Семья и брак. Личная жизнь 8 глава




Мир искусства не признал Deaf Art. Deaf худож-
ники не сумели убедить других людей, что Deaf Art -
способ сообщения опыта Глухих и способ рассмот-
рения культуры глухих изнутри. Э. Сильвер считает,
что проблема заключается в том, что люди рассма-
тривают "глухоту" в медицинских терминах, относя
к норме только слышащих людей. Эти традицион-
ные предрассудки препятствуют восприятию глухих
в культурно-лингвистическом контексте. В этом, по
ее мнению, и кроется причина отказа сотрудников
Музея современного искусства в Нью-Йорке орга-
низовать выставку глухих художников. Другая при-
чина слабости движения кроется в амбивалентности
чувств глухих художников насчет их идентичности.
По мнению Э. Сильвер, глухие художники должны
добиваться признания в качестве именно Deaf (с за-
главной буквы) художников.

 

11.2.2. Изобразительное искусство глухих
в России

Многие неслышащие люди, как правило, вос-
принимают зрительно больше предметов и явле-
ний окружающего мира, нежели слышащие люди.
И не удивительно, что многие глухие проявляют
склонность к изобразительной деятельности и за-
частую добиваются больших успехов. "Говоря о
рисовании, мы вступаем в истинную стихию глухо-
немых. Глухонемые начинают рисовать окружаю-
щие предметы... когда они еще не научились раз-
говаривать. Поэтому понятно, сколь ошибочно...
подвергать глухонемого экзаменам академиче-
ским и заставлять технически копировать хоро-
шие образцы", - писал директор Санкт-Петер-
бургского училища глухонемых Виктор Флери.
Академик живописи Г. Венецианов заметил, что
"глухонемые, лишенные удовольствия вполне на-
слаждаться предметами, к умозрению относящи-
мися, не лишены возможностей чувствовать изящ-
ное и вникать в подробности зрению подлежащие.
Глухонемые могут быть этими сотрудниками,
они, лишенные возможности заниматься Истори-
ческой живописью, должны быть направляемы к
двум последним родам: Портретному и Ландшафт-
ному, как доступным их органам; не имеющие же
дара сделаться по сим двум родам самостоятель-
ными художниками, могут содействовать Литера-
торам, Зоологам, Ботаникам, Минералогам, Ну-
мизматикам и другим. Кажется, если не в год, то
верно в полтора можно приготовить несколько
глухонемых к изданию Литографией наших Рус-
ских монет, Медалей и прочего...".

В России среди глухих было немало замеча-
тельных художников.

Первым профессиональное образование полу-
чил преподававший с мая 1810 по февраль 1815 г.
"живописное искусство" в Петербургском учили-
ще глухонемых "выпущенный из Академии худо-
жеств XIV класса Павел Батенин (глухонемой)",

показавший, как говорится в его аттестате, "вс|
обучении того училища питомцев рисовальном^
искусству довольно значущий успех".

Наиболее известен Карл Карлович Гампелы
(1794-1860) - виртуозный рисовальщик и лито
граф первой половины XIX в. Хорошо извести Л
его портреты отца великого поэта СЛ. Пушкина
героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, М.С. Воронцо-
ва - Новороссийского генерал-губернатора и др.
В 1824-25 гг. художник выполнил огромную гра-1
вюру в технике акватинты "Екатерингофское гу-|
лянье", признанную многими специалистами под-)
.чинным шедевром русской гравюры первой поло-
вины XIX в.

11800-1880), который воспитывался в Петербург- ском училище глухонемых, а потом учился живо- писи у Г. Венецианова, в чьем доме жил одно вре- мя. В 1833 г. Беллер получил звание свободного художника по живописи перспективой. Свыше 30 лет он преподавал в Петербургском училище глухонемых. Картина А. Беллера "Вид Аполлоно-

Уроженец Москвы, глухонемой с рождения
(свои работы Карл Гампельн часто подписывал
"Le sourd-muet"), еще в малолетстве он был отпра-
влен в Вену для обучения в "превосходном заведе-
нии для глухонемых". Он брал уроки в Венской
Академии художеств. В 1817 г. Гампельн вернулся
в Россию и при участии президента Академии Ху-
дожеств А.Н. Оленина был принят в Училище глу-
хонемых, где проработал учителем рисования до
1821 г. А.Н. Оленин принял горячее участие в
судьбе художника. Карл Гампельн не только жил в
доме Оленина, но и состоял на его попечении. В
Третьяковской галерее хранится его акварель
"Автопортрет в мастерской", выполненная в При-
ютине. Сохранились портреты братьев Коновни-
цыных работы Гампельна, а также прекрасный
акварельный портрет их сестры - Е.П. Нарышки-
ной, последовавшей позже за мужем-декабристом
в Сибирь. Известен гампельновский рисунок

"А.А. Оленина с подругами". Именно в альбом
Анны Алексеевны Пушкин записал бессмертное:
"Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем...".
В 1826 г. художник переселился из Петербурга
на родину - в Москву. Москва тепло встретила ху-
дожника. Поэты-любители приветствовали Гам-
пельна стихами:

"Любезный Гампельн наш талантами богат.
С безмолвным языком, с запечатленным

слухом.

Рисует гениальным духом

И образы его все сходством - говорят".

(Глухонемому живописцу Гампельну. "Гала-
тея". 1829, ч. VIII).

"Не слышит он, не говорит:
Так суждено его звездою!
Но он волшебною рукою
Бездушное живым творит".

(К портрету глухонемого живописца Гампель-
на. "Дамский журнал". 1829, ч. XXVII).

Современником Гампельна был другой глухой
художник Александр Иванович Беллер

 

 

вого зала" ныне хранится в прославленном Эрми-
таже.

В конце XLX - начале XX вв. творил Алек-
сандр Николаевич Степанов, родившийся в 1861 г.
в Петербурге в семье художественного критика.
Одновременно с учением в Петербургском учили-
ще глухонемых он занимался живописью в Рисо-
вальной школе Общества поощрения художеств.

Позже, пройдя полный курс обучения, он
окончил Академию художеств со званием классно-
го художника первой степени. С 1892 г. его карти-
ны стали появляться на выставках. За свои худо-
жественные произведения А.Н. Степанов имел че-
тыре поощрительные медали и многие высшие на-
грады. Уже в начале 1890-х гг. художник опреде-
лился как анималист и с каждым годом все больше
совершенствовался в изображении мира живот-
ных. "Степанов знает этот мир (животных), как
никто из русских художников и немногие из ино-
странных", - писал в биографической справке сек-
ретарь Общества им. А.И. Куинджи.

К сожалению, художник скоропостижно скон-
чался в возрасте 50 лет от грудной жабы. На его
смерть появились отклики и некрологи в петер-
бургских газетах:

"Умер художник А.Н. Степанов, милейший че-
ловек и прекрасный акварелист, избравший своей
специальностью животных...

Степанов был глухонемой и может быть, отто-
го в его картинах заметна была удивительная на-
бл юдате л ьность.

Говорят, что глухонемые обладают способно-
стью подмечать то, чего не в состоянии подметить
здоровые люди. Потеря слуха и речи обостряет
зрение. Как бы то ни было, но рисуя коров или гу-
сей, Степанов ухитрялся каждое животное изобра-
жать разно, подмечая неуловимые для другого
i лаза его отличительные черты.

Талантливый был человек, покойный!

Глухонемой, он умел мимикой и жестами копи-
ровать, до полной иллюзии, своих товарищей. Го-
мерический хохот вызывали его "глухонемые"
имитации Каразина, Бергтольца, Писемского, Ку-
инджи, Соломко и т.д.".

Современник А.Н. Степанова, слабослыша-
щий художник-маринист Евгений Иванович Сто-
лица родился в 1870 г. на Украине в семье лесниче-
го. Учился в 1891-1897 гг. в Петербургской Акаде-
мии художеств у прославленного А.И. Куинджи.

Художник увлекся суровой красотой Крайнего
Севера, совершил длительную творческую коман-
дировку на Мурманское побережье и Новую Землю.
Адмирал СО. Макаров пригласил его участвовать в
путешествии по полярным морям. На борту ледоко-
ла "Ермак" Столица создал серию пейзажей Аркти-
ки. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. боль-
шим успехом пользовалась работа "Ледокол "Ер-
мак" в полярных льдах". Рядом были выставлены
другие работы: "В царстве белых медведей", "По-
лярное лето". В ходе русско-японской войны Е. Сто-
лица находился в Порт-Артуре; его высокохудоже-
ственные работы на порт-артурскую тему являются
единственными живописными документами, отра-
жающими оборону крепости.

Е.И. Столица участвовал в пяти конкурсах им.
А.И. Куинджи и завоевал пять главных премий.

В 1909 г. ему было присвоено звание академика жи-
вописи. В годы первой мировой войны две тысячи
(!) его картин, сданных на хранение в частный склад,
бесследно исчезли. Поэтому его творчество так бед-
но представлено в музеях и о нем знают немногие;
большинство работ известно лишь по фотографиям.
Умер художник в 1929 г., будучи членом Ассоциа-
ции художников революционной России.

Андрей Афанасьевич Егоров (1878-1954)
учился в Петербургском училище глухонемых. Ди-
ректор училища помог ему поступить в рисоваль-
ную школу Общества поощрения художеств. Поз-
же, будучи студентом Академии художеств в мас-
терской исторической и бытовой живописи под ру-
ководством Д. Кардовского и И. Репина, он приоб-
щился к лучшим традициям русского реалистиче-
ского искусства. Его дипломная работа "В дерев-
не" (1909) имела большой успех на выставках в
России, в 1913 г. получила положительный отзыв
на выставке живописи русских художников в Лон-
доне; картина была воспроизведена на обложке
популярного журнала "Нива". Получив звание ху-
дожника, Егоров живет в Петербурге, участвует
во многих выставках. В 1911 г. художник стал чле-
ном Общества им. Куинджи.

В 1921 г. художник поселился в Таллине, кото-
рому он посвятил множество поэтичных работ.
Многие полотна Егорова конца 1920-30-х гг. напи-
саны в радостном колорите и пронизаны светлым
настроением. Его работы находятся в музеях Эсто-
нии, в Национальной галерее в Праге...

Следует особо отметить, что именно глухие ху-
дожники (Батенин, Гампельн, Беллер) были пер-
вымн глухими учителями в России, а И.К. Ар-
нольд, получивший серебряную медаль Дрезден-
ской Академии художеств, являлся основателем
Московского Арнольдо-Третьяковского училища
глухонемых.

Г.пухие художники и художественная галерея
в Доме Московской организации глухих

Заметной вехой в жизни Всероссийского об-
щества глухих стала большая выставка изобрази-
тельного творчества глухих художников, которая
прошла в 1958 г. в столице.

В 1960-е гг. началась планомерная подготовка
неслышащих художников на художественно-офор-
мительском отделении политехникума Ленинград-
ского восстановительного центра в Павловске.
Здесь в 1967 г. прошла Всероссийская выставка
работ мастеров изобразительного искусства.

В 1982 г. при Дворце культуры глухих в Моск-
ве было образовано творческое объединение "Ко-
лорит". Художники встречались, обменивались
опытом, пытались организовать выставки, - прав-
да, с переменным успехом.

В 1991 г. была создана Ассоциация глухих ху-
дожников России. На учредительном съезде (в до-
ме отдыха "Крюково") АГХР присутствовало
64 чел. из 25 городов России. Президентом АГХР
съезд художников избрал известного художника-
монументалиста Александра Назарова (на состо-
явшейся в 1982 г. в Мадриде 6-й Всемирной вы-
ставке глухих художников "Гран При" по разделу
"живопись" был присужден Александру Назарову

за работу "Рязанка"). Но вскоре Назаров по при-
глашению Галлодетского университета отбыл в
США. Во главе АГХР встал график Николай Бан-
ников. В Галлодетском университете Назаров про-
работал восемь месяцев в качестве преподавателя
живописи, успел получить признание как "лучший
преподаватель года". В 1993 г. Назарова не стало.
Ныне АГХР возглавляет живописец Анатолий
Микляев.

В 1992 г. в ЦДХ прошла организованная АГХР
Первая московская международная выставка
творчества неслышащих, к которой был издан
красочный каталог.

В 1991 г. был образован Реабилитационный
культурный центр "Гефест", который возглавила
московская художница Наталья Софронова. В
группу вошли не только москвичи, но и талантли-
вые художники из Санкт-Петербурга, Саратова и
других городов. С тех пор "ГеаЪест" планомерно
занимается выставочной деятельностью. Верниса-
жи "гефестовцев" проходили в Бельгии, Франции,
Финляндии. А в России лучшие выставки "Гефе-
ста" проходят обычно в Доме Дружбы народов на
Воздвиженке.

К слову, аналогичные объединения глухих ху-
дожников имеются в Белоруссии, Казахстане, на
Украине. В майские дни в Киеве проводится еже-
годная Международная выставка неслышащих ху-
дожников "Киевские каштаны", в которой прини-
мают участие и россияне. При Ассоциации глухих
художников в республике Казахстан, возглавляе-
мой талантливым живописцем Алексеем Утки-
ным, существует Студия-центр обучения детей
изобразительным искусствам, занятия в которой
ведут глухие мастера. Недавно, в 2001 г., глухие ху-
дожники из Санкт-Петербурга создали свою твор-
ческую организацию "Арт-Нева".

В 1993 г. в Москве и Рочестере (США) состоя-
лись выставки молодых американских и россий-
ских глухих художников.

В 1995 г. Московской первичной организацией
глухих художников под руководством Виктора Ка-
ренина была проведена выставка "Глухой человек
и его мир". Здесь на впервые проведенной распро-
даже картин Московская организация глухих при-
обрела пять работ: "Проникновение" В. Карепова,
"Пьеро" А. Мартьянова, "Жестовый язык" 14-лет-
него М. Микляева, "Адам и Ева" А. Башкловкина,
"Автопортрет" В. Антонова.

Прелестна работа Александра Башкловкина,
исполненная в оригинальной манере, - "Адам и
Ева" (вариант названия: "Первые глухие"). Адам
жестами предлагает подруге предаться земным
утехам, в широко раскрытых глазах Евы - непри-
крытое любопытство: "Это что-то новенькое!"
Жесты просты и недвусмысленны, - никакой
змей-посредник "грешникам" не нужен.

Но не эти картины ознаменовали начало свое-
образной картинной галереи в Московской орга-
низации глухих. Первые работы глухих художни-
ков успел приобрести бывший председатель орга-
низации И.А. Абрамов. Это и большая по разме-
рам картина Геннадия Фадина "Императрица Ма-
рия Федоровна и Александр Меллер": изображена
их встреча в Павловском парке, и прекрасная гра-
фическая работа Сергея Князева "Циолковский".

Яркими красками привлекает картина Алексея
Гладкова "Композиция", за которую художник по-
лучил Гран При на выставке в Италии.

Число художественных работ в галерее
пусть медленно, но растет. Интересны три рабо-
ты прекрасного московского художника Андрея
Аверьянова, выдвигавшегося на Госпремию РФ.
Представлены и две работы талантливого жи-
вописца Юрия Чернухи. Приковывает взгляд
посетителя большое полотно "Против течения"
соратника Чернухи по "Гефесту" Михаила
Горюнова. Пользуется неизменной популярно-
стью у иностранных визитеров "Русская дак-
тильная азбука", выполненная в гипсе скульпто-
ром Юрием Левченко. Картины глухих масте-
ров - гордость Дома Московской организации
глухих.

Остается добавить, что с 1996 г. в помещении
МГО ВОГ регулярно проводятся персональные
выставки неслышащих художников.

 

11.2.3. Известные глухие художники

На одном из автопортретов виртуозный живо-
писец, президент Лондонской Академии худо-
жеств Джошуа Рейнольде (1723-1792) изобразил
себя с ладонью, приложенной к уху. Он страдал
прогрессирующей тугоухостью.

Анатолий Знак (р. 1939) закончил Ленинград-
ский художественный институт им. И.Е. Репина,
ученик Е.Е. Моисеенко. В марте 1988 г. он был из-
бран членом-корреспондентом Сибирско-Дальне-
восточного отделения Академии художеств СССР.

Имеет орден "Знак почета", звание Заслуженного
художника РСФСР.

Юрий Масютин (р. 1928) - член Союза худож-
ников РФ. Виртуозный рисовальщик, тонкий ко-
лорист.

Мир Миркасимов (р. 1924) - известный азер-
байджанский скульптор. С "Портретом девушки"
он стал лауреатом на V Всемирном фестивале мо-
лодежи и студентов в Варне. Выполненный им па-
мятник драматургу Джафар Джабарлы (1982) ус-
тановлен в центре Баку.

Во второй половине 1980-х гг. Агентство печа-
ти "Новости" издавало журнал "Совьет лайф", в
котором печатались рисунки Владимира Свиридо-
ва, неслышащего графика. Его рисунки часто
появлялись также в газете "Известия". Автор 15
плакатов, выпущенных издательством "Плакат".
Последние годы жизни он работал в Швеции, где
стал исключительно популярен (рис.45).

Алексей Светлов (р. 1964) - художник, вырос-
ший в Питере. Достиг успехов в цветной графике.
Работал в США, ФРГ, Швеции. Ныне живет в
Зальцбурге. Выполняет заказы Финской ассоциа-
ции глухих, где его чрезвычайно ценят.

В "Огоньке" время от времени появлялись пуб-
ликации о глухих художниках. В 1992 г. была опуб-
ликована статья "Отшельник среди нас" - о глу-
хом художнике Юлии Ведерникове (р. 1943), рабо-
ты которого находятся в коллекциях Западной Ев-
ропы и Америки.

Ярославский художник Сергей Корнеев на вы-
ставке-конкурсе глухих художников Европы в
Трани (Италия) весной 1996 г. был удостоен Гран

При. Но испытать счастье триумфа Корнееву не
довелось: он умер за год до этого события, прожив
всего 42 года. В 1989 г. он победил в конкурсе на
официальную эмблему Всемирного фестиваля
Путь глухих", который прошел в США.

В Академии художеств на ученом совете НИИ
теории и истории изобразительных искусств не-
слышащая Любовь Акимова защитила диссерта-
цию "Декоративный ансамбль женского народно-
го костюма Русского Севера (семантические и зна-
ковые аспекты)". Она - искусный ювелир и препо-
даватель прикладных искусств в Московском Цен-
тре образования № 1406. В этом Центре, между
прочим, преподает лепку талантливый глухой
скульптор А идын Алиев.

Талантливых неслышащих мастеров резца и
кисти можно перечислять долго. Мы лишь немно-
го расскажем об одном из них.

Первый диплом - художника-оформителя
Александр Мартьянов (р. 1960) получил в ЛВЦ.
Затем он закончил Театральное училище
им. Б.В. Щукина. После нескольких лет выступле-
ния в театральной труппе вновь продолжил обра-
зование - в Государственном специализированном
институте искусств, на факультете живописи.

Полотна А. Мартьянова приобрели Москов-
ская организация глухих и Центральное правление
ВОГ. Многие его работы, воспевающие мир рук и
отражающие мир глазами глухого человека, нахо-
дятся в частных собраниях в Финляндии, Бельгии,
Германии (рис. 46).

В живописных творениях Мартьянова просле-
живается последовательная попытка выражения
внутреннего мира глухого человека. У художника
есть работы, где персонажи говорят жестами. Жес-
ты для Мартьянова - не "компенсатор", не "косты-
ли". Жестовый язык для него - мир символов с бес-
численными переливами значений и коннотациями

смыслов. Это его "воздух", источник творческого
вдохновения. Приглушенные краски, свето-тене-
выс контрасты придают изображению некую зна-
чительность; персонажи руками неторопливо ткут
ткань разговора, и простое общение возносится на
высоту священнодействия. Мартьянов прибегает к
тонкому приему: ракурс освещения таков, что тени
от рук получаются длинными и "выходят" за рамки
холста. 1 I.i Всероссийской выставке произведений
глухих художников 1996 г. всеобщее внимание при-
влекал его триптих "Жест. Свет. Нить", который
ныне украшает кабинет президента Всероссийско-
го общества глухих.

А. Мартьянов - автор эмблемы Московской
городской организации глухих. Им же выполнена
эмблема Государственного специализированного
института искусств. Именно в этом институте он
преподает студентам жестовый язык. И как все-
гда, он подходит к делу творчески - со своей не-
обычной методикой. Время от времени Мартьянов
выезжает за границу на гастроли: он выступает с
представлениями как клоун, пантомимист.

Выдающийся глухой художник Александр Са-
енко (1899-1985) продолжал традиции народного
украинского искусства. Творческое наследие ху-
дожника составляет более 500 работ, среди кото-
рых выделяются монументальные панно, выпол-
ненные мозаикой из соломы, такие как "Неволь-
ник", "Казак Мамай", "Дума про хлеб" и многие
другие. ЮНЕСКО внесло его имя в список видных
деятелей искусства.

Родившийся на Черниговщине, будущий худож-
ник оглох в раннем возрасте. Первые его работы
понравились Петру Ге, сыну художника Николая Ге,
и он помог мальчику поступить в Петербургское
училище глухонемых. Позже Саенко в 1928 г. окон-
чил Киевский художественный институт.

В 1996 г в г. Борзна, где он жил и работал, от-
крыт художественно-мемориальный музей "Усадь-
ба народного художника Украины Александра
Саенко".

Матиас Штолтенберг (1799-1871) - выдаю-
щийся норвежский художник, в Осло ему постав-
лен памятник, его именем названа одна из столич-
ных улиц.

Одним из первых учеников первой в США
школы для глухих в г. Хартфорде был известный
к тому времени художник Джон Брюстер

(1766-1854), которому к моменту поступления в
школу исполнился 51 год (!). Его портреты экспо-
нируются в музеях изобразительного искусства в
Бостоне, в Уильямсбурге, штат Вирджиния.

Джон Карлин (1813-1891) - американский ху-
дожник, поэт. Известен портрет Лорана Клерка
его работы.

Альберт Баллин (1861-?) потерял слух в 3 го-
да. Выпускник Нью-Йоркской школы для глухо-
немых, Альберт учился живописи во Франции,
стал художником, актером (он был блистатель-
ным "жестовиком") и автором интересной книги
"Крик глухих" ("The Deaf Mute Howls").

Одним из лучших в мире глухих граверов счи-
тался американец Кадуолладер Л. Уошбурн
(1866-1965), автор многих офортов.

Дэвид Блох (р. 1910) оглох в раннем детстве и
пяти лет был отдан в Королевское учебное заведе-
ние для глухонемых Мюнхена. В 1934 г. его зачисля-
ют в Государственную Академию прикладного ис-
кусства в Мюнхене. Но 2 года спустя он попал в
Дахау. В 1940 г. он был освобожден из лагеря смер-
ти. Через Германию, Францию, Италию он попал в
Китай, где познакомился с местными глухонемыми
и, перепробовав множество профессии, вернулся к
искусству. Его гравюры получили высокую оценку
знатоков искусства. С 1949 г. Д. Блох и его жена-ки-
таянка Лиллу живут в США. Художник оформил в
китайском стиле помещение в Белом доме, когда
президентом был Линдон Джонсон. Его работы
имеются в Национальной галерее искусств.

Одним из лучших в США резчиков по дереву
был глухой индеец Джон Л. Кларк (1881-1970).

Грэнвилл С. Рэдмонд (1871-1935) учился в
школе для глухих в Беркли. Язык искусства он по-
стигал в Сан-Франциско и Париже, где выставлял-
ся в Салоне. Его имя попало в словарь "Кто есть
кто в Америке". Чарли Чаплин коллекционировал
его работы. Рэдмонд снялся в эпизодических ро-
лях, в том числе и в "Золотой лихорадке".

В одной школе с Рэдмондом учился будущий
скульптор Дуглас Тилден (1860-1935). Его работы
на парижском Салоне были отмечены критиками.
Самые известные его работы: "Охота на медве-
дя", "Механики" (установлена в центре Сан-Фран-
циско), "День независимости".

В 1930-80 гг. творил скульптор Хиллис Арнольд,
глухой с 6 месяцев. Его работы на религиозные
темы украшают церкви. Он первым из известных
скульпторов стал использовать в работах алюминий.

Один из известнейших в США художников и
скульпторов - Фредерик Ламонто (р. 1921). Его
скульптурные работы поражают новизной форм и
необычным сочетанием материалов.

Художник Роберт Дж. Фреймам (р. 1917) в
1950 г. за свои работы получил премию Француз-
ской республики. Его работы имеются в амери-
канских галереях, в том числе и в Бостонском му-
зее изящных искусств.

Феликс Ковалевски (р. 1913) - не только пре-
красный художник, чьи работы выставлены во
многих музеях США, но и писатель, поэт, учитель.

Из глухих архитекторов в США наибольших ус-
пехов добились: Джилберт К. Дэннинг (р. 1906),
Олаф Хансон (1862-1933), Томас С. Марр
(1866-1936).

Бетти Миллер является одной из основателей
движения глухих художников США "Искусство
зрительного образа" (сокращенно обозначаемого
как De'VIA), описывающего опыт глухих людей с
помощью художественных средств.

После окончания Галлодетского колледжа в
1957 г. Миллер два года работала художником-ил-
люстратором и графиком, а в 1959 г. начала
преподавать в Галлодетском колледже искусство
рекламы. В 1976 г. она стала первой женщиной,
получившей в Галлодете степень доктора в облас-
ти преподавания искусства.

В 1972 г. состоялась первая выставка Б. Мил-
лер в Галлодете, большинство произведений кото-
рой отражали ее опыт глухого человека. В начале
1990-х она стала включать в свои работы стеклян-
ные трубки, заполненные светящимся неоном,
хотя продолжает работать и в традиционной тех-
нике.

Один из известнейших глухих художников
США Чак Бэйрд входит в группу De'VIA. 10 лет
он работал художником-оформителем Нацио-
нального театра глухих. По заказу Оргкомитета
Международного фестиваля Deaf Way (1989) вы-
полнил большую фреску, отражающую внут-
ренний опыт глухих людей. Для издательства
DawnSignPress Бэйрд выполнил работы к аль-
бому, представляющему американский же-
стовый язык. Эти работы стали своего рода ви-
зитной карточкой направления De'VIA.
Ч. Бэйрд - активный участник передвижных вы-
ставок глухих художников по городам США в
1999-2000 гг.

11.3. Музыка

«Как ни парадоксально сие звучит, но Иван
Лесников, от рождения глухой, обладает превосход-
ным музыкальным слухом, легко схватывает ритм
и, повторив его "про себя", на его основе сам ищет
и предлагает постановщику фигуры танца, мизан-
сцен, жестов. Он занят во всех музыкальных спек-
таклях театра, играет в них весело, эмоционально,
самозабвенно», - так пишет Р. И, Железова об арти-
сте Театра мимики и жеста. Известно, что хорошо
чувствуют музыку многие глухие актеры. В Театре
мимики и жеста многие постановки требовали му-
зыкального сопровождения, например, в "Двенад-
цатой ночи" или "Слуге двух господ" музыка зада-
вала темп и ритм, но глухие артисты не сбивались с
ритма, двигаясь по сцене синхронно с ним.

В Великобритании творит удивительная жен-
щина - Эвелин Гленни. Она родилась в Абердине
в 1965 г. и с самых малых лет проявила отличные
музыкальные способности. После школы она бы-
ла принята в Королевскую музыкальную Акаде-
мию в Лондоне. Уже во время учебы Э. Гленни
была удостоена многих престижных премий, а в
1988 г. получила звание молодой солистки года в
Великобритании. Гастролировала во многих стра-
нах, приобретая из года в год все большую славу.
Сегодня она - одна из лучших исполнительниц на
ударных инструментах, а каждое ее выступление
становится событием. Ее приглашают к сотрудни-
честву лучшие оркестры мира. Многие универси-
теты присвоили артистке звание Почетного док-
тора. Так вот эта Эвелин Гленни - глухая Она начала терять слух в возрасте 8 лет.
В 11 лет ее направили к специалистам, которые
подтвердили ухудшение слуха. Преподавателям
вынесли вердикт: девушка не сможет больше обу-
чаться музыке. Однако Эвелин не смирилась. Нау-
чилась игре на ударных инструментах. "Я замети-
ла, - вспоминает она, - что могу ощущать опреде-
ленные ноты разными частями своего тела. Я нау-
чилась открывать свой ум и тело на звук и игру".
На экзамене в Королевской Академии она достиг-
ла одного из наилучших результатов за всю исто-
рию учебного заведения. Члены экзаменационной
комиссии просто не могли поверить, что Эвелин,
безошибочно определяющая высоту звуков, не
слышит. Сегодня она уже признанная звезда шоу-
бизнеса. Несмотря на продолжительные репети-
ции, выступления, записи в студиях, Эвелин Глен-
нн умудряется сама сочинять музыку, заниматься
литературным творчеством (написала автобиогра-
фическую книгу "Добрые вибрации") (рис. 47).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: