Парадигма образования (от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения в области образования.
Педагогическая парадигма - это совокупность устойчивых повторяющихся смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании независимо от степени и форм их рефлексии.
Гуманитарная парадигма – выражает особенности модели образовательного процесса, выстраиваемого по принципу диалога, богатого импровизацией. Для нее центральной является проблема вовлечения в самостоятельный поиск Истины, которая не имеет однозначного нормативного определения.
В рамках парадигмы авторитарной педагогики более или менее детализированную цель образования определяет сам педагог. При этом он исходит из государственных установлений, личных представлений о том, какие качества и свойства должны быть сформированы в первую очередь, какими ученик должен обладать знаниями, умениями, навыками, каковы должны быть мотивы его поступков, каким нормам и правилам поведения он должен следовать.
В контексте манипулятивой модели образования ребенок оказывается объектом воздействия, ибо цель и механизм его развития проектируются воспитателем, и субъектом, поскольку субъективно действует самостоятельно. Так предотвращается рассогласование целей участников образовательного процесса, столкновение их воль, целенаправленно формируется способность жить в условиях свободы, принимать ответственные решения.
Педагогика поддержки предполагает принципиально отличный от авторитарного и манипулятивного подходов способ постановки целей образования. Первоначально общение с ребенком не предполагает никаких воспитательных и учебных целей. Первая задача, которую решает воспитатель, – установление контакта, налаживание продуктивной коммуникации, базирующейся на принятии друг друга, взаимном уважении и доверии. Вторая – связана с необходимостью понять ребенка. Учитель должен разобраться в его внутреннем мире, выявить те потребности, способности, интересы, которыми он уже обладает. Только затем можно сделать следующий шаг – помочь ребенку понять самого себя, осознать и осмыслить свой потенциал, определить и вербализировать цель собственного развития.
12. Современные образовательные технологии: сущность понятия, типология. Эффективность использования педагогических технологий в школьном историческом образовании.
В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В. Г. Гульчевской, В. Т. Фоменко, Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г. К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометолические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Пересмотр стратегии и тактики исторического образования в школе, а также его содержание требует от учителя способности ориентироваться в многообразии не только исторических фактов и событий, но и методик, используемых сегодня в школе. Выбор содержания образования (исторических знаний) предусматривает отказ от тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук и переход к плюрализму идеологий, обращение к системе ценностей, связанных с лучшими национальными традициями, увеличение краеведческого материала.
В соответствии с образовательной программой школ, личностно-ориентированная педагогика, являясь фундаментом педагогической системы школы, включает следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие и проектные, дифференцированное обучение и использование современных информационных технологий, игровые и проблемные технологии, межпредметная интеграция.
Метод проектов не является принципиально новым, но сегодня его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов активизирует самостоятельную работу школьников с источниками информации, обеспечивает поисковую работу, в том числе с помощью современных интернет-технологий, умение открыто защищать свои проекты, что в целом способствует компетентностному подходу к обучению.
К технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся относят такие как развивающие игры, проблемное обучение, нетрадиционные формы уроков (урок - исследование, интегрированные уроки, урок-дискуссия, урок-турнир), которые способствуют реализации поставленной цели.
13. Воспитание как система: эволюция цели воспитания, современные концепции воспитания, методы воспитания, критерии воспитанности учащихся. Анализ Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Воспитание в широком смысле - овладение всей совокупностью общественного опыта: ЗУНами, способами творческой деятельности, социальными и духовными (нравственными, эстетическими и идеологическими) отношениями.
Эволюция цели воспитания. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которые стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. И. П. Подласый в учебнике дает такое понимание исторического развития цели воспитания. Пять общественно-экономических формаций, которые определяются различными типами производственных отношений между людьми.
Первобытнообщинный строй. Деления на классы не было. Все получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали ловле рыбы, охоте, изготовлению одежды. Цель воспитания – обеспечить человека опытом выживания.
Рабовладельческий – воспитание стало особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Цель воспитания становится дуалистичной из-за наличия двух классов. Имущие и неимущие классы получали различное воспитание, причем как для тех, так и для других оно было односторонним. Представители аристократической верхушки общества получали преимущество интеллектуальное, военно-гимнастическое и эстетическое воспитание. Воспитание же низших сословий и классов ограничивалось подготовкой к физическому труду, выработкой практических умений и навыков.
Феодализм. Классы – феодалы и крепостные крестьяне. Цели воспитания детей феодалов – рыцарское, приобщение к искусству и наукам. Крестьян –трудовое, учебных заведений почти не посещали.
Капиталистический. Классы – буржуазия и пролетариат. Появление социально – экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связано со становлением общества, основанное на машинном производстве. Человек занятый в производстве выполняет лишь часть работы по изготовлению той или иной вещи. Сама природа крупной промышленности требует всестороннего развития всех людей, участвующих в общественном производстве. Создается система учебных заведений.
Современные концепции воспитания
Концепция-система взглядов отдельного учёного или группы исследователей на воспитательный процесс, его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, критерии и показатели его эффективности.
Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка (Николай Михайлович Таланчук) Идея: осваивая систему ролей в социумах (семья,трудовой коллектив,общество, мир, я-сфера), человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью.
Формирование образа жизни, достойной человека (Надежда Егоровна Щуркова). Идея: формирование педагогом образа жизни ребёнка, создание условий для восхождения ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.Цель воспитания – это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть построенную, по мнению автора, на Истине, Добре и Красоте.
Воспитание ребенка как человека культуры (Евгения Васильевна Бондаревская) Воспитание в этой концепции определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Целью воспитания является целостный человек культуры.
Педагогическая поддержка ребёнка в процессе его развития (Олег Семёнович Газман) - рассматривает воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. Цель воспитания – дать школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности.
Самовоспитание школьников (Герман Константинович Селевко).Идея: самовоспитание –процесс осознанного управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.. Главный целевой ориентир – формирование человека самосовершенствующегося.
Воспитание на основе потребностей человека (Валерий Петрович Созонов) Идея: создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: в творческой деятельности; быть здоровым; в защищённости и безопасности; в уважении, признании, необходимом социальном статусе.
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на недавнее прошлое нашей России, когда из большинства школ ушла веками создаваемая система духовно-нравственного образования и воспитания, то можно прийти к выводу, что настоящее и будущее России будет весьма печально, если ничего не изменить в системе воспитания молодого поколения. Духовно-нравственный запас, оставленный нашими предками, почти исчерпан.
Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным. Заниматься проблемой духовно-нравственного образования одинаково полезно как учителю, так и ученику.
Учительство – одно из труднейших видов служению Отечеству и своему народу. Учителю сегодня поручена высокая духовная миссия: на своем месте он реализует дело, может быть, куда более важное, чем любая концепция или программа, ибо он строит жизнь человека. Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах.
Замечательно, что главная цель современного образования в школе – добрая: воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Именно педагогам предстоит создать идеального ученика – высоконравственного, ответственного, умеющего принимать сознательные решения. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России — это начало и результат, смысл и основной ресурс социального и экономического прогресса общества. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных условий для развития личности.
Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества.
14. Понятие о дидактике. Обучение как система. Сущность процесса обучения. Методы обучения. Различные подходы к классификации методов обучения.
Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук.
Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения.
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения.
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшая социальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.
Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам).
Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система:
Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют:
- практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
- работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
- видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
- объяснительно-иллюстративные методы;
- репродуктивные;
- методы проблемного изложения;
- частично поисковые методы;
- исследовательские.
Бинарные классификации. Методы преподавания:
- информационный;
- объяснительный;
- объяснительно-побуждающий;
- побуждающий.
Им соответствуют методы учения:
- исполнительный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- поисковый.
По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):
- методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими.
15. Формы организации обучения. Типы уроков и их классификация в традиционных и развивающих моделях обучения. Анализ современного урока.
Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по:
Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
Месту учебы - школьные и внешкольные.
Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.
История развития школы знает разные формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
- дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;
- Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
- Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
- американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век).
Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это:
1. Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.
2. Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.
3. Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.
4. Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.
5. Полоролевое воспитание.
6. Организация групповой деятельности.
7. Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.
Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку.
Классификация уроков: по содержанию; способу проведения; дидактическим целям.
Главные типы уроков: урок изучения новых знаний; урок формирования новых умений; урок обобщения и систематизации; урок контроля и коррекции; урок практического применения знаний и умений; комбинированный урок.
Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы.
Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения.
Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения.
16. Профессиональная деятельность учителя. Педагогическое мастерство. Регулирование профессиональной деятельности учителя в трудовом законодательстве РФ. Статус учителя на современном этапе развития общества. Пути совершенствования и саморазвития учителя иностранных языков.
Сущность профессионально-педагогического мастерства следует понимать с позиций личностно-деятельностного подхода.
Мастер – «особенно сведущий или искусный в своем деле» (В.Даль). Мастерство трактуется как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Профессиональное мастерство представляет собой: а) выполнение специалистом своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках; б) грамотное владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.
Педагогическое мастерство выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений. Это высокий уровень профессиональной деятельности педагога. Внешне оно проявляется в успешном решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении целей образовательного процесса. С внутренней стороны – это функционирующая система знаний, умений и навыков, психических процессов и свойств личности, обеспечивающая успешное выполнение профессионально-педагогических задач (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович).
В педагогической науке к важнейшим составляющим элементам профессионально-педагогического мастерства относят: гуманистическую направленность профессиональной деятельности; глубокие профессиональные знания; развитые педагогические способности; педагогическую технику.
Профессионально-педагогическое мастерство преподавателя - самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим звеном выступает гуманистическая направленность личности.
В настоящий период нормы, регулирующие труд педагогических работников, сосредоточены в Трудовом кодексе РФ 2001 г., Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральном законе от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ряде иных федеральных и региональных нормативных актов.
Трудовое законодательство в своих нормах закрепило принципы отраслевой дифференциации условий труда, воспринимая особенности и специфические условия приложения труда педагогических работников.
Качество и эффективность любой системы образования в конечном счете зависит от работы учителей, поэтому важен уровень подготовки учителей и их роль в обществе. Есть выражение: «школа не может быть лучше учителей». Значит, изменения нужно начинать с педагогов, в первую очередь с повышения статуса учителя. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве.
В современной школе понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, энергичными.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
* эпизодичность прохождения курсов;
* время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
* качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
* возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
* система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
* нехватка у педагогов свободного времени;
* дороговизна обучения.
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
* Главные достоинства такой формы самообразования:
* возможность пройти их в удобное для педагогов время;
* возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
* дистанционные курсы проводятся на платной основе;
* документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
* научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
* посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
* участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
* посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
* теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
* использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
* самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
* освоение информационных концепций, знаний и навыков;
* наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
* обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
* методическая помощь является персональной и адресной;
* попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
17. Основы семейного воспитания. Психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся. Эффективные формы работы с родителями в современной школе.
Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве.
Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Каждая школа в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, родительские спектакли, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.
В формировании личности ребёнка принимают активное участие дошкольные учреждения и школа, лагеря и трудовые отряды, книги, театр, интернет, кино и телевидение, весь строй нашей жизни.
Всё это так, но влияние семьи особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Что касается основных способов общения родителей и классных руководителей, то выделяются следующие способы взаимодействия:
- организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
- организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с учителем или получить консультацию по поводу домашнего задания и способов его выполнения;
- использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
- разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
- создание родительского клубы или центра в школе;
- проведение неформальных встреч родителей, детей, и учителей(праздники и т.д.)
- уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности
Таким образом, можно сказать, что в основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
18. Педагогическое общение. Этапы педагогического общения. Стили педагогического общения. Педагогическая коммуникация в конфликтных ситуациях. Техники конструктивного взаимодействия.
Педагогическое общение – это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. (Функции педагогического общения: познание, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение).
Этапы педагогического общения:
1. Прогностический этап общения (моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности) включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. На этапе идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности.
2. Начальный период общения (организация непосредственного общения с классом в момент начального взаимодействия с ним (от 2 до 5 минут)). Его условно называют «коммуникативной атакой», во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны: техника быстрого включения в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
3. Управление общением. На этом этапе педагог решает коммуникативные задачи, поддерживает инициативу учеников, организовывает диалогическое общение, корректирует свои замыслы с поправкой на реальные условия.
4. Анализ осуществленн<