Определение транспортной иммобилизации, цели и виды
Своевременная и правильная иммобилизация имеет огромное значение при оказании первой помощи при переломах костей, вывихах, сильных ушибах и их лечении.
Под транспортной иммобилизацией понимают создание неподвижности (фиксация) поврежденной части тела путем наложения фиксирующей повязки или шины на период эвакуации пострадавшего с одного этапа до другого (до места стационарного лечения).
Цели иммобилизации:
1) смягчение болевых ощущений пострадавшего и предупреждение опасности возникновения и развития травматического шока;
2) уменьшение опасности возникновения дополнительных повреждений мягких тканей и внутренних органов, т.к. ненормальная подвижность костных отломков (особенно при перевозке больного) может вызвать повреждение кожи и превратить закрытый перелом в открытый – более опасный;
3) сведение к минимуму опасности возникновения и развития раневой инфекции при открытых переломах, поскольку создаваемый иммобилизацией покой раны повышает сопротивляемость организма и тканей к возбудителям инфекции попавшим в рану;
4) создание благоприятных условий для срастания переломов.
Виды и средства иммобилизации
Различают иммобилизацию: транспортную и лечебную.
Транспортная (временная) должна обеспечивать максимальный покой поврежденному органу при транспортировке пострадавшего. Она осуществляется стандартными шинами или с помощью подручных средств.
Лечебная устраняет подвижность костных отломков, что необходимо для образования костной мозоли. Она осуществляется наложением гипсовых повязок, скелетным вытяжением, использованием лечебных шин.
2. Общая характеристика шинных повязок;
Временная (транспортная) иммобилизация при переломах производится с помощью стандартных, а при их отсутствии, импровизированных (подручных) шин.
Готовые стандартные шины бывают различных образцов и размеров:
а) металлические, обычно сетчатые и проволочные (лестничные шины Крамера). 120 и 80 см. они легко моделируются в соответствии с контурами и положением поврежденной конечности;
б) деревянные в виде отдельных дощечек, или более сложных конструкций (шины Дитерихса). Она состоит из двух раздвижных деревянных планок, подошвы, палочки и закрутки;
в) значительно реже применяются картонные шины или фанерные. Они бывают двух размеров – 100 и 50 см. для фиксации лучезапястного сустава;
г) лучшие транспортные шины - это шины из пластмассовых пластин, которые размягчают при погружении их в горячую воду, после чего они легко моделируются на конечности и режутся ножницами. После быстрого охлаждения такая пластмассовая шина сохраняет приданную ей форму.
При массовом поступлении пораженных не всегда представляется возможным использовать стандартные шины. Поэтому оказывающие помощь пострадавшим используют средства – металлические прутья, доски, палки, фанеру, и др.
Способы и правила наложения шин
1) иммобилизация производится при создании поврежденной конечности среднего физиологического положения: верхняя конечность приводится по возможности к туловищу и сгибается в локтевом суставе под углом 90 градусов, нижняя конечность слегка согнута в коленном суставе;
2) при отсутствии шин и подручных средств в случаях перелома костей верхней конечности поврежденную руку фиксируют к туловищу, а при переломах нижней конечности фиксация проводится к здоровой ноге.
3) основным правилом иммобилизации является – создавать неподвижность не менее чем в двух суставах (выше и ниже места повреждения), а при переломе бедренной или плечевой кости – не менее чем в 3-х суставах, для иммобилизации бедра неоходимо фиксировать всю конечность – от подмышечной впадины до стопы включительно и охватывать тазобедренный, коленный и голеностопный суставы;
4) шины лучше всего накладывать на обнаженную часть тела, укутав ее предварительно ватой, особенно те места, которые подвергаются наибольшему давлению (костные выступы), в очаге поражения шина накладывается на одежду, обувь и также с целью уменьшения давления на костные выступы – накладывается слой ваты или другой мягкий материал. При отсутствии ваты, можно использовать любую материю, в крайнем случае временно обойтись без подкладки;
5) шина должна подгоняться по здоровой конечности пострадавшего или по конечности оказывающего помощь, а также путем измерения конечности и отложения ее размеров на шине;
6) шина прибинтовывается не туго, чтобы не сильно сдавливать мягкие ткани и не вызывать резкого нарушения кровообращения, концы пальцев руки или стопы (если они не повреждены) всегда оставляют свободными от повязки для контроля за кровообращением конечности;
7) при открытом переломе шина накладывается после закрытия раны септической повязкой и наложения по показаниям кровоостанавливающего жгута
8) когда из раны торчат костные отломки, то вправлять их не следует, так как при этом в глубь тканей неизбежно заносится инфекция. В этих случаях после наложения стерильной повязки конечность фиксируют в том положении, в каком она находится;
9) накладывать шины лучше всего вдвоем, а иногда даже и втроем;