Рекомендуемые Темы домашних заданий по физиологии ВНД
(2011-2012 учебный год)
История рефлекторной теории
1. Р.Декарт
2. Й.Прохазка
3. Ч.Белл, Ф.Мажанди
4. И.М.Сеченов
Неассоциативное обучение
5. Простейшие формы неассоциативного обучения – привыкание и сенситизация
6. Подражание (имитационное научение)
7. Импринтинг
Классический условный рефлекс
8. ~ Свойства классического условного рефлекса
9. ~ Виды торможения классического условного рефлекса
10. И.П.Павлов – история открытия условных рефлексов
11. И.П.Павлов – создание теории и метода условных рефлексов
12. * "Павловская сессия" и ее трагические последствия для развития физиологии ВНД
13. * Теория классического обусловливания Р.Рескорлы-А.Вагнера
14. * Теория классического обусловливания Н.Макинтоша
Физиологические механизмы неассоциативного обучения и условного рефлекса
15. * Д.Хебб
16. ** Исследования физиологических механизмов привыкания и сенситизации
17. ** Исследования физиологических механизмов условного рефлекса
18. ** Исследования клеточных аналогов условного рефлекса
Инструментальный условный рефлекс
19. ~ Свойства инструментального условного рефлекса
20. Э.Торндайк
21. Дж.Уотсон
22. Б.Скиннер
23. Э.Толмен
24. Молекулярный и молярный уровни обучения
25. Ю.Конорский
26. * Теории инструментального обучения К.Л.Халла и К.Спенса
27. * Двухфакторная теория обучения избеганию Х.Маурера
28. * Виды подкрепления и ошибки при практическом использовании подкрепления (положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, наказание, взятка)
29. ~* Режимы и схемы подкрепления в инструментальном обучении,
30. ~* Практические приемы инструментального обучения в цирковом искусстве, служебном собаководстве и других сферах работы с животными
Условные рефлексы и психика человека
31. * Значение условнорефлекторных ассоциаций в психике человека
32. * Экспериментальное изучение условных рефлексов у человека
33. Бихевиоральные техники в психотерапии
34. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия
Сложные формы условного рефлекса. Уровни развития ВНД в эволюции. Альтернативные теории. Когнитивные формы обучения
35. Филогенетические уровни высшей нервной деятельности по Л.Г.Воронину
36. Рефлексы n-го порядка
37. Рефлексы на комплексные раздражители, цепные условные рефлексы
38. Автоматизация рефлекторной деятельности, динамические стереотипы
39. * Перенос и обобщение
40. Л.А.Орбели
41. А.А.Ухтомский
42. П.К.Анохин
43. Э.А.Асратян
44. Психонервная (образная) деятельность по И.С.Бериташвили
45. Вероятностное прогнозирование по Н.А.Бернштейну
Значение теории И.П.Павлова для понимания природы индивидуальных различий и патологии высшей нервной деятельности
46. Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову
47. Развитие павловского подхода к типологии в концепции Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына и работах других психологов
48. Экспериментальный подход И.П.Павлова к изучению неврозов.
Примечания:
Звездочкой (*) отмечены более трудные темы (однако в случае успешного выполнения работы вы имеете шанс получить более высокую оценку!), двумя звездочками (**) – особо трудные, тильдой (~) – темы, которые легко подготовить в пределах материала лекций и базовых учебников, но несколько трудно обогатить дополнительным материалом.
Темы можно видоизменять и предлагать новые - в пределах основных тем курса (при этом значительные изменения тем и создание новых – только по согласованию со мной, а литературную правку названий или сужение тем можете выполнять самостоятельно).
При рассказе о конкретных ученых можно и даже желательно кратко рассказать об их биографии, о событиях, определивших их научные интересы, об истории их важнейших открытий (при наличии соответствующего материала). Однако не желательно посвящать биографии более 1-2 страниц. Естественно, следует преимущественно рассказывать о работе этих ученых, связанной с предметом курса ВНД, а не обо всей их деятельности (если их интересы были шире). Например, не следует увлекаться работами Декарта в области математики, физики и астрономии.
Для получения высокой оценки крайне желательно привлечь материалы, выходящие за пределы лекций и учебника, и выстроить связное и информативное изложение. Поскольку работа должна быть выстроена логичным образом без существенных пробелов, некоторого повторения материала лекций и учебника вам не избежать (можете начинать от этих базовых сведений и далее развивать их).
Материалы ищите самостоятельно! Можете частично ориентироваться на Расширенный список литературы. Не забывайте, что для первичной ориентировки в проблеме очень полезен Интернет! Однако полагаться на Интернет следует с осторожностью – в нем очень много недостоверных сведений! Некоторое количество литературы в электронном виде имеется на сайте учебного курса Физиология ВНД, в разделе Дополнительные материалы.
Внимание: как физиологические знания, так и их интерпретация сильно изменились за последнее время, поэтому следует критически относиться к некоторым книгам, опубликованным до 1990 г. (а также и к более новым книгам, перепечатывающим старые материалы).
Если вы подобрали материал и все равно сомневаетесь в том, что он отражает тему – заблаговременно покажите мне черновик или план. Если вам совсем не удастся подобрать литературу, то тему можно будет изменить (но только по согласованию со мной!)
Б.В.Чернышев