Стратегия определяет приоритетные направления социально-экономического развития Облученского района и служит основой для поэтапной разработки муниципальных программ, среднесрочных прогнозов социально-экономического развития и нормативных правовых документов определяющих социально-экономическое развитие муниципального района.
Достижение поставленных стратегических целей во многом будет определяться способностью органов муниципальной власти района выработать эффективный механизм реализации Стратегии, предусматривающий комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающий «баланс интересов» и скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.
Реализация Стратегии будет осуществляться на принципах:
партнерства муниципальной власти и бизнеса в достижении поставленных целей;
совершенствования имущественных и земельных отношений;
прозрачности и эффективности взаимодействия муниципальной власти, бизнеса и общества;
сопровождения реализации инвестиционных проектов в целях сокращения административных процедур и барьеров;
взаимодействия с региональной властью;
профессионализма и ответственности;
повышения качества бюджетного управления;
программно-целевого принципа формирования и реализации политики в социальной сфере;
мониторинга реализации Стратегии.
Основополагающим инструментом достижения стратегических целей должно стать использование механизма партнерства муниципальной власти, бизнеса и населения. Это перспективная форма экономического сотрудничества, обеспечивающая равноправие власти и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей муниципального управления, равные условия развития для бизнеса, привлечение и эффективное использование государственных, муниципальных и частных ресурсов.
Механизмы реализации Стратегии развития района предусматривают:
принятие нормативно – правовых актов, регулирующих процесс реализации Стратегии развития района;
разработка и реализация программ и проектов, конкретизирующих Стратегию развития района;
разработка и реализация среднесрочных бюджетов и прогнозов социально – экономического развития района;
обеспечение проведения мониторинга и контроля за реализацией Стратегии развития района, программ и проектов;
ежегодное подведение итогов реализации основных стратегических направлений развития района;
обеспечение своевременного и полного информирования участников реализации Стратегии развития района о результатах и ходе её реализации.
Контроль за реализацией стратегии осуществляется администрацией Облученского муниципального района на основании данных статистического учета, данных оперативной информации, сведений, полученных от предприятий и организаций района и органов местного самоуправления.
Приложение № 1
к Стратегии социально-экономического развития Облученского муниципального района до 2030 года
SWOT-анализ муниципального образования «Облученский муниципальный район»
Сильные стороны (S) | Слабые стороны (W) | Благоприятные возможности (О) | Потенциальные угрозы (Т) | |
Численность населения | Ежегодный рост населения категории «моложе трудоспособного возраста». Снижение миграционной убыли населения. | Длительное устойчивое снижение численности населения. Спад рождаемости, рост смертности. | Стабилизация и улучшение демографической ситуации в районе за счет регулирования потоков миграции, проведения активной политики по повышению уровня жизни населения, благоустройству и социально-культурному строительству | Дальнейшее снижение численности населения за счет уменьшения рождаемости, роста смертности. Старение населения. |
Трудовые ресурсы | Сокращение численности официально зарегистрированных безработных. Наличие вакансий на рынке труда. | Уменьшение численности трудовых ресурсов в результате сокращения численности населения трудоспособного возраста. Несбалансированность показателей спроса и предложения на рабочую силу как по количественным, так и по качественным параметрам (профессиональному составу, уровню квалификации). Развитие неформальных практик на рынке труда | Развитие промышленного производства. Создание условий для развития малого и среднего бизнеса с целью образования новых рабочих мест. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан. | Увеличение доли населения старше трудоспособного возраста. Несоответствие трудовых ресурсов требованиям рынка труда. Рост дефицита узкоспециализированных и квалифицированных специалистов при открытии новых производств |
Доходы населения | Высокий уровень средней заработной платы в сравнении с областными показателями. Превышение среднего размера пенсий над прожиточным минимумом. | Высокая дифференциация в размерах заработной платы между отдельными сферами экономики. | Рост уровня заработной платы в бюджетной сфере и как следствие уменьшение дифференциации в размерах заработной платы между отдельными сферами экономики, конкурентоспособность рабочих мест. | Рост инфляции, снижение реальной заработной платы населения. |
Агропромышленный комплекс | Производство экологически чистой продукции. Стимулирование рационального использования земель. Сложившаяся система поддержки отрасли, реализуемая по областным и федеральным целевым программам. | Высокая доля ЛПХ. Наличие физически и морально устаревшей сельскохозяйственной техники и оборудования Недостаток собственных средств. Отсутствие организованной системы сбыта продукции для КФХ, ЛПХ (отсутствие заготовительных пунктов). | Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при проведении комплекса агромелиоративных мероприятий за счет господдержки. Вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. Активная политика импортозамещения | Сокращение производства продукции в хозяйствах района. Снижение уровня субсидий из областного и федерального бюджетов. Зависимость сельскохозяйственного производства от природных факторов |
Промышленность | Наличие на территории района крупных промышленных предприятий. Ежегодный рост объемов отгруженных товаров по добыче полезных ископаемых. | Неполная загрузка производственных мощностей. Использование старых технологий. Медленный процесс обновления производственных фондов. | Развитие производств, на инвестиционных площадках территории опережающего социально-экономического развития «Амуро-Хинганская». | Снижение темпов экономического роста вследствие консервации неэффективных секторов экономической базы. Рост тарифов на энергоресурсы и транспортные перевозки. Дефицит собственных финансовых ресурсов. Использование старых технологий. |
Жилищно-коммунальное хозяйство | Снижение площади и удельного веса ветхого и аварийного жилищного фонда. Реализация мероприятий, направленных на благоустройство территорий поселения в рамках программы поддержка местных инициатив. Гарантированный спрос на услуги | Высокая степень износа объектов тепло-, водоснабжения, канализации. Высокая степень недовольства населения качеством и стоимостью услуг | Использование достижений лучших практик других регионов опыта повышения эффективности работы ЖКХ. Организация функционирования отрасли на принципах самоокупаемости при экономически обоснованных тарифах. Повышение эффективности государственного управления на условиях ГЧП. | Повышение рисков возникновения аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства, связанных с физическим старением основных фондов. Высокая доля неплатежей и сложности судебного возврата долга |
Малый бизнес | Обеспечение самозанятости населения, увеличение доходной части бюджета муниципального района | Низкая предпринимательская активность, низкий уровень квалификации предпринимателей и персонала, невысокий уровень оплаты труда в сфере малого бизнеса. Основной вид деятельности малых предприятий – торговля. | Мобильность организации малого бизнеса, гибкая реакция на спрос, административная и финансовая поддержка предпринимательства со стороны органов власти | Легкость проникновения конкурента в эту нишу, быстрота полного разорения. Снижение спроса на товары, работы и услуги из-за роста цен. |
Внешнеэкономические связи | Выгодное экономико-географическое положение района. Высокий промышленный потенциал. Достаточно развитая транспортная инфраструктура. | Закрытие пункта пропуска «Пашково» на российско-китайской границе для международного пассажирского и грузового сообщения. | Реконструкция пункта пропуска. Повышение устойчивости внешнеэкономической деятельности. Расширение экспорта услуг (международный туризм, транспортное обеспечение, информационное обеспечение). Привлечение инвестиций в рамках трансграничного сотрудничества. | Недостаточный опыт международного экономического сотрудничества. Дестабилизация внешнеэкономической деятельности в результате неблагоприятной динамики валютных курсов. Обострение международной обстановке в результате нелегальной миграции. |
Инвестиционный потенциал | Рост объемов инвестиций в основной капитал. Наличие разведанных месторождений как потенциальных объектов значительных инвестиций. | Непривлекательность района для потенциальных инвесторов. Необходимость прокладки дополнительных коммуникаций к возможным промышленным зонам. Недостаточность бюджетных средств, необходимых для участия в софинансировании инвестиционных проектов. | Выгодное транспортное положение, благоприятствующее развитию межрегиональных экономических связей. Стимулирование инвести-ционной и инновационной деятельности. | Сокращение темпов роста инвестиций в основной капитал; сохранение высокой зависимости от федерального и областного бюджетов |
Бюджетная политика | Взаимодействие ОМСУ с плательщиками налогов. Сложившаяся сеть бюджетных учреждений, обеспечивающая реализацию бюджетных полномочий муниципального района. | Дотационность бюджета района. Снижение нормативов отчислений налогов и сборов в местный бюджет. | Наращивание доходного потенциала, оптимизация расходов; - повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг | Увеличение долговой нагрузки на бюджет муниципального района |
Здравоохранение | Наличие исчерпывающего перечня областных государственных учреждений здравоохранения, позволяющих обеспечить осуществление полномочий органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения | Недостаточная материально-техническая база значительной части учреждений здравоохранения. Высокий уровень износа медицинского оборудования. Недоукомплектованность врачебными кадрами. Функционирование учреждений здравоохранения одного профиля и специализации в единственном числе не способствующее созданию конкурентной среды при оказании медицинских услуг населению, не обеспечивающее в полном объеме реализацию прав страховых медицинских организаций и отдельных граждан на выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами медицинского страхования. | Участие в реализации федеральных, областных программ, национальных проектах. Поэтапное оснащение учреждений здравоохранения медицинским и технологическим оборудованием, санитарным транспортом. Снижение смертности населения. | Отток медицинских кадров в более привлекательные районы. Старение кадров. |
Образование | Существующая сеть учреждений, позволяющая получать качественное образование детям с разными возможностями и способностями. Доступность образовательных услуг. Наличие системы социальной поддержки обучающихся. Ликвидация дефицита мест в дошкольные образовательные организации. | Неравномерная наполняемость отдельных школ и классов. Разный уровень материально-технической базы образовательных учреждений. | Участие в федеральных и областных программах с целью приведения существующих зданий в нормативное состояние. Привлечение внебюджетных средств в сферу образования. | Сокращение численности обучающихся в связи с демографическими процессами. Снижение привлекательности педагогических и рабочих специальностей в связи с низким уровнем оплаты. Старение педагогических кадров. |
Культура | Системность работы по организации и проведению культурно-массовых мероприятий. Развитая инфраструктура (наличие централизованной сети клубных учреждений и библиотечной системы). Высокий уровень творческих коллективов (3 коллектива имеют звание «образцовый», 1 – «народный»), наличие разнообразных культурных услуг. | Отсутствие парка культуры и отдыха. Неразвита система досуга для молодёжи старше 18 лет. Недостаток узкопрофильных специалистов с высшим и средне – специальным образованием. | Активное участие в мероприятиях различного уровня. Расширение ассортимента культурных услуг, использование культурного потенциала для формирования положительного имиджа района и развития культурного туризма. Ведение маркетинговых исследований по всем направлениям отрасли культуры, позволяющим выявить одаренных детей на ранних стадиях. | Сокращение финансирования деятельности культуры, ослабление кадрового потенциала ввиду старения кадров, изменение потребностей населения. |
Физическая культура и спорт | Рост численности населения, занимающегося физической культурой и спортом. Регулярное календарное планирование спортивных и физкультурных мероприятий. Наличие квалифицированных специалистов, тренеров-преподавателей по ряду видов спорта. | Несоответствие спортивной материально-технической базы современным требованиям для организации тренировочного процесса. Недостаточное финансирование физической культуры и спорта. | Популяризация здорового образа жизни, привлечение частных инвестиций, развитие государственно-частного партнерства, расширение объема и качества предоставляемых услуг | Снижение продолжительности жизни населения, увеличение заболеваемости населения, рост негативных явлений в молодежной среде |