Тема 15 Архитектура России XIX века (1 час)




План лекции

1. Высокий классицизм

2. Творчество выдающихся мастеров

3. Переход от позднего классицизма к эклектике

4. Русско-византийский стиль

5. Интерпретация исторических стилей в творчестве А.И. Штакеншнейдера

6. Псевдорусский стиль

Краткое содержание

Высокий классицизм в русской архитектуре и его выдающиеся представители. Воронихин Андрей Никифорович (1759 – 1814), вышел из семьи крепостных, дворовых графа А. Строганова; в 1786 году получил вольную, но остался в доме Строгановых в качестве «домашнего живописца». Жил в Женеве и Париже, где изучал архитектуру, механику, математику и естественные науки вместе с сыном графа Павлом Строгановым. Крупные работы Воронихина: отделка интерьеров дворца Строгановых, создание галереи в Петергофе, строительство Казанского собора, ставшего главным делом его жизни. Всем сооружениям Воронихина, выполненных в лучших традициях русского классицизма (ампира) с применением новых, облегченных конструкций и естественных строительных материалов, присуща большая архитектурно-художественная выразительность, достигаемая ясностью пространственной композиции, контрастами больших гладких плоскостей стен с колоннадами, скульптурой и крупным сочным орнаментом. Захаров Андреян Дмитриевич (1762 – 1811), занимался перестройкой здания Адмиралтейства в Петербурге, построенного первоначально И.К. Коробовым. Тома де Томон Жан-Франсуа (1759 – 1813), русский архитектор французского происхождения, создатель Биржи в Санкт-Петербурге; это сооружение стало главной работой зодчего, создавшего неповторимый ансамбль Стрелки Васильевского острова; ансамбль включает здание Биржи, две ростральные колонны и полукруглую площадь, ограниченную гранитной набережной со спуском к Неве; чеканно-строгое, в формах дорической архитектуры, здание Биржи выполнено с безошибочным чувством пропорций. Клейн Роман (Роберт) Иванович (1858 – 1924), главной постройкой стало здание Музея изящных искусств в Москве (1898 – 1912). Сооружения Клейна, в которые он внес форму модернизированной классики, отличаются высоким качеством исполнения. Бове Осип (Иосиф) Иванович (1784 – 1834), родился в Петербурге в семье итальянского художника Винченцо Джованни Бова. Крупнейшей работой Бове стала постройка здания Большого театра в Москве, которое увенчало распланированную архитектором в духе классицистических ансамблей Театральную площадь; им же был спланирован Александровский сад. В 1824 – 1834 годах архитектором были созданы Триумфальные ворота в Москве, воздвигнутые в память Отечественной войны 1812 года. Жилярди Дементий (Доминико) Иванович (1795 – 1845), выдающийся представитель семьи швейцарских зодчих, работавших в России на рубеже XVIII – XIX веков. Талант зодчего раскрылся уже в первой значительной работе – восстановлении в 1817 году здания Московского университета (ныне старое здание университета); в архитектуре университета с его тяжелым греко-дорическим портиком, примыкающим к стене, и невысоким куполом над ним выявились основные черты почерка архитектора. Росси Карл Иванович (1775 – 1849), мастер архитектурного ансамбля эпохи позднего классицизма. Грандиозные планировочные работы Росси: Михайловский дворец и Михайловская площадь (1819 – 1825) – ныне ансамбль Русского музея; ансамбль Главного штаба и Триумфальный въезд на Дворцовую площадь; Александринский театр, ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина (театр был выстроен целиком из несгораемых материалов); улица Росси в Санкт-Петербурге. Петербургский ансамбль отличается грандиозным размахом, ясностью объемно-пространственной композиции, разнообразием и органичностью решений. К. Росси был тонким мастером интерьера, много работал в области прикладного искусства.

Монферран Август Луи Леже Рикар де (1786 – 1858), знаменитый французский архитектор, декоратор и рисовальщик, работал в России; его творчество знаменует переход от позднего классицизма к эклектике. Для участия в конкурсе на проект собора Исаакия Далматского подготовил свыше сорока вариантов проекта в китайском, индийском, готическом, византийском и греческом стилях; в 1818 году проект был утвержден; предлагались новые технические приемы: установка колонн Исаакиевского собора была для своего времени чудом строительной техники (время их установки составляло 40 – 45 минут). Приобрел известность как автор Александровской колонны на Дворцовой площади. Синтез искусств в Исаакиевском соборе: фронтоны, фигуры апостолов и евангелистов; отделочные работы (скульпторы И. Витали, П. Клодт, С. Пименов; художники К. Брюллов, Ф. Бруни, И. Басин).

Тон Константин Андреевич (1794 – 1881), родоначальник «русско-византийского стиля». Именно культовые постройки определяют вклад зодчего в русскую архитектуру: церкви Петра и Павла в Петергофе, Академии художеств, Екатерины в Царском селе и др. С 1839 года Тон становится главным строителем храма Христа Спасителя в Москве (1839 – 1883).

Штакеншнейдер Андрей Иванович (1802 – 1865) – выдающийся русский архитектор, виртуозно владеющий интерпретацией стилей Возрождения и барокко: Мариинский дворец, Николаевский дворец в Петербурге, Царицын павильон в Петергофе (неоримский стиль), Розовый павильон в Петергофе (неогрек).

В пореформенное время, с 1860-х годов, в результате усиления капиталистических отношений увеличивался рост городов, крупных центров. Особое распространение в это время приобрели доходные жилые дома, здания банков и контор; были созданы и целостные архитектурные ансамбли. Среди русских архитекторов этого периода было немало выдающихся мастеров, в произведениях которых рациональность планировочных и конструктивных решений сочеталась с умелым использованием мотивов исторических стилей. В.А. Шретер – архитектор ряда крупных театральных зданий; перестроил Мариинский театр (ныне Академический театр оперы и балета в Санкт-Петербурге); разработал «неоренессансный» фасад этого здания. «Национальный стиль». В.А. Гартман и И.П. Ропет: здание Русского отдела на Всемирной парижской выставке 1878 года, подражавшее деревянным постройкам XVI – XVII веков. В.О. Шервуд: Исторический музей в Москве (1875). А.А. Парланд: Храм Воскресения «на крови» в Петербурге (1880 – 1890-е годы). А.Н. Померанцев. Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве, ныне ГУМ (1889 – 1892) и др. Технические нововведения в строительной практике и возникновение новых типов сооружений.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Всеобщая история архитектуры: Учеб. пособие для архит. вузов и факультетов / Под ред. Б.П.Михайлова. – М., 1958. – Т. 1; 1963. – Т. 2.

2. Всемирная история архитектуры. – М, 1968. – Т. 6,10

Дополнительная литература

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. пособие. – М., 1983.

2. Бархин М.Г. Метод работы зодчего. – Москва, 1980.

3. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.

4. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – Л., 1984.

5. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – Москва, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: