Анатомо-физиологическая характеристика челюстно-лицевой области




Методические рекомендации

Для практических занятий

Лексическая тема: Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области.

Грамматическая тема: План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.

 

Курс: 1

Дисциплина: русский язык

 

Составитель: к.п.н.,доц. Озекбаева Н.А.

 

2015.

 

I. Лексическая тема: Анатомо-физиологические особенности челюстно-лицевой области.

Грамматическая тема: План и его составление в научной сфере. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи.

 

II. Цель: сформировать и развить навыки составления планов как средства самоконтроля и самооценки субъекта речи.

III. Задачи обучения:

· Когнитивно-языковая компетенция: сформировать и развить умение составлять план к тексту по специальности.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки использования плана для последовательного изложения научного текста.

IV. Основные вопросы темы:

1. Что такое план?

2. Виды плана и их особенности: простые и сложные, тематический, назывной, вопросный, тезисный

V. Методы обучения:

· Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

· Наглядный: применение опорных таблиц.

· Инновационный: кластерный метод.

  • Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций.

VI. Задания по теме.

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Запишите определения ключевых терминов. Для чего нужно составлять план? Составьте синквейн к слову план, используя полученную информацию.

 

План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо (план доклада, выступления). Составление плана помогает коротко вести записи, последовательно излагать мысли, соблюдать смысловую связь, переходы от одной части высказывания к другой.

Алгоритм работы над планом:

1.Первичное чтение текста (книги, статьи).

2.Деление прочитанного текста на смысловые части.

3.Озаглавливание составных частей.

Планы бывают простые и сложные. Простой план состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий, которые отражают основную мысль главы, параграфа и части выступления. Сложный план включает пункты и подпункты, дополняющие или раскрывающие смысл основного пункта. К тексту, сложному по смысловой структуре, может быть составлен сложный план. В сложном плане главные части (они обычно обозначаются римскими цифрами) делятся в свою очередь на ряд дополнительных (они обычно обозначаются арабскими цифрами и буквами). При записи сложного плана целесообразно пользоваться следующей схемой.

I. …………………………..

1. ………………………….

а) …………………..

б) …………………..

 

2. ………………………….

а) …………………..

б) …………………..

Выделяют вопросный, назывной и тезисный планы.

Вопросный план – это план, в котором все пункты оформлены с помощью вопросительных предложений. Такой план позволяет акцентировать внимание на информативных центрах текста. При составлении вопросного плана используются вопросительные слова (какой, каков, почему, как, где и т.д.). Например:

1. Как называется наука о взаимоотношениях врача и больного?

2. Что включает в себя медицинская деонтология?

3. С чем неразрывно связана врачебная работа?

Назывной план – это план, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста. Например:

1. Наука о взаимоотношениях врача и больного.

2. Совокупность этических норм.

3. Связь врачебной работы с исследовательской.

Тезисный план – это план, в котором каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передаёт основную мысль составной части текста. Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца. Например:

1. Деонтология – наука взаимоотношений врача и больного.

2. Совокупность этических норм выполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками.

Ценность плана в том, что он раскрывает построение произведения, позволяет проследить за ходом мыслей автора и их последовательностью. Составление плана помогает выработать умение сжато, кратко записывать, последовательно излагать свои мысли, мобилизовать внимание, быстро восстановить в памяти прочитанное. Умение составлять план необходимо при чтении и анализа литературы, при подготовке докладов, сообщений, выступлений по научно-исследовательской работе.

Задание 2. Прочитайте данное высказывание. Сформулируйте тему и основную мысль цитаты. Выпишите ключевые слова.

 

Первым учителем в медицине являются тело и материя природы. Они обучают и показывают: по ним можно изучать, у них учиться, у себя самого ты не можешь, так как твоя собственная фантазия есть только совращение истины; не из умозрительных теорий должна проистекать практическая медицина, а из практики должна исходить теория. Чтение книг еще никого не сделало врачом; его создает практика и только она. Ведь одно лишь чтение – это скамеечка, метелка практики. Твоими глазами должны быть глаза опыта. (Парацельс)

А – Я

Челюсть – костная основа центрального и нижнего отделов лица у человека, лицевой части животного; орган захватывания пищи у ряда животных.

Резцы – парные плоские передние зубы.

Подбородок – округлость, закрывающая на лице переднюю часть нижней челюсти.

Десны – слизистая оболочка, покрывающая края челюстей.

Висок, височный – часть черепа от уха до лба.

Конфигурация – внешнее очертание, а также взаимное расположение предметов или их частей.

Мимика, мимический – движения лица, выражающие внутренне душевное состояние.

Скулы – парная лицевая кость под глазницей, а также соответствующее место на лице под глазом.

Нёбо, нёбный – верхняя стенка ротовой полости.

Задание 3. Прочитайте текст. Подберите свой заголовок к нему. Составьте простой вопросный план. Трансформируйте вопросный план в назывной. Запишите оба плана.

Анатомо-физиологическая характеристика челюстно-лицевой области

Двигательную часть жевательного аппарата составляют нижняя и верхняя челюсти, суставы и мышцы. Челюстные кости с прилегающими к ним костями черепа (височная, скуловая, небная и др.) образуют скелет жевательного аппарата.

Движения нижней челюстью осуществляются благодаря особому строению височно-нижнечелюстных суставов. Височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС) выполняет как скользящие, так и шарнирные движения. С функцией этого сустава связаны два основных состояния биомеханики жевательного аппарата: артикуляция и окклюзия. Сустав имеет межсуставной хрящ (диск), который разделяет суставную полость на две части, что обеспечивает комбинированное (поступательное и вращательное) движение суставной головки.

Функции жевательного аппарата — жевание, глотание, речь, дыхание — обеспечиваются его активной частью, т.е. мышцами. Следует различать мимическую и жевательную мускулатуру.

Жевательные мышцы подразделяются на три группы:

• Мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Они составляют три пары (височная, жевательная и медиальная крыловидная мышцы), каждая из которых имеет свою функцию. При преобладающих, например при вертикальных движениях нижней челюсти, большая нагрузка приходится на височную мышцу, при боковых размалывающих движениях—на жевательную и медиальную крыловидную мышцы.

• Мышцы, опускающие нижнюю челюсть (подбородочно-подъязычная, челюстно-подъязычная и переднее брюшко двубрюшной мышцы). Особенность их заключается в том, что они прикрепляются к двум подвижным костям (к нижней челюсти и подъязычной кости). Функция этих мышц может проявляться только в сочетании с мышцами шеи, расположенными ниже подъязычной кости. Эти мышцы участвуют в акте глотания.

• Латеральная крыловидная мышца, которая обусловливает горизонтальные движения нижней челюсти (сагиттальные и боковые).

 

Задание 4. Прочитайте текст. Какую новую информацию вы получили? Разделите текст на смысловые части. Определите ключевые слова каждой части. Выпишите названия болезней. Составьте к тексту сложный тезисный план и запишите его. Подготовьте пересказ текста, опираясь на составленный план.

 

Мимические мышцы определяют конфигурацию губ, отчасти ноздрей, век, форму и направление естественных и приобретенных (индивидуальных) борозд и складок кожи (носогубная складка, подбородочно-губная борозда, морщинистость лба, шек и др.). От функции мимической мускулатуры зависят подвижность и выразительность лица.

В центре мимической мускулатуры находится круговая мышца рта. Кзади от углов рта круговая мышца переходит в щечную мышцу, сплетаясь с ее волокнами. Двустороннее сокращение щечной мышцы оттягивает углы рта кзади, несколько растягивая их.

Функция круговой мышцы заключается в замыкании и размыкании ротовой щели, осуществлении сосания, жевания, глотания и речи. Эти функции выполняются также при действии других мимических мышц, начинающихся на передней поверхности верхней челюсти, скуловой кости, на подбородочной части нижней челюсти и вплетающихся в кожу губ и волокна круговой мышцы рта.

К этой группе относятся:

• мышца, поднимающая верхнюю губу, которая при одностороннем сокращении поднимает носогубную складку, а при двустороннем сокращении свободный край верхней губы принимает форму трапеции;

• скуловые мышцы (большая и малая) и мышца, поднимающая утлы рта;

• резцовая мышца губы — способствует подтягиванию углов рта кнутри и кверху;

• мышца смеха — участвует в оттягивании углов рта кнаружи;

• мышца, опускающая углы рта, оттягивает углы рта книзу и способствует смыканию рта (оттягивает верхнюю губу книзу);

• мышца, опускающая нижнюю губу, оттягивает нижнюю губу книзу и кнаружи, способствует выдвижению нижней губы вперед и втягиванию углов рта к низу и к нутри.

Мощный мышечный массив представляет язык, который своими движениями производит изнутри определенное давление на альвеолярные отростки. При слаборазвитой круговой мышце рта противодавление отсутствует, и альвеолярные отростки с фронтальными зубами выдвигаются вперед.

Из приведенного обзора анатомии и функции мимических мышц видно, что при травматических повреждениях или воспалительных процессах нарушается функция жевания, глотания и речи.

 

Задание 5. Прочитайте и озаглавьте текст. О чем вы узнали? Задайте друг другу вопросы по содержанию текста. Составьте к тексту простой назывной план.

 

По форме и функции различают резцы, клыки, малые коренные и большие коренные зубы. У каждого зуба имеются выступающая над десной коронка, охваченная десной шейка и находящийся в зубной лунке корень. Большинство зубов имеют только один корень, некоторые - два или три.

Основная масса зуба образована дентином. В области коронки дентин покрыт эмалью, а в области шейки и корня - цементом. Внутри зуба имеется полость, состоящая из полости коронки, переходящей в узкий канал корня зуба, который открывается отверстием на верхушке.

Через это отверстие в полость зуба, содержащую пульпу, проходят сосуды и нервы. Корень зуба окружен соединительнотканным периодонтом, фиксирующим зуб в зубной альвеоле.

У человека зубы прорезываются в два периода. У новорожденного зубов нет. В первый период (от 6 мес. до 2 лет) появляются 20 молочных зубов - по 10 на каждой челюсти. Во второй период (от 6-7 до 20 и даже 30 лет) вырастают 32 постоянных зуба. Так называемый зуб мудрости появляется не у всех, либо прорезается не полностью. Это связано с индивидуальными особенностями развития человека.

 

Задание 6. Прочитайте текст и озаглавьте его. Ознакомьтесь с вопросным планом к нему. Выпишите ключевые слова. Восстановите основное информативное содержание текста, опираясь на них и на план. Запишите полученный вариант текста.

Многим из нас знакомы проблемы, связанные с зубами мудрости. В процессе роста зачастую они доставляют боль и дискомфорт. Но зачем природа нас так мучает? Все просто. Раньше зубы мудрости были такими же «рядовыми» зубами как и все остальные. Но за последнюю тысячу лет длина нижней челюсти человека сократилась примерно на 10 миллиметров. Это произошло из-за того, что человек стал потреблять более мягкую пищу (приготовление пищи на огне, а не сыроедение). Таким образом, потребность в столь длинном зубном ряду отпала. Однако количество зубных зачатков осталось прежним, именно поэтому зубам мудрости не хватает места и при росте они доставляют боль. Также из-за нехватки места зубы мудрости зачастую растут криво, что влечет за собой их скорое удаление.

 

План:

1. Какие проблемы вызывает зуб мудрости?

2. Какие изменения произошли во рту человека за последнюю тысячу лет?

3. Чему подвергается зуб мудрости?

 

Задание 7. Разделитесь на микрогруппы. Каждая микрогруппа должна прочитать текст и самостоятельно составить любой вид плана к прочитанному тексту. Теперь сравните полученные планы и запишите наиболее оптимальный вариант плана.

 

У взрослого человека – 32 зуба: по 16 в верхней и нижней челюсти. Посредине челюстей расположены резцы – их всего 8. Резцами мы как бы разрезаем пищу. Справа и слева от резцов, по одному с каждой стороны, находятся остроконечные клыки, которые вместе с расположенными рядом малыми коренными зубами раздавливают пищу. Затем более мощные коренные зубы размалывают пищу. Поэтому они называются молярами (лат. «жернова»). Самые последние моляры называются зубами мудрости. Все 32 зуба имеют одинаковое анатомическое строение. Каждый зуб состоит из коронки, выступающей в полости рта, и корня, находящегося в костной ячейке (лунке) челюсти. Грань между коронкой и корнем называется шейкой зуба. Снаружи зуб покрыт самой твердой тканью нашего тела – эмалью. Основная масса коронки зуба и корня зуба состоит из дентина – костного вещества, пропитанного солями кальция. Дентин содержит 70% неорганических веществ и пронизан мельчайшими канальцами, в которых находятся питающие волокна и нервные окончания. В 1 кв. мм дентина располагается до 75 000 таких канальцев.

Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости и состоит из дентина, который, в свою очередь, снаружи покрыт более мягкой тканью – цементом (46% неорганических соединений). Между корнем и альвеолой (лункой) имеется узкое, щелевидное пространство, заполненное соединительной тканью. Это – периодонт зуба. Волокна периодонта вплетаются своими концами в цемент корня и костную ткань ячейки и, таким образом, укрепляют зуб в альвеолярном отростке челюстей. Из стенок альвеолы в периодонт проникают кровеносные сосуды, питающие ткани зуба, проходят нервные волокна.

В середине каждого зуба имеется полость, которая переходит в узкий канал, заканчивающийся отверстием на верхушке корня.

В этой полости коронки зуба находится мякоть – пульпа зуба, которая питает ткани зуба. Пульпа зуба соединена с остальными тканями челюсти нервно-сосудистым пучком, который проходит через отверстие в верхушке корня зуба. Между корнем и коронкой зуба располагается шейка зуба, покрытая цементом, и сверху прикрытая десневым краем.

На каждой челюсти различают следующие зубы: резцы (центральные и боковые), клыки, малые коренные зубы и большие коренные зубы.

 

Задание 8. Продолжите трансформирование вопросного плана в назывной.

 

Вопросный план текста Назывной план текста
1.Сколько зубов у человека? 1.Количество зубов у человека.
2.Из чего состоит зуб? 2.Строение зуба.
3. ……………………………………… 3. ………………………………
4. ……………………………………… 4. ……………………………….
5. ……………………………………… 5. ………………………………

 

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

· краткая программа какого-нибудь изложения

· план, который состоит из перечня основных пунктов

· план, который включает пункты и подпункты, дополняющие или раскрывающие смысл основного пункта

· план, где все пункты представлены назывными предложениями и фиксируют информативные центры текста

· план, в котором все пункты оформлены с помощью вопросительных предложений

· план, в котором каждый пункт плана представлен двусоставным предложением и передаёт основную мысль составной части текста

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: