Конечные результаты обучения




Государственный медицинский университет г. семей

 

Кафедра общественного здравоохранения и информатики

 

Силлабус

(Syllabus)

Дисциплина: Общественное здравоохранение

Код дисциплины: 5В130100

Специальность: 051301 - «Общая медицина»

Объем учебных часов/кредитов*: 108

Курс и семестр изучения: 3 курс 5, 6 семестр

 

 

Семей 2009

 

Силлабус составлен кафедрой общественного здравоохранения и информатики

на основании типовой учебной программы по общественному здравоохранению.

 

Автор: доцент Рахметова К.У.

 

 

Обсуждена на заседании кафедры от _______ _______________2009

Протокол №____

Зав.кафедрой, доцент Ж.Б. Базарбек

 

Сведения о преподавателях:

  1. Базарбек Ж.Б. к.м.н., доцент
  2. Рахметова К.У. к.м.н., доцент
  3. Самарова У.С. к.м.н., доцент
  4. Рахимжанова Ф.С. к.м.н., старший преподаватель
  5. Хисметова З.А. к.м.н., старший преподаватель
  6. Калиханова К.Е. преподаватель
  7. Мусаханова А.К. преподаватель

Контактная информация: г. Семей, ул. Абая 103, главный корпус, 2 этаж, аудитории № 226, 229, 247.

Политика дисциплины

Политика дисциплины направлена на наиболее полное освоение студентами учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и студентов.

Обучающиеся обязаны

· В полном объеме овладевать знаниями, умениями и практическими навыками.

· Студент должен прийти на занятия (лекции, практические занятия, СРСП, изучив материал темы по указанной литературе и контрольным вопросам.

· Бережно относиться к имуществу кафедры;

· Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся;

· Соблюдать медицинскую форму на лекциях, практических, семинарских, лабораторных занятиях, экзаменах (халат/ хирургический костюм, шапочка, маска, сменная обувь). Иметь готовые санитарные книжки на клинических кафедрах.

· Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.);

· Отключать звук мобильных телефонов во время лекций, занятий.

· Не брать на экзамены сотовые телефоны.

· Обязательно посещать практические (семинарские, лабораторные) занятия, занятия по СРСП; не опаздывать на занятия.

· Посещение лекций является обязательным. В случае пропуска лекций, материал отрабатывается в виде подготовки конспекта лекции и собеседования с лектором.

· В случае пропуска занятий и лекций обучающимися по уважительной причине (болезнь, нахождение на стационарном лечении, роды, свадьба, возникновение событий чрезвычайного характера: смерть близких,

· стихийные бедствия, аварии и другие), студент или его родственники обязаны в течение 3-х суток информировать кафедру о происшедшем любым способом (по телефону и прочее).

· При неявке на занятия по уважительным причинам обучающийся обязан не позднее, чем на следующий день поставить об этом в известность декана факультета или его заместителя и в первый день явки предоставить в академию данные о причинах пропуска занятий. В случае болезни обучающийся предоставляет декану факультета или его заместителю справку установленного образца соответствующего лечебного учреждения.

· Оправдательным документом является справка со студенческой поликлиники, свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. Декан (зам.декана) выписывает студенту допуск к

 

· отработкам и занятиям с указанием причины пропуска. Допуск к отработкам и занятиям регистрируется в «Журнале регистрации допусков» деканата и «Журнале регистрации.

· отработок» кафедры. Копия оправдательного документа должна храниться в деканате, а оригинал остается у студента.

· В случае пропуска занятий и лекций по уважительной причине обучающийся отрабатывает бесплатно в объеме пропущенного материала.

· В случае пропуска занятий и лекций по неуважительной причине обучающийся обязан пройти платный факультатив в объеме пропущенных часов.

· В случае не отработанных двух и более занятий и лекций обучающийся считается неаттестованным за аттестационный период и должен получить допуск к занятиям и лекциям в деканате факультета.

· Неудовлетворительные оценки для получения более высокого рейтинга не отрабатываются. В случае неотработанных неудовлетворительных оценок студент получает низкий рейтинг, который в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.

· Итоговая оценка подсчитывается только в случае, если обучающийся имеет положительные оценки как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю. При этом положительная оценка включает оценки от 50% до 100%, неудовлетворительная оценка - от 0 до 49%.

· Отработки на кафедрах и курсах должны проводиться во внеурочное время – по субботам, в клинике – допускается проведение отработок во время ночного дежурства профессорско-преподавательского состава.

· В случае, если студент имеет задолженность по дисциплине, разницу в учебных планах при переводе из вуза в вуз студент должен пройти в летний платный семестр.

 

 

1. Введение:

Общественное здравоохранение является интегральной теоретико-прикладной наукой, которая изучает закономерности влияния социальных и экономических факторов на здоровье населения и обосновывает систему государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране здоровья граждан.

Из этого следует, что общественное здоровье необходимо рассматривать с широких социальных позиций, а проблемы сохранения и укрепления здоровья выходят за рамки компетенции и ответственности сугубо органов и организаций здравоохранения и требует солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина.

Все врачи в равной мере, помимо высокого уровня клинической подготовки, должны ясно видеть государственные цели и задачи общественного здравоохранения, поскольку являются носителями всего внешнего и внутреннего эффекта отрасли.

Следовательно, необходимо целостное и системное понимание стратегии и тактики развития системы здравоохранения в контексте устойчивого развития казахстанского общества с позиций максимизации инвестиций в человеческий капитал, а также эффективного использования имеющихся ресурсов с целью достижения высокого уровня здоровья нации.

2.Цель дисциплины: формирование будущего специалиста здравоохранения, способного принимать управленческие решения, направленные на совершенствование общественного здоровья и модернизацию системы общественного здравоохранения.

3.Задачи дисциплины:

· научить методологии и методикам оценки и управления общественным здоровьем;

· обучить системному подходу к анализу общественного здоровья;

· сформировать готовность к решению проблем общественного здравоохранения.

Конечные результаты обучения

Студент должен:

знать:

· показатели и тенденции здоровья населения в связи с динамичными социально-экономическими условиями;

· теоретические и методические основы статистики здоровья: основы демографической статистики, статистики заболеваемости, инвалидности и фи­зического развития;

· современное состояние здоровья населения Казахстана, включая уровни и структуру смертности и заболеваемости населения;

· основы законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья населения и функционирования системы здравоохранения;

· основы организации первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи;

· основы организации санитарно-гигиенической и противоэпидемической помощи населению;

· основы гигиенического воспитания населения и формирования здорового образа жизни, принципы, методы и средства санитарно-просветительной работы;

· основы социального страхования граждан, виды социальных гарантий, принципы врачебной экспертизы временной и стойкой нетрудоспособности;

· основы экономики и экономических отношений в здравоохранении;

· основы менеджмента в здравоохранении, роль менеджера в обеспечении функционирования медицинской организации;

· основы предпринимательской деятельности в области здравоохранения, бизнес и маркетинг в этой системе;

· принципы управления качеством медицинской помощи: контроль, анализ и оценку качества в здравоохранении; систему учета и отчетности в органах и организациях здравоохранения

 

уметь:

· рассчитывать и оценивать показатели состояния здоровья населения в связи с социально-экономическими условиями;

· выявлять основные причинно-следственные связи, оценить направление и степень воздействия факторов на здоровье населения;

· применять медико-статистические методы изучения здо­ровья населения;

· разрабатывать предложения для устранения влияния неблагоприятных факторов и укрепления здоровья населения;

· осуществлять организационно-методическую работу в медицинской организации, составлять отчеты и обзоры деятельности организаций и их работ­ников;

· рассчитать экономическую эффективность и ущерб от заболеваемости, смертности населения, себестоимость и общую стоимость медицинских услуг;

· анализировать и оценивать деятельность лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической организаций здравоохранения;

· контролировать качество медицинской помощи;

· вести санитарно-просветительную работу среди населения, содействовать формированию здорового образа жизни;

· владеть компьютерными технологиями в анализе и оценке состояния здоровья и деятельности органов и организаций здравоохранения;

· использовать научную, учебную, нормативную и справочную литературу для решения профессиональных задач.

Владеть навыками:

• вычисление основных показателей состояния здоровья населения и их оценки

• вычисление основных показателей ЛПУ и оценки их деятельности.

5.Пререквизиты: политология, информатика, экология, социология, основы права, основы экономической теории, биостатистика.

Постреквизиты: основы доказательной медицины, внутренние болезни, хирургия, акушерство и гинекология, детские болезни, общая врачебная практика, «психиатрия, наркология, неврология».

6. Краткое содержание дисциплины: Общественное здравоохранение как наука. Организация систем общественного здравоохранения. Законодательство Республики Казахстан в области здравоохранения. Методы измерения и критерии оценки здравоохранения. Методы измерения и критерии оценки состояния здоровья населения и системы здравоохранения. Организация лечебно-профилактической помощи населению, охрана здоровья матери и ребенка. Организация санитарно-эпидемиологической службы, врачебно-трудовая экспертиза и медико-социальная реабилитация. Планирование и управление в системе здравоохранения. Экономика здравоохранения. Кадровые ресурсы здравоохранения. Управление качеством в здравоохранении, медицинское образование. Международные аспекты охраны здоровья населения.

 

 

7. Тематический план занятий

7.1 Тематический план лекций

Наименование темы лекции Кол-во часов
  Общественное здравоохранение как наука и предмет преподавания. Социальные факторы здоровья.  
  Медико-социальные аспекты демографии.    
  Заболеваемость населения и методы ее изучения. Медико-социальные аспекты приоритетных классов болезней.  
  Комплексная оценка здоровья населения. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни.  
  Организационно-правовые основы общественного здравоохранения. Принципы организации лечебно-профилактической помощи населению Организация медицинской помощи городскому населению.  
  Организация лечебно-профилактической помощи сельскому населению. Охрана материнства и детства.  
  Экономика,планирование и финансирование здравоохранения    
  Здравоохраненияе в рыночных условиях. Менеджмент и маркетинг в здравоохранении.  
  Контроль качества медицинских услуг.Новое общественное здравоохранение в Казахстане. Приоритеты реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан.    
  Всего  

 

7.2 Тематический план семинарских (практических) занятий

7.2 Тематический план практических занятий

Наименование темы занятия Кол-во часов
  Введение в общественное здравоохранение. Методология изучения общественного здоровья.  
  Медико-социальные аспекты демографии. Репродуктивное здоровье.  
  Заболеваемость населения.  
  Комплексная оценка здоровья населения. Медико-статистическая документация.  
  Алма-Атинская декларация – великая хартия здравоохранения ХХ века. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни  
  Организационно-правовые основы общественного здравоохранения Организационные принципы и формы медицинской помощи населению.  
  Рубежный контроль  
  Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению.  
  Организация больничной помощи городскому населению.  
  Организация акушерско-гинекологической помощи.  
  Организация лечебно-профилактической помощи детям.  
  Организация медицинской помощи сельскому населению.  
  Анализ деятельности организаций здравоохранения.  
  Рубежный контроль  
  Планирование и финансирование здравоохранения.  
  Экономика здравоохранения. Экономический анализ деятельности организаций здравоохранения.  

 

  Менеджмент и маркетинг в здравоохранении.  
  Предпринимательство в здравоохранении.Контроль качества в здравоохранении.  
  Стандартизация в здравоохранении.  
  Лицензирование и аккредитация медицинской деятельности.  
  Рубежный контроль  
  Всего часов:  

 

7.3 Тематический план самостоятельной работы студента

Наименование темы занятия Кол-во часов
  Качество жизни, связанное со здоровьем.  
  Валеологические аспекты здоровья.  
  Теории медицины и здравоохранения.  
  Анализ естественного движения населения.  
  Репродуктивное здоровье и поведение.  
  Индивидуальный и сводный учет заболеваемости.  
  Здоровье семьи. Здоровье детей.  
  Здоровье старшего поколения.  
  Этические проблемы медицины, связанные с общественным здоровьем.  
  Тема здоровья в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан народу.  
  Цели развития тысячелетия для Казахстана  
  Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»  
  Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы»  
  Специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь.  
  Медицинское страхование.  
  Бизнес-планирование в здравоохранении.  
  Зарубежное здравоохранение.  
  Информационные технологии в здравоохранении  
  Всего часов:  

 

План организации самостоятельной работы студента (СРС)

№   Тема/подтемы СРС Задания/ формы проведения СРС Формы контроля СРС График контроля СРС (сроки)
1.   2.   3.   4.   5.   6.   7.   Качество жизни, связанное со здоровьем.   Валеологические аспекты здоровья.     Теории медицины и здравоохранения.     Анализ естественного движения населения.   Репродуктивное здоровье и поведение.   Индивидуальный и сводный учет заболеваемости.   Здоровье семьи. Здоровье детей. Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование 2 неделя   3 неделя   4 неделя   5 неделя   6 неделя   7 неделя   8 неделя  
8.   9.   10.     11.   12.     13.     14.   15.   16.   17.   18. Здоровье старшего поколения.     Этические проблемы медицины, связанные с общественным здоровьем.   Тема здоровья в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан народу.   Цели развития тысячелетия для Казахстана   Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»   Государственная программа реформирования и развития здравоохранения РК на 2005-2010 годы»   Специализированная и высокоспециализированная медицинская помощь.   Медицинское страхование.     Бизнес-планирование в здравоохранении.   Зарубежное здравоохранение.     Информационные технологии в здравоохранении. Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)     Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)     Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)     Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Реферат, глоссарий, презентация (по выбору)   Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование   Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование   Устный опрос, тестирование   Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование     Устный опрос, тестирование 9 неделя   10 неделя   11 неделя     12 неделя   13 неделя     14 неделя     15 неделя   16 неделя   16 неделя   17 неделя   17 неделя
               

 

9. Рекомедуемая литература: основная и дополнительная

Основная литература:

1. Лисицин Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

2. Общественное здоровье и здравоохранение / Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 528 с.

3. Юрьев В.К., Куценко Г.И. Общественное здоровье и здравоохранение. – С.-Петербург, 2000. – 914 с.

Дополнительная литература:

1. Аканов А.А. Политика охраны здоровья населения в Казахстане: Опыт разработки, реализации национальных программ здравоохранения и перспективы на 2010-2015 годы. – Астана, 2005. – 243 с.

2. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана-Алматы, 2006. – 231 с.

3. Аканов А.А., Девятко В.Н., Кульжанов М.К. Общественное здравоохранение в Казахстане: концепция, проблемы и перспективы. – Алматы, 2001.– 100 с.

4. Девятко В.Н., Аканов А.А. Здоровье народа и здравоохранение Казахстана в переходный период: опыт, уроки, проблемы. – Алматы, 1999.– 140 с.

5. Максимова Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.

6. Медик В.А. Заболеваемость населения: история, современное состояние и методология изучения. – М.: Медицина, 2003. – 512 с.

7. Медик В.А. Руководство по статистике здоровья и здравоохранения. – М.: Медицина, 2006. – 528 с.

8. Медик В.А., Юрьев В.К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. – В 3-х частях. – М.: Медицина, 2003.

9. Муминов Т.А., Камалиев М.А. Анализ здравоохранения с позиций социального маркетинга. Алматы, 2003.- 170 с.

10. Муминов Т.А., Камалиев М.А., Аязбаева А.Г., Шахиева А.М. Медико-соци-альные и эпидемиологические аспекты здорового образа жизни. - Алматы, 1999.- 170 с.

11. Тульчинский Т.Х., Варавикова Е.А. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку. – Иерусалим, 1999. – 1049 с.

12. Шарманов Т.Ш. Мировое здравоохранение до и после великой Алма-Атинской конференции. – Алматы-Вашингтон-Женева, 2003. – 143 с.

13. Экономика здравоохранения: Курс лекций. – Бишкек-Алматы, 2001.- 272 с.

10. Методы обучения и преподавания:

Лекции: обзорные, тематические и проблемные.

Практические занятия: работа с информационным материалом, устный опрос,

выполнение тестовых заданий, решение ситуационных задач, работа в малыхгруппах.

Самостоятельная работа студента (СРС): выполнение индивидуальных заданий, реферирование рекомендованной литературы, решение ситуационных задач, работа с раздаточным материалом, диалог с персональным компьютером, деловые игры, выполнение курсовых работ, учебно-исследовательская работа студентов, решение типовых контрольных задач, составление глоссариев, подготовка тестов, придумывание кроссвордов.

11. Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС).

Текущий контроль: устный опрос, письменный контроль, комбинированный контроль, защита и презентация домашних заданий, дискуссия, тренинги, круглые столы, тестирование, выполнение курсовой работы, решение ситуационных задач.

Рубежный контроль: коллоквиум.

Итоговый контроль: экзамен, включающий тестирование и/или устный опрос.

В основу рейтинговой оценки студентов положен утвержденный УМЦ ГМУ г. Семей рейтинговый контроль знаний студентов.

Правила оценки всех видов занятий:

Оценка «отлично» - выставляется студенту, показавшему всестороннее, системное и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоившим основную и знакомым с дополнительной литературой, рекомендованной программой, усвоившему взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившем творческие способности в понимании изложения и использования учебно – программного материала.

Оценка «хорошо»-выставляется студенту, показавшему полное знание учебно- программного материала, успешно выполняющему предусмотренные в программе задания,

усвоившим основную литературу, рекомендованную программой и показавшему систематический характер знаний по дисциплине, а также способному к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется студенту, обнаружившему знания учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справившемуся с выполнением заданий, знакомым с основной литературой, допускающему погрешности в ответах, но обладающему необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно»-выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях учебно-программного материала и не ответившему хотя бы на один вопрос, допустившему принципиальные ошибки при ответе и решении ситуационных задач.

Шкала оценки знаний

 

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F   0-49 Неудовлетворительно

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: