Структура технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних




Диагностический этап:

Целью диагностического этапа является выявление подростков склонных к совершению правонарушений или уже совершивших правонарушение и определение причин и условий, способствующих возникновению данных отклонений в поведении.

Этимологическая диагностика может восстановить «историю», приведшую ребенка к правонарушению; какие факторы спровоцировали актуальное состояние ребенка; какая часть микросреды оказалась наиболее несостоятельной в ее положительных воздействиях на ребенка; является ли влияние перечисленных факторов многоплановым, многостороннем, интенсивным, длительным, и на какой период развития ребенка падают эти воздействия; как ребенок реагирует на позитивное, негативное или дезентегрирующее влияние микросреды, какова его сопротивляемость; исследование внутренней среды: мотивы, ценности, Я – концепция, самооценка и т.д.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка, биографический метод, тесты, личностные опросники, социометрия

Документы: личное дело, характеристики (семьи, ребенка, класса….), заявки на постановку на внутри школьный контроль, информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям, выписка из классного журнала, выписка из журнала учета посещаемости, докладные, служебные письма, ходатайства, представления, уведомления, запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.), справки, протоколы диагностической беседы, акты обследования, акты ЖБУ, разрешение (согласие) родителей на проведение диагностической работы с ребенком, личное дело учащегося, рекомендации медиков о режиме работы с ребенком.

Аналитико-поисковый этап

Цель: анализ данных полученных на диагностическом этапе, определение направлении профилактической деятельности, формулировка конкретных задач по каждому направлению, подбор педагогически целесообразных средств и форм профилактической деятельности, поиск возможных субъектов (в том числе субъектов профилактики), способных осуществлять педагогически целесообразную профилактическую деятельность.

На данном этапе обычно проводятся советы по профилактике школы, педагогический консилиум, совет по профилактике района

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения и ДДЮиТ и т.д..

Методы: анализ документации, библиографический метод, беседа, консультации, наблюдение, организационные методы, экспертный прогноз.

Документы: социальный паспорт (школы, класса…), сводные таблицы, графики, план (карта) индивидуальной или групповой работы с ребенком (детьми), семьей (семьями); планы и протоколы МО, пед. советов, советов по профилактике, консилиумов, службы сопровождения и т.д; договоры о сотрудничестве (взаимодействии), заключение ПМПК, рекомендации психолога и др. специалистов, заключения по результатам проведенного социально-педагогического и психодиагностического исследования

Деятельностный этап

Цель: организация профилактической работы с учетом решений и рекомендаций принятых на аналитико– поисковом этапе.

На данном этапе по возможности происходит устранение причин, условий, обстоятельств, приводящих совершению правонарушений, либо создаются условия для изменения поведения ребенка и его отношения к этим обстоятельствам. Соответственно профилактические мероприятия могут быть направлены

- на изменение внутреннего состояния ребенка: сглаживание (ликвидация) локальных эмоциональных расстройств (возбудимость, страхи, эмоциональная неустойчивость); формирование положительной мотивации и усвоение норм и правил поведения, соответствующих ролевым позициям, обусловленных системой социальных отношений, в которую включается ребенок; развитие навыков психической саморегуляции способности к волевым условиям; формирование адекватного отношения к собственному «Я», своим возможностям; развитие положительных склонностей и способностей, формирование адекватной самооценки; формирование или изменение личностных состояний: расширение круга интересов, формирование социально-ценностных ориентаций, потребностей, чувств, развитие коммуникативных навыков.

- на внешние изменения: расширение и укрепление социально-значимых связей, включение в различные виды деятельности в социально-приемлемых формах; оптимизация взаимодействия в диаде «ребенок – родитель», «ребенок – учитель», взаимоотношений в семье, школе, социуме; оптимизация уровня коммуникативной деятельности в целом.

Профилактическая деятельность на данном этапе осуществляется по трем направлениям: родители,педагогический коллектив, ребенок.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, психолог, родители, педагогический коллектив и администрация образовательного учреждения, субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района, педагоги дополнительного образования образовательного учреждения и ДДЮиТ и т.д..

Методы:

- методы социального контроля: социальный надзор, социальная опека,

- методы коррекции активно-волевых дефектов, игнорирование страхов, навязчивых мыслей и действий,

- методы самокоррекции: здорового смеха, самоубеждение, самовнушение, самораскрытие, релаксация,

- деятельностные методы: трудового усилия, рациональной организации жизни детского коллектива,

- методы форм организации: экскурсия, спортивные соревнования, конкурсы, практикумы, праздники, походы, викторины, олимпиады, совместный досуг в клубе по интересам,

- методы передачи информации: реклама деятельности кружков и секций, яркий эмоциональный рассказ, монологическое изложение научных данных и фактов педагогом, самостоятельная работа с книгой,

- методы непосредственного общения: семейное и индивидуальное консультирование, беседа, убеждение, тренинги, поощрение, наказание, стимулирование, внушение, требование, пример, установление логических взаимосвязей, конкретное пожелание, парадоксальная инструкция, эмоциональное заражение, переоценка, ролевое проигрывание, социальные пробы, позитивный настрой, патронаж,

- событийные методы: круглые столы, деловые и ролевые игры, диспут, семинары, книжно-иллюстрированная выставка,

- методы учебной работы: беседа, консультирование, наблюдение, включение в учебный процесс различных видов терапий (живописитерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ароматерапия, смехотерапия, флоротерапия, трудотерапия и т.д.).

Документы: разрешение родителей (или договор) на профилактическую работу с ребенком, лист собеседования (консультации), протокол пед. совета, консилиума, совета по профилактике; информационные письма субъектам профилактики; планы организации досуга, форм отдыха и т.д.; акты обследования, ЖБУ; планы взаимодействия с субъектами профилактики; журнал регистрации консультаций; карта сопровождения учащихся, журналы или банки данных, в которых зафиксирована (отражена) профилактическая работа с родителями (законными представителями), с близкими людьми для учащегося; запросы и акты и т.д.

Вторичная диагностика (оценочный этап)

Цель: определение эффективности профилактической деятельности.

По окончании профилактической работы проводится вторичная диагностика состояния ребенка, его окружения, оценивается степень решения проблем, выявленных на этапе первичной диагностики.

Возможны 2 случая:

Проблема ребенка его ближайшего окружения решена положительна, т.е. профилактическая деятельность была эффективной.

Проблемы ребенка и его ближайшего окружения не решены или решены частично. В этом случае, необходимо выяснить: на каком этапе были допущены ошибки, возникли препятствия, в чем проявляется недостаток информации, кто из субъектов профилактики не выполнил свои обязанности и т.д., После этого необходимо произвести корректировку профилактической деятельности и повторно решить проблему ребенка и его ближайшего окружения.

К работе на данном этапе привлекаются: классный руководитель, родители, при необходимости психолог и субъекты профилактики, специалисты ЦПММС района.

Методы: опросы, анкеты, тесты (интеллекта и способностей, достижений, проективные, рисуночные, и т.д.), беседы, наблюдение, анализ документов, интервью, экспертная оценка, биографический метод, личностные опросники, социометрия, метод сравнения,

Документы: характеристики, заключение консилиума, пед. совета, службы сопровождения, совета по профилактике …. о результатах проведенной работы; сравнительные диаграммы, графики, мониторинг; сравнительный анализ данных, отзывы, справки, информация по внутри школьному контролю, из базы данных по правонарушениям, докладные, служебные письма, ходатайства, представления, уведомления, ответы на запросы (в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, кризисные службы, социальные гостиницы и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: