Конспектирование печатного текста




Конспектирование печатного текста является процессом приема, отбора, переформулировки и фиксации отобранной информации.

Восприятие ее (в отличие от конспектирования лекций) осуществляется зрительным анализатором, который, охватывая текст по абзацам, дает возможность распознать печатный текст на уровне букв, слов, фраз, абзацев.

Чем выше развит навык чтения, тем больший абзац может быть распознан.

Осмысление прочитанного абзаца тесно связано с базовой информацией, которая поступает из долговременной памяти читающего: это осмысление влияет на характер решения и быстроту его принятия.

Первичная переработка информации, заключенной в абзаце, проходит с помощью речедвигательного и речеслухового анализа, после чего формируется определенное решение: читать дальше или вернуться к повторному чтению абзаца. Естественно, что в процессе конспектирования сложных текстов довольно часто возникает необходимость повторного чтения абзацев.

Широкие возможности повторных действий при чтении создают условия для удержания в оперативной памяти фраз большей длины и ее письменной фиксацией, позволяет конспектирующему переключать внимание с одного абзаца на другой, возвращаться к некоторым фразам печатного текста. В случае если информация воспринята как необходимая и полезная с точки зрения задач, стоящих перед студентом, то она приводится как пригодная для дальнейшего использования.

Фиксируются фразы, которые являются сжатым отражением смысла текста по абзацам. Последний этап – это конспектирование.

 

? 1) Что такое конспектирование печатного текста?

2) Каким образом осуществляется восприятие информации?

3) Для чего необходимо развитие навыка чтения текста?

4) Каким образом происходит переработка первичной информации, заключенной в абзаце?

5) В каком случае необходимо повторное чтение абзацев?

6) Когда и как фиксируются фразы?

7) В чем заключается последний этап переработки текста?

Ø Опираясь на текст, используя инверсию (изменение обычного порядка слов в предложении), перестройте некоторые предложения.

Ø Используя клише и конструкции, напишите конспект данного текста.

Задание 9. Объясните, в чем смысловая разница в терминах пульпа и пульпит.

Д л я с п р а в о к: Пульпа сосудисто-нервный пучок, находящийся в полости зуба — пульповой камере. Пульпит заболевание пульпы зуба (зубного нерва) воспалительного происхождения, протекающее чаще всего с присутствиеммикроорганизмов и продуктов ихжизнедеятельности или в результате травмы

Задание 10. Прочитайте словосочетания, определите, как образовано сложное прилагательное.

 

Скулолицевое отверстие, верхнечелюстной отросток, крыловидно-нёбная ямка, клино­видно-каменистая щель, каменисто-затылочная щель, барабанно-сосцевидная щель, клино­видно-решётчатое углубление, плечелучевой сустав, лучелоктевой сустав, межфаланговый сустав, грудино-ключичный сустав, опорно-двигательная система, под­глазничное отверстие, спинномозговой нерв.

Задание 11. Подберите к словам боль, зуб, челюсть, корень, нерв, кость, эмаль, мозг, глаз однокоренные слова.

Задание 12. Прочитайте. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте каждую часть. Передайте его содержание. Выпишите из текста термины, пользуясь словарем медицинских терминов, объясните их значение.

 

Строение зуба

Анатомически зуб делится на коронку зуба, шейку зуба и корень. Последний заканчивается верхушкой корня зуба. Внутри зуба расположена полость зуба, cavitas dentis, которая подразделяется на полость коронки и канал корня зуба. Последний на верхушке корня заканчивается отверстием верхушки зуба, через которое в полость зуба входят сосуды и нервы. Поверхность полости, от которой начинаются корневые каналы, называется дном полости коронки. Стенка полости зуба, прилежащая к его жевательной поверхности, называется сводом.

Коронка зуба имеет несколько поверхностей. Поверхность зубов, обращенная в сторону преддверия полости рта, носит название вестибулярной поверхности. У группы резцов и клыков эта поверхность называется губной, а у премоляров и моляров - щечной.

Поверхность зубов, обращенную в сторону полости рта, называют язычной, или оральной. У зубов верхней челюсти ее принято называть небной, а у зубов нижней челюсти - язычной.

Поверхность зуба, обращенная к зубам противоположной челюсти, называется у премоляров и моляров поверхностью смыкания, facies occlusalis, или жевательной, facies masticatorica. У резцов верхней и нижней челюсти вестибулярная и язычная поверхности сходясь, образуют режущий край, margo incisalis, у клыков - режущий бугор, tuber incisalis.

Соприкасающиеся поверхности соседних зубов носят название контактных поверхностей. У группы передних зубов различают медиальную и дистальную поверхности, у премоляров и моляров - переднюю и заднюю поверхности. Нормой зуба называется положение зуба, установленное при исследовании. В связи с этим, при описании и исследовании зубов применяются термины: вестибулярная норма, жевательная норма, медиальная норма, язычная норма и т.д. Коронку и корень зуба принято разделять на трети. Коронка зуба горизонтально делится на окклюзальную, среднюю и шеечную трети, а корень - на шеечную, среднюю и верхушечную. Вертикально, в вестибулярной норме, коронка и корень зуба делятся на медиальную, среднюю и дистальную трети, а в медиальной норме - на вестибулярную, среднюю и язычную (оральную). Для определения принадлежности зуба к правой или левой половине челюсти выделяют три признака. Признак кривизны эмали коронки. Зуб рассматривается в жевательной норме. При этом эмаль вестибулярной поверхности коронки более выпуклая у медиального края, чем у дистального. Признак угла коронки состоит в том, что в вестибулярной норме угол, образованный жевательной и медиальной поверхностями острее, чем угол между жевательной и дистальной поверхностями. Признак корня определяют в положении зуба в вестибулярной норме, который выражается в отклонении корней резцов и клыков в латерально-заднем направлении, а премоляров и моляров - в заднем от продольной оси зуба, проведенной от верхушки корня через середину коронки.

 

Задание 13. Ознакомьтесь со значением данных фразеологизмов.Подберите соответствующие эквиваленты на родном языке. Опишите устно ситуации, в которых можно использовать любой из этих фразеологизмов.

Вооруженный до зубов - говорят про человека на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор.

Заговорить зубы - отвлечь внимание.

Зубы скалить - насмехаться.

Не по зубам что-нибудь кому-нибудь - трудно откусить, не под силу, не по способностям.

Ни в зуб ногой - совершенно ничего (не знать, не понимать и т. п.).

Показывать зубы – значит демонстрировать свою злобную натуру, желание враждовать, погрозить кому.

Положить зубы на полку - голодать, когда в доме не остается еды.

Сквозь зубы говорить - еле раскрывать рот, с неохотой.

Стиснуть зубы - не унывая, не отчаиваясь, начинать борьбу.

Точить или иметь зуб на кого-нибудь - злобствовать, стремиться причинить вред.

 

Задание 14. 1) 1. Мозговой спринт: на основе текстов по данной речевой теме выберите любое ключевое слово: «стоматологический», «зуб». Запишите его и вокруг этого слова напишите как можно больше фраз, связанных с этим словом.

 

2. Попробуйте нарисовать зубы человека. Охарактеризуйте строение зуба, используя в речи термины, которые были изучены на занятии.

 

Задание 15. По следу болезни. Здесь спрятаны 10 болезней. Сможете найти их?

Р Е В М А Т И З М У Щ
Ж М О Г У Ф Щ У А Д Г
У Н А С М О Р К С М Ж
Д И А Р Е Я Ж Д Т Ф В
О Щ Ж У Г Ф Щ Г М У Е
М Б Р О Н Х И Т А Д Т
Ж Г Щ Э М У Г Ж У Щ Р
Ф К У Д И А Б Е Т Ф Я
Г О М Ж Э Ф Щ У О Г Н
М Р Ф Щ Г О С П А Ж К
Щ Ь Ж К А Ш Е Л Ь М А

 

Задание 16. Прочитайте выразительно стихотворение «Белая шапочка, белый халат». Скажите, почему автор считает, что «белая шапочка, белый халат – самый прекрасный на свете наряд»?

Самый прекрасный на свете наряд –

Белая шапочка, белый халат.

Держат медсестры и держат врачи

Самые ценные в мире ключи.

 

Эти ключи от здоровья людей.

Разве отыщешь работу важней?

Разве найти нам надежнее друга

В час, когда давит нас бремя недуга.

 

Веру несет нам участливый взгляд,

Белая шапочка, белый халат,

Люди, что трудятся в белых халатах, –

Добрые рыцари в солнечных латах.

 

Это они едут первыми в бой

С тяжким недугом, с болезнью любой,

Вот почему так прекрасен наряд –

Белая шапочка, белый халат.

 

☼ ЭТО ИНТЕРЕСНО!

- Твердые, искусные зубы считаются признаком энергичного, воинственного человека. Маленькие зубы связывают с мелочностью и жадностью, а большие — с добротой и открытостью характера.

- Хотя эмаль является самым твердом веществом в теле человека, ее хрупкость иногда поражает. Ведь она разрушается из-за газировки, сахара и даже из-за курения. Считается, что у курящих людей шансы заболеть кариесом в три раза выше, чем у тех, кто ведет здоровый образ жизни.

 

Женщина в пятый раз обращается к дантисту с просьбой подогнать вставную челюсть.

- Хорошо, - говорит дантист. - Я ее переделаю, но в последний раз. Hе вижу

причин, чтобы она не подходила к Вашему рту.

- При чем тут рот?!? Она не входит в стакан!!!

VII. Литература:

1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

4. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебное пособие для студентов медицинских вузов (по специальности «Стоматология»). Часть 3. – Алматы, 2015. – 112 с.

5. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. 220 с.

VIII. Контроль:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: