Критика социокультурной концепции глухоты 8 глава




В первой половине XIX в. в Российской импе- рии было всего 6 училищ для глухонемых. В России, несмотря на введение обязательного бесплатного начального образования в 1908 г., си- втема специального образования не была включена Вгосударственный сектор финансирования. Вплоть до прихода к власти большевиков в 1917 г. специаль- ное образование фактически существовало на сред- iтва Мариинского ведомства, многочисленных бла- готворительных обществ и организаций, на личные средства учредителей школ для глухих. К 1917 г. в Российской империи насчитывалось <> < учреждения для глухонемых, из них: 55 - учебные учреждения, 4 - мастерские без обучения грамоте, 2- учреждения для призрения, 2 - мастерские-при- юты. Территориально учреждения распределялись (недующим образом: в Финляндии - 8 школ, в При- балтике - 6 школ, в Польше - 1 институт для глухо- немых и слепых, в области немцев-колонистов - 4 школы, собственно в России - 44 школы, из них школ и институтов - 28 (содержание обучения в учи- лищах глухонемых приравнивалось к программам шестиклассных городских училищ), детских садов - К.В 36 школах и детсадах, располагавшихся в собст- венно России, насчитывалось немногим более 1500 учащихся. Некоторые училища были крайне малочисленны (4-5 чел.). А общее число обучаю- щихся и "призреваемых" в Российской империи со- ставляло менее 3 тыс. человек. По переписи 1897 г. общее число глухонемых в Российской империи со- с гавило 158.759 человек: 88.480 мужчин и 70.289 женщин. Среди них было более 40 тыс. детей школьного возраста49. Как видно, обучением был охвачен мизерный процент глухонемых детей. 49 Ильменский А. Статистический очерк о глухонемых в Госсии.СПб. 1906. В 1895-96 гг. по инициативе тульского губеш натора В.К. Шлиппе Губернский статистический комитет разослал по губернии опросные листы для сбора сведений о числе глухонемых. Эти сведа» ния были опубликованы в 1899 г. воспитателем глухого сына губернатора Ф.А. Pay. Всего в Тули* ской губернии насчитывалось 1404 глухонемых: не100.000 жителей пришлось 89,8 глухонемых, 1198 человек из 1404 жило у родных на их попечо» нии и лишь 206 человек существовало за счет соб ственного труда, из них 64 - чернорабочие, 22 - са«пожники, 12 - плотники. По сословию почти все были крестьянами - 1327 человек. 38,8% мужчин были женаты и только 2% женщин имели мужей при этом не было ни одного брака глухонемого с глухонемой. В журнале "Вестник Попечительства" за 1902-1903 гг. опубликованы результаты обследо- вания глухих в Олонецкой губернии. Большинство лиц мужского пола нищенствовало. Из 145 неслы- шащих женщин четверо зарабатывали себе па хлеб, занимаясь рукоделием, пятеро находилось в услужении, выполняя тяжелую работу, 20 нищен- ствовало, 116 проживали дома. В том же журнале за 1904-1905 гг. отмечается: "Крупные заводские учреждения и фабрики неохотно берут к себе без рекомендации даже заведомо способных и дель- ных глухонемых". В том же журнале за 1914 г. опубликовано письмо образованного глухого: "...Отчаяние перед своей участью, тяжелая борьба за свое существо- вание, и ежеминутное сознание своей отчужденно- сти от мира....Громадная масса глухонемых ничем Негарантирована от нужд и лишений, тем более тяжелых, что они связаны с ненормальным поло- жением глухонемого в обществе. Сколько нужно школ и учреждений, чтобы дать небольшое обра- зование всем русским глухонемым! И большинство глухонемых с молодых лет ра- ботает в грязных лачугах сапожников и портных, перенося беспощадные побои озверевших хозяев, и все постепенно спиваются... Мне думается, что в материальном отношении глухонемых, в их борьбе за существование, могли бы сыграть немалую роль ремесленные артели и товарищества глухонемых на равных, конечно, до- лях участия в прибыли". 7.9. История религиозного просвещения глухих в России В своем отношении к глухим православная церковь руководствуется Правилами св. Апосто- лов, согласно которым глухота не считается пре- пятствием для ведения церковных дел с ними, а дискриминация глухих не допускается (рис. 37). В 2001 г. храм Петра и Павла при Санкт-Пе- тербургском Императорском училище глухоне- мых отметил 180-летие своего существования и

Служения глухим.

Уже в первые годы существования училища
глухонемых в Павловске императрица Мария Фе-
доровна озабочивалась религиозным просвещени-
ем воспитанников, о чем свидетельствуют ее пись-
ма аббату Сикару в Париж. В 1816 г. Мария Федо-
ровна подарила на содержание училища 256 тыс. рублей. По ее воле в 1817 г. У Красного моста было куплено здание, в которое после перестройки в 1820 г. Переехало училище. В здании архитек-
тор П .С. Плавов устроил домовую церковь пг»!

Щение которой состоялось 19 ноября 1821 г
честь апостола Павла. Запрестольное "Распятие"
для нее написал в 1822 г. глухонемой художник
Степан Сергеев. После пожара в 1840 г. новая цер-
ковь на 3-м этаже в центральной части корпуса на
Гороховой улице была освящена в 1844 г. Сюжеты
с описанием 12 праздников для иконостаса нарисовал глухонемой учитель рисования Александр
Ьеллер.

Смысл богослужения, порядок служб учени-
кам объясняли на уроках Закона Божьего и в осо-
бых "беседах" (утвержденных в 1859 г.) при помо-
щи жестов, дактиля и письма. В период мимиче-
ского обучения на Всенощной один из воспитанни-
ков "читал" на пальцах Великое Славословие, а на
литургии - Символ веры и Молитву Господню, то-
гда как остальные следили за ним, творя поклоны.
Так же "произносились" положенные молитвы
при причастии. Воспитанники читали жестами
также молитвы утренние, вечерние, перед и после
еды, перед учением и после. С 1838 до 1875 гг. за-
коноучителем в училище служил священник Алек-
сандр Братолюбов, переведенный потом в Петро-
павловский собор. Протоиерей Александр Брато-
любов в 1872 г. издал "Пантомиму молитв или
описание мимических молитвенных знаков с при-
ложением ручной азбуки", в которой изложил
опыт перевода молитв на жестовый язык. Он был
также автором первого учебника по Закону Бо-
жию для глухонемых. Только в конце XX в., когда
чистый устный метод вытеснил "мимический", бо-
гослужения в церкви при училище перестали со-
провождаться жестами, вследствие чего религиоз-
но-нравственное воспитание глухонемых лиши-

лось глубины, а Закон Божий свелся к формально-
му заучиванию материала.

В Санкт-Петербургское училище приглаша-
лись и законоучители римско-католического и лю-
теранского вероисповедований для занятий (раз ■
неделю) с детьми инославных исповеданий.

При директоре Ф.А. Pay при Арнольдо-
Третьяковском училище в память покойного по
печителя училища П.М. Третьякова была устро
ена церковь во имя преподобного Павла Латрип
ского. В училище велись занятия по закону Бо-
жию, а для способных детей давались уроки ико-
нописи. При Мариинском училище глухонемых
в Мурзинке имелась церковь в честь апостола
Филиппа.

Надо заметить, что в XIX и в начале XX вв. по
инициативе православных священников было от-
крыто немало школ для глухонемых (Харьков,
Перерва, Верхотурье, Уфа, Немда, Вязники и др.),
а религиозно-нравственному воспитанию глухих
уделялось особое внимание.

20 августа 2000 г. иеросхимонах Серафим Вы-
рицкий (Муравьев) в сонме новомучеников и
исповедников Российских был причислен к лику
святых.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий
(1865-1949) был последним духовником Александ-
ро-Невской лавры. Его служение выпало на тяже-
лое время революций, гонений на христиан и бло-
кады Ленинграда. Последние годы жизни он про-
вел на станции Вырица. Там однажды и произош-
ло чудо исцеления глухой от рождения девочки, о
котором пишет Дмитрий Балашов:

"Жила в Вырице женщина (Александра) с тре-
мя детьми. В Бога не верила. После войны муж не
вернулся с войны. Ей посоветовали: "В поселке жи-
вет старый монах, который предсказывает -
спроси у него, может быть скажет, что с мужем".
Пошла она к старцу вместе с глухонемой дочерью
восьми лет. Ждать пришлось довольно долго. Але-
ксандра стала уже нервничать, порываясь уйти.
Наконец, зашла в келью к батюшке, постояла и
ничего не спросила. Старец махнул ей рукой:
"Иди". А девочке захотелось поближе подойти к
дедушке, тем более старец что-то говорил, обра-
щаясь к ней. Она показывала знаками, что не слы-
шит и не понимает. Неожиданно старец заплакал
и долго смотрел куда-то вверх. Девочке стало его
жаль и она подошла поближе, тогда старец взял
со стола конфету (яблоко), подал ей, и девочка
громко сказала: "Спасибо". Батюшка обратился к
ней: "Иди, скажи: извините, что я задержала
дедушку". Девочка вышла из кельи и произнесла
эти слова.

Александра рассказывала впоследствии: "Бо-
же, мой! Я как услышала свою дочь говорящей, она
ведь родилась глухонемой, прибежала в келию
старца и упала на колени: "Батюшка, простите!".
Он сказал строго: "Ты в Бога не веришь, пришла
ко мне как к гадалке. Я не гадаю, а молюсь, вот Гос-
подь дал, чтобы твоя дочь исцелилась. Так вот, не
забывайте об этом, я скоро отойду, приходите на
могилку, только не забывай, приходи! Ты хотела
узнать о своем муже — он жив и вернется...".

Глухие и религия

7.10.1. Религиозные организации глухих
в России

В Москве в 1991 г. по благословению митроп
лита Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коло
менского, в Успенский храм Новодевичьего мопа
стыря начали приходить неслышащие люди для
познания Бога. 31 декабря 1991 г. по благослове-
нию Святейшего Патриарха Московского и Всея
Руси Алексия II при содействии протодиакона Па-
вла Трошинкина, жестами переводившего для глу-
хих службы в Новодевичьем монастыре, юридиче-
ски была зарегистрирована первая в мире община
глухих и слабослышащих православных христиан.
Начались поиски "своего" храма.

В 1995 г. общине был передан для проведения
богослужения храм в Новом Симонове. Там обра-
зовался Православный приход глухих, слепо-глу-
хих и слабослышащих
храма Тихвинской иконы
Божией Матери в бывшем Симонове монастыре.
Приход имеет статус Патриаршего подворья
(управляется самим Патриархом Московским и
Всея Руси Алексием II) и находится на территории
самого древнего монастыря в Москве, основанно-
го в XIV в. при непосредственном участии препо-
добного Сергия Радонежского; там сохранились
храм Тихвинской иконы Божией Матери, несколь-
ко хозяйственных построек и часть крепостной
стены с тремя башнями.

В конце 1995 г. в Тихвинском храме Симонова
монастыря была отслужена первая Божественная
литургия. По благословению Святейшего Патри-
арха Московского и Всея Руси Алексия II служба в
храме совершается на жестовом языке. Этому
предшествовала большая работа по адаптации
церковнославянского языка богослужения к жес-
товому языку. На видеокассеты записан словарь
религиозных жестов.

Настоятелем Патриаршего подворья в Симо-
нове монастыре в течение шести лет был иерей
11етр Коломейцев, а в настоящее время исполняю-
щим обязанности настоятеля является священник
Андрей Горячев, владеющий жестовым языком.
Он привлекает глухих к активному участию в бо-
гослужебной и церковной жизни. Неслышащие
прихожане помогают в восстановлении монасты-
ря, участвуют в украшении храма, пишут иконы,
шьют облачения, вышивают закладки для бого-
служебных книг. Во время службы жестами и
голосом они участвуют вместе с о. Андреем в сов-
местном служении Богу. Глухие и слабослышащие
люди поют церковные песнопения на жестовом
языке. В храме глухие переводят службы слепо-
глухим прихожанам.

В храме проводятся таинства Крещения, Вен-
чания, Исповеди, Причастия, Соборования. Осу-
ществляются водосвятные молебны о здравии, от-
певание умерших и служатся панихиды об их упо-
коении. После окончания службы бывает общая
трапеза, изучается Святое Евангелие.

В храме служат несколько молодых прихожан,
которые закончили катехизаторский факультет
('вято-Тихоновского богословского института.
IJ конце 1998 г. в актовом зале Московского госу-
дарственного университета им. М.В. Ломоносова

Патриарх Алексий II вручил дипломы и памятные
подарки выпускникам Свято-Тихоновского бого-
словского института, среди которых было и семе-
ро глухих: Павел Афанасьев, Дмитрий Балашов,
Роман Ильин, Елена Колганова, Ирина Пролыги-
на, Николай Сидоров, Мария Фаворова. Ныне они
помогают в богослужении и работе с верующими,
а некоторые преподают в спецшколах историю ре-
лигии.

В 1999 и 2000 гг. о. Петр Коломейцев выезжал
в Санкт-Петербург для служения глухим литургии.
Там работу по созданию общины неслышащих
православных христиан вели М.И. Смирнова, пе-
реводчик Межрегионального центра реабилита-
ции глухих в Павловске, и неслышащий препода-
ватель этого Центра Борис Кокин. С 2000 г. глу-
хие питерцы начали посещать храм Петра и Павла
при бывшем Петербургском училище глухонемых
на Гороховой улице. В октябре 2001 г. здесь в рам-
ках Покровских педагогических чтений состоя-
лась конференция "Духовно-нравственное просве-
щение и воцерковление глухих", а в молодежном
отделе Санкт-Петербургской епархии был создан
проект "Слово", который имеет целью духовное
окормление глухих. Йроект возглавил аспирант
РГПУ Денис Заварицкий.

Православные священники считают, что реше-
нию проблемы церковного окормления глухих
россиян будет способствовать преподавание жес-
тового языка в семинариях для тех людей, кото-
рые изъявят желание работать с глухими. Здесь
уместно сослаться на опыт Польши, где каждая се-
минария ежегодно выпускает двух-трех клириков,
владеющих жестовым языком, благодаря чему
клириков, работающих с глухими, там достаточно,
и поэтому "нетрадиционные конфессии" имеют в
стране слабые позиции, а подавляющее большин-
ство глухих поляков объединено вокруг католиче-
ской церкви.

В настоящее время уже в нескольких городах
России, Украины, Белоруссии глухие получают
Благую весть в православных храмах.

В Сергиевом Посаде иеросхимонах Зенон учит
Закону Божьему слепоглухих детей из находяще-
гося в городе интерната. В Троице-Сергиевом мо-
настыре даже состоялся спектакль, в котором иг-
рали слепоглухие, изобразившие на сцене житие
преподобного Сергия.

Однако самая большая аудитория верующих
глухих в России собрана баптистской церковью: во
многих городах баптисты овладевают языком же-
стов и создают общины из числа глухих. Большую
общину глухих в России насчитывает и Корейская
христианская церковь; в Санкт-Петербурге суще-
ствует крупный центр этой церкви.

Эти две церкви считают себя основными рели-
гиозными организациями в России, имеющими
опыт просветительской работы с глухими людьми.
Они проводят семинары и конференции для глу-
хих, делятся методикой работы с начинающими
пасторами. Например, в 1998 г. в Санкт-Петербур-
ге проходила конференция, собравшая 150 христи-
ан с нарушениями слуха из России, США, Средней
Азии, Прибалтики.

Активно ведет работу с глухими еще одна
община, достаточно распространенная в нашей

стране, - религиозное объединение свидетелей
Иеговы. Иеговисты распространяют красочные
издания с множеством иллюстраций, которые дей-
ствуют гипнотически на некоторых глухих. Пос-
ледние идут в объединения свидетелей Иеговы,
часто толком не понимая, чем это религиозное
движение отличается от православия.

Миссионеры "нетрадиционных конфессий":
баптисты, свидетели Иеговы, адвентисты активно
работают с глухими в Москве, С.-Петербурге,
Новосибирске, Томске и других городах. Проблем
с переводом нет: молодые люди, никогда ранее не
встречавшие глухих, для общения быстро осваива-
ют жесты (любопытно, что даже в Польше - стране
с мощными католическими традициями - ксендзы
недооценивают влияния на глухих представителей
различных сект, которые овладели жестовым язы-
ком). Кто из проповедников владеет жестовым
языком, тот и собирает вокруг себя неслышащую
аудиторию. Проповеди просты и понятны обыч-
ным людям. Миссионеры привлекают глухих по-
дарками: изданиями Нового Завета, красочными
религиозными книжками, журналами, а также
"гуманитарной помощью" - продуктами и одеждой.

С 1992 г. при Московской центральной церкви
евангельских христиан-баптистов существует об-
щина глухих верующих "Вера и Тишина", богослу-
жения в которой обеспечиваются переводом на
жестовый язык. Община насчитывает более
60 членов, для которых проводятся занятия по изу-
чению Библии и различные конференции. Пасто-
ром этой общины глухих является О.И. Терентьев,
старостой - Г.И. Улыбина.

В Москве также действует небольшая Католи-
ческая община святой равноапостольной княгини
()льги. Католические общины возникают и в дру-
гих городах России.

7.10.2. Религиозные общины глухих за рубежом

Глухие католики Италии чтят память Папы
Пия IX (на этом посту он пребывал с 1846 по
1878 г.), который посещал школы глухих детей в
1'име, Сиене, Болонье, интересовался их жизнью,
нуждами. Пий IX поддерживал священников, забо-
тившихся об инвалидах, ставил в пример святого
Франца фон Залеса, почитаемого как покровителя

глухонемых.

В 1996 г. Папа Павел II произнес на площади
Св. Петра в Риме молитву, которая была посвящена
священнику Филиппу Смалдоне (1845-1923), жив-
шему в Италии и признанному небесным покровите-
лем глухонемых. В 40-летнем возрасте этот священ-
ник основал монашеский орден; его деятельность
проходила в Италии, Южной Америке и Африке и
пыла посвящена защите инвалидов. Смалдоне счи-
| in недопустимой какую-либо дискриминацию глу-
чих людей и провозглашал равенство всех перед Бо-
HIM и властью. Его проповедям, сопровождаемым
переводом на жестовый язык, внимали глухие
итальянцы, а также прибывшие в Вечный город
РЛухие и слабослышащие из соседних стран.

\\ Америке существует большое количество
pi н игиозных общин и организаций глухих. В 1851 г.
' гарший сын Т.Х. Галлодета, священник Еписко-
|ильной церкви, основал для глухих в Нью-Йорке

церковь св. Анны. Епископальная церковь Всех
святых в Филадельфии организовала особые
службы для глухих - здесь служил преподобный
Генри В. Сайл, первый в США глухой, который
был посвящен в сан священника. С 1881 г. сущест-
вует Конференция служителей Епископальной
церкви для глухих. В 1896 г. лютеранская церковь
в Чикаго открыла двери для глухих прихожан.
Двумя годами ранее в Чикаго же открылась пер-
вая методистская церковь для глухих, первым глу-
хим священником которой стал Филипп Дж. Ха-
бенстаб. В 1977 г. Томас Кофлин стал первым
глухим католиком, посвященным в сан священни-
ка. Международная католическая ассоциация глу-
хих, основанная в 1903 г., имеет офис в Торонто
(Канада). В 1956 г. был основан Национальный
конгресс глухих евреев. Глухой раввин - рабби
Фред Фридман живет в Балтиморе (США). Он
проводит религиозные службы на жестовом язы-
ке. В 1990-е гг. в США насчитывалось множество
неслышащих священников: 45 - в Епископальной
церкви, 13 - у баптистов, 6 - у лютеран, 5 - у мето-
дистов и др.

Англичанка Вера Фунт стала первой в мире
глухой женщиной, посвященной в сан дьякона.
Она проводит службы в соборе Св. Петра в Лондо-
не.

Существует Международная ассоциация душе-
попечительства глухих (председатель Ассоциа-
ции - доктор богословия Ван Коотен), под ее эги-
дой проводятся Международные конференции по
душепопечительству глухих и слабослышащих с
участием пасторов, священников, активных прихо-
жан из национальных христианских церквей мно-
гих стран.

Года два назад в каирской мечети Зейнаб со-
стоялась молитва для глухонемых людей. Когда
имам вещал с кафедры о деяниях пророка Мухам-
меда, сотни глаз были устремлены на переводчика
жестового языка Аладдина ас-Сайеда. "Я не мог
заснуть всю ночь при мысли, что буду первым че-
ловеком, доносящим на проповеди слово Божье до
глухонемых. Надо было видеть, как светились ра-
достью лица этих людей... Еще неизвестно, кто из
пас был более счастлив", - признавался потом пе-
реводчик. Этому примеру последовали еще три
мечети в столице Египта.

Гпава VIII

ГЛУХИЕ В МИРЕ
СЛЫШАЩИХ

 

"Глухонемые мне нравились, но они не слышали меня.
Восторженно следили за моей мимикой и жестами, на-
подобие иностранцев отмечались в доброжелатель-
стве и удалялись в конце концов в свой таинственно
устроенный мир. Смысл их жестов увлекал меня, наме-
кая на некую гармонию, которая была не рождена, но
трудолюбиво выстроена в силу лишений и ущерба.
Это притягивало, как вид незнакомого города, как
блики невидимой зари. Но я чувствовал, что никогда
не пойму истинного устройства их мира, а загадка его
все же не была равна загадке любви. Не равна, нет,
меньше..."50

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: