического протокола в деятельности центральных органов внешних сношений

Дипломатия как деятельность по осуществлению внешней политики государства будет непонятна без уяснения того, кто, какие органы государства и должностные лица осуществляют эту деятельность. То же самое можно сказать и в отношении дипломатической службы, которая представляет собой деятельность совершенно определенных государственных органов
и должностных лиц.

Каковы же те государственные органы внешних сношений, деятельность которых носит дипломатический характер, какова система других органов внешних сношений?

Государственные органы внешних сношений по месту их нахождения делятся на две группы:

1) центральные органы внешних сношений государства;

2) зарубежные органы внешних сношений государства.

Группа центральных органов внешних сношений государства по характеру, функциям и правовой базе разделяется еще на две подгруппы:

а) органы общего политического руководства, установленные, как правило, конституциями государств, выполняют общеполитические функции управления внешними связями;

б) органы специальных (экономических, отраслевых, ведомственных) связей государства с другими странами.

Деятельность органов внешних сношений первой группы имеет дипломатическую природу. Деятельность органов второй группы не носит дипломатического характера, и служба в них не является в своей основе дипломатической; деятельность таких органов имеет специализированное направление, определяемое профессиональным характером того или иного органа, от которого эта деятельность исходит. Например, деятельность органов при ведомствах связи, почты и телеграфа, железной дороги, других министерств
и ведомств, имеющих связи с однопрофильными ведомствами за рубежом.

Некоторые из этих органов учреждаются и действуют также на основе конституций государств; другие на основе иных нормативных актов, текущего законодательства, указов, правительственных постановлений или внутриведомственных распоряжений.

Взаимоотношения таких специализированных государственных органов внешних сношений с аналогичными или подобными органами других государств обычно регламентируются специальными международными соглашениями, конвенциями или установившимися в международном общении обычаями и традициями. Это международно-правовое регулирование международных связей подобных специализированных органов различных государств побудило некоторых авторов называть такие органы конвенционными в отличие от политических, конституционных.

Представляется, однако, что такое название для специализированных государственных органов внешних сношений едва ли оправданно, поскольку оно скорее подходит к международным организациям и их органам, которые действуют на основе международных конвенций или других международных соглашений. Видимо, для таких государственных органов в отличие от политических органов внешних сношений больше подходит название «специализированные органы внешних сношений», а в отличие от международных специализированных организаций — «государственные специализированные органы внешних сношений».

К центральным конституционным политическим органам и должностным лицам внешних сношений относятся:

· глава государства — единоличный (президент) или коллегиальный;

· высшие законодательные органы власти, обычно избираемые населением страны (парламент, Национальное собрание);

· правительство и, в первую очередь, глава правительства;

· министр иностранных дел и центральный аппарат министерства иностранных дел.

Во всех государствах с республиканской формой правления высшим государственным органом как в области внешней политики, так и в области внешних сношений являются высшие законодательные органы власти.

Осуществление определенных функций в области внешних сношений законодательными органами власти восходит еще к древним рабовладельческим государствам. Так, решение вопроса о войне и мире, ведение переговоров с иностранными государствами и окончательное суждение по вопросам этих переговоров, назначение дипломатических миссий и послов в иностранные государства и т. п. в Древнем Риме входило в функции римского Сената. В период Средневековья в тех го­сударствах, в которых существовала республиканская форма правле­ния (что было как исключение), основные вопросы внешних сношений входили в функции представительных законодательных органов власти. Известно, что в условиях Средневековья государствами
с республиканской формой правления были некоторые города, например,
в Италии — Генуя, Венеция и др., которые вели оживленную дипломатию, причем первый известный профессиональный дипломат и теоретик дипломатии феодального типа — Макиавелли — был выходцем именно из такого города-республики.

Однако в период феодализма осуществление высших функций в области внешних сношений представительными государственными органами — явление не типичное, поскольку типичной формой феодального государства была монархия. При монархической форме правления также имелось некоторое подобие представительных органов, формируемых из числа только дворянской знати, либо также и из представителей нарождавшейся буржуазии (центральной социальной силы так называемого третьего сословия). Но эти представительные органы носили сугубо консультативный характер и ни к чему не обязывали монарха. Короли Испании, Франции и других феодальных государств обычно созывали эти органы в тех случаях, когда необходимо было устанавливать новые или увеличивать старые налоги, необходимые для ведения войн.

Совершенно иное место занимали представительные высшие законодательные органы власти в социалистических странах, которые являлись фактически полновластными органами в области определения внешнеполитического курса страны; они решали вопросы войны и мира; заслушивали отчеты правительства о внешнеполитической деятельности; ратифицировали международные договоры.

Другим центральным органом внешних сношений государства является глава государства — единоличный или коллегиальный. Главой государства с республиканской формой правления является обычно президент (в государствах с монархической формой правления монарх является и главой государства, и высшим органом внешних сношений).

С точки зрения осуществления внешних сношений, представительства государства в международных отношениях и повседневного руководства всеми внешними сношениями высшим органом является глава государства, т. к., во-первых, осуществление внешних сношений — это уже область исполнительных органов государственной власти. Во-вторых, повседневное представительство государства в международных отношениях и руководство международными отношениями, внешней политикой данного государства не могут осуществляться парламентскими органами в силу сессионного характера их деятельности. Осуществляя важнейшие представительские функции государства в международных отношениях, глава государства даже в тех случаях, когда его права буквально и не зафиксированы в конституции государства, может иметь непосредственные сношения с другими государствами, поддер­живать контакты с главами других государств по вопросам внешней по­литики и оформлять договоренность по внешнеполитическим вопро­сам. Важнейшие договоры, внешнеполитические акты и заявления скрепляются подписью главы государства. В большинстве конституций государств это оформлено в соответствующих статьях. Конкретный объем деятельности и ответственности главы государства в области внешней политики определяется конституцией.

Глава правительства также представляет государство и его правительство во внешних сношениях в рамках своих полномочий и ведет повседневную политическую, экономическую и другую деятельность в этой области. Он может без каких-либо особых полномочий принимать участие в заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН и других международных организаций на основании своих полномочий как главы правительства.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент гарантирует реализацию внутренней и внешней политики государства, ее основных направлений. Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь в соответствии с п. 2 ст. 97 Конституции республики рассматривает проекты законов об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики, ратификации и денонсации международных договоров. После принятия Палатой представителей данных законопроектов, они поступают для одобрения в Совет Республики, а затем в десятидневный срок на подпись Президенту (ст. 100 Конституции Республики Беларусь). Как видим, процедура принятия законов в области внешней политики носит сбалансированный характер, и участвуют в ней все представители государственной власти, в соответствии с принципами демократии и ст. 6 Конституции Республики Беларусь.

Может встать вопрос, какое отношение имеет к этому судебная власть? В соответствии с абзацем вторым части четвертой ст. 116 Конституции республики Конституционный Суд дает заключения о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств республики Конституции Республики Беларусь и ратифицированным международно-правовым актам.

Национальное собрание Республики Беларусь, согласно Конституции, состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики. Каждая из палат содействует развитию международных связей с соответствующими парламентскими органами, межпарламентскими организациями и группами других стран. Межпарламентские связи в настоящее время стали важным элементом укрепления взаимопонимания и развития отношений между государствами.

Как известно, в настоящее время внутренняя политика Республики Беларусь воспринимается в некоторых странах с долей негативного подхода, что, в свою очередь, отражается на внешней политике государства. Тем не менее, палаты Национального собрания республики организуют визиты, проводят встречи с главами и сотрудниками дипломатических представительств по вопросам, касающимся всей сферы государственной жизни Республики Беларусь, в том числе и по вопросам внешней политики.

Национальное собрание развивает прямой конструктивный диалог со своими коллегами из стран-членов Межпарламентского Союза (МПС).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: