Выработка целей и стратегий




Б.Н. НЕБРИТОВ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

 

Ростов-на-Дону

1. Стратегическое планирование и прогнозирование, основные понятия и определения

1.1. Информационная сущность планирования и прогнозирования

Планирование как элемент управления является информационным процессом (рис.1.1)

При планировании входными в основном являются потоки информации о прошлом (ретроспективная информация) и состояни объекта планирования и фона в момент разработки плана (информация о настоящем), выходными – потоки информации о будущем объекта планирования (перспективная информация).

 
 


Ретроспекция Перспектива


Информация о прошлом Информация о будущем

план прогноз

 

Состояние в прошлом Состояние в настоящем Состояние в будущем

 

                                   
 
объект
 
объект
 
объект
 
       
           
         
 
 

 


 

Глубина ретроспекции Глубина планирования

Прошлое Настоящее Будущее

Рис.1.1 Информационные входы и выходы процесса планирования

Под фоном понимают внешние условия (среда) – совокупность объектов и связей между ними, определяющих условия существования и функционирования объекта планирования. Различают социально-политический, экономический и научно-технический фоны.

Потоки информации о прошлом зависимы от глубины ретроспекции – промежутка времени функционирования объекта в прошлом (от горизонта ретроспекции до настоящего момента), по которому имеется необходимая и достаточная ретроспективная информация. Горизонтом ретроспекции называется самая дальняя в прошлом точка на шкале времени, в которой имеется необходимая и достаточная информация.

Необходимо отметить, что и ценность ретроспективной информации по мере увеличения ее давности уменьшается, снижается и ее предсказательная сила.

Особенность планирования как информационного процесса – наличие временного сдвига информации выхода по отношению к информации входа. Величина временного сдвига информационных выхода и входа процесса зависит от глубины планирования. Глубиной планирования называется промежуток времени в будущем, на который разрабатывается план.

План – это система предварительно (до начала реализации действий, операций) принятых решений. Так что какое-либо решение, принятое в момент составления плана, и начала действия, реализующего это решение, могут быть разделены длительным промежутком времени.

В зависимости от глубины планирования различают краткосрочное, среднесрочное, несрочное и долгосрочное планирование, а также прогнозирование. Под воздействием новых информационных технологий на базе современной вычислительной техники перспективное планирование и прогнозирование находят все более применение, расширяется горизонт плановых решений.

Горизонт планирования и прогнозирования – самая дальняя в будущем точка на шкале времени, в которой оценивается состояние объекта планирования. Прогнозирование является первой стадией планирования. Долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование составляют стадию разработки плана. Принципиальным отличием этих двух стадий планирования является характер выходной информации: директивность плановой информации (план - директива, но не догма) и ориентирующий характер прогнозной информации (прогноз – ориентация).

Эти отличия характеризуются значительным уменьшением точности и достоверности вырабатываемой информации о будущем при увеличении глубины планирования (рис.1.2).

Увеличение глубины планирования приводит при постоянной доверительной вероятности Р() к расширению доверительного интервала оценки состояния объекта планирования (рис.1.2а) а при постоянной величине доверительного интервала во времени уменьшается доверительная вероятность (рис. 1.2., б).

Перспективной информации малой достоверности нельзя придавать директивный характер, но эта же информация показывает вероятное состояние будущего, ориентирует на будущее плановые решения с меньшей глубиной планирования. Прогнозы даже с относительно небольшой степенью достоверности позволяют уменьшить неопределенность знаний о будущем, а следовательно, снизить риск современных плановых решений, ущерб от них, который может возникнуть за рамками планового периода.

Как уже указывалось, логически первым этапом планирования является прогнозирование возможного состояния и развития экономики и сопряженных с нею процессов. Такие прогнозы позволяют определить возможные варианты расширения и использования ресурсной базы отрасли, региона, области. К ресурсным (в широком смысле слова) прогнозам относят социальные, научно – технические. экономические, демографические, природно-ресурсные, экологические и внешнеэкономические прогнозы. Ресурсные прогнозы дают представление о возможностях экономической системы в будущем.

 

а б

       
   


х Р(τ) = сonst Р

       
   
 
 


       
 
   

 


Ретроспекция План Прогноз Ретроспекция План Прогноз

Рис. 1.2 Динамика доверительного интервала оценки параметров объекта планирования (а) и доверительной вероятности (б)

 

Другой тип прогнозов – нормативные. С их помощью прогнозируются варианты потребностей общества или социальной подсистемы в будущем. Они строятся в разрезе целей. Каждый целевой нормативный прогноз должен формулировать требования к тому или иному виду ресурсов.

Переходным звеном между прогнозом и планом может выступать программа (рис.1.3). Она определяет законченный во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на достижение одной или нескольких целей плана. Целевые программы могут быть разнообразны «до плана», а затем уточнены и согласованы в процессе его составления.

Прогнозы

 
 

 


 

Рис. 1.3. Взаимосвязь основных понятий системы планирования

Программы понимаются как основные звенья плана, определяющие его структурную политику. Выделение, анализ и сопоставление проблем, требующих программного решения, возможны только в рамках общей концепции плана. Программы позволяют более точно определить многие компоненты конечного продукта, в том числе необходимые капиталовложения.

Таким образом, по глубине планирования высший уровень иерархии занимает прогнозирование, затем идет разработка программ и планов. Прогнозирование и составление программ и планов являются элементами единой системы планирования с общими целями и задачами.

Теперь можно дать определение основным понятиям планирования.

Прогноз – вероятное суждение о состоянии какого-либо объекта (процесса или явления) в определенный момент времени в будущем и (или) альтернативных путях достижения каких-либо результатов.

Программа - изложение основных задач, целей и направлений деятельности.

План - заранее намеченный порядок, последовательность осуществления какой-либо программы, выполнения работы, проведения мероприятий с указанием целей, содержания, объекта, методов, сроков и ресурсов для выполнения.

К сопутствующим понятиям относятся: предвидение, прогнозирование, предсказание, планирование (рис.1.4).

 
 

 

 


Рис. 1.4. Сопутствующие понятия, употребляемые в теории и практики планирование

Предвидение – опережающее отражение действительности, основанное на познании законов развития объекта.

Прогнозирование – процесс формирования прогнозов развития объекта.

Предсказание – достоверное, основанное на логической последовательности суждение о состояние какого либо объекта в будущем.

Планирование – определение целей и способов их достижения за определенный период времени исходя из предположений о будущих вероятных условия выполнения плана.

1.2. Сущность стратегического планирования

Способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение определенной цели и учитывающий условия внешней среды получил название – стратегия, а управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями формы и ее потенциальными возможностями – стратегическое планирование.

Сущность стратегического планирования – формирование долгосрочных целей и определение механизма их реализации. На предприятиях стратегическое планирование должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение более высоких экономических результатов и темпов роста, обеспечение конкурентоспособности.

При разработке стратегического плана решаются три блока задач: 1) диагностический – определение положения предприятия в экономической среде, 2) целевой – по каким направлениям нужно развиваться, 3) стратегических решений – что для этого необходимо сделать (рис. 1.5).

 

 

 

 


Рис. 1.5. Блоки задач стратегического планирования

 

В экономической науке «развитие» – это общий термин, означающий абсолютное и относительное изменение основных показателей, характеризующих состояние экономики страны, интеграционных формирований или отдельных организаций. В теории планирования под развитием понимают соответствующие изменения существующей производственной или экономической системы, достижение необходимого ее роста и обновление отдельных подсистем или их частей.

Понятие «развитие» неоднозначно понятию «рост». Экономический рост предприятия может происходить с развитием или при его отсутствии. В большинстве случаев рост означает повышение размеров или числа объектов.

Развитие – процесс перехода из одного состояние в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому.

Таким образом, стратегическое планирование предназначено обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятий на предстоящий долгосрочный период.

В рамках стратегического планирования должны быть проработаны управленческие решения по направлениям: распределение ресурсов; адаптация к внешним факторам; подконтрольное координирование финансовых и производственных аспектов деятельности; организационное стратегическое предвидение. Задача распределения ресурсов сводится к наиболее рациональному распределению их с целью достичь конечных результатов с минимизацией потребляемых ресурсов. Адаптация к внешним факторам включает в себя организацию взаимодействия с внешней средой. Целью внутренней координации является обеспечение эффективной деятельности подразделений организации. Организационное стратегическое предвидение строится на изучении, обобщении и анализе опыта прошлых стратегий.

Для разработки качественного стратегического плана необходимо получить и обработать большое количество исходной информации и задействовать квалифицированных специалистов. Очень важно, чтобы руководители организации не только возглавляли, но и непосредственно учувствовали в разработке планов.

 

2. Стратегическое планирование развития предприятия

2.1. Маркетинговые исследования как исходный этап стратегического планирования

Ответы на вопросы, как сформировать стратегию предприятия, какую продукцию и в каком количестве производить, кому, где и по какой цене продавать, за счет чего обеспечить прибыльность может дать использование принципов и методов современного маркетинга.

Под маркетингом в строительстве можно понимать вид управленческой деятельности, направленный на претворение в жизнь мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных отношений с целевыми потребителями строительной продукции, а также с поставщиками сырья и смежными организациями. В широком смысле слова маркетинг - это всеобъемлющий процесс использования наиболее выгодных из открывающихся рыночных возможностей. Маркетинг является основой бизнеса. Он предполагает проведение маркетинговых исследований. Их в теории маркетинга называют систематическим сбором, отражением и анализом данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг.

Наиболее характерными направлениями маркетинговых исследований являются: изучение рынка, определение рыночного потенциала и тенденций развития, изучение конкуренции, анализ систем распределения продукции и стимулирования продаж, оценка эффективности рекламы, исследование стратегии цен, оценка перспектив введения новых товаров (продуктов и услуг) на рынок, изучение потребителей.

Одновременно с изучением внешних направлений деятельности, или с проведением так называемого внешнего маркетинга, фирмы проводят внутренний маркетинг, т.е. исследуют различные стороны деятельности самой фирмы: производство – особенности, технической уровень, сбыт – организация сбыта продукции, кадры – возрастная структура, уровень образования, финансы – собственный капитал, финансовый баланс и финансовая устойчивость; материально – техническое обеспечение - возможности и каналы, собственная база, структура управления и т.п.

Данные маркетинговых исследований используются для:

- стратегического и текущего планирования производственно - экономической и социальной деятельности предприятия;

- установления требований к качеству продукции, ее цене, времени и месту реализации (продаж);

- определение объемов производства;

- разработки экспортной политики предприятия;

- определение стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта.

Важнейшей составной частью маркетинговых исследований является изучение конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка – экономическая ситуация, складывающаяся на рынке в какой-то момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих структуру, динамику и соотношение спроса и предложения рассматриваемого товара. Рыночная конъюнктура формируется под влиянием взаимосвязанных факторов: спроса, предложения, цены.

Конъюнктура на строительном, как и на любом товарном рынке, подвержена изменением и развивается по фазам, то понижаясь, то повышаясь. Она не может оставаться постоянной, так как рынок все время испытывает колебания цен, изменение спроса и предложения.

Определяющим в развитии конъюнктуры на строительном рынке является спрос. Анализ спроса проводится на основе использования показателя объема реализованной строительной продукции, рассчитанного для текущего периода. Определение темпов его роста в прошлом дает возможность оценить объем реализации продукции на перспективу.

Численные показатели объема реализованной продукции, полученные на основе статистических данных за исследуемый период, характеризует емкость рынка. Емкость рынка строительной продукции рассчитывают обычно как в денежном, так и в натуральном выражении (например, в квадратных метрах общей жилой площади). Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, строительная организация получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя.

Изучение и анализ предложений являются немаловажной составляющей процесса исследования конъюнктуры на строительном рынке. Предложение понимается как совокупность строительной продукции или услуг, представленных на рынке с целью реализации.

Нормальное, т.е. адекватное экономическим законам, соотношение спроса и предложения – это их равновесие. Рыночное равновесие – это одно из проявлений сбалансированности, пропорциональности в развитии хозяйства любой страны. Необходимость проведения исследования равновесия между спросом и предложением обоснована, прежде всего, тем, что процесс расширения или сокращения производства должен регулироваться в соответствие с требованиями рынка.

Для анализа соотношения спроса и предложения строительная организация может использовать величины среднего и предельного дохода и средних и предельных издержек.

Средней доход – отношение совокупного (валового) дохода к количеству единиц реализованной продукции. В валовой доход предприятия принято включать выручку от продажи товаров и услуг, выполнения работ и других поступлений.

Предельный доход равен доходу, полученному от продажи дополнительно выпущенной продукции, и выражается формулой

где ПД – предельный доход, ден. ед.;

- валовая выручка (i+1) – й единицы продукции, ден. ед.,

- валовая выручка i-й единицы продукции, ден. ед.;

- объем реализации (i+1) –й единицы продукции, шт.;

- объем реализации i-й единицы продукции, шт.

Средние издержки рассчитываются как отношение совокупных издержек к объему продукции, выпущенной в данный промежуток времени.

Предельные издержки равны издержкам создания каждой дополнительной единицы товара:

где ПЗ – предельные издержки, ден. ед.;

- валовые издержки (i+1)-й единицы продукции, ден. ед.;

– валовые издержки i-й единицы продукции, ден. ед.

При изменении объемов производства издержки на выпуск каждой единицы товара будут изменяться. Считается, что самым выгодным объемом производства продукции будет тот, при котором превышение совокупного дохода над совокупными издержками будет максимальным. Производство выгодно расширять до тех пор, пока предельный доход будет превышать предельные издержки. При превышении предельных издержек над предельным доходом с каждой дополнительно выпущенной единицы продукции совокупная прибыль будет уменьшаться на разницу между предельными издержками и доходом.

Анализ спроса и предложения на рынке объектов капитального строительства может осуществляться по данным торгов. Каждая строительная фирмы может проводить такой анализ на основании количества заключенных контрактов за определенный промежуток времени, например за год.

Объем производства строительной продукции при анализе спроса и предложения необязательно учитывать в натуральных единицах. Единицей продукции может служить заключенный контракт. Цена контрактов будет выражать предложение. Такое измерение особенно удобно для субподрядных организаций, которые специализируются на выполнении отдельных видов работ и не создают полностью готовую продукцию.

Главное в изучении конъюнктуры – охват основных показателей, характеризующих тенденции ее развития, ибо всё на рынке, в конечном счете, определяет знания перспективы. Особую роль для строителей имеет исследование перспективных возможностей региона в инвестиционной деятельности. Умение предвидеть и, следовательно, подготовиться в значительной мере являются условием успеха на любом рынке, в том числе строительном, особенно при конкурентной борьбе за потребителя.

В каждом регионе на основе далеко идущих прогнозов можно сформировать индивидуальные перечни перспективных задач в инвестиционной сфере. Строительные фирмы, которые лучше приспосабливаются к динамике рынка и раньше других предложат свои мощности для решения этих задач, получат несомненные преимущества в конкурентной борьбе за потребителя.

Иерархическую систему потребностей в строительной продукции формируют инвесторы – заказчики, представляющие собой субъекты собственности на используемый им капитал. В рыночной экономике строительства фигура инвестора – заказчика является центральной, ему принадлежат инвестиционные инициативы, он формирует экономические условия для работы подрядчиков, является потребителем строительной продукции, регулируя потребность в ней в рамках общества.

Современные условия рыночной экономики определяют новые функции строительных организаций, включающие в себя изучение прогнозируемых потребностей потенциальных заказчиков капитального строительства. Причем строительные организации не должны ждать решений заказчиков – инвесторов. Их успех во многом будет зависеть от активности, умения предложить заказчикам свои решения. Кроме того, они сами могут выступить как инвесторы и собственники своей же продукции, готовой для продажи. Речь идет, прежде всего, о рынке жилья.

В сферу маркетинговых исследований следует включить изучение как финансовых возможностей инвесторов, так и возможностей и условий кредитования инвестиционной деятельности банками. Большое значение имеет изучение незавершенного строительства, определение степени его готовности, возможности дальнейшего финансирования для реализации первоначальных проектных целей или переориентации на решение других приоритетных задач.

Реальным субъектом рынка является конкурент, его надо знать и побеждать в конкурентной борьбе. Для проведения анализа конкурентной ситуации на рынке необходимо однозначно определить фирмы, которые можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Анализ деятельности фирм – конкурентов направлено с одной стороны, на выявление их слабых мест с целью использования этих данных для разработки маркетинговой стратегии, а с другой – на изучение прогрессивных методов производственно-хозяйственной деятельности для внедрения в своей фирме имеющегося положительного опыта работы.

Сбор всех исчерпывающих данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, заключающаяся в сведении информации о конкурентах к четырем элементам: цели на будущее, текущие стратегии, представление о себе самом и отрасли, возможности.

Первым этап изучения конкурентов заключается в сборе информации об их поведении на рынке. Второй – формирование системы факторов, по которым проводится количественная оценка возможностей конкурентов. К таким факторам можно отнести:

- численность работников и сравнительную мощность конкурирующей фирмы;

- оснащенность строительной техникой и ее уровень (соответствие современным образцам и изношенность)

- традиционный перечень объектов, на строительстве которых специализируется конкурирующая организация;

-частоту участия и количество выигранных торгов (одновременно устанавливается причина победы на торгах, например, фиксируются частые попытки сбить цену)

Анализу подлежат применяемые конкурирующими фирмами направления стратегии развития: специализации, диверсификации, кооперирования и др. На основе анализа показателей деятельности фирм – конкурентов устанавливается их значимость и разрабатывается стратегия и тактика маркетинга, включая возможные варианты контрмер.

Результаты анализа уровня конкуренции имеют значение для сравнительно небольшого промежутка времени и по мере изменения рыночной ситуации должны обновляться.

 

Выработка целей и стратегий

Знание потребностей рынка и предпринимательская инициатива со стороны персонала и руководителей строительной фирмы предопределяют успех ее деятельности. Инициатива связана с целевой установкой, определенной владельцем фирмы или навязанной ей со стороны, в том числе приказом вышестоящего хозяйственного органа или требованиями акционеров.

Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, который стремится получить фирма (группа людей или отдельное лицо). Цели фирмы определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности.

Общую линию поведения, которой следует руководствоваться фирме для достижения поставленных целей, называют стратегией предприятия. Постановка рациональных целей и выбор правильной линии поведения, учитывающей условия функционирования, перспективы развития и реальные возможности строительной организации, имеют подчас решающее значение для достижения желаемых результатов при рыночных отношениях (объемов производства, прибыли и рентабельности).

Следует различать цели общие или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей. Цели общие отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются, как правило, на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами.

В числе наиболее общих целей для всех строительных организаций могут быть:

1) обеспечение оптимальной (необходимой) рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности, необходимой для успешного развития организации, причем на определенных этапах можно ставить вопрос не максимизации прибыли, а получения минимального ее размера, необходимого для решения неотложных проблем выживания организации;

2) обеспечение устойчивого положения строительной организации на внутреннем рынке за счет технической, инвестиционной и кадровой политики, а также повышение потенциала конкурентоспособности и решения социальных вопросов;

3) разработка новых направлений развития, новых видов деятельности, что предполагает разработку структурной политики, включая диверсификацию производства;

4) выход на внешние рынки с целью получения валютных ресурсов для модернизации производства и удовлетворения социальных потребностей коллектива.

Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении строительной организации и могут выражаться в количественных и качественных показателях.

Выбор и конкретизация целей деятельности предприятия в значительной мере определяется интересами и потребностями ее владельца, а также действием различных внутренних и внешних факторов (рис.2.1).

 
 

 

 


Цели

 

Рис.2.1. Внутренние и внешние факторы, предопределяющие выбор целей

Интересы частных лиц и государственных органов могут быть не только различными, но даже несовместимыми. В то время как государственные предприятия могут выпускать отдельные виды убыточной продукции для обеспечения внутренних потребностей страны или государство может содержать предприятие, не приносящее дохода, с целью сохранения рабочих мест для населения, частное лицо в подобной ситуации разорится.

На выбор целей деятельности строительных организаций оказывают влияние главным образом следующие внешние факторы: наличие и объем спроса на строительную продукцию; наличие поставщиков сырья, материалов, конструкций, изделий, оборудования, необходимых для строительного производства; наличие и намерение конкурентов; специфические особенности коммерческой деятельности фирм на региональных подрядных рынках (типы контрактов, условия проведения торгов, особенности инвестиционной практики); степень участия зарубежных компаний в инвестировании и реализации строительных проектов; вид и мощность транспортных связей; наличие коммунальной и прочей инфраструктуры для обслуживания действующего строительного производства.

К внутренним факторам относятся: уровень рентабельности продукции; наличие инженерных решений в области проектирования объектов строительства, технологии, организации и управления строительным производством; наличие квалифицированных кадров; техническая оснащенность производства; наличие земельных площадей для собственного строительства и возможного расширения производственных мощностей.

В частном предпринимательстве в сфере строительства на выбор основных целей существенное влияние оказывают личностные особенности предпринимателя, его наклонности и семейные традиции.

Усиление в планово – управленческой деятельности ориентации на конечные результаты, активизация применения специальных методов управления (по целям) требуют не просто формирования определенного набора целей, а построения иерархической их системы. Способы задания целей могут быть самыми разнообразными. Один из самых эффективных – составление дерева целей. Дерево – это граф, т.е. схема, выражающая соподчиненность и взаимосвязь элементов, в данном случае целей. Сложную цель, требующую для своего достижения последовательного решения многих проблем, можно разделить на цели второго уровня, а их в свою очередь – на цели третьего уровня и т.д. В результате получается дерево целей, которых предполагается достигнуть.

При построении дерева целей используются такие их свойства, как соподчиненность, развернутость и соотносительная важность.

Соподчиненность целей обусловливается иерархическим построением производственных систем, а также наличием иерархии по времени и важности (значимости). Цели подразделений определяются целями фирмы в целом, тактические цели – стратегическими, а краткосрочные – долгосрочными. Развернутость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели нижележащего уровня (рис.2.2.).

 

 

 
 

 

 


1.2 Проведение маркетинговых мероприятий
1.3
1.1
0,2 0,7 0,1

 

               
       


1.2.2 Получение прибыли от основной деятельности
1.3.2
1.1.1
1.1.2
1.2.1
1.3.1
1.2.3
0,8 0,2 0.1 0,8 0,1 0,5 0,5

 

0,16 0,04 0,07 0,7 0,05 0,05

0,56

Рис. 2.2. Дерево целей

Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели вышележащего уровня. Это позволяет ранжировать цели по степени важности, количественно определять соотносительную важность через коэффициент значимости.

Оценка важности целей по отношению друг к другу во втором и последующих уровнях осуществляется методом ранжирования и взвешивания. При ранжировании каждой цели приписывается порядковой номер, показывающий ее относительную важность для достижения цели более высокого уровня.

При взвешивании устанавливается коэффициент значимости каждой цели в долях единицы или процентах по отношению к цели вышележащего уровня и по отношению к главной цели.

В приведенном на рис. 2.2. примере коэффициент значимости цели 1.2.2 по отношению к главной цели равен произведению веса цели вышележащего над ней уровня (1.2) на ее вес на данном уровне, т.е. 0,7 × 0,8 = 0,56. Это означает, что достижением цели 1.2.2 будет обеспечено достижение главной цели на 56%. Взвешивание целей дает ориентиры для распределения ресурсов в зависимости от степени важности цели.

Для достижения поставленной цели строительная организация осуществляет комплексный анализ своего внутреннего потенциала и состояния внешней среды, в которой она действует. На основе полученных данных определяется наиболее целесообразное направление ее деятельности и стратегии развития.

Стратегия развития предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственные и коммерческие возможности. Стратегия основывается не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном и экономическом потенциалах фирмы.

В зависимости от сущности поставленных фирмой целей могут быть различные виды стратегий, на которых она будет ориентироваться.

1. Общефирменные стратегии:

-поглощение – фирма поглощает менее удачливого партнера или конкурента;

-слияние - в результате объединения капитала нескольких фирм образуется новая, более мощ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: