ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра физической культуры и спорта
ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ
Ф.И.О.________________________________________
Факультет ___________________________________
Курс _________________________________________
Группа _______________________________________
Полоцк 2015
Введение
Дневник самоконтроля является документом, заполняемым студентом в период обучения с I по IV курс по дисциплине “Физическая культура”. Он предоставляется преподавателю физической культуры перед приёмом зачета по данной дисциплине.
Дневник предназначен для регистрации показателей физического и функционального состояния организма в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом, что предусмотрено учебной программой. Анализ результатов самоконтроля позволяет студентам оптимизировать интенсивность и характер физических нагрузок в соответствии с состоянием их здоровья и индивидуальными предпочтениями в выборе средств и методов физического воспитания. Такой переход к самостоятельной организации учебно-тренировочного процесса является начальной фазой использования полученных при обучении физкультурных знаний в последующей деятельности будущего специалиста.
Пояснительная записка
Результаты самоконтроля фиксируются студентом самостоятельно путём заполнения соответствующих ячеек таблицы, представленной в приложении 1. В конце каждого семестра, перед приёмом зачета, студент вычисляет средний балл своего физического состояния как среднее арифметическое значение набранных баллов по всем перечисленным ниже показателям, пробам и тестам.
Методика оценки показателей физического развития и функционального состояния организма
Длина тела (рост) измеряется с помощью сантиметровой ленты(рулетки),закреплённой навертикальной стене, при соблюдении правильной осанки, без обуви.
Масса тела (вес) определяется на медицинских или бытовых весах,желательно-натощак. Индекс массы тела. Является морфологическим показателем физического развития,позволяющим охарактеризовать степень соответствия массы тела и роста. Оцениваемый показатель рассчитывается по формуле:
ИМТ = m/p², | где m – масса тела (кг); р – рост (м). | ||||||
Таблица 2 – Оценочная шкала ИМТ (юноши и девушки) | |||||||
Баллы | |||||||
(норма) | (недостаток массы) | (избыток массы) | (ожирение, истощение) | ||||
ИМТ | 18,5-24,9 | 18,4-17,0 | 25,0-30,0 | 30,1-35,0 | |||
<17,0 | |||||||
Частота сердечных сокращений в покое лёжа, сидя. Характеризует состояние сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений измеряется пальпаторно на любой точке у поверхности артерий (как правило, лучевой или сонной) утром после сна, не вставая с постели, в течение 1 минуты.
Таблица 3 – Оценочная шкала результатов измерения ЧСС в покое лёжа
Юноши
Баллы | ||||||
(отлично) | (хорошо) | (удовлетворительно) | (неудовлетворительно) | |||
ЧСС, | 42-62 | 63-74 | 75-89 | 90 и более | ||
уд./мин. | ||||||
Девушки | ||||||
Баллы | ||||||
(отлично) | (хорошо) | (удовлетворительно) | (неудовлетворительно) | |||
ЧСС, | 48-68 | 69-80 | 81-95 | 96 и более | ||
уд./мин. | ||||||
Проба Генчи. Характеризует состояние кровеносной и дыхательной систем организма призадержке дыхания на фоне глубокого выдоха. В положении сидя (спина прямая, мышцы жи-вота расслаблены) выполняются последовательно 3 обычных (немаксимальных) вдоха и вы-доха. После третьего неполного выдоха зажимают нос пальцами и задерживают дыхание на время, которое фиксируется по секундомеру. Длительность времени задержки дыхания определяется периодом, в течение которого получается спокойно, без волевых усилий воз-держаться от вентиляции легких.
Таблица 4 – Оценочная шкала результатов тестирования (проба Генчи)
Юноши
Баллы | ||||||||||
секунды | 43 и | 40-42 | 37-39 | 34-36 | 31-33 | 28-30 | 25-27 | 22-24 | 19-21 | 18 и |
выше | ниже | |||||||||
Девушки | ||||||||||
Баллы | ||||||||||
секунды | 31 и | 29-30 | 27-28 | 25-26 | 23-24 | 21-22 | 19-20 | 17-18 | 15-16 | 14 и |
выше | ниже |
Проба на дозированную нагрузку - 20 приседаний за 30 секунд. Характеризует реакциюсердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку.
Методика определения:
1. Стоя в неподвижном, расслабленном состоянии тела, трижды, с интервалом равным
одной минуте, посчитать количество ударов сердца за 60 секунд (ЧСС исходн.). Резуль-тат подсчета, минимальный по своему абсолютному значению (ЧСС исходн.), использовать для расчета показателя пробы на дозированную нагрузку.
2. Выполнить 20 приседаний за 30 секунд:
И.П. – стойка, ноги врозь, руки на поясе;
1 - присед, руки - вперед, спина прямая;
2- И.П. (темп приседаний задается метрономом).
3. После 20-ти приседаний посчитать количество ударов сердца за 10 секунд,
с последующим умножением зафиксированного результата на 6. Полученное значение пока-зывает ЧСС после нагрузки в ударах в минуту.
Оцениваемый показатель рассчитывается по формуле:
ЧСС после нагрузки–ЧССсходн. х 100%
ЧСС исходн.
Таблица 5 – Оценочная шкала результатов проведения пробы на дозированную нагрузку
Баллы | ||||||||||
% | до 10 | 11-20 | 21-30 | 31-40 | 41-50 | 51-60 | 61-68 | 69-75 | 76-80 | 80 и |
более |
Субъективная самооценка своего физического состояния проводится студентом исходяиз внутренних ощущений по 10-балльной шкале, где 1-3 балла соответствует состоянию болезни, 4 -5 - послеболезненному, 6 -7 - удовлетворительному, 8 -9 – хорошему и отлич-ному, 10 - превосходному.
Проба Ромберга
Проба выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проводятся 2 варианта при постепенном уменьшении площади опоры:
1-я поза – ноги испытуемого ставятся на одну линию, одна впереди другой,
2-я поза – испытуемый стоит на одной ноге, вторая нога согнута в коленном суставе, стопа прижата к боковой поверхности коленного сустава.
В обоих случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты.
Оценка «очень хорошо» выставляется в случае, если в каждой позе испытуемый сохраняет равновесие в течение 15 с и не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если нарушается равновесие в течение 15 с – оценка «неудовлетворительно».
Зачетные требования
1. Систематическое заполнение дневника самоконтроля.
2. Подготовка реферата по избранной тематике.
3. Предъявление перечисленных документов перед приёмом зачета.