Понятие «цивилизация» в научный оборот вошло благодаря французским просветителям (Вольтер, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье). Спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам Альфреда Вебера (1868-1958), Освальда Шпенглера (1880-1936), Арнольда Тойнби (1889-1975), Карла Ясперса (1883-1969).
Основное понятие - цивилизация. Определений цивилизации около 200, причем число их растет. Происходит понятие от лат. civilis - гражданский.
Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
Переход от первобытности к цивилизации, т. е. к обществу, характеризующемуся производящим хозяйством, имущественной дифференциацией населения и зарождением государственности, происходил у разных народов далеко не одновременно. У некоторых он начался около семи тысяч лет назад, у большинства - позже. На Земле и сегодня живут еще родоплеменным строем сообщества, незнающие ни металлообработки, ни земледелия, ни письменности.
Народы, переходящие к цивилизации, пережили изменения всех сфер общественной жизни.
В экономической сфере произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. Для характеристики этого перехода используют понятие «неолитическая революция» (7-5 тыс. лет до н. э.). Имели место три общественных разделения труда (разделение земледелия и скотоводства, отделение ремесла, появление торговли). Возник институт собственности. Наряду с общинной получила распространение частная собственность на движимое имущество (оружие, скот, орудия труда), затем на землю. На Востоке частной собственности на землю не было, вся земля считалась собственностью государства.
В социальной сфере шел процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации. Свою важную роль здесь играли войны, а также обмен и торговля. При условии имущественного и социального неравенства выделялись социальные группы. На стадии разложения первобытности сложились три основных класса: знать, масса свободного населения (непосредственные производители) и рабы.
В политико-правовой сфере в результате «городской революции» (4-3 тыс. лет до н. э.) возникли города (военно-административные и торгово-ремесленные центры). Формировались первые государства, имевшие форму городов-государств. В них сложились первые системы писаного права. Среди них Кодекс царя Ур-Намму (Шумер, 3 тыс. лет до н. э.).
В духовной сфере изменения были не менее значимыми. Зародились научные знания, появилась письменность (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы), сформировались религиозные системы.
Были созданы и приобрели своих последователей разнообразные классификации (типологии) цивилизаций. В основание типологии кладутся разные подходы:
1) линейно-стадиальный (древние цивилизации, средневековая цивилизация, индустриальная и т. п.):
а) формационная модель (К.Маркс, В.И.Ленин);
б) с тадиально-цивилизационная модель (У.Ростоу, О.Тоффлер).
2) локальный (египетская, китайская, европейская, древнегреческая и т. п.). В современном обществознании все локальные цивилизации делят на две большие группы: цивилизации Запада и Востока.
1) Линейно-стадиальный подход:
Для характеристики цивилизаций на линейно-стадиальной основе пользуются следующей периодизацией всеобщей истории:
• с глубокой древности до рубежа IV-III тысячелетий до н. э. - первобытность;
• с рубежа IV-III тысячелетий до н. э. до конца V в. - Древний мир;
• с конца V в. до конца XV в. - Средние века;
• с конца XV в. до конца XIX в. - Новое время;
• с конца XIX в. по настоящее время - Новейшее время.
Эта периодизация не является универсальной.
а) Формационная модель (К.Маркс, В.И.Ленин)
Формация -это исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройку.
Базис – совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребление материальных благ. Базис составляют производительные силы и производственные отношения. Производительные силы и производственные отношения в свою очередь образуют способ производства. Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом и навыками к труду. Производственные отношения - это отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства.
Надстройка – совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.
Тип надстройки определяется характером базиса.
Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм.
Формационный подход основывается на постулатах:
-представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе.
-Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
-решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
-неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
б) с тадиально-цивилизационная модель (У.Ростоу, Белл, О.Тоффлер).
Теория постиндустриального общества Представители: Д. Белл
Общество
Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное:
• выросла роль науки;
• услуги на первом месте;
• выросла роль государственного прогноза
Взгляды О. Тоффлера
Американский ученый О. Тоффлер ввел понятие «информационное общество». Становление информационного общества обусловливается доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. При этом капитал и труд как основа индустриального общества в информационном обществе уступают место информации и знанию. В аграрной экономике хозяйственная деятельность связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания (решающий фактор - доступность хорошей земли), в индустриальной экономике - с производством товаров (решающий фактор - чаще всего капитал), в информационной экономике на первый план выступает информация, позволяющая сделать эффективными все другие формы производства и тем самым создать больше материального богатства (решающий фактор здесь - знание).
«Третья волна», по мнению Тоффлера, несет с собой совершенно новый образ жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии; на методах производства (технологиях), в корне отличающихся от старых фабричных; на ином совмещении досуга и работы, которое Тоффлер называл «электронным коттеджем»; на радикально преобразованной системе образования и получения научных знаний. Тоффлер отмечает, что эффективность власти в информационном обществе определяется не принуждением, господствующим в аграрном обществе, и не богатством, как в индустриальном обществе, а знаниями. Знания позволяют достичь искомых целей с минимальным расходом ресурсов власти. Они подчиняют себе силу и богатство и становятся определяющим фактором функционирования власти. Фундаментальные принципы информационного общества - свободный доступ всех и каждого гражданина к информации, право на получение знаний.
В обществе «третьей волны» пересматриваются сложившиеся принципы социальной системы.
Стандартизация заменяется многообразием. Предприятия отходят от традиционного массового производства товаров и услуг, что влечет индивидуализацию потребления.
Осуществляется децентрализация. Во всех странах наблюдается необычайная активность местных организаций, выступающих против государственной централизации. «В современном менеджменте, - пишет Тоффлер, - децентрализация стала магическим словом, и многие предприятия торопятся раздробить свои отделения на все меньшие и меньшие автономные единицы».
Распространяется минимизация. Ориентированная на крупномасштабность, индустриальная экономика доходит до своего предела. Индустриальные гиганты, недостаточно восприимчивые к новациям, вытесняются более мобильными и гибкими мелкими предприятиями. К тому же экологические факторы делают невозможным дальнейшее существование промышленных гигантов, так как биосфера не может больше выдерживать их натиска, а используемые ими невосполнимые источники энергии близки к истощению.
Происходит отказ от принципа синхронизации. Предприятия переходят на скользящий график, увеличивается объем ночной работы. Широкое распространение компьютеров способствует индивидуализации труда и экономии времени. Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет «малые» экономические формы (индивидуальная деятельность на дому, так называемый «электронный коттедж. «Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционной печати «электронными книгами», изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг.
Таким образом, О. Тоффлер выделял следующие стадии развития общества:
«Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества.
«Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное.
«Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.