Контрольные задания для СРС (тема 19)




Архитектурные принципы европейского модерна

Национальные разновидности модерна

«Венский сецессион» – объединение художников и архитекторов

Архитектурное творчество Виктора Орта, Хенри ван де Велде, Чарлза Макинтоша, Антонио Гауди, Отто Вагнера и др.

П. Беренс и немецкий «Веркбунд»

Архитектурное творчество О. Перре

Архитектурное творчество Х. П. Берлаге

 

 

Тема 20 Архитектура России рубежа XIX – XX веков. Архитектура русского модерна (1 час)

План лекции:

1. Стиль модерн как идеальная модель синтеза искусств

2. Выдающиеся мастера русского модерна

Краткое содержание

Стиль модерн как идеальная модель синтеза искусств. Ф.О. Шехтелъ, Л.Н. Кекушев, Ф.И. Лидваль, А.И. Гоген, Г.В. Барановский, В.Ф. Валькотт – крупнейшие представители русского модерна. Воздействие на процесс формообразования в архитектуре модерна системы художественных принципов изобразительного искусства и прикладных искусств. Шехтель Федор (Франц) Осипович (1859 – 1926), русский архитектор, крупнейший представитель стиля модерн, лидер московского модерна. В начале своего творческого пути Шехтель отдал дань ретроспективизму, искусно оперируя готической архитектурой (особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве, 1893 – 1898 гг.). Самым характерным произведением Шехтеля в стиле модерн общепризнан особняк С.П. Рябушинского (1900 – 1902), явившийся своеобразным «архитектурным манифестом», провозгласившим новый стиль архитектуры – модерн. «Неорусский» («национальный») вариант модерна. Примером национально-романтического направления в Москве является Ярославский вокзал (1902), где ощущается влияние северного народного зодчества. К московским постройкам модерна Шехтеля относятся также сооружения самого различного назначения: особняки, доходные и банкирские дома, типография. Все они отличаются исключительной простотой архитектурных образов, что отражает авторское понимание красоты как выражение полезности. Важными и для творчества Шехтеля, и для характеристики московского модерна являются интерьеры Художественного театра (1902, фасад осуществлен не был), в которых автор показал возможность эмоционального воздействия с помощью самых простых декоративных средств. Значительным произведением раннего модерна является гостиница «Метрополь» (1899 – 1903, арх. В.Ф. Валькот). Кекушев Лев Николаевич (1863 – 1917). В 1897 году становится московским губернским архитектором. Московский период был особенно плодотворным для творчества архитектора, когда он возвел свои самые известные постройки, вызвавшие множество подражаний. К ним относятся: особняки Кекушевой, И. Миндовского, дома Листа, Исакова, доходный дом Кекушевой, богадельня И. Геер.

Наиболее видными представителями модерна в Петербурге были Ф.И. Лидваль, А.И. Гоген, Н.В. Васильев, П.Ю. Сюзор, Г.В. Барановский, Л.Н. Бенуа.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Гл ред. Н.В.Баранов. – М., 1970 – 1977

2. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – Москва: БММ АО, 2005.

3. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – Л., 1984.

Дополнительная литература

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

2. Комарова И.И. Архитекторы. 300 биографий: Краткий биографический словарь. – М., 2000.

3. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.

4. Фремптон К. Современная архитектура. Критическая история. – Москва, 1986.

5. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.

 

Контрольные вопросы для СРС (тема 20)

Архитектура русского модерна

Стиль модерн как идеальная модель синтеза искусств

Творчество выдающихся мастеров русского модерна Ф.О. Шехтеля, Л.Н. Кекушева, Ф.И. Лидваля, А.И. Гогена, Г.В. Барановского, В.Ф. Валькотта

Тема 21 Архитектура России рубежа XIX – XX веков. Ретроспективизм ХХ века –

«неорусский» стиль и неоклассицизм (1 час)

План лекции

1. Неорусский стиль

2. Неоклассицизм

 

Краткое содержание

Неорусское направление представляли архитекторы В.А.Покровский (1871 – 1931), А.В.Щусев (1878 – 1949). Их вдохновляло прежде всего монументальная архитектура русского средневековья Пскова, Новгорода и зодчество Москвы ХVI – ХVII вв.

Щусев Алексей Викторович – выдающийся русский советский архитектор, обращался к традициям русского средневекового зодчества и к классическому наследию. Родился в Кишиневе, окончил Петербургскую академию художеств (1891 – 1897) по классу Г.Котова и Л.Бенуа. По окончании Академии командирован в Австрию, Англию, Бельгию, Италию, Тунис, Францию. Первая самостоятельная работа – проект иконостаса Успенского собора Киево-Печерской лавры. В 1901 году определен в канцелярию Св. Синода сверх штата; с 1910 года причислен к канцелярии обер-прокурора Св. Синода. В 1910 году присвоено звание академика. Строительство известных культовых сооружений в формах национального возрождения принесло большую известность архитектору (Марфо-Мариинская обитель и др.). С 1913 года работал в Москве, заканчивал строительство Марфо-Мариинской больницы – одного из самых блестящих сооружений мастера. В 1911 году стал победителем конкурса на проект Казанского вокзала в Москве и ему было поручено возглавить это строительство.

Неоклассицизм в русской архитектуре. Выдающими представителями неоклассицистического направления в 1910-х годах были Щуко Владимир Алексеевич, Фомин Иван Александрович, Жолтовский Иван Владиславович. Эти зодчие в России заняли ведущее место, доказывая своим творчеством жизнеустойчивость художественных традиций и форм. Архитекторы-неоклассицисты помимо глубокого знания русской архитектуры, особенно классицизма, специально изучали его античные истоки и методы их преломления в творчестве мастеров итальянского Возрождения, в частности А.Палладио. В некоторых произведениях И.В.Жолтовского, В.А.Щуко, И.А.Фомина отчетливо прослеживается палладианская интерпретация античных форм и ордеров. Наиболее характерными примерами являются доходные дома, выстроенные ими в 1910-х годах, фасады которых во многом воспроизводят палладианские композиции фасадов дворцов в Виченце: особняк Тарасова в Москве, арх. И.В. Жолтовский; дом С.С. Абамелек-Лазарева в Петербурге, арх. И.А Фомин и др.

Щуко Владимир Алексеевич (1878 – 1939), знаменитый русский архитектор. Родился в Берлине в семье офицера, окончил Петербургскую академию художеств, где учился у Л.Бенуа. Во время обучения делал обмеры архитектурных памятников Пскова, Новгорода, Ростова Великого. По окончании академии был направлен в пансионерскую поездку в Рим, Афины, Стамбул, посещает Италию. Строит несколько загородных домов, где очевиден переход к неоклассицизму. Настоящим творческим открытием архитектора было проектирование и строительство двух доходных домов в Петербурге (1910), в которых сделал попытку соединить традиционную ренессансную схему фасада со структурой многоэтажного жилого дома. В одном из домов Щуко впервые применил «колоссальный» ордер – прием, доведенный до логического завершения И.Жолтовским в доме на Моховой в Москве. В 1911 году удостоен звания академика архитектуры.

Фомин Иван Александрович (1872 – 1936), русский архитектор. Родился в Орле. После окончания гимназии (Рига) и трех курсов математического факультета Московского университета поступил (со второй попытки) в Петербургскую академию художеств. В 1897 году за участие в студенческих беспорядках его исключают из Академии и он переезжает в Москву, где работает помощником у ряда архитекторов, в том числе у Ф.Шехтеля. Лишь в 1905 году Фомин, будучи замечен в архитектурных кругах, возвращается в Академию и выполняет дипломный проект «Курзал на Минеральных водах» по классу профессора Л.Бенуа. Участвует в создании «Истории русского искусства» вместе с И.И.Грабарем; в 1911 году организуют Историческую выставку архитектуры. Одновременно работает над крупномасштабными проектами, среди которых здание Николаевского (ныне Московского) вокзала, музеи, банки (все в Петербурге), строит дом Оболенского в Финляндии, дома С.С.Абамелек-Лазарева и Половцева в Петербурге. В этих проектах и постройках Фомин активно и изобретательно использует наследие русского классицизма – как градостроительное, так и стилевое. В 1915 году удостаивается звания академика архитектуры.

Жолтовский Иван Владиславович (1867 – 1959), выдающийся русский советский архитектор. Окончил Петербургскую академию художеств в мастерской профессора О.И.Томишко. По окончании переехал в Москву, где преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, одновременно получая крупные заказы. Ежегодно ездил за границу, прежде всего в Италию. На рубеже XIX – XX веков формируется эстетическая концепция Жолтовского, связанная с его приверженностью к палладианству. Загородный дом в имении Руперт под Москвой был близок к любимым виллам А.Палладио в окрестностях Виченцы. Творчество А.Палладио не раз толкало Жолтовского на подражание. Один из ярких примеров особняк Тарасова на Спиридоновке в Москве. В 1909 году был удостоен звания академика архитектуры. В первое десятилетие ХХ века развернулась педагогическая деятельность Жолтовского, не прекращающаяся до последнего дня жизни. Так была создана «Школа Жолтовского» – явление, не имеющее аналогов в русской советской архитектуре.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. / Гл ред. Н.В.Баранов. – М., 1970 – 1977.

2. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – Москва: БММ АО, 2005.

3. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – Л., 1984.

Дополнительная литература

1. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.

2. Комарова И.И. Архитекторы. 300 биографий: Краткий биографический словарь. – М., 2000.

3. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.

4. Фремптон К. Современная архитектура. Критическая история. – Москва, 1986.

 

Контрольные вопросы для СРС (тема 21)

Характеристика неорусского направления в архитектуре. Творчество мастеров: В.А. Покровского, А.В. Щусева

Неоклассицизм в русской архитектуре. Выдающиеся представители

Творческие портреты архитекторов: В.А. Щуко, И.А. Фомина, И.В.Жолтовского

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: