Критика социокультурной концепции глухоты 7 глава




"Глухонемой, умеющий читать, должен сам прочесть акт и объявить, соответствует ли изло- жение оного вполне его воле, о чём и означается в том акте до его подписания". "Если глухонемой, впавший в преступление, обучен грамоте и может на предлагаемые ему письменные вопросы дать письменные же ответы, то следствие производится над ним по общим фор- мам и обрядам, в законах установленным, и потом передается на рассмотрение совестного суда". "Воспитанникам дворянского происхождения Санкт-Петербургского училища глухонемых доз- воляется поступать прямо в департаменты и кан- целярии министерств и отдельных управлений". "Обучившиеся какому-либо мастерству подат- ного состояния воспитанники училища глухоне- мых исключаются по отчислению их от училища из податного оклада наравне с воспитанниками Технологического института". "Воспитанники, кончившие курс наук в учили- щах глухонемых, должны пользоваться на службе преимуществами, представляемыми ученикам, окончившим курс в уездных училищах министер- ства народного просвещения, т.е. производятся в чип 14 класса (дворяне)". В 1903г. в типографии Санкт-Петербургского училищаглухонемых была издана книга "Сборник законов о глухонемых с приложениями объясни- тельного словаря", составленный А.С Янковским. Из нее следует, что дополнения в Свод законов от 1896 г. были связаны также с правовыми аспекта- ми уголовного и гражданского процессуального производства. Например, при рассмотрении судебного дела, в котором участвовал неграмотный глухонемой, производство следствия совершалось в присутст- вии человека, который мог понять выражаемые жестами мысли глухонемого. К переводу не мог- ли привлекаться родственники глухонемого. При наличии поблизости институтов, учрежден- ных для воспитания глухонемых, для перевода привлекались сотрудники институтов, владею- щие жестовым языком. Для глухонемых, не по- лучивших образования и не имеющих понятий об обязанностях и законах, суд применял смягча- ющие обстоятельства. Глухонемому предостав- лялось право на апелляции и на повторное про- изводство следствия. Самое важное дополнение Свода было связано с созданием в Москве Арнольдовского училища: "Право на производство в первый классный чин без испытаний имеют воспитанники Петербург- ского училища глухонемых наравне с обучавши- мися в уездных училищах министерства народного просвещения. Этим же правом пользуются и окон- чившие с успехом полный курс учения в Арноль- довском училище для глухонемых". 24 апреля 1860 г. успешно прошел публичный экзамен воспитанников учителя И.К. Арнольда. Именно эта дата считается днем открытия москов- ского Арнольдо-Третьяковского училища глухо- немых. Иван Карлович Арнольд (рис. 33) родился в Москве в 1805 г. На втором году жизни он потерял слух. Два го- да (1811-1813) учился в С.-Петербургском учили- ще глухонемых. Дальнейшее образование получил дома, под руководством отца. В 1816 г. отец повез его в Берлин в училище глухонемых, обучаясь в котором, Иван брал уроки рисования в Академии художеств. В 1822 г. Арнольд переехал в Дрезден и через два года окончил Академию художеств с серебряной медалью и дипломом художника. Пе- ред возвращением в Россию Иван Арнольд объез- дил города Германии, изучая методы обучения в школах для глухонемых. В 1825 г. он получил место художника в Импе- раторском Эрмитаже, позднее - до 1954 г. служил топографом в Департаменте государственных имуществ. Уже в начале 1850-х гг. Арнольд пробовал се- бя на поприще учителя - в качестве гувернера при глухонемом сыне Почетного гражданина Сазоно- ва. В 1852 г. открыл небольшой пансион. Воспи- танников было 6 человек, почти все - или сироты или из беднейших семей. На них Арнольд и тратил свои скудные средства. В феврале 1853 г. сущест- вование его училища было официально признано. Павел Веймарн, глухонемой сын сенатора, принял на себя обязанности попечителя училища. Учили- ще просуществовало в Петербурге до 1859 г. Чис- ло учащихся к тому времени достигло 11 чел. В 1860 г. Арнольд перевел училище с пятью учениками в Москву. Московский генерал-губернатор П.А. Тучков пожертвовал училищу 1000 руб., его примеру пос- ледовали и другие благотворители. В 1863 г. благотворители оставили Ивану Кар- ловичу учебную часть, а для материальной под- держки училища образовали особый комитет. В составе Распорядительного комитета был и Па- вел Михайлович Третьяков, основатель знамени- той галереи. Он живо интересовался проблемами училища, часто посещал занятия, знал всех препо- давателей. Устав училища и состоящего при нем "Попечительского Арнольдовского Общества", возглавляемого князем А.А. Щербатовым, был ут- вержден в 1869 г. Училищу был присвоен статус уездного. Первые сотрудники училища были глухими: Л.Ф. Владычанский преподавал Закон Божий, 11 11. Ермолаев преподавал вместе с Владычанским русский язык, сведения из истории и географии, арифметику, а еще двое глухих вели "объяснитель- ныебеседы о предметах общежития". И.К. Арнольд пел занятия по устной речи, рисованию, черчению. Радвоспитанников училища после сдачи соответст- вующегоэкзамена стали учителями. В 1866 г. И.К. Арнольд оставил директорский Пост, а в 1879 г. он перебрался в Санкт-Петербург, Где работал сначала в Училище для глухонемых, затем жил в Сестрорецке. От московского учили- ща Арнольд получал пенсию. Умер Иван Карло- вич в 1891 г. В 1870 г. в училище начало практиковаться обу- чение произношению. В том же году из 7 выпускни- Ков училища 5 воспитанников получили аттестаты на правах закончивших курсы уездных училищ. Они мкиш поступать на государственную службу. В 1873 г. для училища были приобретены дом Я И5МЛЯна Донской улице, началось строительство нового здания, а через 2 года училище размести- ли»г п трехэтажном собственном здании, выстро- • ином па средства П.М. Третьякова. В 1890 г. в учииищном саду была построена больница. I.аагодаря пожертвованиям неприкосновен- ный капитал училища к 1899 г. вырос почти до on I руб., а после того, как П.М. Третьяков по г ионному завещанию (1899 г.) оставил училищу руб., капитал училища удвоился. И училище сначала обучали токарному и пере- ча му мастерствам, затем - портновскому, са- пожному ремеслам, столярному мастерству, техни- ческому рисованию, типографскому делу. Для женской половины проводились следующие заня- тия: шитье белья и платья, вязание чулок и кру- жев, вышивание по канве и гладью, рисование. Училище с большим успехом принимало участие в разнообразных политехнических и ремесленных выставках. В 1899 г. директором училища стал Федор Ан- дреевич Pay (инициатор создания классов для сла- бослышащих и групп для оглохших, автор попу- лярного "Букваря" для глухонемых, основополож- ник логопедии, создатель "Методики обучения глухонемых произношению"). Ф.А. Pay организо- вал слуховой класс с особым учителем. В 1900 г. училище, которое называлось уже Арнольдо-Третьяковским в память о благотвори- тельной деятельности П.М. Третьякова, было пе- редано в ведение Московского городского общест- венного управления (рис. 34). В 1903 г. в училище обучалось 165 глухих мальчиков и девочек, а в 1905 г. - 214 детей. "Прямым наследником" училища является мо- сковская школа № 101 для глухих детей. К сожале- нию, здание на Донской улице занято другими ор- ганизациями: когда в 1943 г. школа вернулась из эвакуации, то оказалось, что ее облюбовал райком партии. Московская организация глухих считает, что передача этого здания глухим г. Москвы стала бы актом восстановления исторической справед- ливости. Считаем необходимым отметить, что Арноль- до-Третьяковское училище было не первым учеб- iii.iMзаведением для глухих в Москве. Первая шко- iii для глухих в Москве была открыта в 1831 г. Ан- ГономКореи, бывшим наставником столичного учи- пища глухонемых. Московская газета "Молва" в IH32 г. поместила заметку "Училище глухонемых в Mm кие", подписанную "С.А." - по всей видимости, щи.1 гелем С.А. Аксаковым. Училище было открыто на Рождественке, в доме Вердеревского, где живет г. Корси, учитель глухонемых!... Он учит своих воспитаннников, кроме обыкновенных учебных предметов..., говорить по-русски, по особенному, им самимизобретенному способу, без всяких хирургических пособий". Из-за недостатка средств училище было закрыто после 14 лет существования. В 1865 г. был утвержден новый устав Петер- бургского училища. Курс был взят на реорганиза- цию мастерских, совершенствование технического образования учащихся. Малоспособных в науках детей начали обучать преимущественно ремеслам. Таким образом, если в начале XIX в. главной зада- чей было умственное и нравственное воспитание глухонемых детей, то со временем упор был сде- лан на ремесленно-трудовую подготовку учащихся. Во второй половине XIX в. русские училища для глухонемых детей развивались как интернатские учреждения и как учебно-воспитательные учреж- дения общеобразовательного и профессионально- ремесленного типа. Внимание концентрируется на трудовой подготовке воспитанников, а учебные планы все больше приобретают практическую на- правленность, в них включаются новые предметы: черчение, рисование, лепка, художественная вы- шивка, граверное ремесло. Во второй половине 1850-х гг. директор Пе- тербургского училища Я.Т. Спешнев под влиянием своих заграничных командировок пытался сделать устную речь господствующим способом препода- вания. Для этого он разделил ученический контин- гент на "говорящих" и "мимистов", причем послед- них он старался обособить, чтобы они не оказыва- ли "вредного влияния" на развитие речи у первых. Эту политику пытался продолжить преемник Спешнева - И.Я. Селезнев. Устная система была введена в училище окончательно только в 1884 г. - после Миланского конгресса. В 70-е гг. XIX в. "ми- мическую речь" и письмо по-прежнему предпочи- тали устному слову, которое якобы не так уж нуж- по глухому ремесленнику. В конце 1870-х гг. рабо- та школ для глухих в России постепенно перестра- ивается подвлиянием системы "чистый устный ме- тод". А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский и дру- гие сурдопедагоги выдвигают устную речь в каче- стве единственного средства педагогического про-цесса. Н.М. Лаговский был убежден, что "мимика, будучи допущена в малейшем виде, непременно повредит, если совсем не изгонит устную речь, то допустит ее дожалкого лишь существования, самаже, наоборот, пышно расцветет" (Лаговский Н.М. (Клювысурдопедагогики. М. 1931). Однако, в от- личие отнемецких сурдопедагогов, ихроссийские i i I л неги неотбрасывали совершенно язык жестов: Жестикуляцию, мимику неусловную, естествен- ную,употребляемую учениками приобщении друг Gдругом подавлять и искоренять даже вредно, при-нимая возможность благотворного в смысле раз- витиявлияния старших учеников намладших, ко- ГОрые еще неумеют говорить" (Енько П.Д. Об oi «ученииглухонемых. 1901). Н.М. Лаговский признавал, что "какбы бедна пи была мимика посвоей форме и содержанию, как бынедостаточна она ниявлялась для взаимно- Iо понимания, тем не менее онадоставляет глухо- немым огромные выгоды. Она вырывает глухоне- мого из егоизолированного положения". В 1893 г. Петербургское училище выпустило ■И рнуюгруппу обучавшихся поустному методу. | концу века было окончательно ликвидировано мимическоеотделение, накотором обучались ма- собные глухие. Любопытно, что в конце 1НЖ)-хгг., во время посещения Мариинского теат- pa, где была также группа глухих воспитанников училища, император Александр III, беседуя с учеб- но-воспитательным персоналом училища, сказал: "Старайтесь учить своих питомцев так, чтобы они понимали дух языка, а не говорили только заучен- ное, как попугаи". В 1903 г. на Третьем съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образова- нию сурдопедагогами была создана подсекция обу- чения и воспитания глухонемых, которая приняла решение устранить мимику из школ для глухоне- мых и осудила смешанный метод. А на Всероссий- ском съезде деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, который собрался в Ар- нольдо-Третьяковском училище по случаю его 50-летия и проходил в 1910 г., директор Петер- бургского училища глухонемых П.Д. Енько даже выдвинул следующие тезисы: Все глухонемые, обучающиеся в школах по устному способу, объясняются между собой по- средством смеси знаков и слов. Это затрудняет ус- воение логической речи. Наибольшее усовершенствование глухоне- мых в логической речи происходит, если глухоне- мой живет в среде слышащих. Народная школа представляет наиболее благоприятные условия для одиночного обучения глухонемых. Вместе с тем ряд учителей боролись за продол- жение принципов реалистической русской системы. На том же съезде было отмечено, что «при обуче- нии глухонемых "чистым устным методом" замед- ляется и приостанавливается их интеллектуальное ра шитие». "Желать обучать их только чистым уст- ным методом - это то же самое, что желать раз- ни п, стену головою - и притом стену большой тол- щины....Устраняя мимику, мы препятствуем стре- м пению глухонемого сообщаться с товарищами, мы препятствуем ему жить свободно даже в его маленьком мире глухонемых....Единственно раци- ональным, ведущим к цели методом обучения дол- жен остаться смешанный метод" (из доклада учи- теля Варшавского института глухонемых и слепых Э. Радзишевского на Всероссийском съезде деяте- и по обучению, воспитанию и призрению глухо- немых в 1910 г.). Бывший директор Варшавского института П. Поплонский в своем отчете министру народного просвещения писал: "Устная речь необ- ходима глухонемому для его будущей практиче- | кой жизни; она должна быть целью обучения, но не способом приобретения познаний. Глухонемые между собою никогда иначе не говорят, как толь- | с Iмимически; требовать от них, чтобы они и меж- ду собою пользовались устной речью, было бы противным природе". Однако в практику училищ и II глухонемых все больше и больше проникала Немецкая система "чистый устный метод". В России, несмотря на введение обязательного |" ■ инатного начального образования в 1908 г., си- стемаспециального образования не была включе- н I и государственный сектор финансирования. Нинон, до 1917 г. специальное образование факти- и | кп существовало на средства Мариинского ве- домства, многочисленных благотворительных об- ществи организаций, на личные средства учреди- I' ней, средства городов, земств, частных лиц. Находясь вне государственной системы, боль- шинство училищ для глухонемых детей открыва- лось по инициативе частных лиц. В 1885 г. на сред- ства отца глухонемых детей купца И.Я. Павлов- ского было открыто училище в Казани (учителем рисования был его сын, окончивший в 1896 г. Пе- тербургское училище), два года спустя здесь от- крылось "Общество призрения и образования глу- хонемых детей". В 1888 г. СО. Нисневич открыла в Минске частное училище для глухонемых еврей- ских детей. В 1892 г. открылись училища в Астра- хани, в Вязниках, в 1896 г. - в Харькове, в 1897 г. - в Максимовичах Киевской губернии, в 1901 г. - в Немде Костромской губернии, в 1902 г. - в Уфе (учительницей там работала Наталья Нос, а воспи- тателем Шипов, окончившие Петербургское учи- лище), в 1911 г. - в Царицыне, в 1912 г. - в Тюме- ни, Архангельске... Ряд школ был основан глухонемыми. Много лет в Харькове давал частные уроки де- тям А.Ф. Бахметьев, закончивший в 1859 г. сто- личное училище глухонемых, а позже получивший после экзаменов в Харьковском университете зва- ние учителя начальных училищ. Вместе с глухим А.Г. Прозоровым он в 1867 г. открыл небольшое частное училище. Много лет глухие учителя боро- лись за существование училища, не получая ника- кой поддержки ни от Петербургского Опекунско- го совета, ни от властей Харькова. Когда в 1896 г. священник В. Ветухов учредил в Харькове учили- ще, туда перешел работать Бахметьев. Но с вне- дрением "устного метода" учитель-"мимист" был отстранен от преподавания. Также окончивший столичное училище И.Л.Бурменский в 1886 г. принял участие в органи- зации отделения для глухонемых при обычном при- юте в г. Новочеркасске. Здесь он проработал U) лет. В первое десятилетие им издан ряд учебни- ков, написанных языком, доступным глухонемым детям, в т.ч. учебники по русскому языку, истории, географии. И.А. Бурменский пользовался жестово- дактилологическим методом обучения и добивался inплохих результатов. Его глухой брат А.А. Бур- менский открыл частную школу в Царицыне (ныне Волгоград), позднее она была преобразована в Ца- рицынское городское училище глухонемых.. Бывший ученик Санкт-Петербургского учили- ща Иван Осипович Васютович в 1895 г. открыл на СВОИсбережения в Витебске частное училище-экс- i ернат. В том же году в Туле выпускница Арноль- до Третьяковского училища Л.С.Вознесенская накрыла частную школу для глухонемых. У нее 1апималось 10 человек. Известно ее письмо в Попечительство, в котором она жалуется на от- сутствие пожертвований: "Если бы мне дали средства, учащихся было бы много; есть бедные родители, им платить не- 41м, даром учить я не беру, потому что сама не имеюсредств к жизни, а при помощи других труд i niui готова пожертвовать для пользы общества и воспитания бедных детей. Я обращалась к помощи КО всем местным властям, но тщетно - никто не чоращает внимания на глухонемых". В 1901 г. глухие купцы братья И.Д. и М.Д. Вар- ДЯ пожертвовали землю с постройками на школу в II ох вице Полтавской губернии. Училище-хутор на 20 человек было предназначено для обучения глу- хонемых "мастерствам, на которые существует спрос в деревенском быту и огородничестве". Окончивший Петербургское училище (1862) М.Д. Варда в заявлении Попечительству настаи- вал, чтобы учителя хорошо знали мимику. Учителями были братья Е.Е.и СЕ.Журом- ские. Евгений Ефимович Журомский вел занятия по дактилологии в Мариинском училище в д. Мур- зинке под Санкт-Петербургом (рис. 35). Сергей Ефимович, окончивший Арнольдовское училище I правом домашнего учителя, обучал грамоте де- тей в Ярополченекой церковно-приходекой школе и Нязниках. В 1885 г. в Астрахани глухонемой учительни- цей А.В. Тимофеевой в собственном доме было открыто училище глухонемых. Переплетное дело, черчение и рисование в училище вел К.А. Рыш- кнн, выпускник Арнольдовского училища. Новое здание училища, выстроенное на средства благо- творителей и астраханской Горуправы, было освя- щено в 1904 г. Как выяснил глухой любитель исто- рии В. Гусев, переулок поблизости получил офи- циальное название: "Переулок Глухонемых" - из- щ того, что здесь постоянно собирались глухоне- мые для встреч и обмена мнениями о событиях. Это название продержалось до 1924 г. Глухой Е.Ф. Томкеев получил образование в Лрпольдо-Третьяковском училище и остался здесь Рис. 35. Урок дактилологии в Мириинском училище | Тухонемых. Ведет Е.Е. Журомский   же обучать глухонемых подростков и умственно отсталых, которым не давалась устная речь. В Уфимском училище глухонемых с 1913 г. служил учителем рисования В.П. Тришин, окон- чивший это же училище и Казанскую художест- венную школу. Н.М. Лаговский, автор исторического очерка "Санкт-Петербургское училище глухонемых (1810-1910)", подводя итоги просветительской де- ятельности училища, установил, что на государст- венную службу поступило 48 выпускников, на ча- стную службу в учреждениях - 23 чел., живописцев и граверов - 39 чел., многие стали предпринимате- лями (организаторы различных мастерских, содер- жатели типографий, фотоателье, управляющие поместьями, магазинами, крупные торговцы). Вла- делец имения в Костромской губернии Текутьев жертвовал своей "альма матер" крупные суммы. Курочкин учредил большую столярную мастер- скую, где работали преимущественно глухие. В на- чале XX в. существовало "особое по торговым книгам предприятие, состоящее из глухонемых". Среди выпускников было немало чертежников. Учебной деятельностью занималось 20 выпускни- ков училища. "Ведомство императрицы Марии Федоров- ны" стремилось подчинить своему влиянию ча- стную и общественную благотворительность. В 1898 г. было учреждено "Попечительство Го- сударыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых", которое находилось в системе "Ведомства..." и было призвано осуществлять контроль и централизованное управление в от- ношении развития теории и практики обучения глухонемых. Это Попечительство, согласно "Положению", поставило своей целью: "Попе- чение о глухонемых всех возрастов. Посему оно: а) для взрослых глухонемых учреждает мастер- ские, дома трудолюбия, дешёвые квартиры, при- искивает работу, озабочивается помещением престарелых и увечных в богадельный и другие подобные учреждения; б) для малолетних глухо- немых открывает школы, учебные мастерские, приюты, убежища и выдаёт пособия нуждаю- щимся семьям, в коих имеются глухонемые дети. Сверх того, Попечительство озабочивается уст- ройством курсов с целью подготовления учите- лей в школы для глухонемых, сообщает указа- ния для устройства таких школ, метода обучения глухонемых и т.д.". На первом общем собрании Председателем Попечительства был избран Иван Карлович Мердер. В 1899 г. императрица Мария Федоровна (мать Николая II) пожертвовала капитал в 300000 руб- лей для образования фонда Попечительства. Еще в 1897 г. при Санкт-Петербургском учи- лище глухонемых под руководством директора А.Ф. Остроградского были организованы бесплат- ные курсы для подготовки учителей глухонемых, а через год курсы перешли в ведение Попечительст- ва. Именно Попечительство стало издавать специ- альные руководства по обучению глухонемых: с 1898 по 1900 гг. ежемесячно выходил "Листок по обучению звуковому способу глухонемых, воспи- танию и призрению их", а с 1902 до 1916 гг. - "Ве- СТНИК Попечительства о глухонемых". В 1900 г. при Петербургском училище открылась амбулато- рия по ушным, носовым и горловым болезням (рис. 36). В городах России стали открываться регио- нальные отделы Попечительства и учреждения для глухонемых. Отсутствие централизованного государственного управления учреждениями для глухонемых породило большое разнообразие ти- пов учреждений для глухонемых: училища, шко- лы, приюты, хутора-приюты, фермы, дома при- зрения, церковноприходские школы для глухоне- мых. До создания Попечительства в Российской империи было 23 учреждения для глухонемых с охватом 1.150 человек. Попечительство действо- вало 18 лет и к концу своего существования фи- нансировало деятельность 61 учреждения, а охват обучением и призрением удвоился. Уже в 1898 г. Попечительство открыло школу, в которой воспитывалось 100 человек, в 1899 г. - Дом призрения для престарелых и больных глухо- немых на 20 человек. Уместно отметить, что про- дукты для Дома призрения бесплатно поставляли питерские купцы. А в школе глухонемые обуча- лись трем ремеслам: столярному, сапожному и пе- реплетному. Кроме того, в д. Мурзинке близ Петербурга появилась опытная школа-ферма для девушек с прачечной, скотным двором, огородом, садом, службами, церковью. Затем были открыты также мастерские для мальчиков. За короткое время здесь выросла одна из лучших в России школ для глухих - Мариинское училище, в котором к 1905 г. обучалось 75 мальчиков и 50 девочек. В мастерских работало 97 чел. (столярное, са ложное и портняжное ремесло). В школе-ферме де-вушек учили рукоделиям, шитью белья и платья, ма- шинному вязанию чулок, ткацкому производству. Также были учреждены школы-приюты в Се- строрецке и под Нарвой. Всего в Санкт-Петербур- ге и его окрестностях было открыто 15 учрежде- ний для глухонемых, в которых воспитывалось иобучалось около 500 чел. Городской голова Александровска (ныне Запо- рожье) Екатеринославской губернии Ф.Ф. Мовча- новский организовал отдел Попечительства о глу- хонемых, а в 1903 г. от его имени училище-хутор - одно из крупнейших в мире заведение для глухоне- мых. В его системе находились: детский сад; собст- венно училище, где помимо устной речи, грамоты, арифметики, черчения, рисования и др. учащиеся осваивали ремесла; школа для отстающих детей; школа-санаторий в Евпатории для детей слабого здоровья; прекрасно устроенное общежитие с цер- ковью, мастерские, паровые бани с прачечной, об- разцовая молочная ферма, пасека, парники, огоро- ды, фруктовый сад, пахотные поля; метеорологиче- ская и биологическая станции для наглядного обуче- ния воспитанников различным отраслям сельского хозяйства и ремеслам. Принимались дети преиму- щественно из крестьянских семей. Быт училища был приспособлен к деревенской жизни. Для созда- ния источников дохода Александровский отдел По- печительства построил завод сельскохозяйственных машин для окончивших обучение и типографию. В 1910 г. во всех школах Александровского отдела обучалось 145 мальчиков и 82 девочки. За Александровским отделом Попечительст- м,| было 578 тыс. долгов. При этом стоимость имущества Отдела составляла приблизительно 2 млн. рублей. Ф.Ф. Мовчановский попытался за- ложить имущество на долгий срок в кредитном учреждении, чтобы полученной суммой погасить "текущие срочные претензии". Для этой опера- ции требовалось разрешение Центрального отде- ла Попечительства. Последний его-то не дал. Л мериканский размах преуспевающего и щедро- i (> коммерсанта Мовчановского явно раздражал I 1< ишчных чиновников. Более того, председатель Центрального отдела Попечительства генерал Н. Н..Трегубов попытался возбудить уголовное иреследование Мовчановского, обвинив его в растрате, неправильном счетоводстве, служебном подлоге. После двух лет следствия Мовчановский был оправдан. Но в 1911 г. председателем отдела Попечительства был назначен М. Захарченко, Который, действуя согласно инструкциям Цент- ром.ного отдела, умышленно распродал все: сад, пахотные земли, завод и др. за бесценок, упразд- нил "за ненадобностью" школу-санаторий в Евпа- тории, детский сад и "школу неуспевающих", уво- лил многих учителей. Фактически училище-хутор • мало ликвидировано. Любопытно, что после этих событий в самом Центральном отделе Попечи- тельства была обнаружена растрата свыше 80 тыс. руб. Все это случилось уже после смерти И.К. Мер дера в 1907 г. Работавший в Александровском училище И.А. Соколянский в 1946 г. в одном из писем с горечью писал: "Я без волнения не могу слышать об этой шко- ле, о том, что было и...во что все это преврати лось. Я начинал работу в этой школе в период еерасцвета, когда она была жемчужиной и не только России, а в международном масштабе. ...При этой школе был впервые построен дом из железобетона (он за парком в углу); при этой школе впервые на юге (как тогда говорили) была построе- на станция биологической очистки воды; при школе в ее цветниках были солнечные часы из цветов, при школе были мавританские газоны; при школе было то, что трудно перечесть. Все это поражало ино- странцев, в том числе и американцев. Все это было создано прогрессивной общест- венностью. И все это было разрушено в течение двух-трех лет царскими сатрапами и изуверами в ге- неральских мундирах. Все это было сделано для глу- хонемых. Лучшая часть передовой тогдашней рус- ской, украинской, еврейской общественности созда- ла все это вопреки полицейщине и произволу". В 1900 г. в Москве по инициативе Н. A. Pay от- крылся первый в Европе детский сад для глухоне- мых детей. Материальную поддержку оказала Л.П. Гриценко - дочь П.М. Третьякова. В конце 1903 г. по инициативе И.К. Мердера в Петербурге состоялся Съезд деятелей по обуче- нию, воспитанию и призрению глухонемых. Московское отделение Попечительства нача- ло свою деятельность в мае 1905 г. Его сначала возглавлял московский губернатор Г.И. Кристи, затем его сменил новый губернатор, генерал-май- ор В.Ф. Джунковский, будущий министр внутрсп них дел. С 1913 г. председателем Совета отдела Попечительства стал Н.Л. Муравьев. Казначеем ©тделения Попечительства был директор Арноль- до Третьяковского училища Ф.А. Pay. С 1894 г. в Москве, на Б. Ордынке, существо- валочастное учебное заведение, открытое II.('. Воздвиженским. Вот как о нем вспоминал его Воспитанник А. Соловьев: "Это было в 1909 году....В результате пись- менных испытаний я был принят в школу на 2 го- да для изучения исключительно переплетного ре- месла, с платой 150 руб. в год за стол, причем обу- чение шло бесплатно. Необходимо заметить, что полный пансион стоил 350 руб. В 1909 г. число воспитанников достигло уже г 52,но уже на следующем году вместе с воспитате- лями оно превышало 80, т.ч. стало тесновато. Воспитанники должны были проходить полный курс учения по программе городских школ. Кроме [ того, преподавались ремесла: переплетное, резьба по дереву, столярное, выпиливание и выжигание по дереву, фотография, рисование и иконопись, бух- галтерия, для девочек рукоделие и делание цветов. В последнее время было введено портняжное дело. Преподавание в школе велось по устно-звуко- вому методу. Польза подобного обучения несом- ненна. Воспитанники привыкли к устной речи, сво- бодно читали по губам, сами могли произносить целые фразы. Объяснение на пальцах совершенно отсутствовало, воспитанники привыкли обходить- I лкарандашом. В Новом году устраивалась обыкновенно елка, па которую приходили и ее устроители, члены Мо- l конского Совета Попечительства о глухонемых. В октябре 1909 г. школу посетил тогдашни Московский губернатор и председатель Попеч тельского Совета о глухонемых, генерал-мапо В.Ф. Джунковский" ("Вестник Попечительства'' 1914. № 9-10). В 1884 г. был основано "Общество призре1 глухонемых девиц в Москве" с убежищем, в кот ром девушки занимались рукоделиями. В 1906 г. под покровительством Митрополит Московского Владимира открылось училище пр Николо-Перервинском монастыре. В Москве была образована артель глухонемь девушек-белошвеек. В 1913 г. открылся приют вБабушкинской переулке, где обучалось свыше 20 девочек. В числе тех, кто обеспечивал приюты и училища продовольствием, были фабриканты Морозовы, "чайный король" купец Перлов. "Вестник Попечительства" в 1914 г. писал: "На Басманной, в особняке, помещается при- ют для глухонемых девушек. В просторных мас- терских кипит работа. Глухонемые девицы отозва- лись в числе первых на нужды войны, изъявили со- гласие безвозмездно шить белье для лазаретов. Уже целый месяц идет здесь беспрерывно работа по изготовлению белья, наволочек, простынь и пр. Всего в приюте находится на призрении 40 девиц. Призреваемые имеют полное содержание и полу- чают начальное образование. Все питомицы уме- ют читать и писать".


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: