(2012-2013 учебный год)
1. Дайте понятие о задержке психического развития как пограничном состоянии между нормой и явной патологией развития. Охарактеризуйте особенности психофизического развития детей с задержкой психического развития.
2. Представьте развитие взглядов на проблему изучения детей с задержкой психического развития в зарубежной и отечественной науке.
3. Выделите причины и механизмы возникновения задержки психического развития.
4. Представьте классификации задержки психического развития в отечественной психопатологии и психиатрии (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев).
5. Представьте классификации задержки психического развития в дефектологической науке (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Ю.Г. Демьянов). Выделите клинико-психологические особенности детей с различными формами задержки психического развития.
6. Дайте понятие о минимальной мозговой дисфункции, опишите ее причины. Охарактеризуйте синдром дефицита внимания с гиперактивностью как одно из основных проявлений минимальных мозговых дисфункций.
7. Охарактеризуйте типы минимальных мозговых дисфункций и особенности диагностики детей с данным нарушением.
8. Охарактеризуйте особенности лечебно-коррекционного обучения детей с минимальными мозговыми дисфункциями.
9. Охарактеризуйте типы неуспевающих учеников, причины их учебной неуспеваемости и способы коррекционно-профилактической работы.
10. Проведите дифференциацию детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
11. Проведите дифференциацию детей с задержкой психического развития и педагогической запущенностью.
12. Проведите дифференциацию детей с задержкой психического развития и других сходных состояний (нарушений речи, сенсорных нарушений, раннего детского аутизма и др.).
13. Опишите клинические методы диагностики задержки психического развития: психофизиологическое, нейрофизиологическое, медицинское и др. обследование.
14. Обоснуйте основные положения и опишите особенности проведения и обработки результатов психологического обследования отклоняющегося развития.
15. Охарактеризуйте задачи и методы диагностики познавательной сферы детей и подростков с задержкой психического развития.
16. Охарактеризуйте задачи и методы диагностики эмоционально-волевой сферы, личности и межличностных отношений детей и подростков с задержкой психического развития.
17. Охарактеризуйте задачи и методы дифференциальной диагностики детей с задержкой психического развития.
18. Охарактеризуйте задачи и методы ранней диагностики и коррекции детей с задержкой психического развития.
19. Опишите возрастные особенности детей раннего возраста с задержкой психического развития.
20. Охарактеризуйте особенности познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития.
21. Охарактеризуйте особенности эмоционально-волевой и личностной сфер дошкольников с задержкой психического развития.
22. Охарактеризуйте особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития.
23. Выделите особенности продуктивных видов деятельности дошкольников задержкой психического развития (конструирования, рисования, лепки и др.).
24. Опишите особенности психологической готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе: компоненты, уровни готовности.
25. Перечислите задачи, опишите методы диагностики готовности детей с задержкой психического развития к обучению в школе.
26. Охарактеризуйте особенности учебной деятельности школьников с задержкой психического развития.
27. Опишите особенности познавательной деятельности школьников с задержкой психического развития.
28. Опишите особенности эмоционально-волевого и личностного развития школьников с задержкой психического развития.
29. Выделите принципы и опишите основные направления и технологии коррекционно-развивающего воздействия на детей с задержкой психического развития.
30. Проведите описание основных направлений и особенностей психологической помощи детям раннего возраста (от года до трех лет).
31. Охарактеризуйте содержание психокоррекционного развития дошкольников с задержкой психического развития в различных видах деятельности (рисовании, лепке, конструировании, игре и др.).
32. Опишите особенности организации и проведения игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.
33. Выделите задачи и содержание психологической профилактики и коррекции нарушений учебной деятельности детей с задержкой психического развития.
34. Выделите задачи и содержание коррекции эмоциональных и личностных нарушений школьников с задержкой психического развития.
35. Опишите задачи, направления и методы коррекции познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития (внимания, памяти, мышления, речи).
36. Опишите задачи, направления и методы психолого-педагогической коррекции нарушений учебной деятельности школьников с задержкой психического развития.
37. Опишите задачи, направления и методы коррекции нарушений межличностных отношений и общения детей и подростков с задержкой психического развития.
38. Опишите особенности составления и реализации коррекционно-развивающих программ и занятий для детей с ЗПР.
Составитель: | кандидат педагогических наук, доцент Фатихова Л.Ф. |