Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ




1. Философские источники христианства.

2. Христианская апологетика и патристика.

3. Схоластика как особый тип философствования.

4. Философия эпохи Возрождения.


18 Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «креационизм», «монотеизм», «теология»,
«теизм», «экзегетика», «эманация»; «плерома», «эон».

2) охарактеризовать исторические условия, послужившие причинами
возникновения христианства;

3) дать содержательный обзор источников возникновения христианского мировоззрения;

4) раскрыть основные положения неоплатонизма, особенное внимание уделить учению Плотина о триаде (Единое - Ум - Душа) как источнике всего сущего и о космосе как воплощенной эманации божественного;

5) охарактеризовать учение Филона Александрийского о Логосе как попытку синтеза языческих и христианских идей;

6) отразить дуализм гностицизма и его идейное соперничество с христианством.

При подготовке второго вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «апокалипсис», «апокатастасис», «персона», «провиденциализм», «символ веры», «теодицея», «теизм», «экзегетика», «эманация», «эсхатология»;

2) охарактеризовать цели, задачи, проблемы христианской апологетической деятельности;

3) определить подходы к античному философскому наследию в трудах Юстина, Тертуллиана, Климента, Оригена;

4) дать характеристику патристике как деятельности «отцов церкви» по формированию основополагающих для христианского мировоззрения догматов.


19 5) рассмотреть основные направления патристики:

- западная патристика: универсализм Августина Аврелия;

- восточная патристика: финитарная доктрина каппадокийских «отцов церкви»: Григория Назианзина, Василия Великого, Григория Нисского.

При подготовке третьего вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «номинализм», «реализм», «универсалии», «партикулярии», «мистика», «бритва Оккама»;

2) отразить специфику и своеобразие схоластической философии;

3) привести основные черты схоластического мышления и его проблематику;

4) разобрать основные направления схоластики: реализм и номинализм, охарактеризовав их спор относительно места и роли универсалий в структуре бытия и в процессе познания;

5) дать характеристику основных положений философии Фомы Аквинского как грандиозной попытке систематизации ортодоксапьной схоластики; разобрать пять доказательств бытия бога;

6) рассмотреть теорию двойственной истины в философии Иоанна Дунса Скота;

7) исследовать методологический принцип Уильяма Оккама;

8) дать содержательный обзор мистических идей поздней схоластики (Иоганн (Мейстер) Экхарт);

9) показать историческую значимость средневековой философии;

При подготовке четвёртого вопроса необходимо:

1) рассмотреть понятия: «гуманизм», «ренессанс», «секуляризация», «антропоцентризм», «индивидуализм», «субъективизм»;

2) отразить исторические перемены, возникшие на рубеже XII-XV вв.;


3) охарактеризовать проблему человека и человеческой индивидуальности в учениях гуманистов эпохи Возрождения (Алигьери Данте. Франческо Петрарки, Мишеля Монтеня);

4) разъяснить полемику Мартина Лютера и Эразма Роттердамского о свободе воли;

5) отразить проблему бога и мира в натурфилософии эпохи Возрождения:

 

- в пантеизме Николая Кузанского, Джордано Бруно;

- в гелиоцентрической системе в варианте Николая Коперника;

6) разобрать проблему общества и государства в социально-
политических учениях эпохи Возрождения на примерах:

- «сильного государства» Никколо Макиавелли;

- «справедливого государства» в утопиях Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы;

7) охарактеризовать историческое значение философии эпохи
Возрождения.

Контрольные вопросы

1. Когда и где возникает христианство?

2. Что стало причинами появления христианства?

3. Какие учения стали теоретическими источниками христианства?

4. Чем отличается эманация от креационизма?

5. Какой смысл вкладывал Филон Александрийский в своё учение о Логосе?

6. Что такое экзегетика?

7. В чём заключается дуализм гностицизма?

8. В чём состояла главная задача апологетов?

9. Как разрешалась проблема знания и веры в апологетике и патристике?


10. Что такое «символ веры»?

11. Какие основные вопросы теологии решались отцами церкви?

12. Что такое схоластика?

13. В чём сущность средневековой проблемы универсалий?

14. Определите содержание понятий «реализм» и «номинализм».

15. Как решалась проблема доказательства бытия бога в схоластической философии?

16. Что означает методологический принцип, названный «Бритвой Оккама»?

17. Какую проблему средневековой философии разрешала «теория двойственной истины»?

18. Какие основные идеи средневекового мистицизма Вы знаете?

19. Почему период с начала XIV— последняя четверть XVI веков назван эпохой Возрождения (Ренессансом)?

20. Какие особенности присущи философии эпохи Возрождения?

21. Какой идеал человека был сформирован первыми философами-гуманистами эпохи Возрождения?

22. Каковы основные идеи натурфилософии эпохи Возрождения?

23. Что такое утопия?

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии: Возрождение. — Мн.: Харвест; М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 928 с.

2. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. В 2-х т. - М.: РХГИ, 2008.

3. Блонский П. П. Философия Плотина. - 2-е изд., испр. - М: Книжный дом «Либроком», 2009. - 376 с.

4. Гайденко В. П., Смирнов Г А. Западноевропейская наука в средние века. - М.: Наука. 1989.-352 с.


22 5. Ганс Ионас Г. Гностицизм (Гностическая религия). - Спб: Лань. 1998; К.: PSYLIB, 2007.

6 Герье В H Блаженный Августин. - М., 2003.

7 Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения - M: Высшая школа, 1980. -368 с.

 

8. Гефф Ж Цивилизация средневекового запада. - М.: Издательская группа «Професс», «Прогресс-академия», 1992.

9. Иейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / перевод Г. Дашевского. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 528 с.

 

10. Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр II Историко-философский ежегодник, 1988. - M.. 1988. -С.57-71.

11. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. - 2-е изд. - М.: Книжный дом «Либроком»», 2009. - 296 с

 

12 Мистицизм: теория и история. - М.: ИФ РАН, 2008 - 203 с.

13 Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. - M: КомКнига. 2006. - 1008 с.

14. Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. -СПб: Алетейя. 2001.-242 с.

15 Соколов В. В. Средневековая философия. - М.: ЛКИ, 2010. - 352 с.

16 Суини М. Лекции по средневековой философии / перевод А. К. Лявданского. -М.: «Греко-латинский кабинет», 2001.

17. Хорьков M Л. Майстер Экхарт: Введение в философию рейнского мистика. -М.: Наука. 2004.

18 Челышев П. В. Духовный опыт античного неоплатонизма: Плотин и Прокл о смысле человеческой жизни. - М.: Изд-во МГТУ, 2010. - 93 с.

19 Шеик К. Филон Александрийский: введение в жизнь и творчество - М, 2007. -275 с.

20. Шестаков В. Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. - М: Нестор-История, 2007. - 280 с.

21. Штекль А. История средневековой философии. - М: Книжный дом «Либроком», 2010. -314 с.


23 ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Эмпирическая философия Нового времени.

2. Рационалистическая философия Нового времени.

3. Философия европейского Просвещения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: