Тема 6 Европейская архитектура Средневековья. Архитектура Византии. Романская и готическая архитектура (1 час)




План лекции

I. Европейская архитектура эпохи Средневековья. Архитектура Византии

1. Стиль византийской архитектуры.

2. Архитектурно-композиционные формы.

3. Собор св. Софии в Константинополе – выдающееся произведение византийского зодчества.

II. Романская и готическая архитектура

1. Дороманская архитектура.

2. Романская архитектура. Тектонические особенности и формообразование.

3. Готическая архитектура. Тектонические особенности и формообразование.

Краткое содержание

Архитектура Византии. Важнейшим центром средневековой культуры стала Византия. Художественная культура Византии определилась в результате слияния, сочетания измененных традиций и приемов античности и новых мощных веяний Востока. Стиль византийской архитектуры сложился постепенно, в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской архитектуры и восточных влияний. Типы сооружений, их композиции, а также их убранство отразили требования идеологии христианства.

Архитектурно-композиционные формы

Светские, дворцовые сооружения Византии сохранились плохо; большое внимание уделялось храмовому строительству. Изменяется композиция храма: античный храм – жилище божества; средневековый – символ Вселенной, где царит Христос-Пантократор (Вседержитель). Характерны для Византии продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы. Главную роль играет разработка внутреннего пространства. Наиболее существенным конструктивным достижением является разработка системы водружения купола на отдельно стоящие четыре опоры с помощью парусного свода; позже между куполом и опорной конструкцией стали устраивать цилиндрический объем – барабан, в стенах которого оставляли проемы для освещения подкупольного пространства. К числу основных элементов византийской архитектуры следует отнести аркаду на специфических высоких колоннах с корзинообразными орнаментированными капителями; такие аркады иногда охватывали фасад на всем протяжении. Это новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами, - типично-византийский мотив, который перейдет и в более поздние стили. «Пяты» арок опираются не непосредственно на капители колонн, а на пульваны («подушки»). Происхождение византийского церковного здания следует искать в римской и раннехристианской архитектуре. Храмы продольно-базиликальные отличаются простотой плана: основной прямоугольный объем, разделенный на нефы, с восточной стороны – экседра, алтарная абсида, которой предшествует поперечный неф – трансепт. Интерьер красив: нефы разделялись колоннами из ценных пород камня – мрамора, гранита; стены покрывались мозаикой; пол из разноцветного мрамора. Характерна базилика Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне (начало VI века). К постройкам центрического типа относится церковь Сан-Витале в Равенне (VI век), которая славится мозаиками; композиции выполнены на синем и золотом фонах: изображены библейские сцены, император Юстиниан и его супруга Феодора в окружении свиты. Основу структуры центрического храма образует четко читаемый в плане равноконечный греческий крест, над центром которого – средокрестием – возводится купол – символ небосвода. Наиболее грандиозным и самым выдающимся произведением византийского зодчества является собор святой Софии в Константинополе (532-534), строительство которого стало делом жизни императора Юстиниана. Построен греческими архитекторами Исидором Милетским (из Милета) и Анфимием Тральским (из Тралл) – выходцами из Малой Азии. Зодчий Анфимий был еще выдающимся изобретателем и ученым того времени. В подчинении у Исидора и Анфимия работали еще свыше ста архитекторов. Размеры храма: в плане прямоугольник 79,29х71,7 м, высота от основания пола 55,6 м, D купола 31,5; каркас купола состоит из 40 арок, прорезанных 40 окнами; 107 колонн из малахита и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф; сравнительно тонкие стены храма 1,1-1,5м выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора (в других источниках размеры иные: 81х72 м (74,8х69,7 м). Тектонические особенности: в основу храма святой Софии положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического сооружения. Создана четко взаимодействующая система купольного и полукупольного пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (сравним, площадь зала Пантеона 961 м2). Конструктивная основа: гигантский купол→паруса→переход к квадрату нефа; купол покоится на четырех громадных колоннах. Пространственная, пластическая и уравновешенная конструкция – основа выразительности интерьера. Сферические формы (купол, паруса, полукупола и конхи экседр) подчеркнуты цветовым и световым решением, мозаичными изображениями на зеленом фоне. В тектонике интерьера важную функцию играют аркады на колоннах. Храм св. Софии оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры, оставаясь до сих пор феноменом всемирной архитектуры. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянские мастера.

Романская и готическая архитектура. Дороманская архитектура. Архитектура дороманского периода при Меровингах и Каролингах. Отсутствие единого творческого метода и стилевой общности архитектуры. Постройки центрической композиции(гробница Теодориха в Равенне) и постепенное вытеснение базиликами с балочными, а позднее сводчатыми перекрытиями (Собор в Аахене). Формирование типа укрепленного замка. Романская архитектура. Средневековая архитектура Западной и Центральной Европы в своем десятивековом развитии прошла три этапа: дороманский (сер. V-Xвв.), романский (XI-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). В некоторых государствах готическое искусство в XV-XVIвв.(«пламенеющая готика») сосуществовало с искусством Ренессанса. Романская и готическая архитектура, развиваясь в одних и тех же исторических, общественных условиях, имела между собой очень много общего. Общими были строительные материалы (все монументальные сооружения стали строиться из камня местных пород, главным образом из известняка, отдельные блоки связывались раствором, частично использовался кирпич, но римский бетон совершенно вышел из употребления); виды сооружений (монастыри, замки, городские соборы, ратуши) и в значительной степени – композиционные приемы. Основное различие состояло в том, романский стиль отличался чрезвычайной массивностью сооружений, в готическом – конструкции носили более совершенный, облегченный, каркасный характер. Романские и готические церкви имели в плане форму латинского удлиненного креста, продольная часть сооружения разделялась каменными столбами на три или пять нефов; центральный неф всегда был шире и выше боковых; недалеко от алтаря здание пересекалось поперечным корпусом – трансептом; алтарная часть решалась в виде апсиды. Купола практически не применялись. Термин «романский стиль» применяется к искусству XI – XII вв.; он условный, возник в первой половине XIX века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. Архитектура была ведущим видом романского искусства. Тектонические особенности и формообразование. В романских церквях все части сооружения – стены, столбы и своды отличались особой массивностью; окна небольшие, узкие, вертикальные, завершались полуциркульными арками часто делались парными, в этом случае между ними ставилась небольшая колонка, на которую и опирались обе арочные перемычки. В декоративном убранстве фасадов нередко применялся мотив галереи, состоящей из ряда арочек. Сводчатые полуциркульные завершения имели и входные порталы. Нефы перекрывались в большинстве случаев коробовыми сводами. На средокрестье – квадратная или восьмиугольная башня. Силу распора принимали контрфорсы, укрепляющие стены, - массивные столбообразные выступы на наружных поверхностях стен зданий. Каменные стены церквей дополнялись немногочисленной скульптурой – рельефами и статуями (декорировались тимпаны, порталы); внутри пластическая разработка ограничивалась резными корзинообразными капителями. Романская архитектура отличается большим разнообразием форм, направлений и школ. Во Франции выделялись школы Бургундии, Прованса, Оверни, Пуату. Сооружения во Франции являются классическим образцом (орденская церковь в Клюни). Романские храмы рейнской и саксонской школ отличаются массивностью и простотой форм: церковь Годерхардта (XII век) в Гильдесгейме, соборы в Майнце, Вормсе (XI-XIII вв.). Романские соборы в Англии отличаются большими размерами, обилием архитектурного декора. Романские церкви Испании свидетельствуют о влиянии арабского зодчества. В романской архитектуре Италии ощущаются традиции древнего классического зодчества. Разнообразием отличается скульптура романских тимпанов: тимпаны «Страшный суд» собора Сен Лазар в Отене, «Христос во славе» собора Нотр-Дам в Шартре. Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала – замка. К концу X века сложился тип укрепленного жилища в виде донжона. Донжон (фр.) – самая высокая и массивная башня (четырехугольная или круглая в плане) феодального замка XI - XII веков, размещенная отдельно на территории его двора. Служила убежищем для владельца замка и его семьи при взятии противником оборонительных стен. Один из самых известных донжонов – «Белая башня» замка Тауэр в Лондоне (ок. 1078-1085). В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включающие храмы, сакристии, трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие помещения; все основные здания группировались вокруг клуатра – внутреннего двора. Монастырские комплексы оказывали прямое воздействие и на градостроительную структуру, особенно если возводились на территории старых городов. Готическая архитектура. Термин «готика» (ит. букв. – «готский», то есть «варварский», связанный с германским племенем готов, нанесших смертельный удар Римской империи). Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство XII-XIV веков стали называть готикой (грубым, варварским), но готы не имели к нему никакого отношения. Готическое строительство во многом отличается от романского. Сменив романский стиль, готика унаследовала и во многом развила религиозно-культовый иерархический характер, иррационализм и символико-аллегорический тип мышления. Вместе с тем готика развивалась в новых условиях формирования национальных государств, стремительного роста городов и бурного развития городской жизни, торговли и ремесел. Рост городского населения привел к значительному увеличению размеров сооружений, следовательно, и к повышению стоимости. Отсюда – стремление зодчих экономить средства, материалы, труд строителей, в то же время добиваясь совершенствования конструктивного решения здания. Ведущая роль в строительстве остается за архитектурными школами Франции. Самым значительным достижением готической архитектуры является городской собор; определяя силуэт средневекового города, его «лицо», систему застройки, собор самым активным участвовал в его культурной и общественной жизни. Во Франции – соборы Нотр-Дам да Пари, в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбурге; в Германии – в Кёльне, Ульме; в Англии – Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Кентербери, в Уэльсе, в Испании – собор в Бургосе (XIII-XIV вв.), в Чехии – собор св. Вита в Праге (XIV-XIX вв.). Тектонические особенности и формообразование. Отличительную особенность сооружений этого времени представляет каркасная, облегченная конструктивная система. Основные элементы готического каркаса: нервюры – арочные ребра сводов, вертикальные опоры сводов, контрфорсы, вынесенные наружу, и аркбутаны – наклонные элементы в виде полуарок. Нервюры готического здания – это появившееся уже в поздний романский период каменные гурты крестового свода. Контрфорсы имеют прямое конструктивное значение, так как сдерживают боковой распор сводов, передаваемый на контрфорсы аркбутанами. Появление в готической архитектуре контрфорсов, украшенных пинаклями и фиалами, и аркбутанов, по ребрам которых располагались ажурные каменные листья – крабы, фронтонов и башенок над порталами и окнами – вимпергов придавало соборам легкую ажурную структуру при сохранении общего монументального впечатления. Характерная черта готической архитектуры – арка стрельчатой формы. Стрельчатая форма, бесконечно повторяющаяся в рисунке сводов дверей, окон, в различных архитектурных украшениях, сообщает готическому собору легкость и энергичность, соответствует ясно выраженным вертикальным ритмам. Выдающимся памятником ранней готики стал собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари), постройка которого началась в 1163 году и закончилась к середине XIV века (грандиозный пятинефный собор, длина 129 м, высота среднего нефа 32,5 м, башен – 69 м). Реймский собор (XIII век) – один из наиболее ярких примеров, в котором готическая конструкция сочетается с чрезвычайно богатой пластикой (длина без капеля 124 м, высота среднего нефа – 38 м). Во внешнем облике Реймского собора отразились отличительные признаки, типичные и для других готических соборов: фасад четко делится на три части по горизонтали, причем из боковых частей которого вырастают огромные башни; на три части членится соборный фасад и по высоте; в нижнем ярусе – три перспективных стрельчатых портала, увенчанных треугольными фронтонами-вимпергами; во втором ярусе в центре – круглое окно-витраж, «роза», третий ярус образует «галерея королей», состоящая из ряда ниш со статуями королей Франции. Рождается новая концепция синтеза искусств: скульптура, монументальная живопись усиливали эмоциональность и зрелищность готической архитектуры. Основное художественное средство в решении внутреннего пространства – огромные окна-витражи, занимающие большую часть общей поверхности наружных стен. Они сплошь покрыты цветными стеклами различных оттенков, при этом преобладали синий и пурпурно-красный цвета, составляющими тематические сцены и орнаментальные мотивы. Интерьер готического собора представляет иллюзию бесконечного пространства. В период поздней готики особенно интенсивно развивалась городская гражданская архитектура: ратуши, торговые ряды, городские башни, жилые дома. Поздняя готика вместе с усложнением и подчеркнутым вертикализмом декора («пламенеющая готика», «перпендикулярный стиль») вносит в архитектуру новые черты индивидуальности и светской нарядности – характерно распространение капелл и приходских, зальных церквей. К исходу готической эпохи усиливается дифференциация региональных школ: северная, в том числе кирпичная готика, итальянская, английская и другие. В XV-XVI веках готика сменяется архитектурой Возрождения, но её черты долго удерживаются в архитектуре Англии, Германии; романизм возродил интерес к готической культуре, что найдет проявление в псевдоготике, неоготике.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: В 2 т. – М., 1979.

2. Всемирная история архитектуры. – Л., М., 1966. – Т. 3, 4.

3. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – Москва: БММ АО, 2005.

Дополнительная литература

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

2. Брунов Н.И. Пропорции античной и средневековой архитектуры. – М., 1936.

3. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: