Признаки, сцепленные с полом.




Вопрос 1

1.Архейская эра (примерно 1 млрд. лет назад). Происходит образование фотосинтеза, многоклеточных, половой процесс.

Активная вулканическая деятельность. Климат теплый и влажный. Условия существования анаэробные (бескислородные).

Первые жители нашей планеты анаэробные прокариоты. Важный этап эволюции связан с возникновением фотосинтеза. Первыми фотосинтезирующими организмами были доядерные цианобактерии и сине-зеленые водоросли. Появившиеся затем эукариотические зеленые водоросли выделяли в атмосферу из океана свободный кислород, что способствовало возникновению бактерий, способных жить в кислородной среде. Появились многоклеточные организмы и половой процесс.

2.Протерозойская эра (около 2 млрд. лет). Поверхность планеты представляет голую пустыню. Климат холодный, частое оледенение. Активное образование пород. К концу эры свободный кислород достигает 1%.

Большинство животных позднего протерозоя представлены многоклеточными. Эту эру называют веком медуз. Возникли кольчатые черви, от которых произошли моллюски и членистоногие. На суше не было организмов.

Произошел расцвет эукариот – зеленых водорослей. Встречаются как представители, плавающие в воде, так и нитчатые формы, прикрепленные ко дну.

3.Палеозойская эра (эра древней жизни, 4600 млн-248 млн. лет до н.э.). Началось формирование климатических поясов.

Периоды:

  1. Кембрий (500 млн. лет). Существовал 1 материк Гондвана, 4 мелких. Количество кислорода повышается. Ближе к концу периода начинается оледенение, приведшее к понижению уровня моря. Животные: морские губки, ежи, черви, появились первые твердо покровные. Растения: морские водоросли (красные, зеленые, сине-зеленые)
  2. Ордовик ( 438 млн. лет). Старые ледниковые покровы растаяли, уровень моря повысился. Большая часть суши в теплых широтах. В конце периода новое оледенение. Животные: увеличилась численность животных фильтраторов; появились первые кораллы. Археоциаты вымерли. Появляются бесчелюстные панцирные рыбы. Растения: различные виды водорослей; появились наземные растения.
  3. Силур (408 млн. лет). Гондвана надвинулась на Южный полюс. Океан уменьшился, сближались Северная Америка и Гренландия. Они столкнулись, образовав сверхматерик Лавразию. Климат становится теплым и мягким. Животные: активное строительство рифов; в морях – трилобиты, иглокожие; в слабосоленой воде обитают ракоскорпионы (эвриптериды); изобилие рыб; появляются первые челюстные рыбы – акантоды. Растения: появляются сосудистые растения; развитие наземных растения; обитают в болотистых местах, по берегам.
  4. Девон (360 млн. лет). Климат потеплел и стал более резким, с чередованием дождей и засухи. Образовались болотистые дельты. Уровень моря понижается. Животные: эволюция рыб, акул, скатов; увеличивает число аммонитов; в конце периода многие древние рыбы вымирают; на суше появляются членистоногие, бескрылые насекомые, первые земноводные. Растения: появились леса на суше; споровые (хвощи, плауны).
  5. Карбон (286 млн. лет). Леса повысили кислород. Похолодало, произошло 2 оледенения. Раскинулись мелкие моря и болота, установился тропический климат. Животные: в морях – аммониты, возросла численность брахиоподов, ругозы, граптолиты, трилобиты, также лилии морские, моллюски вымерли. Это век земноводных, насекомых, позднее появились рептилии. Растения: густые леса из плаунов гигантских, хвощей, древовидных папоротников и семенных растений до 45 см высотой, появились хвойные деревья.
  6. Пермь (248 млн. лет). Начался с оледенения, понижения уровня моря. По мере движения Гондваны, льды таяли. В Лавразии жарко и сухо, следовательно, пустыни. Животные: земноводные, появление мезозавров. В ходе вымирания исчезли земноводные, аммониты и трилобиты. Рептилии взяли верх. Растения: на южных массивах распространились леса крупных семенных папоротников, появились первые хвойные.

Вопрос 2

Мезозойская эра (240-65 млн. лет до н.э.) была переходным периодом в развитии земной коры и жизни. Биологическое и геологическое средневековье. Продолжалось 160-175 лет. Важнейшие ароморфозы: перемещение конечностей с боков под тело, возникновение органов, обеспечение вынашивания и развития зародышей, разделение кругов кровообращения.

Периоды:

  1. Триасовый (45 млн. лет). Климат был ровным по всему земному шару. Уровень моря низкий, климат теплый, сухой, следовательно, пустыни. Образование Атлантического океана. Животные: появились лягушки, черепахи, первые сухопутные. Возникли первые млекопитающие. Разнообразие моллюсков. Образовались новые виды кораллов. Рептилии: ихтиозавры, остракода, белемнит. Растения: разнообразие голосеменных, образование лесов, гинговых, саговниковых, хвойных деревьев; в нижнем ярусе ковер их плаунов, хвощей.
  2. Юрский (60 млн. лет). Образовались Автралия, Индия и т.д. Море затопляет сушу, активное горообразование. Климат теплый и важный к концу периода. Животные: увеличение численности морских черепах, рептилий. На суше появилось больше насекомых. Большое количество динозавров: хищники, растительноядные (диплодок, птерозавры, бронтозавр). Растения: на суше обильная растительность (кипарисы, сосны, мамонтовые деревья).
  3. Меловой (70 млн. лет). Раскол материков. Атлантический океан становится шире. Современная Европа тогда находилась по водой. Море затопило сушу. Останки твердопокровных планктонных организмов образовали меловые отложения. Климат теплый и влажный, к концу периода заметно похолодало. Животные: в океанах гигантские черепахи, хищные рептилии. На суше змеи. Появляются мотыльки, бабочки. К концу периода вымерли аммониты, ихтиозавры, динозавры. Растения: появляются первые цветковые растения, которые сотрудничают с насекомыми.

 

Вопрос 3

Кайнозойская эра – эра новой жизни (63 млн. лет).

Эпохи:

1) Палеоценовая (68млн.лет).Материки находятся в движении Южная Америка изолирована от всех материков имеет уникальную флору и фауну. Ранние приматы, летяги, хищники и травоядные. В морях хищные костные рыбы. Появляются новые растения.

2) Эоценовая (55-38млн лет) Кошки собаки медведи, кроты, верблюды летучие мыши. Леса с пышной растительностью, в умеренных широтах пальмы.

3) Олигоценовая (38-25млн лет) Климат стал прохладнее и над южном полюсом сформировался ледниковый покров. Количество сущи увеличилось. Первые жвачные, новые виды кроликов, и парнокопытные. Тропические леса уменьшились в размерах и начали уступать место лесам умеренного пояса, новые травы

4) Миоценовая (25-5млн лет) Ледниковый покров в южном полушарии распространился на всю Антарктиду, что привело к дальнейшему охлаждению климата. Появились саблезубые кошки и обезьяны, человекообразные продолжались развиваться сумчатые. Все больше распространялись степи.

5) Плиоценовая (5-2млн лет) Климат земли стал еще прохладнее и на поверхности материков и океанов нашей планеты значительно похолодало. Большинство лесов, сохранившиеся в миоцене, исчезло, уступив место необъятным степям которые раскинулись по всему свету. Травоядные копытные млекопитающие продолжали активно развиваться и эволюционировать. По мере охлаждения климата на смену лесам пришли степи.

Четвертичный период:

1) (Плейстоценовая эпоха)(2-0,01млн. лет) Это была эпоха чередования похолодания и потепления и колебания уровня моря. Некоторые животные сумели адаптироваться к усилившему холоду, обзаводясь густой шерсть. Появились первые люди, а многие крупные млекопитающие стали исчезать с лица земли. В боле теплых лесах раскинулись обширные степи.

2) Голоценовая(0,01млн лет) Материки занимают те же места что и наши дни, климат похож на современный, становилось теплее то холоднее. Многие виды животных вымерли, в основном из за потепления климата, но возможно сказалась охота человека на них. С возникновением земледелия крестьяне уничтожали все больше дикорастущих растений, что бы очистить площади под посевы и пастбища.

Вопрос 4

Систематическое положение современного человека.

Царство: животные

Тип: хордовые

Класс: млекопитающие

Отряд: приматы

Семейство: гоминиды

Род: человек

Вид: человек разумный

Особенности, присущие только человеку.

Прямохождение, позвоночник имеет 4 изгиба, конечности передние короче, тазовые кости более широкие, стопа: большой палец переместился вперед, имеет сводчатость, кисть стала подвижной: развилась моторика, изменение черепа: уменьшились надбровные валики, изменились зубы, обоняние редуцировалось, уменьшение носовых полостей, изменение пищеварительной системы: укорачивается апендикс, сокращение одновременного рождения детенышей.

Антропогенез – происхождение и эволюция человека, становление его, как вида в процессе формирования общества.

Факторы:

1.Биологические:

- наследственная изменчивость,

- борьба за существование,

- естественный отбор.

2.Социальные:

- совместная трудовая деятельность,

- общественный образ жизни,

- речь,

- мышление.

 

Вопрос 5 Этапы эволюции человека

Время Этап эволюции Характеристика
25 млн. лет назад Дриопитеки – общие предки человекообразных обезьян и людей Древесный образ жизни, стадность. Обитали на деревьях и питались ягодами, фруктами.
9 млн. лет назад Австралопитеки (протантропы) – предшественники людей Прямоходящие. Использовали примитивные орудия (камни, кости, палки). Продолжение стадности
2-2,5 млн. лет назад Человек умелый Переходная стадия к типу современного человека. Объем мозга 500-800 см5. Изготовление первых орудий труда (галечная культура). Кисть человека умелого была приспособлена к труду; он сам выбирал нужный камень для создания орудия труда
1-1,3 млн. лет назад Человек прямоходящий (питекантроп) Формирование речи, увеличение объема мозга, овладевание огнем.
200-500 тыс. лет назад Неандерталец (палеоантроп) Совершенствование речи и племенных отношений. Высокая культура изготовления орудий труда. Играли на самом первом музыкальном инструменте – костяная флейта с 4 отверстиями. На охоту ходили с короткими копьями. Уже имелись костоправы.
40 тыс. лет назад Кроманьонец (неоантроп) Формирование внешнего вида современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных. Обладание членораздельной речью, строение жилищ, одежда из шкур, развитие гончарного дела

 

Вопрос 6

 

Человеческие расы – это большие группы людей, на которые подразделяется вид человек разумный по общим, наследственным, биологическим особенностям: строение лицевой части черепа, цвет кожи и т.д.

Выделяют 4 большие расы:

  1. Австралоидная (темнокожая)
  2. Негроидная (темнокожая)
  3. Европеоидная (белокожая)
  4. Монголоидная (желтокожая)

Все они четко отличаются друг от друга по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняются главные общевидовые особенности: величину и строение головного мозга, способность к труду, творческий потенциал.

Большие раы подразделяются на более мелкие группы (подрасы), а те на национальности и народности. Важным доказательством видового единства людей являются браки между людьми, относящимися к разным расам и рождение жизнеспособного потомства от этих браков.

Н., густые курчавые волосы, австралоидный и негроидный расы образуют теплоизолирующую подушку и предохраняют голову жителей Африки и Австралии от перегревания. А темный цвет кожи от избыточного ультрафиолетового облучения. Формирование монголоидной расы было связано с заселением территорий с обширными степными пространствами, где яркое солнце и сильные ветры, несущие песок, дали преимущество людям с косым и узким разрезом глаз, который спасал от травм. Все признаки закреплены наследственно и остаются по сей день.

 

Вопрос 7

Генетика – это наука о наследственности и изменчивости.

Наследственность – это свойство живых организмов передавать признаки из поколения в поколение.

Изменчивость – это способность организмов приобретать новые признаки под действием внешних и внутренних факторов.

Признаки – это свойство и особенности организмов, благодаря которым они отличаются друг от друга:

  1. Морфологические (форма носа, губ)
  2. Физические (наличие группы крови)
  3. Биохимические (ферментативные системы)
  4. Патологические (пороки и заболевания)

Периоды:

  1. Доменделеевский – учение о наследственности зарождалось в рамках медицины. Развитию науки способствовали биологические открытия: клеточная теория, учение об онтогенезе, теория естественного отбора.
  2. Менделеевский – этот этап связан с изучением наследственности на уровне целого организма и связан с именем Г. Менделя. Он проводил опыты по скрещиванию разных сортов душистого гороха, различных по альтернативным признакам. Он открыл, что за развитие признаков отвечают гены, которые передаются через половые клетки. Он ввел в генетику такие понятия как доминантность и рецессивность.

Гены, отвечающие за разновидность одного признака – аллельные.

Генотип – совокупность генов одного организма.

Фенотип – совокупность внешних и внутренних признаков одного организма.

  1. Ученый Томас Морган доказал, что наследственность связана с определенными материальными структурами – хромосомами. Им была сформулирована хромосомная теория наследственности, в которой сказано, что гены находятся в хромосоме, располагаются линейно и образуют группы сцепления.
  2. На этом этапе – изучение наследственности на молекулярном уровне. Было доказано, что ДНК входит в состав хромосом, а ген – это участок молекулы ДНК, состоящий из последовательности нуклеотидов.

Генетическая символика

Р (родители): жен. и муж.

Г (гаметы) = G

F1 (гибриды 1 поколения)

 

Вопрос 8

 

Первый закон Менделя. Моногибридное скрещивание.

Гибридизация – это скрещивание двух организмов, различающихся альтернативными признаками.

Мендель проводил моногибридное скрещивание чистых линий гороха (это организмы, которые при длительном самоопылении не дают потомков, отличных от родителей). В качестве женской особи брал желтый, в качестве мужской – зеленый. Все гибриды первого поколения имели желтую окраску, т.е. они одинаковы. Желтый оказался А, зеленый – а. Это явление называется доминирование.

Первый закон – закон единообразия:

При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одной паре альтернативных признаков, все потомство в первом поколении единообразно, как по генотипы, так и по фенотипу.

Следствие закона:

  1. Сформулирован генетический принцип доминантности и рецессивности.
  2. Если первое поколение единообразно по одному из признаков родителей, то данный признак доминантный, а родительские особи гомозиготные.

 

 

Вопрос 9

Второй закон Менделя. Моногибридное скрещивание.

При скрещивании гибридов первого поколения Мендель получил особи не только доминатные, но и с рецессивными, прямо пропорционально соотношение 3 к 1. Он пришел к выводу, что рецессивный признак не теряется и проявляется в следующем поколении; он связал развитие признаков с наследственными задатками (гены).

Гены дискретны, т.е. при скрещивании не исчезают, не смешиваются, а сохраняются в том виде, в каком были у родителей. Передаются через половые клетки.

Второй закон – закон расщепления:

При скрещивании двух гетерозиготных особей первого поколения отличных друг от друга одной парой альтернативных признаков, в потомстве происходит расщепление 3:1 по фенотипу и 1:2:1 по генотипу.

 

Вопрос 10

 

Дигибридным, называется скрещивание, при котором рассматривается наследование и проводится точный количественный учет по двум парам альтернативных признаков.

Для гибридного скрещивания Мендель взял гомозиготные растения гороха, отличающиеся по 2 генам (окраска и форма семян). Желтое и гладкое – доминантные признаки. Каждое растение образует один сорт гамет по изучаемым аллелям. Поколение оказалось единообразным.

Формулировка:

При скрещивании 2 гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум или более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

 

Вопрос 11

 

Закон Моргана:

Явление сцепления генов, расположенных в одной хромосоме.

Группы генов одной хромосомы называют группами сцепления, число групп сцепления равно числу пар хромосом.

Основные положения хромосомной теории наследственности:

  1. гены располагаются в хромосомах, хромосомы содержат разное число генов.
  2. аллельные гены занимают определенные и одинаковые лопусы гомологичных хромосом.
  3. гены в хромосоме располагаются линейно в определенной последовательности.
  4. гены одной хромосомы образуют группу сцепления, сила сцепления зависит от расстояния между ними.
  5. каждый вид характеризуется специфическим набором хромосом – кариотипом.

Если гены находятся в одной хромосоме и всегда передаются вместе – это полное сцепление. Если произошел кроссинговер – нарушение сцепления – неполное сцепление.

Кроссоверные гаметы – это гаметы, которые испытали на себе кроссинговер.

Чем больше гены расположены друг от друга, тем больше вероятность кроссинговера.

Вопрос 12

Пол – это совокупность признаков и свойств организма, определяющих его участие в размножении.

Пол закладывается во время оплодотворения. Половые хромосомы – это гетеросомы (ХУ), а остальные неполовые хромосомы – аутосомы.

Хромосомные наборы:

Женский набор: 44 аутосомы + ХХ

Мужской набор: 44 аутосомы + ХУ

У женщин – пол гомогаметный, имеет одинаковый набор хромосом 22 аутосомы + Х.

У мужчин – пол гетерогаметный, имеет два вида сперматозоидов: 22 аутосомы + Х, 22 аутосомы + У.

Признаки, сцепленные с полом.

Половые хр. Х и У содержат больше количество генов, отвечающих за развитие ряда признаков. Наследование этих признаков называют наследование признаков сцепленное с полом.

Особенности наследования:

1. Отец всегда передает свою Х хр. дочери, а У хр. сыну.

2. Мать передает Х хр., как сыну, так и дочери.

3. Признаки, расположенные в У хр. всегда встречаются у мужчин и никогда у женщин.

4. Рецессивные гены, расположенные в Х хр. всегда проявляются у мужчин, а у женщин только в гомозиготном состоянии.

5. Доминантные гены в Х хр. у женщин могут быть в гомозиготном состоянии или в гетерозиготном состоянии, а у мужчин только в гомозиготном состоянии.

 

Вопрос 13

Изменчивость – это свойство всех живых организмов приобретать или терять различные признаки под действием внутренних и внешних факторов.

Изменчивость бывает:

1.Ненаследственная (фенотипическая, определенная, групповая):

Модификационная: модификация, морфоз, фенокопия.

2. Наследственная:

Генотипическая (неопределенная, индивидуальная, происходит в хромосомном аппарате клетки): мутационная и комбинативная.

Цитоплазматическая (связана с изменением ДНК и РНК, пластид, митохондрий)

Норма реакции – это возможный размах фенотипических изменений под действием факторов внешней и внутренней среды (она бывает широкая и узкая).

Вариационный ряд – это варианты значений признака, расположенные в порядке убывания или возрастания.

 

Вопрос 14

 

Модификационная изменчивость – это внешние ненаследственные изменения, которые всегда контролируются Г.

Виды м.и.:

  1. Модификация – это ненаследственное изменение Г, которое возникает под действием фактора среды и носит адаптивный характер. Чаще всего обратимы. Н., увеличение эритроцитов крови при недостатке кислорода.
  2. Морфоз – это ненаследственное изменение Ф, которое возникает под действием экстремальных факторов среды и не носит адаптивный характер, необратимы. Н, ожоги, шрамы.
  3. Фенокопия – это ненаследственное изменение Г, которое напоминает наследственные заболевания. Н, увелич. шитовидной железы на территории, где в воде или земле не хватает йода.

Свойства:

  1. Не передаются по наследству.
  2. Носят массовый характер.
  3. Носят приспособительный характер, способствующий выживанию особей.

 

 

Вопрос 15

Комбинативная изменчивость основывается на возникновении новых комбинаций генов родителей.

Механизмы:

  1. Независимое расхождение хромосом в анафазу 1 мейоза.
  2. Кроссинговер.
  3. Случайное слияние гамет.
  4. Случайный подбор родительских пар.

Благодаря комбинативной изменчивости в природе наблюдается разнообразие потомков родителей.

Вопрос 16

 

Мутации – это внезапные, стойкие, естественные или вызванные искусственно изменения всего генотипа или отдельных его частей, т.е.изменение генетического материала.

Причины:

  1. Спонтанные ошибки при репликации ДНК и транскрипции РНК.
  2. Действие физических факторов: ионизирующая радиация, гамма-лучи, рентгеновские лучи.
  3. Действие химических соединений, используемых: в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве.
  4. Проникновение в организм биологических объектов, способных вызвать нарушение структуры ДНК.

Свойства мутаций:

  1. Возникает внезапно, скачкообразно, без всяких переходов и не образуют непрерывных рядов.
  2. Передаются по наследству.
  3. Ненаправленные.
  4. Редкие события (частота мутаций зависит от числа генов)
  5. Затрагивают в основном рецессивные гены.
  6. Одни и те же мутации могут возникать повторно.
  7. По своему проявлению мутации могут быть полезными, нейтральными, вредными и летальными.

 

 

Вопрос 17

По изменению генетического материала:

  1. Геномное – изменяет число хромосом в хромосомном наборе организмов.

 

А) анеуплоидия – заключается в утрате, и добавлении к гаплоидном, или диплоидному набору отдельных хромосом.

Б) полиплоидия – заключается в увеличении числа хромосом кратного, гаплоидному.

В) автополиплоидия – приводит к кратному увеличению числа хромосом, в основном у культурных растений.

Г) аллополиплоидия – приводит к кратному увеличению числа хромосом, в основном у бесполых межвидовых гибридов.

 

  1. Хромосомное – изменяет структуру отдельных хромосом в результате разрыва и воссоединений:

А) делеция – утрата хромосомой какого-либо участка.

Б) дупликация – удвоение какого-либо участка хромосом.

В) инверсия – переворот какого-либо участка на 180 градусов.

Г) транслокация – перемещение участка одной хромосомы на другую негомологичную.

Д) транспозиция – вставка фрагмента с несколькими генами в участок другой хромосомы.

 

  1. Генные – изменение структуры отдельных генов.

 

Вопрос 18

Классификация наследственных заболеваний:

  1. Геномные (болезнь Дауна)
  2. Хромосомные.
  3. Генные (

 

 

Вопрос 19

 

Генетический материал человека как и всех клеточных форм жизни представлен молекулой ДНК. ДНК человека м.б. классифицирован на:

  1. Хромосомную (располагаются в ядре клетки, где вместе с белками образуют хромосому).
  2. Экстрахромосомная (в митохондриях, центриолях).

Кариотип человека насчитывает 46 хромосом, который относят к 3 морфологическим типам: нетоцентрические, субметацентрические, акроцентрические.

  1. Запрещены эксперименты на людях.
  2. У человека длительное время полового созревания, а также длительное время вынашивания плода.
  3. Сложный кариотип. Большое количество хромосом.

 

Вопрос 20

 

Методы изучения генетики человека:

  1. Генеалогический – метод составления родословных. С помощью этой схемы можно определить: тип наследования, наличие сцепленных генов, зиготность членов семьи, вероятность наследования признаков в поколениях.

Он включает в себя несколько этапов:

Этап 1. Сбор информации (опрос, анкетирование).

Этап 2. С помощью спецсимволов составляется родословная схема по особым правилам.

А) Составление родословной начинается в пробанда (человека, обратившегося к генетику).

Б) Все лица одного поколения находятся в одной горизонтальной строчке. Братья и сестры – сибсы.

В) Арабскими цифрами нумеруются все члены одного поколения слева направо. Римскими – нумеруются поколения сверху вниз.

Этап 3. Анализ родословной схемы.

 

  1. Цитогенетический – позволяет изучить кариотип: количество хромосом, структуру хромосом.
  2. Биохимический – основан на исследовании биологических жидкостей для выявления патологических состояний обмена веществ в человеке.
  3. Близнецовый – он позволяет выявить роль генотипа и факторов среды в формировании признака.

Монозиготные близнецы – одинаковые, однояйцовые – формируются из одной зиготы.

Дизиготные – разнояйцовые, неидентичные – развиваются из разных зигот.

 

Вопрос 21

Основы селекции.

 

Селекция - это наука, которая разрабатывается на основе достижении генетики, молекулярной биологии и других биологических наук. Теорию и методы выведения новых пород животных, сортов растений, штаммов, микроорганизмов.

 

Порода – популяцияорганизмов, искусственно полученная человеком в результате селекции, обладающая признаками полезными и нужными человеку и наследственно закрепленными, т. е они создаются человеком специально для получения определенного вида продукта. Эволюция домашних животных и культурных растений отличается от эволюции животных и растений в данной природе т.к там действуют законы данной природы.

 

Крупнейший русский ученый Вавилов (1887-1943) дал такое определение «Селекция – это эволюция, направленная волей человека »

Задачи селекции:

1) Повышение урожайности сортов растений и продуктивности пород животных и штаммов, микроорганизмов.

2) Создание устойчивых к заболеваниям и климатических условиям сортов и пород.

3) Получение сортов, пород и штаммов пригодных для механизирования или промышленного выращивания и развития

Методы селекции:

· Изучение существующего в природе многообразие видов, пород и сортов для использования их в качестве исходного материала для селекции.

· Искусственный отбор особей обладающих важными для селекционера признаками.

· Гибридизация

 

· Использование полиплоидии

 

 

Гибридизация, скрещивание организмов

 

Селекция животных:

1) Искусственный отбор,(одомашнивание)

2) Гибридизация.

a) Инбридинг - скрещивание братьев и сестер или родителей или потомков.

b) Аутбридинг - неродственное скрещивание между особями одной породы, чем дальше родство тем отдаление гибридизация.

Гетерозис – гибридная мощность, явление повышенной жизнеспособности и продуктивности гибридов первого поколения, по сравнению с гибридами родителей.

 

Отдаленная гибридизация – межвидовые гибриды (тонкорунных овец с архаром(горный баран) следовательно создана новая порода монорунных архабаранов

.

С елекция растений:

Массовый – это выделение групп особей сходных по признакам необходимых человеку без проверки генотипа.

Индивидуальный – получают и оценивают потомство каждого отдельного растения в роду поколений.

 

Чистаялиния – группа растений, которые являются потомками одной гомозиготной самоопыляемой группы.

 

Гибридизация:

 

Аутбридинг - межвидовое скрещивание.

Инбридинг - скрещивание одного сорта.

 

Отдаленнаягибридизация – скрещивает организмы которые относятся к разным видам и даже родам.

Полиплоидия – происходит увеличение разных клеток и всего растения, вследствие умножения числа набора хромосом, а так же повышается устойчивость к патогенным организмам и неблагоприятном факторам среды. Повышается жизнеспособность.

 

Мутагенез – вызывает мутации у растений.

С елекция микроорганизмов:

Микроорганизмы играют важную роль в биосфере и жизни человека.

 

Особенности:

1) Неограниченное кол-во материалов для работы.

2) Эффективное использование мутационного процесса

3) Простота генетических организаций бактерий

 

Методы:

1) Конъюгация (обмен ген информацией)

2) Трансдукция (перенос генов из одной бактерии в другую)

3) Трансформация- перенос ДНК, изолированной из одной клетки в другие)

4) Амплификация(увеличение числа копий нового гена)

5) Мутагенез(искусственный отбор)

 

Вопрос 22

Экология – это наука о взаимоотношениях между организмами и средой обитания.

Экология изучает уровни организации живого:

  1. Организменный – изучает приспособленность организмов к факторам среды, их численность.
  2. Популяционно-видовой – изучает взаимоотношения между особями внутри популяции.
  3. Экосистемный – изучает сообщества организмов и взаимосвязи в природных системах.

Задачи экологии:

  1. Изучение распространения живых организмов в пространстве, в том числе в связи с человеческой деятельностью.
  2. Создание научной основы рационального использования природных ресурсов.
  3. Прогнозирование – предсказание изменений природы под влиянием деятельности человека.
  4. Сохранение среды обитания человека.

Методы экологии:

  1. Наблюдение – мониторинг.
  2. Эксперименты – опыты.
  3. Моделирование.

 

Вопрос 23

 

Экологические факторы – это условия среды, оказывающие влияние на существование и географическое распространение живых организмов.

Факторы среды:

  1. Абиотические – факторы неживой природы – климатические: температура, влажность воздуха, местные: рельеф, соленость воды.
  2. Биотические – влияние живых организмов друг на друга. Н., конкуренция за пищу, свет, самку.
  3. Антропогенные – деятельность человека, которая прямо или косвенно влияет на виды растений и животных, загрязняет окружающую среду.

 

Вопрос 24

 

Среды обитания:

  1. Водная (рыбы, раки)
  2. Наземно-воздушная (птицы, бабочки, лоси)
  3. Почвенная (крот, дождевой червь)
  4. Организменная (паразиты)

 

Условия среды – это изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды, на которые организмы реагируют по-разному.

Толерантность – способность организмов выдерживать изменения условий среды.

Эврибионты – организмы, способные жить при различных условиях среды.

Стенобионты – организмы, требующие строго определенных условий среды, способные существовать только при определенном значении фактора.

Интенсивность фактора, наиболее благоприятная для жизнедеятельности – оптимальная.

Фактор, ограничивающий распространение вида – лимитирующий.

 

Вопрос 25

 

 

Популяция – это группы особей одного вида, длительно населяющих определенную часть ареала, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство.

Свойства:

  1. Самовоспроизводство и саморегуляция.
  2. Устойчивость во времени и пространстве.
  3. Популяция обладает изменчивостью и это повышает устойчивость вида к местным изменениям условий жизни.

Численность – это общее количество особей в данной популяции.

Плотность – это число особей на единицу площади, объема воды или почвы.

Структура популяции:

  1. Возрастная – соотношение особей по возрасту:

А) дорепродуктивный;

Б) репродуктивный;

В) пострепродуктивный.

При благоприятных условиях в популяции присутствуют все возрастные группы и поддерживают стабильность численности.

  1. Половая – соотношение количества самцов и самок. Изменение половой структуры отражается на ее роли в экосистеме. Соотношение между рождаемостью и смертность называется динамикой численности.
  2. Пространственная – особенности размещения особи в пространстве:

А) случайное распределение

Б) равномерное распределение

В) групповое распределение.

 

Вопрос 26

Экосистемы- группы взаимодействия организмов со средой обитания.

Типы экосистем:

  1. Естественная
  2. Искусственная

В 1942 году отечественный ученый Сукачев создал учение о биогеоценозе.

Биогеоценоз – это открытая природная система, состоящая из живых и неживых компонентов, занимающая территорию со сравнительно однородным растительным сообществом, характеризующаяся движением и развитием.

Н, степь, березовая роща, сосновый лес, смешанный лес.

В состав биогеоценозов входит биоценоз – это комплекс взаимосвязанных видов или популяций разных видов.

 

Вопрос 27

 

По типу питания организмы делят на:

  1. Автотрофы (сам питаюсь) – синтезируют сами органические вещества из неорганических.
  2. Гетеротрофы – питаются готовыми органическими веществами (грибы, животные, бактерии, человек).

Продуценты – это автотрофные организмы (растения).

Консументы – потребители органических веществ.

Редуценты – разрушители органических веществ (грибы, бактерии).

Пищевая цепь – это последовательность групп организмов, каждая из которых служит пищей для последующей.

Вопрос 28

 

Виды живых организмов на одной территории вступают в различные отношения между собой. Взаимодействия между организмами могут оказать влияния на условия жизни и на живые организмы.

Влияние организмов могут быть 3 типов:

  1. благоприятное – полезное
  2. неблагоприятное – вредное
  3. отсутствие влияния – безразличное

 

Типы межвидовых взаимоотношений:

  1. Симбиоз (+ +) – взаимополезные отношения (отношение цветов с пчелами)
  2. Конкуренция (- -) – взаимовредные отношения, соревнования, соперничество (у растений за свет, влагу, питательные вещества, у животных за территорию, пищу, самку)
  3. Хищничество (+ -) – отношения хищник-жертва (хищник – волк, лиса, жертва – заяц, мышь)
  4. Паразитизм (+ -) – отношения хозяин-паразит (бактерии, блохи, вши, аскариды и т.д.)

 

Вопрос 29

 

I. Агроценозы – экосистемы, созданные человеком. Н, поля, огороды, сады, парки, пастбища.

В агроценоза существуют группы организмов: продуценты, консументы, редуценты.

Питательные вещества: макроэлементы и микроэлементы.

Отличие от биогеоценоза:

  1. Разное направление отбора.
  2. Использование энергии разное.
  3. Соотношение питательных веществ, круговорота веществ.
  4. Биогеоценозы – самосинтезирующие экосистемы.

 

II. Структура городской системы:

  1. Природно-климатический комплекс – объединяет аб


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: