ВАРИАНТ 3
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-16.
(1)Хлеб... (2)Это слово шелестит, как спелые колосья под лёгким ветерком. (З)Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай. (4)Я помню хлеб блокадного Ленинграда — маленькие, серые, похожие на глину комочки.
(5)Мы — счастливые. (6)Мы живём в садике- интернате и три раза в день получаем по кусочку хлеба с крохотными довесками. (7)Мы знаем, что все кусочки равны по весу, но нас не проведёшь. (8)Мы видим, что горбушка всегда больше. (9)И у нас на право съесть горбушку строжайшая очередь.
(10)3а ужином съедать свою порцию хлеба хоть и хочется, но не надо. (11)А то потом, когда сторож дядя Саша затопит в кочегарке печь и все побегут жарить свои кусочки, будет обидно. (12)И как только воспитательница отворачивается, сую хлеб в карман платья.
(13)Вечером дядя Саша настрогал нам лучинок. (14)Мы накалываем маленькие кусочки, прикладываем их к раскалённому боку печи. (15)Хлеб шипит, из него идёт белый пар, который пахнет так вкусно, что желудок сразу сводит судорогой. (16)Осторожно, не спеша ем горячий жареный хлеб. (17)Хочу, чтобы эта процедура длилась бесконечно. (18)Кусаю не просто так — где попало, а сначала медленно откусываю уголки, потом — оставшиеся между ними края, потом — опять четыре уголка, и так до тех пор, пока вдруг не обнаружится, что кусать просто нечего. (19)С тоскою смотрю тогда на оставшиеся в ладони крошки хлеба. (20)Вздохнув, аккуратно кладу их на язык, долго рассасываю и незаметно для самой себя проглатываю...
(21)Я выхожу из-за печи, где мы жарим и едим хлеб. (22)На широкой лавке у стены, попыхивая трубкой, покашливая, утирая рукавом полосатой рубахи слезящиеся глаза, седой и лохматый, в белых валенках с чёрными заплатками, в залатанных на коленях брюках, сидит наш любимец — дядя Саша. (23)Он не то сторож, не то кочегар, не то просто добрый дед из хорошей, но грустной сказки. (24)Я подхожу, сажусь возле его тёплого, пахнущего махоркой бока, молчу. (25)Исподлобья поглядываю в ту сторону, где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.
(26)Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову. (27)Его скрюченные, неразгибающиеся пальцы вздрагивают. (28)Он едва касается ими моей стриженой головы, точно боится, что если опустит тяжёлую руку, то раздавит меня. (29)Говорит тёплыми, как его бок, словами:
- Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта. (30)Ох как досыта! (31)Ещё, чего доброго, скажешь: «Не хочу хлебца, мяска давай или конфет каких!..»
- (32)Никогда так не скажу!.. — угрюмо заверяю я.
- (ЗЗ)И-и, скажешь!.. — тихо, с облегчённым вздохом возражает дядя Саша. — (34)3абудется всё. (35)Так, останется что-то, будто страшный сон видела. (36)Потому что мала ты ещё, птаха...
(37)Но я помню всё...
(По Л. Фатеевой)
Ответами к заданиям 2 – 16 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле бланка ответов.
2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснованияответа на вопрос: «Почему дядя Саша считает, что после войны девочка будет отказываться от хлеба? »
1. Пока воспитанники садика-интерната маленькие и поэтому не так остро нуждаются в других продуктах питания, как подростки.
2. В годы войны воспитанники садика- интерната ели один хлеб, поэтому он не мог им не надоесть.
3. После войны хлеб будет выпекаться по- другому и будет иметь другой вкус.
4. После войны люди наконец насытятся хлебом, и тогда им захочется попробовать чего-нибудь ещё.
3.Укажите предложение, в котором нет сравнительного оборота как средства выразительности.
1. Оно тёплое, словно прогретые солнцем зёрна, мягкое и вкусное, как сдобный каравай.
2. Дядя Саша вынимает изо рта трубку, что-то невнятно бормочет, гладит огромной, как ковш, ладонью мою голову.
3. Говорит тёплыми, как его бок, словами: — Вот погоди, птаха, кончится война, наедитесь хлебца досыта.
1. Так, останется что-то, будто страшный сон видела.
4. Из предложений 13-14 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется глухостью-звонкостью последующего согласного.
5. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -Н-, пишется одно Н»? Напишите это слово.
6. Замените разговорное слово «провести» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «с тоскою смотрю», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите этот синоним.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 16.
9. Среди предложений 14-23 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции (вводном слове).
Говорит тёплыми,(1) как его бок,(2) словами:
— Вот погоди,(3) птаха,(4) кончится война, (5) наедитесь хлебца досыта. Ох как досыта! Ещё,(6) чего доброго,(7) скажешь: «Не хочу хлебца,(8) мяска давай или конфет каких!..»
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.
12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Исподлобья поглядываю в ту сторону,(1) где мои товарищи продолжают священнодействовать над своими порциями хлеба.
Дядя Саша вынимает изо рта трубку,(2) что-то невнятно бормочет,(3) гладит огромной ладонью мою голову. Его скрюченные,(4) неразгибающиеся пальцы вздрагивают. Он едва касается ими моей стриженой головы,(5) точно боится,(6) что если опустит тяжёлую руку,(7) то раздавит меня.
13. Среди предложений 2-12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 14-25 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Часть III. Сочинение Как вы понимаете значение слова ПАМЯТЬ?
ВАРИАНТ 4
Часть 2