МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ




 

Приступая к изучению данного курса необходимо ознакомиться с его содержанием, целями и задачами (см. Пояснительную записку).

При подготовке к лекционным и семинарским занятиям важно обратить внимание на указания и индивидуальные задания преподавателя. Самостоятельно изучается рекомендуемая литература, проводится работа с литературными фондами и электронными источниками информации.

Для подготовки к лекциям и семинарам, зачету студентам может быть рекомендовано использование «Практикума по истории образования и педагогической мысли» (Авт.-сост. Валиахметова Н.Р. – Казань, 2006).

Баллы за посещение лекций зачисляются только при наличии конспекта. Студентам может быть предложено и самостоятельное составление опорного конспекта.

Рекомендации для составления опорного конспекта:

Целями выполнения опорного конспекта являются: развитие умений структурирования, обобщения, систематизации материала, выделения главного в педагогических системах, представления педагогического знания в свернутом виде, графическая культура.

Опорным конспектом выступает источник информации, где в системном, обобщенном, схематичном виде представлена структурированная характеристика рассматриваемого вопроса.

Опорный конспект выполняется студентом самостоятельно по темам лекционных занятий. Опорный конспект выполняется на стандартных листах формата A4 в объеме не более одной страницы.

В оформление опорного конспекта могут быть использованы схемы, таблицы, гравюры, фотографии, текст.

Структура опорного конспекта может варьироваться в зависимости от интересов и возможностей студентов.

В опорном конспекте по теме лекции целесообразно осветить следующие моменты:

Общая характеристика школьного дела, педагогической мысли;

Характеристика различных учебных заведений;

Видные представители педагогической мысли данной эпохи и т.д.

В опорном конспекте по педагогической деятельности педагога целесообразно отразить следующие данные:

Биографические сведения;

Основные труды (работы) педагога;

Понимание педагогом целей, содержания, форм, методов, средств обучения и (или) воспитания;

Характеристика субъектов педагогического процесса (требования к педагогу и (или) ученику);

Актуальность педагогических идей педагога.

Оценка опорного конспекта осуществляется по следующим показателям:

• творческий, нестандартный подход к оформлению, представлению опорного конспекта, освещению теоретического материала;

• степень раскрытия теоретического материала темы опорного конспекта.

При подготовке устных ответов целесообразно восполь­зоваться следующими рекомендациями:

1. Внимательно вдумавшись в вопрос, надо составить план ответа на него. Каждый пункт плана лучше всего раскрыть в виде кратких тезисов, отражая в них наиболее существенное в содержании вопроса.

2. Не следует превращать ответ в чтение подготовленных записей. Ими можно воспользоваться, но лишь для того, чтобы обеспечить связность, логическую последовательность изложения.

3. Отвечая на вопрос, важно уметь объяснить специфику исторических условий, сложившихся в стране рассматриваемый период. Затем, раскрыв объективную необходимость тех или иных просветительских реформ, показать закономерность последующего мощного развития оригинальной, самобытной зарубежной или российской культуры. Анализируя реформы, необходимо показать и негативные их последствия

4. Не следует избегать высказывания собственного понимания вопроса. Важно аргументировать свою мысль. В необходимых случаях преподаватель поможет студенту правильно разобраться в вопросе, понять свою ошибку, если она имеет место. Во всяком случае, не сама по себе ошибка в суждениях влечет за собой снижение оценки. Напротив, именно самостоятельность суждений, основанная на знании материала (учебных пособий, перво­источников, журнальных статей, монографий и др.), умение сознательно оперировать им являются главным показателем подготовленности студента по предмету. А осознать ошибку всегда поможет преподаватель. Более того, в определенных случаях студент может остаться при своем мнении, поспорить с преподавателем. Если это мнение основано на знании разных источников, в которых позиции авторов не совпадают, студент может принять точку зрения какого-то одного автора, даже если она противоречит мнению преподавателя.

5. Независимо от того, включен в вопрос первоисточник или не включен, ответ студента должен широко опираться на истори­ческие материалы, документы, произведения великих педагогов. Незнание этих источников, как правило, ведет к отрицательной оценке ответа.

6. Работая над литературой, надо иметь в виду следующее: указанные в учебно-методическом пособии названия не исчерпывают всех источников, которые студенту необходимо знать, чтобы всесторонне раскрыть вопрос.

7. Целесообразно студенту регулярно пользоваться педагогической периодикой (журналами «Педагогика», «Народное обра­зование», а также «Учительской газеты», «Первое сентября» и др.), которая окажет ему неоценимую помощь в углублении своих знаний.

Изучение дисциплины предусматривает активную работу студентов с историко-педагогическим материалом (работами педагогов, документами по школе и др.). Для углубленного знакомства с отдельными источниками и обучения работе с ними рекомендуется представить подробный конспект одной из значительных работ известного педагога по схеме: 1. Полное библиографическое описание источника и его структура. 2. Аннотация. 3. Краткая истории­ческая справка: когда, в связи с чем, с какой целью была написана данная работа. 4. Сложный план источника. 5. Краткий анализ каждой крупной части источника с определением своего отношения к высказываемым автором идеям. 6. Заключительный обобщающий вывод. Самостоятельный критический анализ первоисточников призван стимулировать развитие у студентов пе­дагогического мышления, творческого подхода к решению практических задач воспитания.

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям. Для подготовки к семинарскому занятию необходимо использовать литературу (основную и дополнительную), предложенную к теме. Изучая педагогические взгляды Я.А. Коменского, его подходы к проблемам воспитания и образования в целом, важно усвоить демократизм чешского мыслителя в области всенародного образова­ния, благодаря которому его педагогические идеи переросли рамки феодализма того времени и не утратили своей актуальности.

Знакомство с педагогической концепцией Я.А. Коменского рекомендуется начать с осмысления идеи пансофии, всеобщей мудрости и идеи общего образования. Можно с полной уверенностью констатировать, что все работы Я.А. Коменского пронизаны именно этими идеями.

Я.А. Коменский впервые в истории образования предложил стройную систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией развития человека от рождения до зрелости. Каждая ступень представляла собой одновременно и законченный период образования, и в то же время служила подготовкой к дальнейшим ступеням образования.

Не менее полезно будет остановиться на проблеме учителя. Поэтому с особой тщательностью он рассматривает вопросы, связанные с его подготовкой. Надо признать, что требования к учителю и его подготовке, выдвинутые чешским мыслителем в XVII в., не утратили своего значения и в настоящее время.

Чтобы понять дидактику Я.А. Коменского, необходимо уяснить суть принципа природосообразности и его место в ней. Я.А. Коменский был убежден, что в области воспитания действуют законы, общие для природы, и методы школьной работы должны на эти законы опираться, то есть должны быть природосообразны.

После этого можно переходить к рассмотрению так называемого «золотого правила», в котором чешский мыслитель суммировал все свои требования к организации обучения.

Особое внимание следует обратить на изучение предложенной Я.А. Коменским оригинальной дидактической системы, получившей позднее название классно-урочной и сохранившейся во многих своих чертах до настоящего времени.

В заключение нельзя обойти вниманием оригинальный подход Я.А. Коменского к проблеме дисциплины и способах ее формирования.

При подготовке к третьему семинарскому занятию необходимо учесть, что с середины XIX в. в российской педагогике больше внимания уделяется проблеме взаимосвязи воспитания и свободы человека. К ней обратился основоположник отечественной научной педагогики К.Д. Ушинский. Он признавал существование у каждого человека стремления к свободе (вырабатывается оно при самостоятельной деятельности). Признавая важную роль воспитания, призывал воспитывать его во всех отношениях, одновременно и знать его тоже во всех отношениях.

Его педагогическая антропология представляет собой поиск путей полноценного физического, рационально-эмоционального, волевого и социального развития человека с опорой на данные всего комплекса человекознания. Рассматривая первый и второй вопросы, необходимо выделить, что ядром педагогической концепции К.Д. Ушинского является идея народности, в которой он стремился отразить зависимость воспитания от культурно исторических традиций народа, особенности его национального характера.

При изложении следующего вопроса выделить такие направления, как:

а) значение труда в жизни людей;

б) характеристика физического и умственного труда;

в) средства, необходимые для привития детям любви к труду.

В понимании русского ученого педагога, труд – главный фактор воспитания, источник нравственного, умственного и физического совершенствования человека, основа человеческого сущест­вования.

Особое место в педагогическом наследии К.Д. Ушинского занимает дидактика. В обучении он видел основное средство воспитания. Основными направлениями выделить: а) критика теорий формального и материального образования; б) сущность процесса обучения; в) воспитывающий характер обучения; в) дидактические принципы; г) содержание образования; д) формы и методы обучения и требования к ним; е) проблема развития активности и самостоятельности детей в процессе обучения.

Итогом рассмотрения педагогической концепции К.Д. Ушинского должен стать вопрос об учителе, требованиях к его личности и подготовке.

Наиболее сложным является шестой вопрос, где потребуется Ваша эрудиция, Ваше знание современного образования. Для изложения данного вопроса желательно написание реферата.

Изучение модуля №1 по данной дисциплине проверяется выполнением письменных контрольных заданий.

Требования к письменным заданиям студентов: знание предмета, систематичность изложения, самостоятельность, творчес­кий характер, аргументированность позиций, открытость, критичность, дополнение собственными смыслами, представление личностной позиции.

Студенты, не набравшие необходимое количество баллов для допуска к зачету за текущую работу в семестре, имеют возможность получить дополнительные баллы через выполнение следующих видов работ:

1. Написание реферата на одну из предложенных тем (см. Темы рефератов) с целью расширения и углубления теоретических знаний по предмету и приобретение практических навыков самостоятельного нахождения, изучения и анализа различных историко-педагогических источников. Обычно реферат для выполнения требует не меньше месячного срока. План работы и ее текущий ход обсуждается с преподавателем. Кроме предложенных в списке тем рефератов, можно по согласованию предлагать и выбирать и другие темы. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носить проблемно-тематический характер.

Прежде чем выбрать тему, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить. Тема работы выбирается, с учетом личностного интереса, самостоятельно после общего знакомства с литературой по проблеме, что позволит избежать непроизводи­тельных временных затрат в связи с отсутствием достаточной источниковой базы. При затруднениях целесообразно обратиться за консультацией к преподавателю или, при отсутствии такой возможности в связи со сложившимися обстоятельствами, к библиографу любой библиотеки, тематическому каталогу (книги объединены в перечень по более дробным вопросам и временным рамкам), словарям, справочникам, энциклопедиям, летописям журнальных и газетных статей.

Следующий шаг после выбора темы – работа с историко-педагогической и, по необходимости, с другой научной литерату­рой. Эта деятельность включает в себя составление библиографии по изучаемой проблеме, аннотирование и конспектирование источников (8-10-ти). Полный список использованной литературы помещается в конце работы. После этого составляется план, который должен быть конкретным, подробным и отражать логику раскрытия темы, акцентировать внимание на главные вопросы, ответ на которые и составит содержание работы. В процессе изложения материала и при использовании новых источников план может корректироваться, меняя свой первоначальный вид. Однако общие требования к нему остаются неизменными.

Объем реферата составляет 15-20 страниц печатного текста, оформленного по правилам, предъявляемым к такому виду работ в высших учебных заведениях. Он состоит из следующих структурных единиц.

Введение – здесь отмечается актуальность проблемы, т.е. ответ на вопрос – почему выбрана эта тема в качестве самостоятельного сочинения? Например: вызвала интерес своей необычностью, слабо разработана другими авторами, много противоречивых суждений, связана с будущей специальностью; историография проблемы – дается краткая характеристика литературы, использованной для написания работы; задачи реферата – перечисляются основные направления, в рамках которых будет раскрыта тема т. е., что конкретно хотите проанализировать и рассказать.

Основная часть работы может состоять из отдельных глав, разделенных на параграфы или просто отдельных частей, посвященных анализу выбранной темы. В основном содержании работы автор должен показать развитость своего историко-педагогического и аналитического мышления, умелое интерпретирование теоретическими и статистическими данными, способность отделять главное от второстепенного и осуществлять самостоятельные обобще­ния.

Заключение – в нем делаются выводы, к которым Вы пришли в результате рассмотрения проблемы, высказывается собственное отношение к изученному материалу.

Список используемых источников – перечисляются все книги, журнальные статьи, используемые для написания работы. В завершении реферата необходимо сделать наиболее общие обстоятельные выводы по всей теме и высказать собственное отношение к изученному материалу.

2. Самостоятельное составление кроссвордов (в объеме 20 слов – 5 баллов, 40 слов – 10 баллов)

3. Разработка наглядных пособий (презентация), где оценивается степень разработанности (полнота, системность, логичность, хронологичность представления материалов, отсутствие смысловых ошибок) и оформление (компоновка, цветовое решение, выполнение (решение) «зрительного эффекта»).

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

 

1. Изучение и конспектирование рекомендуемой литературы.

2. Подготовка докладов к семинарским занятиям.

3. Написание реферата.

4. Написание мини сочинений.

5. Подготовка к зачету.

 

ФОРМЫКОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

 

1. Выступления на семинарских занятиях.

2. Индивидуальные беседы и консультации.

3. Защита сочинений и рефератов.

4. Проверка тетрадей.

5. Итоговое собеседование.

 

СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КУРСА

 

1. Использование воспитательного потенциала содержания и методики проведения лекционных занятий.

2. Развитие творческой активности студентов при подготовке к семинарским занятиям. Дискуссионные формы обсуждения поставленных вопросов.

3. Учет посещаемости занятий студентами и отработка ими пропущеных.

4. Расширение внеаудиторных форм занятий со студентами.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРИСЕМЕСТРОВЫХ И ПРОМЕЖУТОЧНЫХ АТТЕСТАЦИЙ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: