Периодонт – плотная соединительная ткань, заполняющая периодонтальную щель.




Методические рекомендации

Для практических занятий

Лексическая тема: Развитие и строение зубов.

Грамматическая тема: Конспектирование научного текста. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс.

 

Курс: 1

Дисциплина: русский язык

 

Составитель: к.п.н.,доц. Озекбаева Н.А.

 

 

2015.

 

I. Лексическая тема: Развитие и строение зубов.

Грамматическая тема: Конспектирование научного текста. Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс.

 

II. Цель: сформировать и развить компетенцию определения конспекта; выяснить, как составляется конспект.

III. Задачи обучения:

· Когнитивно-языковая компетенция: сформировать и развить навыки составления конспектов.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать, развить и закрепить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Основные вопросы темы:

1. Что такое конспект?

2. Как составляется конспект?

3. Как развиваются зубы?

4. Строение зуба.

 

V. Методы обучения:

· Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

· Наглядный: применение опорных схем и таблиц по Шаталову

· Инновационный: кластерный метод.

  • Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций.

VI. Задания по теме.

Задание 1. Ознакомьтесь с данной информацией. Запишите основные положения текста. В каких ситуациях вы используете краткий конспект, а в каких – подробный?

 

Конспект – это краткое письменное изложение содержания чего-либо (конспект статьи, книги, лекции), предназначенное для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. Конспект по своему объему не должен превышать 1/3 исходного текста. Он может быть кратким или полным, подробным.

Конспектирование – сокращенная запись текста при сохранении его смысла.Конспектирование может осуществляться тремя способами: 1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста; 2) передача основных мыслей текста “своими словами”; 3) смешанный вариант.

 

Этапы конспектирования:

- Прочитайте текст, отметьте в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составьте перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составьте простой план.

- Выясните в словаре значение новых непонятных слов, выпишите их в тетрадь.

- Вторичное чтение сочетайте с записью основных мыслей автора и их иллюстраций.

- Запись ведите своими словами, не переписывайте текст статьи. Стремитесь к краткости, пользуйтесь правилами записи текста.

- Прочитайте конспект еще раз, доработайте его.

При составлении конспекта важно обращать внимание на:

а) клише типа в статье (монографии, книге …): выдвигается гипотеза; говорится о возможностях применения; дается решение, излагается теория и т.д.

б) конструкции типа: автор анализирует, комментирует, объясняет, доказывает, отмечает что-либо;

в) конструкции, выражающие согласие или несогласие: автор выражает уверенность в чем-либо, опровергает, отрицает что-либо; соглашается с каким-либо мнением;

г) конструкции, выражающие способы сравнения: автор сравнивает, различает что-либо;

д) конструкции, выражающие вывод: автор делает вывод; приходит к выводу и т.д.

Для конспекта характерна инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении. Конспект быстрее и легче усваивается, если другим цветом выделяются заголовки, примеры, термины, наиболее важная информация. Рекомендуется использовать различные способы подчеркивания, выделения рамкой, использование общепринятых сокращений и.т.п.

 

Задание 2. Прочитайте высказывания Гиппократа. Объясните их смысл.

 

1) Врач должен лечить не болезнь, а больного. 2) Врач должен приносить пользу, а не навредить. 3) Никогда не откладывай лечение на потом. 4) Исцеление достигается временем. 5) Лечить нужно не только болезнь, но и противодействовать причинам, ее вызывающим. 6) Врач должен помнить, что лечить каждого человека нужно сообразно его природе, возрасту, месту, где он живет и времени года. 7) Из настоящих страданий врач должен предвидеть их развитие в будущем и предусмотреть средства их лечения.

Задание 3. Прочитайте текст. Определите его тему. Скажите, из какого учебного пособия взят данный текст. Укажите стиль и тип текста. Обоснуйте свой ответ.

 

Строение зубов обусловлено выполняемой ими функцией. Резцы имеют долотообразную коронку, располагаются спереди по четыре на верхней и нижней челюстях.

Клыки - длинные, глубоко сидящие зубы. Резцы и клыки имеют простые одиночные корни, служат для откусывания пищи.

Сзади от клыков с каждой стороны на каждой челюсти находятся по два малых и три больших коренных зуба.

У малых коренных зубов корень чаще одиночный, у больших коренных зубов верхней челюсти по три корня, а нижней челюсти - по два корня. Жевательная поверхность бугристая. С их помощью пища дробится и размельчается.

 

Задание 4. Прочитайте текст. По началам информативных центров, помещенных ниже, восстановите основную информацию текста. Вы получите конспект текста.

 

Будущее стоматологии

Уже совсем скоро вместо зубной пасты мы сможем наносить на зубы тончайшую пленку искусственной зубной эмали, защищающей зубы от кариеса. В настоящий момент в Японии проводят исследования по синтезу искусственной зубной эмали из природного материала гидроксиапатита. Есть мнение, что данная методика может получить широкое распространение в ближайшие пять лет, избавив нас от многих неприятностей и даже сделав зубы белыми! Пока же ученым необходимо пройти все этапы испытаний и запатентовать свое изобретение.

Зубы станут здоровее через 5 лет. Именно столько времени требуется разработчикам искусственной зубной эмали для того, чтобы выпустить ее на мировой рынок. Японские ученые из Университета Кинки создали тончайшую пленку, которая защищает зубы от кариеса, избавляет их от повышенной чувствительности и даже отбеливает. Толщина этой пленки – 0,04 мм. Она совершенно незаметна на взгляд и не ощутима во рту. Покрытие не нужно очищать – налет к нему не прилипает даже во время еды.

Искусственная зубная эмаль сделана из природного материала – гидроксиапатита (основного минерала, содержащегося в эмали). Она является износостойкой и ультрагибкой. Благодаря микропорам, пропускающим слюну и воздух, зубы, покрытые пленкой, могут дышать. Единственный недостаток изобретения – длительный процесс его фиксации (пленка прикрепляется к зубу в течение суток, и все это время пациент вынужден голодать). Правда, японцы обещают вскоре устранить эту недоработку.

В настоящий момент ученые под руководством профессора Сигеки Хонцу тестируют свое ноу-хау на удаленных зубах человека. Следующий этап – испытание на животных. По прогнозам экспертов, искусственная эмаль появится в продаже примерно через 5 лет. Информация о примерной стоимости зубного покрытия не сообщается.

(Интернет-ресурсы)

 

Ø В настоящий момент в Японии проводят исследования по синтезу …

Ø Японские ученые создали тончайшую пленку …

Ø Искусственная зубная эмаль сделана из природного материала…

Ø В настоящий момент ученые тестируют свое ноу-хау …

 

Задание 5. Прочитайте и озаглавьте текст. Найдите в каждом абзаце предложение, которое раскрывает его главную мысль. Запишите эти предложения в том порядке, в каком они даны в тексте. В процессе записи пронумеруйте их.

 

Развитие зубов

Зубы - это твердые образования, которые располагаются в альвеолах челюстей. Зубы являются составной частью жевательно-речевого аппарата и принимают участие в жевании, дыхании, образовании голоса и речи. Филогенетически зубы человека принадлежат к гетеродонтной (различные по форме), текодонтной (укреплены в ячейках челюстей) системам, и к дифиодонтному типу (одна смена зубов). Зубы человека характеризуются большой дифференцированностью. Каждый зуб имеет анатомические особенности, позволяющие отличать его от других зубов. Характерным для человека, по сравнению с обезьянами, является уменьшение размеров зубов, обусловленное ослаблением жевательного аппарата. У человека различают 4 группы зубов - резцы, клыки, премоляры и моляры. В стоматологии зубы подразделяются на переднюю (резцы, клыки) и боковую (премоляры, моляры) группы. Вначале функционируют временные зубы (20 зубов), которые полностью появляются к 2 годам. Начиная с 6-7 лет, они заменяются постоянными зубами (32 зуба). Последние большие коренные зубы обнаруживают у человека признаки редукции (отсутствие, неполное прорезывание, недоразвитие).

Зубы являются производными слизистой оболочки ротовой полости эмбриона. Эмалевый орган развивается из эпителия слизистой оболочки, дентин, пульпа, цемент и пародонт - из мезенхимы слизистой оболочки. Развитие зубов протекает в три стадии: в первой формируются закладки зубов и их зачатки, во второй - происходит дифференцировка зубных зачатков и в третьей - образование зубов.

I стадия. На 6-й неделе развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникают утолщения эпителия - зубные пластинки, врастающие в подлежащую мезенхиму. На преддверной поверхности зубных пластинок появляется по 10 колбовидных выпячиваний, которые дают начало эмалевым органам молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы врастает мезенхима, которая является зачатком зубных сосочков. К концу 3-го месяца эмалевые органы отделяются от зубных пластинок посредством шейки, вокруг эмалевого органа формируется зубной мешочек.

II стадия. Эмалевый орган делится на слои, внутри формируется пульпа, а по периферии - слой внутренних эмалевых клеток, дающих начало эмали. Зубной сосочек увеличивается, на его поверхности появляется несколько рядов одонтобластов (дентинобразующие клетки). Зубные зачатки обособляются от зубной пластинки, вокруг них образуются костные перекладины, формирующие стенки зубных альвеол.

III стадия. На 4-м месяце возникают зубные ткани - дентин, эмаль и пульпа. Эмаль появляется на вершинах зубных сосочков в области жевательных бугорков, а затем распространяется на боковые поверхности зубов.

Развитие корня зуба происходит в постэмбриональном периоде. После формирования коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний превращается в эпителиальное влагалище, которое врастает в мезенхиму и дает начало дентину корня зуба. Цемент корня и периодонт образуются за счет цементобластов и клеток зубного мешочка.

Во второй половине внутриутробного периода начинается обызвествление коронок молочных зубов. После рождения завершается обызвествление коронок, и вслед за этим обызвествляются корни зубов. Постоянные зубы возникают также из зубных пластинок. На 5-м месяце развития позади зачатков молочных зубов образуются эмалевые органы резцов, клыков и малых коренных зубов. Одновременно зубные пластинки растут кзади, где по их краям закладываются эмалевые органы больших коренных зубов. Дальнейшие этапы формирования сходны с описанными для молочных зубов, причем зачатки постоянных зубов лежат вместе с молочным зубом в одной костной альвеоле. Зачатки постоянных зубов начинают обызвествляться в первые два месяца после рождения. Сначала это происходит у первых моляров, затем у остальных зубов. Развитие корней постоянных зубов заканчивается к 10-l5 годам, и только корни 3-х моляров обызвествляются позже.

 

Задание 6. Проверьте себя, знаете ли вы значение данных слов. Новые для вас слова запишите в тетрадь.

 

Пульпа – рыхлая соединительная ткань, заполняющая полость зуба.

Альвеолы – ячейки (лунки) в челюстях, где помещаются корни зубов.

Фиксация – 1) закрепление в определенном положении чего-л., напр. создание неподвижности какой-л. части тела при повреждении или заболевании; 2) обработка клеток, тканей, органов спец. веществами – фиксаторами, позволяющая сохранить их и прижизненную структуру и предохранить от дальнейших изменений.

Периодонт – плотная соединительная ткань, заполняющая периодонтальную щель.

Дентин – твердая, содержащая до 70% минеральных веществ ткань, составляющая главную массу зуба.

Одонтобласт – отростчатая клетка пульпы зубного (эмалевого) органа и сформировавшегося зуба, участвующая в формировании дентина и в его обменных процессах.

Тромбоз – процесс образования тромба.

Лимфоузлы – общее название органов лимфатической системы, представляющих собой округлые мягкие образования, расположенные по ходу лимфатических сосудов; выполняют функции образования антител.

Задание 7. Прочитайте и озаглавьте текст. Опираясь на текст, используя инверсию (изменение обычного порядка слов в предложении), перестройте некоторые предложения. Используя клише и конструкции, напишите конспект данного текста.

 

Анатомия и гистология зубов весьма примечательна и интересна. Каждый зуб состоит из корня, шейки и коронки.

Корень зуба находится в специальном углублении челюсти – альвеоле. Основная функция корня – крепление зуба к челюсти с помощью мощного связочного аппарата.

Шейка зуба отделяет корень от коронки и у здорового зуба находится под десневым краем. Шейка начинается там, где заканчивается слой эмали.

Коронка зуба в норме выступает над краем десны. Коронка покрыта эмалью – самой твердой, жевательной частью зуба. В коронке зуба находится полость зуба, которая переходит в зубной канал. В полости зуба находится рыхлая ткань – зубная пульпа, которая заполняет как коронковую, так и корневую часть зубной полости. В пульпе проходят сосуды и нервы.

Связочный аппарат зуба состоит из прочных соединительнотканных волокон, соединяющих шейку и корень зуба с костной пластинкой, находящейся в альвеоле челюсти. В области шейки эти пучки волокон имеют почти горизонтальное направление и образуют вместе с десной и надкостницей круговую связку зуба, которая отделяет корневую часть от окружающей среды. Связочный аппарат выполняет не только фиксацию и амортизацию зуба во время жевания, ведь при жевании нагрузка на коренной зуб может достигать 100 кг и без подобных амортизаторов может произойти травма дна альвеолы. По той же причине удаления зуба должно учитывать особенности расположения и слабые места связочного аппарата. В противном случае зуб будет удален не полностью. Все связки, сосуды и нервы зуба носят обобщающее название - периодонт.

С точки зрения гистологии зуб состоит из нескольких видов тканей. Основная масса зуба представлена дентином. Коронка зуба покрыта эмалью, а корень зуба – цементом.

Дентин – это коллаген, который очень сильно пропитан минеральными солями, в основном фосфорнокислой известью. Это придает дентину особую прочность при минимальной ломкости. Дентин пронизан огромным числом тончайших канальцев – до 50 тысяч на квадратный миллиметр поверхности. В них работают и обеспечивают рост, развитие и жизнеспособность зуба специальные клетки - одонтобласты. Следовательно, дентин – живая ткань. В ней достаточно интенсивно происходит обмен веществ.

Эмаль по прочности приближается к алмазу. Эмаль в основной массе состоит из неорганического вещества. Она представлена эмалевыми призмами, которые отвечают за особую ее прочность, и межпризменным веществом. Неповрежденная эмаль покрыта эмалевой кожицей.

Пульпа представлена кровеносными сосудами, лимфатическими сосудами, нервами, а также специальными клетками – одонтобластами. Одонтобласты формируют особый слой на поверхности зубной полости и своими многочисленными отростками проникают во все канальцы дентина, благодаря чему и осуществляется обмен веществ в столь прочном образовании, как зуб. Пульпа выполняет множество функций, среди которых и трофическая (питательная), и защитная, и регенеративная, и регуляторная. Обилие сосудов и нервов в столь замкнутом пространстве при развитии воспаления довольно быстро приводит к сильному болевому синдрому.

Цемент покрывает корневую часть зуба и отвечает за прикрепление связочного аппарата к зубу. Состав зубного цемента близок к составу костной ткани.

Кровоснабжение зуба осуществляется веточками, отходящими от наружной сонной артерии. Наиболее значимые веточки – верхнечелюстная и нижняя альвеолярная артерии. Венозная система повторяет артериальную. Венозная система зубов тесно связана с мозговыми венозными синусами, поэтому стоматологические заболевания могут давать осложнения в виде тромбозов вен твердой мозговой оболочки.

Иннервация зубов осуществляется в основном тройничным нервом. Название тройничный происходит от трех веточек этого нерва – верхнечелюстного, нижнечелюстного и глазного.

Лимфатические сосуды зуба обеспечивают отток лимфы через ближайшие лимфоузлы, часть из которых доступна для пальпации, а значит, с помощью их обследования можно косвенно судить о наличии воспалительных заболеваний. Для более детальной постановки диагноза применяют методы рентгеноконтрастных исследований лимфатической системы. Итак, зубы имеют достаточно сложную анатомию, сама структура зубов подчинена главной функции – приему пищи, с которой они превосходно справляются при бережном к ним отношении.

Задание 8. Прочитайте текст и выполните к нему послетекстовые задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: