Перечислите реформы князя Владимира I, охарактеризуйте одну из них (на выбор).




Билет 10

В правление князя Владимира 1 были проведены следующие реформы: административная, религиозная, образовательная (просветительская), денежная, военная.

Административная реформа. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов. Кроме великокняжеского домена, куда входили Киев, Чернигов и Переяслав, были созданы Новгородская, Полоцкая, Туровская, Ростовская, Муромская, Деревская (Пинская), Владимирская (на Волыни) и Тмутараканская волости (или земли), а их обитатели стали именоваться теперь русами. Страна же с этого времени называется Русской землей, или Русью. Вся верховная власть в стране была сосредоточена в руках одной династии.

С одной стороны, это способствовало объединению сил для борьбы с внешними врагами, с другой — таило в себе опасность постоянной борьбы внутри рода за великокняжеский киевский престол.

Образовательная (просветительская) реформа проводилась через церковь. Во вновь открывающихся монастырях и храмах формировались библиотеки, и книжное учение быстро распространялось. Киевские монахи переводили книги с греческого и болгарского. Это были летописи, жития святых, поучения. Церковное зодчество, иконопись, мозаика и фрески, ювелирные изделия, в противовес грубому и неэстетичному язычеству, способствовали формированию культурных канонов. Под непосредственным руководством князя Владимира на Руси развивалось миссионерское дело. Из Балканских стран приглашались священники с понятным церковнославянским языком — они и становились первыми миссионерами, обучая местное духовенство.

Религиозная реформа.

Причины религиозной реформы. Создание единого государства требовало объединения славян в единый сплоченный народ. Но существование различных верований и богов в каждом городе и племени делали объединение практически невозможным. Став единовластным правителем в 980 году, Владимир попытался сплотить все племена, проживавшие на территории Древней Руси, объединив все существующие языческие верования и богов. Но это не превратило Киев в религиозный центр государства. Было ясно, что нужна религия, основанная не вере в одного бога.

Выбор религии. В «Повести временных лет» говорится о том, как Владимир Святославович «испытывал» веры. По преданию, к нему прибыли несколько послов из различных стран. Каждый и них рассказал о своей религии, ее канонах, требованиях и праздниках.Так посол волжских булгар поведал князю об исламе, посланник хазар – об иудаизме. Побывали у Владимира представители римской и византийской церквей.Однако он изъявил желание узнать, как проходят служения в различных религиях. Для этого, князь киевский направил несколько своих приближенных в разные концы мира.Существует мнение, что именно восторженные отзывы этих посланцев о христианском богослужении в Византии и имели решающее значение при выборе новой государственной религии князем Владимиром.

Крещение Руси. Процесс крещения Руси Владимир начал с себя. В немалой степени этому способствовало и его намерение сочетаться браком с сестрой византийских императоров царевной Анной.Произошло это событие в 988 году. Считается, что крестился и принял христианство великий князь в Херсонесе (Корсуни), расположенном на юго-западе Крыма.В те времена этот город был пограничным между Русью и Византией.Вернувшись в Киев, Владимир что крестил всех своих детей (их у него было 12) и приближенных бояр. Затем он приказал уничтожить всех языческих идолов, и собрать народ киевский на берегу Днепра (у его слияния с рекой Почайной). Тех, кто отказывался добровольно подчиниться его приказу, князь объявлял своими личными врагами. Состоялось крещение киевлян. А затем были крещены жители Руси в других городах.

Последствия и историческое значение крещения Руси.

1.Новая религия позволила объединить и сплотить разрозненные до этого племена и народности в единый народ.

2.После принятия христианства, жителей Руси (и ее правителей) перестали считать варварами и стали восприниматься на равных с другими европейскими государствами, стали возможными династические браки с представителями царских домов и дворянства других государств. Это благотворно сказывалось на международное положении Руси.

3.Христианство дало толчок к развитию культуры и искусства.

· Живопись, словесность, зодчество стали развиваться быстрыми темпами.

· Увеличилось и количество грамотных людей, так как обучение стало одной из первостепенных государственных забот.

· Также стало развиваться и совершенствоваться строительство. Ведь необходимо было сооружать многочисленные деревянные, а впоследствии и каменные церкви, храмы, соборы и т.д.

· Благодаря распространению христианства на Руси освоили искусства изготовления фресок, мозаики, иконописи.

· Огромным спросом начали пользоваться и ремесленные изделия, утварь, необходимая для обустройства обителей духовенства и верующих.

· Широкое распространение получила письменность, появились библиотеки.

Однако справедливости ради стоит упомянуть и об обратной стороне. Все-таки отказ от верований предков – нелегкое дело. Поэтому ряд историков считают, что с приходом на Русь христианства, племена, проживавшие на ее территории начали утрачивать свою самобытность, свои культурные корни. Изменился и язык славян, в нем стали появляться доселе незнакомые и непривычные греческие имена, названия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: