Тема 4. Архитектура Древней Греции (1 час)




План лекции

I Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира

1. Архитектура Трои

2. Архитектура Крита

3. Архитектура материковой Греции

II Архитектура Древней Греции

1. Архитектура гомеровского периода

2. Архитектура архаики. Типы греческих храмов. Греческий ордер

3. Архитектура ранней классики

4. Архитектура высокой классики. Афинский акрополь

5. Архитектура поздней классики

III Архитектура эллинизма

1. Сложение эллинистических государств

2. Эллинистическая архитектура Аттики

3. Градостроительство

4. Выдающиеся сооружения эллинистической эпохи

5. Эллинистический жилой дом

Краткое содержание

Архитектура Эгейского (Крито-Микенского) мира. Античным миром принято называть эпоху цивилизаций Греции и Рима в период с XII – XIII вв.до н.э. до IV – V вв.н.э. Термин «античный» (лат. – древний) был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из наиболее известных в то время. В настоящее время, когда раскрыты более древние, чем греко-римская, цивилизации древнего Востока, термин «античный» приобрел условное значение. Древнейший период – эгейская культура (крито-микенская), главные центры: Крит, Пелопоннес, Троя, Микены, Тиринф. Открытие эгейской цивилизации связано с именами Генриха Шлимена (раскопки Трои), Артура Эванса (раскопки в Кноссе). Архитектура Трои: цитадель – Троя 1; поселение – Троя 2; Троя 6, 7. Двухнефный мегарон в Элевсине (догреческий храм). Крит: архитектура дворцов. Дворцам независимо от их размеров, были свойственны общие черты. В Кноссе, Фесте, в Маллии постройки группировались вокруг мощеного двора. Принципы формообразования: каменные лестницы, дворцовые помещения располагались друг над другом этажами, создавались театры-арены для культовых игр-зрелищ. Постройки сооружались из отесанных каменных плит, укрепленных на деревянном каркасе, стены покрывались гипсовой штукатуркой, для освещения создаются «световые колодцы». Дворец в Кноссе («Лабиринт») – город-дворец (площадь 180х130 м, прямоугольный двор 52,5х50 м). Деревянная колонна необычной формы, суживающийся у основания и напоминающей собой конус, полна динамики. Фресковая живопись дворца (судя по всему, по влажной штукатурке) отличается праздничностью, зрелищностью, стилизацией («миниатюрные фрески», изображающие сцены жизни критян). Дворец в Фесте. Новый дворец в Маллии. Дворец в Катозакро. Архитектура материковой Греции в Микенах и Тиринфе отличалась от критской большей суровостью и мощью. В возводившихся на крутых скалистых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчинено оборонительным задачам. Оборонительные стены складывались из огромных грубо отесанных камней, толщина которых доходила до 10 м, высота до 18 – 20 м («циклопические» стены). Акрополь в Тиринфе: симметрия, цельность композиции, 3 ворот, дворец с большим двором, мегарон. Мегарон в последствии явился основой для формирования традиционного греческого храма «храм в антах». Микены расположены на высоком скалистом холме (высота 280 м над уровнем моря). Территория микенского акрополя ограждена крепостной стеной (толщина от 5 до 8 м); главный вход – Львиные ворота. План акрополя и города: Львиные ворота; круг гробниц А; круг гробниц Б; микенский дворец; источник; гробница Атрея; так называемый толос Клитемнестры; толос Эгисфа; «Львиный» толос; «дом торговца маслом».

Архитектура Древней Греции. Античное – древнегреческое и древнеримское – строительство составляет один из важнейших этапов всеобщей истории архитектуры. Достигнув большого совершенства в техническом и художественно-композиционном отношениях, оно оказало определяющее воздействие на целый ряд периодов в развитии зодчества и прежде всего на архитектуру эпохи Возрождения и на архитектуру классицизма. Для гомеровского периода характерен тип храма – мегарон, возникший под сильным влиянием микенской архитектуры (храм Артемиды Орфии в Спарте). Представляет собой удлиненную прямоугольную в плане постройку, состоящую из трех частей: сеней на торцовой стороне, обычно огражденных с боков стенами (антами), а спереди столбами; небольшой передней и зала с очагом посередине, над которым в перекрытии имелось отверстие для дыма. Фундаменты возводились из грубого камня, стены из сырцового кирпича. Мегарон послужил прототипом храмов Древней Греции VIII – VII вв. до н.э. Типы греческих храмов: храм «в антах», простиль, амфипростиль, периптер, псевдопериптер, диптер, псевдодиптер, моноптер, толос. Классический тип храма – периптер (гр. – окружать) – тип античного храма, окруженного со всех четырех сторон колоннадой. Классический периптер дорического ордера – храм Гефестейон в Афинах, V в. до н.э., имел отношение колонн 6:11. число колонн в периптере 6 или 8, 13 или 17. Высшие достижения греческих зодчих связаны с разработкой ордерной системы. Ордер (лат. – порядок) – образный и конструктивный строй архитектуры; система архитектурных форм; принцип архитектурной композиции со строгим отношением определенных элементов и пропорций. Основу ордера составляют несущие и несомые части – колонна, антаблемент, стереобат. В греческой архитектуре сложились три ордера: дорический, ионический, коринфский. Антаблемент содержит три элемента: архитрав, фриз, карниз. Фронтоны часто заполнялись скульптурой; по углам фронтонов – акротерии (грифоны, сфинксы, пальметты). Принципы формообразования. Дорический ордер: колонны не имеют баз, 20 каннелюр, энтазис, капитель из эхина и абаки; фриз делится на триглифы и метопы. Ионический ордер: колонна имеет базу, 24 каннелюры, капитель с двумя спиралевидными волютами; ионики, фриз зофорный; разновидностью ионического ордера является ордер кариатид. Коринфский ордер: почти все его части ионические; основное отличие в капители, которая имеет форму перевернутого колокола; по четырем углам колокола вверху – волюты; в центре каждой из сторон капители по два завитка аканта; снизу, примерно на 2/3 своей высоты колокол капители прикрыт двумя рядами красивых акантовых листьев с сильно изрезанными, мягких очертаний краями. Архитектура ранней классики: храм Афины Афайи на о. Эгине; храм Посейдона в Пестуме (Великая Греция), храм Зевса в Олимпии (Пелопоннес, арх. Либон, начат в VI до н.э.). Высшие достижения греческих зодчих воплощены в сооружениях Афинского Акрополя (447-407 до н.э.). Афинский Акрополь – природная скала удлиненной формы: 300х190 м, уровень над морем – 156 м. В отличие от более раннего времени, при Перикле в V в до н.э. был создан единый ансамбль: Пропилеи (8,81х8,57 м, мрамор, арх. Мнесикл), применены два ордера: снаружи – дорический, внутри – ионический; справа и слева павильоны, неравные по размерам, пинакотеки и глиптотеки, поэтому Пропилеи приобрели ассиметричный характер. На правой стороне ската холма – амфипростиль, посвященный Нике Аптерос (5,4х8,14 м, высота колонны 4,06 м, арх. Калликрат). Главный храм – Парфенон, посвященный Афине Деве – Афине Парфенос (арх. Иктин и Калликрат): мрамор, 30х86х69,51 м; 46 колонн, 8х17; высота колонны 10,43 м, диаметр 1,905 м. Парфенон является самым крупным дорическим храмом в греческой метрополии, однако в нем строители творчески переработали композицию дорического периптера, объединив в нем дорические и ионические формы: зофорный Панафинейский фриз (общая протяженность 160 м). Эрехтейон (от имени царя и героя Афин Эрехтейя) посвящен Афине Полиаде, покровительнице города, и Посейдону – богу морей (арх. Архилох и Филокл, 11,63х23,5 м). В центре площади – громадная шестиметровая статуя Афины Промахос – Афины-Воительницы, выполненная в хрисоэлефантинной технике. Ансамбль ассиметричен, но вместе с тем гармоничен; два принципа – гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе «динамического» её обхода. Ассиметричность композиции в значительной мере определена неправильными очертаниями самой скалы и меняющимся уровнем её верхней площадки. Учет выгодной точки зрения при восприятии сооружений: так Парфенон вплотную придвинут к южной границе Акрополя, в 3/4 от Пропилей. 3/4 точку зрения греки предпочитали всем другим. Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, организованный на началах объемно-пластического равновесия и максимального учета и использования окружающей природы. Архитектура поздней классики: храм Афины Аллеи в Тегее, Пелопоннес (арх. и ск. Скопас); театр в Эпидавре (арх. Поликлет Младший); памятник Лисикрата в Афинах; Филипейон в Олимпии; Галикарнасский Мавзолей – гробница Мавсола, правителя персидской провинции Карии.

Античный стиль основан на принципе согласованности и синтезе пластических видов искусства. Пластичность, гармоничность и пропорциональность общих форм и всех частей, единство архитектурно-эстетических и конструктивно-тектонических элементов сооружений – доминантные качества греческой архитектуры. Пластическая концепция архитектуры Древней Греции не противоречит её насыщенной полихромии.

Архитектура эллинизма. Несмотря на то, что в эпоху эллинизма Материковая Греция утратила свою ведущую социально-политическую роль, столица Аттики Афины продолжала оставаться важнейшим культурным центром эллинистического мира. Однако архитектура развивалась слабо (эллинистическое зодчество в основном передвинулось на Восток); сооружение в основном осуществлялось за счет других государств, которые покровительствовали Афинам, например, за счет Пергама.

Наиболее крупное сооружение в Аттике – храм Зевса Олимпийского – Олимпейон (стоился длительно, закончен во II веке н.э.), диптер, размеры 41х108 м, 8х20 колонн, применен впервые в наружной колоннаде коринфский ордер (в основном использовавшийся во внутренних помещениях). Башня ветров в Афинах (1 в. до н.э.) – восьмигранное, высота 12,1 м на трехступенчатом основании; снаружи – солнечные часы, внутри механизм для водяных часов; башня украшена рельефным фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров. Арсинойон на о. Самофраке (281 г. до н.э.) выстроен Арсиноей, дочерью египетского царя Птолемея Сотера; посвящен великим богам; это пример центрического сооружения (диаметр 19 м), с обширным внутренним пространством; имеет поэтажное членение – внутри и снаружи. Архитектура эллинистического Египта. Градостроительство: Александрия, основанная Александром Македонским в 332 – 331 гг. до н.э. в дельте Нила, стала столицей всего эллинистического мира. Была построена по единому плану родосским архитектором Дейнократом (описание Страбона, античного географа). Наиболее замечательное сооружение – Фаросский (или Александрийский) маяк: 130 – 140 м в высоту, 3 башни, уменьшающиеся кверху; огонь был виден по ночам на 100 миль. Грандиозность, масштабность, роскошь – отличительные особенности эллинистической архитектуры (новый храм Аполлона в Дидимах близ Милета, громадный диптер, 109х51м, колонны 10х21, ордер – ионический). Город Приена вблизи Милета расположен на крутом склоне горы; на отдельной скале высоко над городом помещался акрополь. В городе было 8 продольных и 16 поперечных улиц; система параллельных террас. Приенская агора – большая, в плане прямоугольная 76х46 м, с трех сторон окруженная дорическим портиком, с четвертой стороны замыкалась двухнефной «священной стоей». Внешняя колоннада стои – дорического ордера, внутренняя – ионического. Два входа на агору были перекрыты аркадами (первые арки в греческом зодчестве). Агора – целостный архитектурный ансамбль. Город Пергам. План Пергамского акрополя: арсенал, казармы, дворцы царей, Траяней (римская постройка), библиотека, святилище Афины, алтарь Зевса (арх. Дионисад, Орест, Менекрат), рынок (агора), театр на 14 тыс. мест.

Эллинистический жилой дом. Жилые дома на о. Делосе. Архитектура эллинизма во многом подготовила почву для древнеримской архитектуры.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: В 2 т. – М., 1979.

2. Всемирная история архитектуры. – М., 1970. – Т. 1, 2

3. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учеб. для вузов: В 5 т. – М., 1984. – Т 1.

4. Михайловский И.Б. Архитектурные формы античности. – М., 1949.

Дополнительная литература

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

2. Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. – М., 1936.

3. Брунов Н.И. Памятники Афинского акрополя: Парфенон и Эрехтейон. – М., 1973.

4. Полевой В.М. Искусство Греции: В 2 т. – М., 1984.

5. Сидорова Н.А. Афины. – М., 1967 (серия «Города и музеи мира»).

6. Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. – М., 1972 (раздел «Архитектура»).

7. Соколов Г.И. Олимпия. – М., 1972 (серия «Города и музеи мира»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: