Тема 23 Ле Корбюзье – крупнейший основоположник современной архитектуры (1 час)




План лекции

1. Урбанизм

2. Архитектурные достижения Ле Корбюзье

3. Пять принципов современной архитектуры

4. План «Вуазен»

5. Ле Корбюзье – теоретик

 

Краткое содержание

В 1920-х годах сложились общие принципы функционализма: практическое назначение здания определяет его план и конструкцию, в соответствии с которыми образуется его внешний облик; были выдвинуты новые принципы архитектурной практики – возведение крупных жилых комплексов на свободных территориях, зонирование территорий с выделением пространства для каждой функции (жилье, работа, отдых, транспорт), например, план «Вуазен» Ле Корбюзье; приемы и нормы планировки жилых комплексов (стандартные секции и квартиры – «минимальные квартиры», «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице и др.

Урбанизм (фр. Urbanisme, от лат. Urbanus – городской, urbs – город) – то же, что градостроительство; направление в градостроительстве XX в., рассматривавшее города как основную и характерную для современной цивилизации форму расселения; архитекторы-урбанисты (лидер – швейцарский архитектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье) разрабатывали проекты укрупненных городских структур, рассчитанные на концентрацию в них масс населения. В 1920-х гг. идеи урбанизма были популярны в Европе и Америке.

Поиски современного архитектурного образа. Ле Корбюзье, настоящее имя Шарль Эдуард Жаннере (1887 – 1965), выдающийся французский архитектор швейцарского происхождения, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер. Принадлежал к старинной семье граверов и художников. Отец его был владельцем часовой мастерской, гравером циферблатов и одним из первых альпинистов. Мать была музыкантшей. Ле Корбюзье, как и отец, тоже обучался граверному искусству. В тринадцать с половиной лет он поступил в Школу прикладных искусств в Ла-Шо-де-Фон.

Свою первую постройку он возвел в 17 лет. Это была вилла с внутренней отделкой. Ле Корбюзье много путешествовал, открывая для себя мир, побывал в Греции, Италии, Венгрии, Австрии, позже на Востоке. Учился архитектурному творчеству у И.Гоф­мана в Вене (1907), О.Перре в Париже (1908–1910), П.Беренса в Берлине (1910–1911); от последнего он почерпнул убежденность в значительной роли промышленного дизайна.

Ле Корбюзье сочетал талант архитектора и живописца; основой творчества в обеих областях является его пространственная концепция. Архитектура и живопись — это только два различных инструмента, с помощью которых он выражает одну и ту же концепцию.

Опираясь на Ле Корбюзье, можно выделить 5 принципов современной функциональной архитектуры 1920–1930-х годов: дом на столбах; сад на плоской крыше; свободный план; свободная композиция фасада; горизонтально протяженные окна («ленточное остекленение»). Основной материал – монолитный и сборный железобетон, стекло, реже – кирпич. Использование крупных нерасчлененных плоскостей одного материала, отсюда преобладающая цветовая гамма – серый (цвет неотштукатуренного бетона), желтый (любимый цвет Ле Корбюзье), белый цвета. Отсутствие орнаментации и лишних деталей, лишенных функционального назначения. Его творческие установки в самом чистом виде выражены в вилле Савой в Пуасси (1928–1930).

Поселившись в Париже (с 1919 года), Ле Корбюзье открыл архитектурную мастерскую. Технические проекты, теоретические книги по архитектуре сделали имя Ле Корбюзье известным во всем мире. Его принципы домостроения оформились под названием пуризма. Свою позицию Ле Корбюзье пропагандировал в издававшемся им самим журнале «Экспри нуово» («Новый дух», 1920–1926).

Наиболее очевидная черта построек позднего периода — скульптурность форм (Капелла в Роншане, 1955). Столь же существенна их связь с живописью: единство пластических искусств, особое свойство их слияния характерно для творческой индивидуальности Ле Корбюзье. Построенное, изваянное, написанное им образует одно целое.

План «Вуазен» для Парижа, идея «Лучезарного города», концепция города-сада. «Модулёр» Ле Корбюзье.

Ле Корбюзье написал более сорока книг, составляющих естественное продолжение его творчества архитектора, художника. Он утверждал, что подлинный архитектор — это не только инженер, строитель, но и врач, психолог и обязательно художник и поэт.

Творения Ле Корбюзье находятся на четырех континентах; они украшают города Франции, Германии, Швейцарии, Италии, России, Алжира, США, Бразилии.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учебник для вузов: В 5 т. – М., 1984. – Т.1.

2. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от Новой архитектуры до постмодернизма. – Москва, 1983.

3. Маклакова Т.Н. Архитектура ХХ века. – Москва, 2000.

Дополнительная литература

  1. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.
  2. Ле Корбюзье: Архитектура ХХ века / Пер. с фр.; под ред. К.Т.Топуридзе. – Москва, 1977.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: